Напоминание

"Здоровьеформирующие образовательные технологии"


Автор: Шикунова Ольга Степановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СШ №19 им.И.П.Мытарева
Населённый пункт: г. Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьеформирующие образовательные технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьеформирующие образовательные технологии

Что такое современное образование сегодня?

Почему возникла идея « Школы нового поколения»?

Эти вопросы актуальны сейчас, как никогда. Смена представлений о мире

требует и соответствующего

пересмотра взглядов на человека, на его

развитие и образование. Новое время выдвигает новые требования.

Школа нового поколения – школа успеха. Дети должны получить

возможность

раскрыть

свои

способности,

подготовиться

к

жизни

в

высокотехнологическом

конкурентном

мире.

Этой

задаче

должно

соответствовать обновленное содержание образования.

Основные направления изменения содержания образования в школе

будущего видятся мне таким:

Должны быть разработаны формы индивидуализации обучения –

созданы условия для освоения разного содержания для разных

учащихся.

Должно

быть

введено

деятельностное

содержание

образования - исследовательская, проектная, конструкторская,

менеджерская, практическая деятельность в обучении.

Должен

быть

введён

в

содержание

образования

компетентностный подход, основанный на способностях детей.

Школа

нового

поколения

-

учит

мыслить.

Зазубривание знаний, преподанных репродуктивным путём – характерная

черта

традиционного

обучения

Работа учителя- новатора направлена на развитие у учащихся умений

мыслить, рассуждать, искать решения проблем.

Этому способствует

деятельностный

подход

в

обучении,

через

применение

различных

образовательных развивающих технологий, таких как гуманно- личностные,

информационных технологии, технологии сотрудничества.

Учитель должен обладать способностью улучшать среду обучения,

проектировать психологически – комфортную среду за счет психолого-

медико- социально- правового сопровождения детей и родителей

в

образовательном процессе. Этому необходимо учиться. Потому слова

Сухомлинского «Учитель до тех пор учитель, пока он учится » актуальны и

сегодня.

Школа

нового

поколения

школа

здоровья,

в

которой

задачи

физического развития и формирования здоровья имеют приоритетное

значение.

Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и

укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной

и

эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются

здоровьесберегающие и здоровьеформирующиеся технологии.

На здоровье школьника влияют две группы факторов. Первая группа –

это факторы, не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции

ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т.д.)

Вторая группа – это управляемые факторы. Эти факторы подразумевают

использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

Предметом здоровьеформирующей образовательной среды является

образ жизни, способы измерения, сохранения и укрепления здоровья.

Дидактическими целями здоровьеформирующей образовательной среды

являются получение знаний об этом предмете и практических навыков

оздоровления. Педагогической целью - воспитание стойкой установки на

первостепенную ценность здоровья и здоровый образ жизни, то есть

изменение мировоззрения.

Для создания такой среды в школе необходимо иметь:

кабинет здорового образа жизни, который обеспечивает возможность

проведения мониторинга здоровья;

детского школьного врача, которому органами здравоохранения

предписано выполнять все необходимые действия по оздоровлению

школьников (мониторинг здоровья, контроль за санитарным

состоянием школы, контроль выполнения санитарных требований к

организации учебного процесса, питания, занятий физкультурой);

преподавателя по учебному курсу "Здоровое поколение", владеющего

не только знаниями в объеме курса, но и методикой организации

креативного учебного процесса, объединяющего врача, психолога,

родителей и учеников в решении практических задач контроля и

укрепления здоровья.

Педагог должен не только прививать ребенку умение сохранять свое

здоровье и психику в потоке стремительного роста информации и стрессов,

закреплять в сознании радостное ощущение жизни, но и уметь владеть

собой, формировать здоровьетворящее мышление, которое направлено на

достижение согласия с самим собой и окружающим миром. Конечно, многое

зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но дети проводят в школе

значительную часть дня. Поэтому к каждому ученику нужно применять

индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе

обучения.

При этом не надо заставлять учителя выполнять часть обязанностей

врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье

школьников, педагога нужно обучить технологиям, позволяющим построить

работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников.

