Автор: Шикунова Ольга Степановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СШ №19 им.И.П.Мытарева
Населённый пункт: г. Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьеформирующие образовательные технологии"
Раздел: среднее образование
Здоровьеформирующие образовательные технологии
Что такое современное образование сегодня?
Почему возникла идея « Школы нового поколения»?
Эти вопросы актуальны сейчас, как никогда. Смена представлений о мире
требует и соответствующего
пересмотра взглядов на человека, на его
развитие и образование. Новое время выдвигает новые требования.
Школа нового поколения – школа успеха. Дети должны получить
возможность
раскрыть
свои
способности,
подготовиться
к
жизни
в
высокотехнологическом
конкурентном
мире.
Этой
задаче
должно
соответствовать обновленное содержание образования.
Основные направления изменения содержания образования в школе
будущего видятся мне таким:
Должны быть разработаны формы индивидуализации обучения –
созданы условия для освоения разного содержания для разных
учащихся.
Должно
быть
введено
деятельностное
содержание
образования - исследовательская, проектная, конструкторская,
менеджерская, практическая деятельность в обучении.
Должен
быть
введён
в
содержание
образования
компетентностный подход, основанный на способностях детей.
Школа
нового
поколения
-
учит
мыслить.
Зазубривание знаний, преподанных репродуктивным путём – характерная
черта
традиционного
обучения
Работа учителя- новатора направлена на развитие у учащихся умений
мыслить, рассуждать, искать решения проблем.
Этому способствует
деятельностный
подход
в
обучении,
через
применение
различных
образовательных развивающих технологий, таких как гуманно- личностные,
информационных технологии, технологии сотрудничества.
Учитель должен обладать способностью улучшать среду обучения,
проектировать психологически – комфортную среду за счет психолого-
медико- социально- правового сопровождения детей и родителей
в
образовательном процессе. Этому необходимо учиться. Потому слова
Сухомлинского «Учитель до тех пор учитель, пока он учится » актуальны и
сегодня.
Школа
нового
поколения
–
школа
здоровья,
в
которой
задачи
физического развития и формирования здоровья имеют приоритетное
значение.
Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и
укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной
и
эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются
здоровьесберегающие и здоровьеформирующиеся технологии.
На здоровье школьника влияют две группы факторов. Первая группа –
это факторы, не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции
ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т.д.)
Вторая группа – это управляемые факторы. Эти факторы подразумевают
использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
Предметом здоровьеформирующей образовательной среды является
образ жизни, способы измерения, сохранения и укрепления здоровья.
Дидактическими целями здоровьеформирующей образовательной среды
являются получение знаний об этом предмете и практических навыков
оздоровления. Педагогической целью - воспитание стойкой установки на
первостепенную ценность здоровья и здоровый образ жизни, то есть
изменение мировоззрения.
Для создания такой среды в школе необходимо иметь:
кабинет здорового образа жизни, который обеспечивает возможность
проведения мониторинга здоровья;
детского школьного врача, которому органами здравоохранения
предписано выполнять все необходимые действия по оздоровлению
школьников (мониторинг здоровья, контроль за санитарным
состоянием школы, контроль выполнения санитарных требований к
организации учебного процесса, питания, занятий физкультурой);
преподавателя по учебному курсу "Здоровое поколение", владеющего
не только знаниями в объеме курса, но и методикой организации
креативного учебного процесса, объединяющего врача, психолога,
родителей и учеников в решении практических задач контроля и
укрепления здоровья.
Педагог должен не только прививать ребенку умение сохранять свое
здоровье и психику в потоке стремительного роста информации и стрессов,
закреплять в сознании радостное ощущение жизни, но и уметь владеть
собой, формировать здоровьетворящее мышление, которое направлено на
достижение согласия с самим собой и окружающим миром. Конечно, многое
зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но дети проводят в школе
значительную часть дня. Поэтому к каждому ученику нужно применять
индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе
обучения.
При этом не надо заставлять учителя выполнять часть обязанностей
врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье
школьников, педагога нужно обучить технологиям, позволяющим построить
работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников.
