Автор: Васильева Тамара Витальевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - д/с №4
Населённый пункт: г.Давлеканово, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Безопасная дорога"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Безопасная дорога»
Пояснительная записка
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда
приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как
водители, так и пешеходы, среди которых есть дети, которые играют вблизи дорог,
переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и
выходят из них. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к
автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин
проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы
перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть
в сторону просто не в состоянии. У детей еще не выработалась способность предвидеть
возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановке. За каждой из
дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и
здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со
сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его
обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость
сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города
реализуется через активную деятельность всех участников проекта. В проект является
интегрированным, в нем задействованы все виды деятельности. Самостоятельная
деятельность детей рассматривается как форма проявления творческой активности
дошкольников, участвующих в проекте. В совершенствовании и закреплении знаний
особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется
пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на
практике.
Важнейшим условием формирования основ ПДД является тесное взаимодействия с
родителями воспитанников.
Актуальность проекта: Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей
страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие
пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий.
Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к
сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге
становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой
проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожного –
транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей
правилами дорожного движения, формировать у них навыки
правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания,
полученные в детстве, наиболее прочные; правила, освоенные ребенком, впоследствии
становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей
с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что
эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает
формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое
поведение, уверенность в своих действиях.
Поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач
на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом,
посвящённая изучению правил дорожного движения. Формирование у детей навыков
осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную
деятельность всех участников проекта.
Цель проекта: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Образовательные задачи:
- углублять представления детей о правилах дорожного движения, полученные ранее;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое
изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах; Обучать безопасному
поведению в дорожной среде.
- формировать представления о разных разновидностях транспорта.
- привлечь родителей к деятельности направленной на охрану жизни и здоровья детей.
Развивающие задачи:
- развивать воображение и умение переносить знакомые образы в новую творческую
ситуацию.
- расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитательные задачи:
- воспитывать нравственные качества личности, необходимые для усвоения и
выполнения
правил
дорожного
движения:
внимательность,
наблюдательность,
дисциплинированность;
- воспитывать навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
Формы и методы реализации:
с детьми: беседы, моделирование ситуаций, чтение художественной литературы,
сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, рассматривание
иллюстраций ,заучивание стихов, просмотр презентации по теме ПДД, продуктивная
деятельность, оформление макета «Мой город», развлечение «В страну дорожных
знаков».
с родителями: педагогические беседы, оформление папки-передвижки «Безопасность
на дорогах», рекомендации, консультации.
Возрастная группа: старшая группа.
Ожидаемые результаты:
Оснащение развивающей среды в группе для обучения детей ПДД;
Расширение представлений детей об окружающей среде и правилах дорожного
движения, о разнообразии транспортных средств, дорожных знаков;
Формирование знаний об улице и ее сопутствующих понятиях, а также знания правил
поведения на дорогах города, повышение познавательного интереса;
Формирование у детей умения предвидеть опасные ситуации и обходить их;
Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного
движения;
Формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного
движения, своего места, как участника дорожного движения, развитие для этого навыков
и умений.
Содержательная часть
Тип проекта: информационно-познавательный
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: с 11 января по 22 января 2021года.
Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.
Цель проекта: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Образовательные задачи:
- углублять представления детей о правилах дорожного движения, полученные ранее;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их
схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах; Обучать
безопасному поведению в дорожной среде.
- формировать представления о разных разновидностях транспорта.
- привлечь родителей к деятельности направленной на охрану жизни и здоровья детей.
Развивающие задачи:
- развивать воображение и умение переносить знакомые образы в новую творческую
ситуацию.
- расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитательные задачи:
- воспитывать нравственные качества личности, необходимые для усвоения и
выполнения
правил
дорожного
движения:
внимательность,
наблюдательность,
дисциплинированность;
- воспитывать навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
Актуальность проекта: Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей
страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков,
растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных
происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП,
где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности
движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую
роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению
детского дорожного – транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей правилами дорожного движения, формировать у них навыки
правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как
знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, освоенные ребенком,
впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью
человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на
улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в
пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание,
ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных
задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом,
посвящённая изучению правил дорожного движения. Формирование у детей навыков
осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную
деятельность всех участников проекта.
Проблема: Недостаточные знания у детей и родителей в формирование правильного
поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Обоснование проблемы:
1.Недостаточное внимание родителей и детей к правилам дорожного движения.
2.Не сформированы у детей навыки осознанного и безопасного поведения на дороге
3.Не желание родителей быть примером для детей, при выполнении правил дорожного
движения.
Три модели вопроса:
ЧТО МЫ ЗНАЕМ?