Одним из первых признаков нежелательного влияния школы на

здоровье учащихся - утрата интереса к учебе. Желание учиться, познавать

мир, ярко выраженное в начальных классах, постепенно ослабевает у

большинства школьников, уступая место привычной необходимости, а

нередко отвращению к учебе. Это есть четкий индикатор качества работы

учителя: плохой учитель не умеет заинтересовать учебой, а ученик, для

которого

посещение

школы

тяжелое

испытание,

каждодневно

оставляет в стенах школы, частичку своего здоровья, а может еще и

забирает его у учителя.

Здоровьеформирующие

образовательные

технологии

это

совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые

дополняют традиционные технологии обучения,

воспитания, развития

задачами здоровьяформирования.

Как известно, умственная деятельность ведет к усталости и падению

работоспособности. Однако увлеченный интересной работой человек не

ощущает усталости. И наоборот, напряженная умственная работа приводит к

такой степени утомления, при которой снижается не только качество

усвоения, но и вообще способность воспринимать любую информацию.

Этим объясняется неблагоприятная тенденция к увеличению

психических и соматических заболеваний учащихся, «школьных неврозов»,

вызванной чрезмерной умственной нагрузкой.

Задача нашей школы заключается в необходимости помочь каждому

ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития,

способствовать

сохранению

и

укреплению

здоровья

ребенка,

т.е.

осуществлять

личностно-ориентированный

подход

при

обучении

и

воспитании.

Любая

личносто-ориентированная

технология

вправе

называться

здоровьефомирующей:

игровые технологии;

технологию уровневой дифференциации;

технологию проектного обучения.

технология деятельностного обучения

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания

внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от

увиденного на экране монитора, позволяет удерживать это внимание в

течение всего урока.

Наглядность,

возможность

изменять

темп

и

формы

изучения

материала, его образно-художественное представление - все это делает

компьютер

незаменимым

помощником

учителя

в

деле

снижения

утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника

является практически неограниченные возможности учителя строить урок

так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.

Уроки

с

использованием

компьютерной

техники

подтверждают

эффективность и целесообразность распространения здоровьеформирующих

технологий.

При повторении, обобщении и контроле педагогами часто применяется

методика

свободного

выбора

учащимися

разноуровневых

заданий.

Используется работа по группам, дополнительные индивидуальные занятия

со отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими,

приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию

на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть

индивидуальность детей.

Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время

урока

и

слабое

разнообразие

видов

учебной

деятельности.

В

противодействие этому в процесс обучения, особенно в начальных классах и

в

средней

школе,

проводятся

«динамические

паузы»,

специально

составленное расписание, учитывающее возрастные особенности детей,

смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с

новыми санитарно-гигиеническими нормами.

Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках благотворно

влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют

нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся,

снимают статические нагрузки.

В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не

требующие

сложной координации движений.

Динамические паузы

и

физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для

снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.

Отдельное внимание педагоги уделяют объему и сложности материала,

задаваемого на дом. Основные его пункты разбираются на уроке совместно с

учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось

только повторить. Интересен опыт некоторых учителей, которые оценивают

усвоение материала сразу после его объяснения и краткого обобщения.

Хорошо дидактически «проработанный» урок – он же и самый

здоровьеориентированный для всех его участников.

Основой

здоровьеформирующих

технологий

является

соблюдение

педагогом таких принципов, как:

Учет возрастно-половых особенностей.

Учет

состояния

здоровья

ученика

и

его

индивидуальных

психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и

средств обучения.

Структурирование урока на три части в зависимости от уровня

умственной работоспособности учащихся.

Использование

здоровье

сберегающих

действий

для

сохранения

работоспособности и расширения функциональных возможностей

организма учащихся. К ним можно отнести:

Оптимальную плотность урока;

Чередование видов учебной деятельности;

Наличие физкультурной пуазы;

Наличие эмоциональных разрядок;

Правильная рабочая поза;

Положительные эмоции.

Таким

образом,

здоровьесберегающие

и

здоровьеформирующие

технологии – это технологии, создающие безопасные условия пребывания,

обучения и работы в школе, решающие задачи рациональной организации

образовательного процесса, соответствия учебной и физической нагрузки

возрастным возможностям ребенка.