Одним из первых признаков нежелательного влияния школы на
здоровье учащихся - утрата интереса к учебе. Желание учиться, познавать
мир, ярко выраженное в начальных классах, постепенно ослабевает у
большинства школьников, уступая место привычной необходимости, а
нередко отвращению к учебе. Это есть четкий индикатор качества работы
учителя: плохой учитель не умеет заинтересовать учебой, а ученик, для
которого
посещение
школы
–
тяжелое
испытание,
каждодневно
оставляет в стенах школы, частичку своего здоровья, а может еще и
забирает его у учителя.
Здоровьеформирующие
образовательные
технологии
–
это
совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые
дополняют традиционные технологии обучения,
воспитания, развития
задачами здоровьяформирования.
Как известно, умственная деятельность ведет к усталости и падению
работоспособности. Однако увлеченный интересной работой человек не
ощущает усталости. И наоборот, напряженная умственная работа приводит к
такой степени утомления, при которой снижается не только качество
усвоения, но и вообще способность воспринимать любую информацию.
Этим объясняется неблагоприятная тенденция к увеличению
психических и соматических заболеваний учащихся, «школьных неврозов»,
вызванной чрезмерной умственной нагрузкой.
Задача нашей школы заключается в необходимости помочь каждому
ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития,
способствовать
сохранению
и
укреплению
здоровья
ребенка,
т.е.
осуществлять
личностно-ориентированный
подход
при
обучении
и
воспитании.
Любая
личносто-ориентированная
технология
вправе
называться
здоровьефомирующей:
игровые технологии;
технологию уровневой дифференциации;
технологию проектного обучения.
технология деятельностного обучения
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания
внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от
увиденного на экране монитора, позволяет удерживать это внимание в
течение всего урока.
Наглядность,
возможность
изменять
темп
и
формы
изучения
материала, его образно-художественное представление - все это делает
компьютер
незаменимым
помощником
учителя
в
деле
снижения
утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника
является практически неограниченные возможности учителя строить урок
так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.
Уроки
с
использованием
компьютерной
техники
подтверждают
эффективность и целесообразность распространения здоровьеформирующих
технологий.
При повторении, обобщении и контроле педагогами часто применяется
методика
свободного
выбора
учащимися
разноуровневых
заданий.
Используется работа по группам, дополнительные индивидуальные занятия
со отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими,
приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию
на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть
индивидуальность детей.
Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время
урока
и
слабое
разнообразие
видов
учебной
деятельности.
В
противодействие этому в процесс обучения, особенно в начальных классах и
в
средней
школе,
проводятся
«динамические
паузы»,
специально
составленное расписание, учитывающее возрастные особенности детей,
смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с
новыми санитарно-гигиеническими нормами.
Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках благотворно
влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют
нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся,
снимают статические нагрузки.
В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не
требующие
сложной координации движений.
Динамические паузы
и
физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для
снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.
Отдельное внимание педагоги уделяют объему и сложности материала,
задаваемого на дом. Основные его пункты разбираются на уроке совместно с
учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось
только повторить. Интересен опыт некоторых учителей, которые оценивают
усвоение материала сразу после его объяснения и краткого обобщения.
Хорошо дидактически «проработанный» урок – он же и самый
здоровьеориентированный для всех его участников.
Основой
здоровьеформирующих
технологий
является
соблюдение
педагогом таких принципов, как:
Учет возрастно-половых особенностей.
Учет
состояния
здоровья
ученика
и
его
индивидуальных
психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и
средств обучения.
Структурирование урока на три части в зависимости от уровня
умственной работоспособности учащихся.
Использование
здоровье
сберегающих
действий
для
сохранения
работоспособности и расширения функциональных возможностей
организма учащихся. К ним можно отнести:
Оптимальную плотность урока;
Чередование видов учебной деятельности;
Наличие физкультурной пуазы;
Наличие эмоциональных разрядок;
Правильная рабочая поза;
Положительные эмоции.
Таким
образом,
здоровьесберегающие
и
здоровьеформирующие
технологии – это технологии, создающие безопасные условия пребывания,
обучения и работы в школе, решающие задачи рациональной организации
образовательного процесса, соответствия учебной и физической нагрузки
возрастным возможностям ребенка.
