Напоминание

Здоровый образ жизни


Автор: Буракова Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Шахтинский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Шахты
Наименование материала: авторская программа элективного курса
Тема: Здоровый образ жизни
Раздел: среднее профессиональное





Назад




государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»
Авторская программа

элективного курса «Здоровый образ жизни»
Автор: Буракова Т.И. преподаватель биологии Шахты

Пояснительная записка
Здоровый образ жизни подрастающего поколения – наиважнейшая проблема государства и педагогики. В последнее десятилетие состояние здоровья россиян значительно ухудшилось, что связано с недоброкачественным питанием, с особенностями питьевой воды, с уменьшением физических нагрузок, увеличением стрессовых ситуаций, растущей наркоманией, токсикоманией, алкоголизацией молодежи. Для того, чтобы понять градации физического и психического состояния человека от цветущего здоровья до тяжелой хронической болезни, важно иметь ясное представление о норме. Здоровье следует рассматривать как непрерывный процесс адаптации к социальной и внешней среде. Основы здорового образа жизни, включающие использование физических нагрузок, умеренное питание, закаливание, отказ от спиртного- были заложены русским народом и отражают русские народные традиции. Наиважнейшей проблемой на сегодняшний день является проблема употребления ПАВ, которые вызывают психическую и физиологическую зависимость. Это явление в России приобрело эпидемический характер. По данным НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ вырос процент подростков, впервые взятых на учет. Необходимо отметить, что в настоящее время среди наркоманов практически отсутствуют лица в возрасте старше 30 лет. Потребление наркотиков несовершеннолетними почти всегда связано с криминальным поведением. Подростки активно вовлекаются в преступный бизнес. Профилактика наркомании и токсикомании включает в себя систему запретов и наказаний, санитарное просвещение. Наркомания и алкоголизм являются одной из важнейших проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий по организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде. Соблюдение основных принципов ЗОЖ – не навреди, не злоупотребляй, будь умерен – способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности.
Тематический план элективного курса:
«Основы здорового образа жизни»


Наименование раздела и тематика Количество аудиторных часов Всего Теоретических Практических и лабораторных
I
1 2 3
ЗОЖ – наука

сохранения здоровья
Здоровый образ жизни и пути его формирования. Основы микробиологии. Гигиена – наука взаимоотношений организма и среды. 6 4 1 1 2 2 1 1
II
1 2 3 4 5 6 7 8
Медико-социальные

проблемы

наркотизма,

алкоголизма,

табакурения
ПАВ – психоактивные вещества. Классификация ПАВ. Влияние ПАВ на НС. Влияние ПАВ на органы и системы органов. ВИЧ – инфекция. Алкоголизм – как государственная проблема. Причины алкоголизма. Последствия алкоголизма. Понятие никотинизма. Медико-социальные последствия. 10 9 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1
III
1
2

Репродуктивное

здоровье
Физиология репродукции Патологии репродукции 4 5 1 2 2

3
Планирование семьи
IV
1 2 3
Питание и здоровье
Энергоценность питания. Режимы пищевой и водный. Продукты опасные для жизни и здоровья.
4

4
1 1 2
V
1 2 3 4
Нравственное

здоровье.
Основные понятия морали: свойства, структура, функции. Высшие нравственные ценности: добро, смысл жизни. Высшие нравственные ценности: долг и совесть, честь и достоинство. Высшие нравственные ценности: Счастье, семья, любовь.
7

8
2 2 2 2
VI
1 2
Здоровье нации –

педагогическая

проблема
Региональные особенности здоровья школьников. Роль учителя в воспитании ЗОЖ школьников.
3

4

2

2

Итого

34

30

4


Содержание учебной дисциплины

I.

Зож – наука о сохранении здоровья.
Понятие «здоровья» и «болезни», «здорового образа жизни». Взаимосвязь клеток, органов, организма и среды. Факторы здоровья, болезни, собственное отношение к здоровью. Пути формирования здорового образа жизни. Понятие микробиологии, классификация возбудителей инфекционных заболеваний. Гигиена как наука, гигиена – это взаимоотношения организма и среды. Цели и задачи гигиены.
II. Медико-социальные проблемы наркотизма, алкоголизма,

табакокурения.
Понятие ПАВ, классификация, особенности наркотических средств, отношение к ПАВ в молодежной среде, социально- психологическая оценка ситуации употребления ПАВ, анализ осведомленности подростков о проблеме ПАВ. Биологические факторы риска потребления ПАВ. Наркотики и криминал. Семья и наркотики. Система профилактических мер. Что такое «разъяснительная работа» Основные направления и формы работы педагога.
III. Репродуктивное здоровье.
Анатомические и физиологические особенности мальчиков и девочек. Причины патологий репродукции. Врожденные и приобретенные заболевания репродуктивной системы. Болезни поведения. Планирование семьи, почему необходимо планировать семью. Демографические роблемы России.
IV.Питание и здоровье.
Питание – важнейшая физиологическая потребность организма. Энергетическая ценность продуктов. Рацион и режим питания. Витамины – факторы здоровья. Пища полезная и вредная. Рафинированные продукты. Ароматизаторы, консерванты, красители в продуктах питания. Геномодифицированные продукты. Продукты, продлевающие жизнь.
V. Нравственное здоровье.
Основные моральные понятия, свойства морали, ее императивность обобщающий и мировоззренческий характер. Структура морали. Моральное сознание: долг, совесть, честь, достоинство, нравственные чувства, их переживания. Уверенность – психологическое состояние, наличие убеждений – заслуга. Моральная интуиция. Нравственная деятельность: структура поступка, намерения, мотив, стимул, поиск средств и решений, действие и самооценка. Добро, проблема определения. Добро как высшая ценность, диалектика добра и зла, воплощение добра. Смысл жизни, семантическое
поле. Идеи сущего и должного, внутреннего и внешнего, личного и общественного. Понятие и соотношение чести и достоинства. Этический анализ понятия «счастье»: оценочный, императивный, мотивирующий характер. Счастье как цель или результат. Нравственные принципы формирования семьи. Товарищество и дружба. Любовь как высшее человеческое чувство. Готовность к браку, функции семьи, идейный устав и нравственны основы семьи.
VI.Здоровье нации – педагогическая проблема.
Особенности здоровья школьников региона экологически, социально неблагополучного. Проблемы подросткового возраста. Место и роль школьного учителя в воспитании здорового поколения. ЗОШ школьников – важнейшая проблема педагогов. Направления работы по воспитанию здорового образа жизни. Пути и способы решения проблемы.


В раздел образования