Напоминание

"Дымковское царство-государство"


Автор: Косова Алла Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия "Богородская" № 1797
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект
Тема: "Дымковское царство-государство"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Дымковское царство-государство». Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие».
Цель:

- познакомить с историей дымковской игрушки, особенностями дымковской росписи,

ее цветовой гаммой, особенностями узора; учить сравнивать дымковскую игрушку с

филимоновской ; совершенствовать технические умения и навыки в работе с

красками; развивать эстетический вкус, творческие способности.

Интеграция:

« Художественно - эстетическое развитие»:

- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности

дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие

элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание

расписать любые игрушки;

- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки,

полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);

-учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание

цветов, передавать свое отношение к рисунку ;

- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию;

-развитие музыкально - художественной деятельности.

«Познание»:

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора,

воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду

народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

« Социально - коммуникативное развитие»:

- воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим,

формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;

- развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми по поводу, процессу и

результатам продуктивной деятельности.

«Речевое развитие»:


- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Материалы и оборудование к занятию:

-гуашевые краски, кисточки, баночки для воды, салфетки, силуэты дымковских

игрушек, сундук, магнитная доска, картинки «Дымковские игрушки», картинки

«Филимоновские игрушки» , платок, фонограмма русской народной музыки.
Ход занятия.
Группа оформлена как русская горница.

Воспитатель встречает детей: « Милости прошу, гости дорогие, себя

покажите, посмотрите мою горницу, у меня здесь много необычного. Все

создано с любовью народными умельцами.

Воспитатель: что такое горница?

Дети: самое большое и светлое помещение в избе.

Воспитатель: Сядем мирком — да и поговорим ладком.

Изба детьми весела.

Все дети вместе – и душа на месте.

Сядем ровнее – будем здоровее.

Отгадайте мою загадку ,и вы узнаете о чем мы будем говорить.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и бараны смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня

Собаки, гусары и рыбы

А ну назовите меня.

Дети: дымковская игрушка.


Просмотр презентации «Дымковская игрушка».

Воспитатель сопровождает презентацию стихами:

Посмотри сюда, дружок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом.

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали и село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

О древней дымковской игрушке


Поведем сейчас рассказ.

В- ль: Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев.

Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных предметов.

Все ли предметы на нашей выставке мы можем отнести к дымковской

игрушке?( На выставке кроме дымковских игрушек висят образцы

филимоновских игрушек)

Почему?

В- ль: Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?

Дети: делали эту игрушку из глины

В- ль: но глина коричневая не красивая, как же игрушки получились такие

веселые, нарядные?

Дети: сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи,

покрывали белой краской и расписывали.

В- ль: посмотрите какие элементы росписи использовали мастера для

игрушки?

Дети: круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

В- ль: какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?

Дети: малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

В- ль: а как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Воспитатель: Дымковская игрушка броская и яркая. От нее веет

радостью, доброй улыбкой. Расписывают игрушки мягкой кисточкой,

аккуратно выводя узоры. Как можно не полюбить такую игрушку?!

Воспитатель: у меня есть сундучок, в нем лежат картинки с

дымковскими игрушками. Я буду доставать картинку, а ребятки

прочитают стихи о ней.

Дети читают стихи про дымковские игрушки.
Барышня
Посмотри, как хороша Эта девица – краса, Туга чёрная коса, Щёки алые горят Удивительный наряд: Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива. Как лебёдушка плывёт Песню тихую поёт. Индюк. Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок, А высокий гребёшок, Красной краскою горя, Как корона у царя.
Олень Через горные отроги, Через крыши деревень Красноногий, желторогий Мчится глиняный олень. Кони Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил! И за хвост не удержаться, Если гриву упустил! Уточка Уточка-Марфуточка бережком идет, Уточек-марфуточек купаться ведет”. (Т.А. Маврина) Барышня Модница-нарядница, вы куда идете? С зонтиком и с сумочкой глиняная тетя. Кофточка цветная, Юбка расписная, Шляпа трехэтажная- Статная и важная .
Посмотри как хороша Эта девица-душа.
В- ль: мне очень понравилось как вы рассказали о дымковских игрушках.