Методы данной технологии:

ежегодный медицинский профилактический осмотр в сентябре;

профилактические прививки;

обеспечение

двигательной

активности

(уроки

физкультуры,

физкультминутки на уроках, динамические паузы в начальной

школе);

организация здорового питания;

витаминизация;

мероприятия в период повышенной заболеваемости респираторно-

вирус-ными инфекциями и гриппом.

2. Технологии обучения здоровью:

гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами),

обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение

конфликтов, саморегуляция),

профилактика травматизма, злоупотребления психоактивными

веществами, половое воспитание.

Такие технологии реализуются через включение соответствующих тем в

предметы общеобразовательного цикла – ОБЖ, биология, обществознание,

интегрированные уроки по программе «Основы здорового образа жизни» по

всем учебным дисциплинам с 1 – 11 кл., в 2-4-х классах введен курс

«Культура питания».

3.

Разработаны

и

апробируются

методические

рекомендации

по

программе «Обучение культуре здоровья» – воспитание у учащихся

культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и

укреплению, формирование представления о здоровье как о ценности;

формирование

мотивации

на

ведение

здорового

образа

жизни,

ответственности за собственное здоровье, за здоровье семьи. Воспитание

культуры здоровья осуществляется через занятия по развитию личности

учащихся (воспитание чувства уверенности в себе и самоуважения),

внеклассные и внешкольные мероприятия,

конкурсы, а также через

реализацию детских и молодежных проектов.

4. Оздоровительные технологии – это технологии, направленные на

решение задач укрепления физического здоровья учащихся; обогащение

ресурсов здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, закаливание,

гимнастика, массаж, музыкотерапия, сказкотарапия.

Здоровый ребенок – хороший ученик. Еще В.А.Сухомлинский писал:

«Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников

главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-

нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и

поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача

и учителя».

Поэтому, создавая здоровьесберегающую среду в школе, мы достигаем

двух целей:

1. Сохраняем здоровье учащихся,

2. Добиваемся положительных результатов в учебном процессе.

Но транслировать детям можно только то, чем обладаешь сам.

А здоров ли наш учитель? В школе разработана программа «Неделя

психологического здоровья», проводятся мониторинговые исследования,

целью которых является изучение психологического здоровья учителей.

Исследования показывают, что учительство, как профессиональная группа,

отличается крайне низкими показателями физического и психического

здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в

школе.

Психологи советуют принимать себя таким, каков ты есть, со всеми

недостатками

и

достоинствами,

научиться

радоваться

самому

себе,

попробовать вернуть себе улыбку. Во-первых, она поднимает настроение, во-

вторых, располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные

эмоции учеников, в-третьих, подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть

молодо и мило.

Позитивное настроение на работе, дома способствует психологическому

оздоровлению.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в школе

Ступень

Здоровьесберегающие технологии

Начальная

школа

Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и

внеурочных мероприятий;

Индивидуальность домашнего задания;

Проведение перед первым уроком зарядки;

Проведение

на

уроке

в

момент

утомления

физкультминутки;

Проведение гимнастики для глаз.

Организация

достаточной

не

травмоопасной

двигательной активности;

Частая смена видов деятельности на уроке.

Развитие мелкой моторики руки;

Построение

учебного

процесса

с

учетом

индивидуальных особенностей здоровья ребенка.

Прогулка на свежем воздухе с включением подвижных

игр.

Среднее звено

Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и

внеурочных мероприятий;

Индивидуальность домашнего задания;

Проведение

на

уроке

в

момент

утомления

физкультминутки;

Проведение гимнастики для глаз.

Организация

достаточной

не

травмоопасной

двигательной активности;

Частая смена видов деятельности на уроке.

Построение

учебного

процесса

с

учетом

индивидуальных особенностей здоровья ребенка.

Прогулка на свежем воздухе с включением подвижных

игр.

Старшая

школа

Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и

внеурочных мероприятий;

Индивидуальность домашнего задания;

Частая смена видов деятельности на уроке.

Построение

учебного

процесса

с

учетом

индивидуальных особенностей здоровья ребенка.

Организация

достаточной

не

травмоопасной

двигательной активности;



В раздел образования