Автор: Косова Алла Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ гимназия "Богородская" № 1797 Населённый пункт: Москва Наименование материала: конспект Тема: "Дымковское царство-государство" Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие в подготовительной группе по
теме: «Дымковское царство-государство».
Образовательная область «Художественно-
эстетическое развитие».
Цель:
- познакомить с историей дымковской игрушки, особенностями дымковской росписи,
ее цветовой гаммой, особенностями узора; учить сравнивать дымковскую игрушку с
филимоновской ; совершенствовать технические умения и навыки в работе с
аккуратно выводя узоры. Как можно не полюбить такую игрушку?!
Воспитатель: у меня есть сундучок, в нем лежат картинки с
дымковскими игрушками. Я буду доставать картинку, а ребятки
прочитают стихи о ней.
Дети читают стихи про дымковские игрушки.
Барышня
Посмотри, как хороша
Эта девица – краса,
Туга чёрная коса,
Щёки алые горят
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебёдушка плывёт
Песню тихую поёт.
Индюк.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребёшок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Олень
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Уточка
Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек-марфуточек купаться ведет”.
(Т.А. Маврина)
Барышня
Модница-нарядница, вы куда идете?
С зонтиком и с сумочкой глиняная тетя.
Кофточка цветная,
Юбка расписная,
Шляпа трехэтажная-
Статная и важная .
Посмотри как хороша
Эта девица-душа.
В- ль: мне очень понравилось как вы рассказали о дымковских игрушках.
Воспитатель: давайте немного отдохнем и выполним физ.мин «Олень».
Воспитатель: из села Дымково к нам приехала Мастерица , встречайте
ее. ( под русскую народную музыку входит Мастерица).
Воспитатель: Здравствуй, Мастерица-русская девица. Что это у тебя в
руках?
Мастерица: Это свистулька . Такие свистульки дымковские мастера
делали для праздника «Свистопляска». Позднее этот праздник
превратился в простую ярмарку. Ребята
,
вы знаете, что такое ярмарка?
Ярмарка - это торговля различными товарами. А еще , ярмарка -это
веселый праздник с песнями, плясками, играми.
Мастерица : знаю я одну русскую народную игру. Только нужно быть
очень шустрыми.
Проводится русская народная игра «Платочек».
( Дети встают в круг . Мастерица передает платок и произносит слова:
Наш платочек голубой
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга.
( У кого платочек останется в руках, тот выходит в круг.)
Покружись, попляши
И платочек покажи!
(Тот кто стоит в кругу пляшет с платочком под музыку. )
Мастерица: ну ребятки молодцы, наигралась от души, только вот делу
время , а потехе час. Умеете ли вы ребятки фантазировать?
Дети: да.
Нарисуйте мне в подарок дымковское царство-государство.
Как вы думаете, какие будут там дома? Кто будет в нем жить?
Воспитатель: ребята, вы готовы выполнить просьбу Мастерицы?
Воспитатель : А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую .
Но что же это – мастерская закрыта?!
Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 3 вопроса:
1.
Как называется праздник – где люди продавали свои изделия?
2.
Из какой глины лепили дымковские игрушки?
3.
Чем белили дымковскую игрушку?
Воспитатель : Мастерская открыта – проходим и приступаем к
работе.
Воспитатель: давайте еще раз вспомним элементы дымковской росписи.
Дети: круги, точки, волнистые линии, решетки.
Воспитатель: какие краски вы будете использовать?
Дети: яркие.
Воспитатель: какие части у дымковских игрушек вы закрасите в один
цвет?
Дети: у животных(рога, грива, хвост, копыта), у барышни (кокошник,
кофта, оборки), у домов крыши.
Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку
(помощь затрудняющимся детям, инд.раб.)
Готовые работы выкладывают на общий стол ,дети их рассматривают.
Воспитатель: Ну и царство-государство!
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Мастерица: Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера!
Благодарит и уходит.
Воспитатель: Были мы с вами сегодня не просто ребятами, а
дымковскими мастерами, украшали игрушки. Вы все очень постарались,
поэтому игрушки получились яркие, нарядные, красивые.
Все вы молодцы!
Логика образовательной деятельности.
1.Организационный игровой момент.
Цель: средствами театрализованного представления вызвать интерес к
деятельности.
2. Беседа о происхождении «Дымковской игрушки».
Цель: закрепить знания о том, где зарождалась народная игрушка из
глины.
3. Чтение стихотворений «Дымковские игрушки».
Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к
образцам русского народного декоративно – прикладного искусства
средствами художественной литературы.
4. Физкультурная пауза «Олень».
Цель: Способствовать двигательной активности детей игровыми
упражнениями.
5. «Русская народная игра «Платочек».
Цель: развития современной игровой культуры, продолжать знакомить с
русскими народными играми.
6. Продуктивная деятельность. Рисование дымковского царства-
государства.
Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи
дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по
собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью.
Формировать умение выделять элементы геометрического узора
дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-
горошины).
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие
способности. Углублять эстетические познания о народном
декоративно-прикладном искусстве.
Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность