Автор: Буракова Татьяна Ивановна Должность: преподаватель биологии Учебное заведение: ГБПОУ РО "Шахтинский педагогический колледж" Населённый пункт: город Шахты Наименование материала: авторская программа элективного курса Тема: Здоровый образ жизни Раздел: среднее профессиональное
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Авторская программа
элективного курса «Здоровый образ жизни»
Автор: Буракова Т.И.
преподаватель биологии
Шахты
Пояснительная записка
Здоровый образ жизни подрастающего поколения – наиважнейшая
проблема государства и педагогики. В последнее десятилетие состояние
здоровья россиян значительно ухудшилось, что связано с
недоброкачественным питанием, с особенностями питьевой воды, с
уменьшением физических нагрузок, увеличением стрессовых ситуаций,
растущей наркоманией, токсикоманией, алкоголизацией молодежи. Для того,
чтобы понять градации физического и психического состояния человека от
цветущего здоровья до тяжелой хронической болезни, важно иметь ясное
представление о норме. Здоровье следует рассматривать как непрерывный
процесс адаптации к социальной и внешней среде. Основы здорового образа
жизни, включающие использование физических нагрузок, умеренное
питание, закаливание, отказ от спиртного- были заложены русским народом и
отражают русские народные традиции.
Наиважнейшей проблемой на сегодняшний день является проблема
употребления ПАВ, которые вызывают психическую и физиологическую
зависимость. Это явление в России приобрело эпидемический характер. По
данным НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ вырос процент
подростков, впервые взятых на учет. Необходимо отметить, что в настоящее
время среди наркоманов практически отсутствуют лица в возрасте старше 30
лет. Потребление наркотиков несовершеннолетними почти всегда связано с
криминальным поведением. Подростки активно вовлекаются в преступный
бизнес.
Профилактика наркомании и токсикомании включает в себя систему
запретов и наказаний, санитарное просвещение. Наркомания и алкоголизм
являются одной из важнейших проблем нашего общества, вызвавшей острую
необходимость решительных и активных действий по организации
профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.
Соблюдение основных принципов ЗОЖ – не навреди, не злоупотребляй,
будь умерен – способствует долгожительству, хорошему самочувствию,
высокой работоспособности.
Тематический план элективного курса:
«Основы здорового образа жизни»
№
Наименование раздела
и тематика
Количество аудиторных часов
Всего
Теоретических
Практических и
лабораторных
I
1
2
3
ЗОЖ – наука
сохранения здоровья
Здоровый образ жизни
и пути его
формирования.
Основы
микробиологии.
Гигиена – наука
взаимоотношений
организма и среды.
6
4
1
1
2
2
1
1
II
1
2
3
4
5
6
7
8
Медико-социальные
проблемы
наркотизма,
алкоголизма,
табакурения
ПАВ – психоактивные
вещества.
Классификация ПАВ.
Влияние ПАВ на НС.
Влияние ПАВ на
органы и системы
органов. ВИЧ –
инфекция.
Алкоголизм – как
государственная
проблема.
Причины алкоголизма.
Последствия
алкоголизма.
Понятие никотинизма.
Медико-социальные
последствия.
10
9
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
III
1
2
3
Планирование семьи
IV
1
2
3
Питание и здоровье
Энергоценность
питания.
Режимы пищевой и
водный.
Продукты опасные для
жизни и здоровья.
4
4
1
1
2
V
1
2
3
4
Нравственное
здоровье.
Основные понятия
морали:
свойства, структура,
функции.
Высшие нравственные
ценности:
добро, смысл жизни.
Высшие нравственные
ценности:
долг и совесть, честь и
достоинство.
Высшие нравственные
ценности:
Счастье, семья,
любовь.
7
8
2
2
2
2
VI
1
2
Здоровье нации –
педагогическая
проблема
Региональные
особенности здоровья
школьников.
Роль учителя в
воспитании ЗОЖ
школьников.
3
4
2
2
Итого
34
30
4
Содержание учебной дисциплины
I.
Зож – наука о сохранении здоровья.
Понятие «здоровья» и «болезни», «здорового образа жизни».
Взаимосвязь клеток, органов, организма и среды. Факторы здоровья, болезни,
собственное отношение к здоровью. Пути формирования здорового образа
жизни. Понятие микробиологии, классификация возбудителей инфекционных
заболеваний. Гигиена как наука, гигиена – это взаимоотношения организма и
среды. Цели и задачи гигиены.
II. Медико-социальные проблемы наркотизма, алкоголизма,
табакокурения.
Понятие ПАВ, классификация, особенности наркотических средств,
отношение к ПАВ в молодежной среде, социально- психологическая оценка
ситуации употребления ПАВ, анализ осведомленности подростков о
проблеме ПАВ. Биологические факторы риска потребления ПАВ. Наркотики
и криминал. Семья и наркотики. Система профилактических мер. Что такое
«разъяснительная работа» Основные направления и формы работы педагога.
III. Репродуктивное здоровье.
Анатомические и физиологические особенности мальчиков и девочек.
Причины патологий репродукции. Врожденные и приобретенные
заболевания репродуктивной системы. Болезни поведения. Планирование
семьи, почему необходимо планировать семью. Демографические роблемы
России.
IV.Питание и здоровье.
Питание – важнейшая физиологическая потребность организма.
Энергетическая ценность продуктов. Рацион и режим питания. Витамины –
факторы здоровья. Пища полезная и вредная. Рафинированные продукты.
Ароматизаторы, консерванты, красители в продуктах питания.
Геномодифицированные продукты. Продукты, продлевающие жизнь.
V. Нравственное здоровье.
Основные моральные понятия, свойства морали, ее императивность
обобщающий и мировоззренческий характер. Структура морали. Моральное
сознание: долг, совесть, честь, достоинство, нравственные чувства, их
переживания. Уверенность – психологическое состояние, наличие убеждений
– заслуга. Моральная интуиция. Нравственная деятельность: структура
поступка, намерения, мотив, стимул, поиск средств и решений, действие и
самооценка. Добро, проблема определения. Добро как высшая ценность,
диалектика добра и зла, воплощение добра. Смысл жизни, семантическое
поле. Идеи сущего и должного, внутреннего и внешнего, личного и
общественного. Понятие и соотношение чести и достоинства. Этический
анализ понятия «счастье»: оценочный, императивный, мотивирующий
характер. Счастье как цель или результат. Нравственные принципы
формирования семьи. Товарищество и дружба. Любовь как высшее
человеческое чувство. Готовность к браку, функции семьи, идейный устав и
нравственны основы семьи.
VI.Здоровье нации – педагогическая проблема.
Особенности здоровья школьников региона экологически, социально
неблагополучного. Проблемы подросткового возраста. Место и роль
школьного учителя в воспитании здорового поколения. ЗОШ школьников –
важнейшая проблема педагогов. Направления работы по воспитанию
здорового образа жизни. Пути и способы решения проблемы.