Автор: Титоренко Светлана Ивановна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Урок обобщения и систематизации знаний
Раздел: среднее профессиональное
Министерство труда и социальной защиты Саратовской области
ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Педагогические технологии
в аспекте взаимодействия теоретического и
производственного обучения
(урок обобщения и систематизации знаний)
Мастер производственного обучения – Титоренко С.И.
Саратов 2021
Важным и необходимым условием для глубокого и осознанного
усвоения учебного материала в процессе обучения является систематизация
и
обобщение
знаний
обучающихся. Систематизация
и
обобщение
способствуют формированию прочных и систематичных знаний, умений и
навыков, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, сравнение,
аналогия,
обобщение,
конкретизация.
Без
уроков
обобщения
и
систематизации
знаний,
называемых
также
уроками
обобщающего
повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения обучающимися
учебного материала.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в
конце полугодия, года. Они могут быть итоговыми уроками. Этот урок
имеет
самые
большие
возможности
интеграции
и
реализации
межпредметных связей. На уроке обучающиеся включаются в различные
виды
деятельности
(проводятся
беседы,
самостоятельные
работы,
выступления обучающихся, выполнение заданий и т.п.).
Эффективность
урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные
виды
репродуктивно-поисковой,
частично
поисковой,
творческой
деятельности обучающихся. Урок не достигает своей цели, если отдается
предпочтение
обычной
воспроизводящей
деятельности.
Преподаватель
готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на
ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее,
чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить и
систематизировать знания.
На
этих
уроках
восстанавливаются
знания,
умения
и
навыки,
предупреждается их забывание. На этой основе строится переход к более
высокому
уровню
оперирования
ими,
использованию
в
нетипичных
ситуациях. На урок обобщения и систематизации знаний выявляется уровень
усвоения учащимися основных фактов, понятий, навыков темы, раздела,
курса.
Эти
уроки
развивают
логическое
мышление
обучающихся,
контролируют качество знаний и умений учащихся.
Можно выделить два вида целей данных уроков:
Содержательные: выявление уровня знаний, умений и навыков
обучающихся по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации
знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического
восприятия
окружающей
действительности,
создание
условий
для
самооценки
обучающихся,
развитие
пространственного
мышления,
творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать
в
группе,
развитие
познавательного
интереса,
обучение
приемам
самоанализа,
сопоставления,
сравнения,
развитие
умения
обобщения,
систематизации знаний.
Особенно внимательно следует отнестись к выбору дидактического
материала. Для уроков данного типа лучше всего подходят сводные таблицы,
инфографические материалы, образцы, инструкционные карты, дающие
наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по
таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или
схему, образец важно обращать внимание обучающихся на взаимосвязь
отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать
сравнивать, сопоставлять те или иные факты. В начале
урока важно
выделить основные проблемы, ошибки, возникшие при изучении данной
темы, раздела, разобрать с обучающимися причины их возникновения,
способы предупреждения и устранения.
Можно
использовать
на
уроках
производственного
обучения
следующие формы систематизации:
индивидуальная,
групповая
фронтальная.
1. Индивидуальная систематизация.
При индивидуальном контроле каждый обучающейся получает свое
задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая
форма систематизации целесообразна в случае, если требуется выяснить
индивидуальные
знания,
способности
и
возможности
отдельных
обучающихся.
2. Групповая систематизация.
При проведении такой систематизации знаний группа временно
делится на несколько подгрупп (от 2 до5 чел) и каждой подгруппе дается
проверочное задание. В зависимости от цели систематизации подгруппам
предлагают одинаковые или разные задания.
3. При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В
процессе
этой
систематизации
изучается
правильность
восприятия
и
понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях
обучающихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и
ответах обучающихся. Это позволяет
вовремя наметить меры по их
преодолению и устранению.
1.Игровая технология. Одной из наиболее эффективных современных
педагогических
технологий
при
проведении
уроков
систематизации
обобщения является игровая технология, введение в учебную деятельность
элемента соревнования.
Она
помогает заинтересовать обучающихся,
стимулировать их применить уже имеющиеся знания в конкретных
ситуациях,
активизировать
их
деятельность,
позволить
им
самореализоваться. Игровые технологии способствуют развитию ключевых
компетенций, здесь происходит обмен информацией, формируются навыки
общения и взаимодействия. Одновременно происходит обогащение знаний и
личностного опыта, необходимого в дальнейшей жизни.
2.Технология дифференцированного обучения.
Дифференцированный подход - выделение групп обучающихся на
основе дифференциации: по знаниям, способностям, при котором каждый
обучающейся имеет возможность овладеть учебным материалом на разных
уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и
индивидуальных особенностей личности. Смысл дифференцированного
обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого
ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления,
познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее
целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы
заданий на уроке. На уроке обобщения и систематизации знаний разные
группы обучающихся могут включаться в выполнение различных заданий с
той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного
материала.