Воспитатель: давайте немного отдохнем и выполним физ.мин «Олень».

Воспитатель: из села Дымково к нам приехала Мастерица , встречайте

ее.
( под русскую народную музыку входит Мастерица).
Воспитатель: Здравствуй, Мастерица-русская девица. Что это у тебя в

руках?

Мастерица: Это свистулька . Такие свистульки дымковские мастера

делали для праздника «Свистопляска». Позднее этот праздник

превратился в простую ярмарку. Ребята
,
вы знаете, что такое ярмарка?

Ярмарка - это торговля различными товарами. А еще , ярмарка -это

веселый праздник с песнями, плясками, играми.

Мастерица : знаю я одну русскую народную игру. Только нужно быть

очень шустрыми.

Проводится русская народная игра «Платочек».

( Дети встают в круг . Мастерица передает платок и произносит слова:

Наш платочек голубой

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

Выбирай скорее друга.

( У кого платочек останется в руках, тот выходит в круг.)

Покружись, попляши

И платочек покажи!

(Тот кто стоит в кругу пляшет с платочком под музыку. )

Мастерица: ну ребятки молодцы, наигралась от души, только вот делу

время , а потехе час. Умеете ли вы ребятки фантазировать?


Дети: да.

Нарисуйте мне в подарок дымковское царство-государство.

Как вы думаете, какие будут там дома? Кто будет в нем жить?

Воспитатель: ребята, вы готовы выполнить просьбу Мастерицы?

Воспитатель : А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую .



Но что же это – мастерская закрыта?!



Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 3 вопроса:

1.

Как называется праздник – где люди продавали свои изделия?

2.

Из какой глины лепили дымковские игрушки?

3.

Чем белили дымковскую игрушку?

Воспитатель : Мастерская открыта – проходим и приступаем к

работе.

Воспитатель: давайте еще раз вспомним элементы дымковской росписи.

Дети: круги, точки, волнистые линии, решетки.

Воспитатель: какие краски вы будете использовать?

Дети: яркие.

Воспитатель: какие части у дымковских игрушек вы закрасите в один

цвет?

Дети: у животных(рога, грива, хвост, копыта), у барышни (кокошник,

кофта, оборки), у домов крыши.

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку

(помощь затрудняющимся детям, инд.раб.)

Готовые работы выкладывают на общий стол ,дети их рассматривают.

Воспитатель: Ну и царство-государство!


Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Мастерица: Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера!

Благодарит и уходит.

Воспитатель: Были мы с вами сегодня не просто ребятами, а

дымковскими мастерами, украшали игрушки. Вы все очень постарались,

поэтому игрушки получились яркие, нарядные, красивые.

Все вы молодцы!
Логика образовательной деятельности.
1.Организационный игровой момент.

Цель: средствами театрализованного представления вызвать интерес к

деятельности.

2. Беседа о происхождении «Дымковской игрушки».

Цель: закрепить знания о том, где зарождалась народная игрушка из

глины.

3. Чтение стихотворений «Дымковские игрушки».

Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к

образцам русского народного декоративно – прикладного искусства

средствами художественной литературы.

4. Физкультурная пауза «Олень».

Цель: Способствовать двигательной активности детей игровыми

упражнениями.


5. «Русская народная игра «Платочек».

Цель: развития современной игровой культуры, продолжать знакомить с

русскими народными играми.

6. Продуктивная деятельность. Рисование дымковского царства-

государства.

Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи

дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по

собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью.

Формировать умение выделять элементы геометрического узора

дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-

горошины).

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие

способности. Углублять эстетические познания о народном

декоративно-прикладном искусстве.

Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность

детям почувствовать себя народным мастером.







В раздел образования