Надо переходить на зеленый свет (Рустам)
Рядом с дорогой нельзя играть (Софья)
По дороге нельзя бегать (Егор)
Переходить можно по зебре (Дана)
Дорогу переходить со взрослыми (Варвара)
Надо ходить по тротуару (Виктория)
ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?
Почему мама за руку держит, когда идем по улице? (Данил)
Какой бывает транспорт? (Михаил)
Где можно играть на улице, чтобы не попасть под машину? (Рината)
Что за палку держит дядя полицейский? (Надежда)
Кто такие пешеходы, пассажиры? (Зарина)
Для чего нужны правила дорожного движения? (Ралина)
Зачем на улице столько дорожных знаков? (Алиса)
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ?
Посмотреть с папой в компьютере (Дана)
Спросить у бабушки (Варвара)
Посмотреть, как люди ходят по улице (Алиса)
Посмотреть в книжке (Аскар)
Спрошу у мамы (Кирилл)
Спросить у сестры, она знает (Софья)
Ожидаемые результаты:
Оснащение развивающей среды в группе для обучения детей ПДД;
Расширение представлений детей об окружающей среде и правилах дорожного
движения, о разнообразии транспортных средств, дорожных знаков;
Формирование знаний об улице и ее сопутствующих понятиях, а также знания правил
поведения на дорогах города, повышение познавательного интереса;
Формирование у детей умения предвидеть опасные ситуации и обходить их;
Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного
движения;
Формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного
движения, своего места, как участника дорожного движения, развитие для этого
навыков и умений.
Словарный минимум:
Предмет: движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, улица,
перекресток, авария, полицейский, регулировщик, жезл, свисток, дорожный знак,
проезжая часть, трамвай, троллейбус, грузовик, водитель, гараж, стоянка, остановка,
тротуар, контролер, кондуктор, колесо, руль, дверца, стекло, фары, капот, багажник,
насос, шофер, самосвал, такси, телега, велосипед, мотоцикл, трактор, комбайн, метро,
авария.
Признак:
дорожный,
пешеходный,
запрещающий,
указательный,
наземный,
подземный,
воздушный,
водный,
гужевой,
быстрый,
скорый,
реактивный,
пассажирский,
легковая,
грузовая,
скорая,
пожарная,
уборочная,
городские,
просёлочные дороги, трамвайная
Действие: соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить, предупреждать,
ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, поворачивает, перевозит, стоит,
чинить, ремонтировать, ломается, отчаливать, взлетать, садится, тормозить, трогаться,
пропускать, выруливать, буксовать.
Формы и методы работы:
с детьми:
беседы, моделирование ситуаций, чтение художественной литературы,
сюжетно-ролевые
игры,
дидактические
игры,
настольно-печатные
игры,
рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, просмотр презентации по теме
ПДД, продуктивная деятельность, оформление макета «Мой город», развлечение «В
страну дорожных знаков».
с родителями: педагогические беседы, оформление папки-передвижки «Безопасность
на дорогах», рекомендации, консультации.
Этапы развития проекта
I. Подготовительный этап.
- определение проблемы и актуальности проекта;
- постановка цели и задач;
- определение форм и методов работы;
- сбор информации, литературы, дидактических игр по ПДД, презентаций о
безопасности на дороге;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
- работа с родителями (оформление родительского уголка по теме проекта;
консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей поданной теме).
II. Основной этап.
Организация всех видов деятельности детей вокруг проекта, совместной деятельности
воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности
детей с родителями. Создание развивающей среды в группе. По необходимости со
стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь,
а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей
происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
План реализации проекта:
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседы: «Наша улица», «Мы воспитанные пассажиры», «Труд
водителя», «Как вести себя в автобусе», «Регулировщик».
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на автобусе», «На
дорогах города».
Дидактические игры: «Дорожное лото», «Наша улица».
Познавательное
развитие
ООД: Ознакомление с окружающим миром «Правила дорожного
движения»
Беседа: «Знаки дорожного движения»
Дидактические игры: «Знай и выполняй правила уличного
движения», «Кто больше назовет дорожных знаков?», «Собери
знак», «Дорожные знаки», «Найди пару», «Дорожная азбука».
Рассматривание иллюстраций и картин с видами транспорта.
Просмотр презентации «Правила дорожного движения»
Разгадывание загадок.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
Н. Носов «Автомобиль»,
А. Северный «Светофор»,
Л. Самашова «Информационные, указательные знаки»,
«Запрещающие знаки», «Предупреждающие знаки», «Язык
улицы»,
С. Маршак «Мяч»,
С. Михалков «Дядя Степа милиционер», «Бездельник светофор»,
И. Серяков «Улица, где все спешат», «Законы улиц и дорог»,
О. Тарутина «Для чего нужен светофор»,
Е. Житков «Светофор»,
Н. Калинин «Как ребята, переходили улицу»,
В. Сиротов «Твой товарищ светофор»,
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили.