Методы данной технологии:
ежегодный медицинский профилактический осмотр в сентябре;
профилактические прививки;
обеспечение
двигательной
активности
(уроки
физкультуры,
физкультминутки на уроках, динамические паузы в начальной
школе);
организация здорового питания;
витаминизация;
мероприятия в период повышенной заболеваемости респираторно-
вирус-ными инфекциями и гриппом.
2. Технологии обучения здоровью:
гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами),
обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение
конфликтов, саморегуляция),
профилактика травматизма, злоупотребления психоактивными
веществами, половое воспитание.
Такие технологии реализуются через включение соответствующих тем в
предметы общеобразовательного цикла – ОБЖ, биология, обществознание,
интегрированные уроки по программе «Основы здорового образа жизни» по
всем учебным дисциплинам с 1 – 11 кл., в 2-4-х классах введен курс
«Культура питания».
3.
Разработаны
и
апробируются
методические
рекомендации
по
программе «Обучение культуре здоровья» – воспитание у учащихся
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формирование представления о здоровье как о ценности;
формирование
мотивации
на
ведение
здорового
образа
жизни,
ответственности за собственное здоровье, за здоровье семьи. Воспитание
культуры здоровья осуществляется через занятия по развитию личности
учащихся (воспитание чувства уверенности в себе и самоуважения),
внеклассные и внешкольные мероприятия,
конкурсы, а также через
реализацию детских и молодежных проектов.
4. Оздоровительные технологии – это технологии, направленные на
решение задач укрепления физического здоровья учащихся; обогащение
ресурсов здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, закаливание,
гимнастика, массаж, музыкотерапия, сказкотарапия.
Здоровый ребенок – хороший ученик. Еще В.А.Сухомлинский писал:
«Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников
главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-
нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и
поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача
и учителя».
Поэтому, создавая здоровьесберегающую среду в школе, мы достигаем
двух целей:
1. Сохраняем здоровье учащихся,
2. Добиваемся положительных результатов в учебном процессе.
Но транслировать детям можно только то, чем обладаешь сам.
А здоров ли наш учитель? В школе разработана программа «Неделя
психологического здоровья», проводятся мониторинговые исследования,
целью которых является изучение психологического здоровья учителей.
Исследования показывают, что учительство, как профессиональная группа,
отличается крайне низкими показателями физического и психического
здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в
школе.
Психологи советуют принимать себя таким, каков ты есть, со всеми
недостатками
и
достоинствами,
научиться
радоваться
самому
себе,
попробовать вернуть себе улыбку. Во-первых, она поднимает настроение, во-
вторых, располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные
эмоции учеников, в-третьих, подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть
молодо и мило.
Позитивное настроение на работе, дома способствует психологическому
оздоровлению.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в школе
Ступень
Здоровьесберегающие технологии
Начальная
школа
Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и
внеурочных мероприятий;
Индивидуальность домашнего задания;
Проведение перед первым уроком зарядки;
Проведение
на
уроке
в
момент
утомления
физкультминутки;
Проведение гимнастики для глаз.
Организация
достаточной
не
травмоопасной
двигательной активности;
Частая смена видов деятельности на уроке.
Развитие мелкой моторики руки;
Построение
учебного
процесса
с
учетом
индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
Прогулка на свежем воздухе с включением подвижных
игр.
Среднее звено
Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и
внеурочных мероприятий;
Индивидуальность домашнего задания;
Проведение
на
уроке
в
момент
утомления
физкультминутки;
Проведение гимнастики для глаз.
Организация
достаточной
не
травмоопасной
двигательной активности;
Частая смена видов деятельности на уроке.
Построение
учебного
процесса
с
учетом
индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
Прогулка на свежем воздухе с включением подвижных
игр.
Старшая
школа
Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и
внеурочных мероприятий;
Индивидуальность домашнего задания;
Частая смена видов деятельности на уроке.
Построение
учебного
процесса
с
учетом
индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
Организация
достаточной
не
травмоопасной
двигательной активности;