Напоминание

Урок обобщения и систематизации знаний


Автор: Титоренко Светлана Ивановна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Урок обобщения и систематизации знаний
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство труда и социальной защиты Саратовской области

ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Педагогические технологии

в аспекте взаимодействия теоретического и

производственного обучения

(урок обобщения и систематизации знаний)

Мастер производственного обучения – Титоренко С.И.

Саратов 2021

Важным и необходимым условием для глубокого и осознанного

усвоения учебного материала в процессе обучения является систематизация

и

обобщение

знаний

обучающихся. Систематизация

и

обобщение

способствуют формированию прочных и систематичных знаний, умений и

навыков, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, сравнение,

аналогия,

обобщение,

конкретизация.

Без

уроков

обобщения

и

систематизации

знаний,

называемых

также

уроками

обобщающего

повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения обучающимися

учебного материала.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в

конце полугодия, года. Они могут быть итоговыми уроками. Этот урок

имеет

самые

большие

возможности

интеграции

и

реализации

межпредметных связей. На уроке обучающиеся включаются в различные

виды

деятельности

(проводятся

беседы,

самостоятельные

работы,

выступления обучающихся, выполнение заданий и т.п.).

Эффективность

урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные

виды

репродуктивно-поисковой,

частично

поисковой,

творческой

деятельности обучающихся. Урок не достигает своей цели, если отдается

предпочтение

обычной

воспроизводящей

деятельности.

Преподаватель

готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на

ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее,

чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить и

систематизировать знания.

На

этих

уроках

восстанавливаются

знания,

умения

и

навыки,

предупреждается их забывание. На этой основе строится переход к более

высокому

уровню

оперирования

ими,

использованию

в

нетипичных

ситуациях. На урок обобщения и систематизации знаний выявляется уровень

усвоения учащимися основных фактов, понятий, навыков темы, раздела,

курса.

Эти

уроки

развивают

логическое

мышление

обучающихся,

контролируют качество знаний и умений учащихся.

Можно выделить два вида целей данных уроков:

Содержательные: выявление уровня знаний, умений и навыков

обучающихся по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации

знаний, формулирование обобщения знаний по предмету

Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического

восприятия

окружающей

действительности,

создание

условий

для

самооценки

обучающихся,

развитие

пространственного

мышления,

творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать

в

группе,

развитие

познавательного

интереса,

обучение

приемам

самоанализа,

сопоставления,

сравнения,

развитие

умения

обобщения,

систематизации знаний.

Особенно внимательно следует отнестись к выбору дидактического

материала. Для уроков данного типа лучше всего подходят сводные таблицы,

инфографические материалы, образцы, инструкционные карты, дающие

наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по

таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или

схему, образец важно обращать внимание обучающихся на взаимосвязь

отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать

сравнивать, сопоставлять те или иные факты. В начале

урока важно

выделить основные проблемы, ошибки, возникшие при изучении данной

темы, раздела, разобрать с обучающимися причины их возникновения,

способы предупреждения и устранения.

Можно

использовать

на

уроках

производственного

обучения

следующие формы систематизации:

индивидуальная,

групповая

фронтальная.

1. Индивидуальная систематизация.

При индивидуальном контроле каждый обучающейся получает свое

задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая

форма систематизации целесообразна в случае, если требуется выяснить

индивидуальные

знания,

способности

и

возможности

отдельных

обучающихся.

2. Групповая систематизация.

При проведении такой систематизации знаний группа временно

делится на несколько подгрупп (от 2 до5 чел) и каждой подгруппе дается

проверочное задание. В зависимости от цели систематизации подгруппам

предлагают одинаковые или разные задания.

3. При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В

процессе

этой

систематизации

изучается

правильность

восприятия

и

понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях

обучающихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и

ответах обучающихся. Это позволяет

вовремя наметить меры по их

преодолению и устранению.

1.Игровая технология. Одной из наиболее эффективных современных

педагогических

технологий

при

проведении

уроков

систематизации

обобщения является игровая технология, введение в учебную деятельность

элемента соревнования.

Она

помогает заинтересовать обучающихся,

стимулировать их применить уже имеющиеся знания в конкретных

ситуациях,

активизировать

их

деятельность,

позволить

им

самореализоваться. Игровые технологии способствуют развитию ключевых

компетенций, здесь происходит обмен информацией, формируются навыки

общения и взаимодействия. Одновременно происходит обогащение знаний и

личностного опыта, необходимого в дальнейшей жизни.

2.Технология дифференцированного обучения.

Дифференцированный подход - выделение групп обучающихся на

основе дифференциации: по знаниям, способностям, при котором каждый

обучающейся имеет возможность овладеть учебным материалом на разных

уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и

индивидуальных особенностей личности. Смысл дифференцированного

обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого

ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления,

познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее

целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы

заданий на уроке. На уроке обобщения и систематизации знаний разные

группы обучающихся могут включаться в выполнение различных заданий с

той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного

материала.



В раздел образования