Напоминание

Искусство Древнего Египта


Автор: Волотовская Юлия Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №639 с углубленным изучением иностранных языков
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Искусство Древнего Египта
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока «Искусство Древнего Египта»

Название: Искусство Древнего Египта

Автор: Волотовская Ю.А.

Цель: Сформировать целостное представление об искусстве Древнего Египта

Возраст: 5 класс

Средства обучения: проектор, презентация, рабочий лист с индивидуальными заданиями,

карточки группам.

Ход занятия:

1. Историческая разминка: 3 мин

Ответить на вопросы:

1. В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: «Давай

приготовим упряжку быков, потому что пашня вышла из-под воды…»

Объясните эти слова старшего брата. Что он имел в виду? В каком месяце по нашему

календарю могли быть произнесены эти слова?

2. В Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, третий –

заведомо плохим.

Представлены три цвета: черный, желтый, зеленый. Почему к ним было разное

отношение?

3. В Древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аментис. В переводе это красиво

звучащее слово означает всего-навсего «запад»?

Чем объяснить подобное название «страны мертвых», данное египтянами?

2. Открытие новых знаний

Как вы думаете, чем до сих пор восхищаются многочисленные туристы, приезжающие в

Египет? (Ответы детей)

Каким словом это можно назвать? ИСКУССТВО

Обсуждение эпиграфа урока:

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге

И на всем, что видит взгляд, иероглифы пестрят.

Рыбы, и, птицы, точки, загогулины, кружочки…

Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!

Формулируем тему урока - тема нашего урока «Искусство Древнего Египта».

3. Работа с рабочим листом:

Научные знания древних египтян были тесно связаны с повседневной жизнью. Ответьте

на вопросы и докажите это суждение.

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. С чем связана потребность в письменности у египтян?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат схоже. Например, по-немецки

бумага – «папир», по-английски – «пэйпер», по-французски – «папье». По-видимому,

такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же

слова. Что это за слово? Ответь и узнаешь название письменности египтян.

_____________________________________________________________________

3. Материал для письма -

_____________________________________________________________________

Задание 2. Используя знаки-символы письменности египтян составьте предложение и

напишите его:

________________________________________

Задание 3. Составьте год вашего рождения пользуясь правилами написания чисел египтян:

(подсказка - описывали сначала единицы, затем десятки, затем сотни и т. д.).

_________________________________________

4. Рассказ учителя.

Богато и удивительно разнообразно искусство Древнего Египта, до нас дошли рисунки на

папирусе, величественные статуи, прекрасные ювелирные украшения и мн.др. Однако Древний

Египет — это в первую очередь пирамиды. Эти сооружения, где подлинное искусство сочетается с

тонким научным расчетом, поражают воображение до сих пор. Как строились пирамиды? Что

олицетворял собой сфинкс? Чем знаменита гробница Тутанхамона?

Во II тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов

в скалах и подземельях. Многие захоронения были разграблены. Лишь одну гробницу археологи

нашли нетронутой. Это была гробница Тутанхамона. Тутанхамон — имя этого фараона знает

каждый, кто имеет уши. В истории археологии нет находки более сенсационной и волнующей.

Посреди первой комнаты стоял трон на звериных лапах, покрытый золотом и украшенный

слоновой костью. Здесь же были сотни предметов, которые могли пригодиться фараону в царстве

мертвых. В главной комнате находился каменный саркофаг, в нем — второй саркофаг, во втором

— третий. Лишь в последнем, четвертом саркофаге, сделанном из чистого золота, покоилась

мумия юного фараона.

5. Разминка

Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова

движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем “фонарики”

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями

изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

6. Работа с источниками

Класс делится на три группы: Работа в группах (10 мин):

1 гр. Архитектура. Используя учебник, составить рассказ об особенностях древнеегипетской

архитектуры

2 гр. Скульптура. Используя текст учебника перечислите особые правила, которые соблюдал

скульптор, создавая каменные статуи.

3 гр. Живопись. Используя текст учебника, составить рассказ об особенностях древнеегипетской

живописи

Прослушайте сообщения учащихся и заполните таблицу из трех колонок: Архитектура/Скульптура

Живопись по следующим пунктам: Достижения/Значение для мировой культуры

Решите задачу: «Искусство портрета зародилось в Египте».

Каждому хочется выглядеть на фотографии хотя бы немного красивее, чем на самом деле! А вот

скульпторы Древнего Египта обычно не приукрашали того, кого изображали. Например, если

вельможа был в жизни уродливым карликом с непомерно большой головой и маленькими

ножками, то именно таким он и был представлен на своем скульптурном портрете.

Чем это можно объяснить? Почему египетские вельможи не гневались на мастеров, точно

передававших недостатки их внешности?

7. Рефлексия.

Что мы узнали

сегодня на уроке?

Хотелось бы вам поближе познакомиться с памятниками Древнего Египта?

Как это возможно?

Поделитесь своими впечатлениями, которые произвели на вас достижения искусства Древнего

Египта?



В раздел образования