Чтение стихов о светофоре и заучивание наизусть: стихотворение
А. Северный «Светофор»
Физическое
развитие
Пальчиковые игры: «Транспорт», «Машины», «Дорожных
правил очень много», «Постовой».
Физкультминутки:«Пешеходы», «Светофор», «Дорога без
разметки», «Машина».
Подвижные
игры:«Светофор»,
«Дорожный
знак»,
«Зебра»,
«Передай жезл»,«Стоп — Идите», «Будь внимательным».
Художественно-
эстетическое
развитие
Аппликация: «Машины едут по улице» (коллективная работа)
Лепка: «Наш помощник светофор».
Рисование: «Грузовая машина», «Дорожные знаки»,
Раскрашивание на тему «Дорожные знаки».
Общение с
родителями
Консультация для родителей: «Безопасность на дорогах», «Как
сделать светоотражатель своими руками», «Как научить ребенка
соблюдать правила дорожного движения», «Безопасность детей –
забота взрослых».
Памятки для
родителей:
«Как обучить
ребёнка
правилам
поведения на улице», «Ребёнок переходит улицу», «Ваш ребенок -
пассажир.
Папки передвижка: «Безопасность на дорогах»
Беседа и рекомендации с родителями: по правилам дорожного
движения.
Изготовление макета: «Наш город»
Оказание посильной помощи в подготовке атрибутов для сюжетно-
ролевых игр.
III этап: заключительный (подведение итогов проделанной работы)
-анализ полученных результатов
-изготовление макета «Наш город»
-развлечение «В страну дорожных знаков»
Результативность:
В
процессе
реализации проекта была
создана
благоприятная среда,
позволяющая
сформировать
у
детей
необходимые
представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием
принимали участие во всех мероприятиях;
слушали произведения в исполнении
педагога, с удовольствием рассматривали иллюстрации.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу, приняли активное участие в
наполнении развивающей среды в группе, в изготовлении атрибутов к играм.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат
не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же
способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие
в проекте «Безопасная дорога».
Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем
хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на
дороге. Родителям предложено продолжить работу по совершенствованию у детей
знаний по ПДД.
Список используемой литературы:
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».
Г. П. Шалаева Школа раннего развития. «Мои друзья – дорожные знаки».
Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду».
Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр 2-7 лет».
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского
сада».
А. Меркурьева «Дорожные знаки для детей».
Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения».
Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность. Учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста»
Дополнительные материалы и приложения:
Беседа "Знаки дорожного движения".
Цель: Формирование представления детей о дорожных знаках.
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного
движения;
- познакомить детей с дорожными знаками;
- воспитывать привычку соблюдения правил дорожного движения.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет.
И напомнит, что и как
Вам в пути... (Дорожный знак)
Воспитатель: Для чего на дороге нужны знаки? (чтобы не нарушать правила
дорожного движения). Да, дорожные знаки нужны для безопасной организации
дорожного движения. Они информируют водителя об особенностях дороги,
указывают направления движения, предупреждают об опасностях. А знаете ли вы,
ребята, на какие виды делятся дорожные знаки? (указательные, запрещающие,
предупреждающие)
Звучит песня «Дорожные знаки»
Воспитатель: Дорожные знаки бывают указательными.
Бывают знаки
Взяты в синенький квадрат,
Как и где, проехать можно,
Эти знаки говорят!
- А теперь, давайте найдем указательные знаки. (Дети находят и показывают)
- Ещё дорожные знаки бывают запрещающими.
Красный круг обозначает
Обязательно запрет,
Он грозит – нельзя тут ехать,
Или тут дороги нет!
- Давайте посмотрим, какие запрещающие знаки здесь есть.(Дети находят и
называют запрещающие знаки)
- А ещё дорожные знаки бывают предупреждающими. Ребята, как можно отличить
предупреждающий знак? (Они имеют форму квадрата или прямоугольника, и они
синего цвета)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно у нас есть предупреждающие знаки.
(Дети находят и называют предупреждающие знаки)
- Молодцы! А теперь, я предлагаю вам поиграть.
Игра «Дорожный знак».
Я буду показывать вам дорожные знаки, а вы должны выполнять необходимые
действия:
«кирпич» — дети сидят
«пешеходный переход» — дети шагают
«внимание» — дети стоят (сначала знаки показываются медленно, затем быстрее).
Воспитатель:
У него всегда три глаза,
Он не смотрит всеми сразу:
Два любых глазка прищурит,
А один не спит, дежурит.
Он глазами говорит:
«Можно ехать!»,
«Путь закрыт!»,
Иль «Внимание! Постой!».
Кто же этот постовой? (Светофор)
- Правильно! Дети, для чего нам нужен светофор? (Ответы детей)
- Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение, чтобы на
улицах и дорогах был порядок.
- Что обозначает каждый сигнал светофора?
Дети: Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Воспитатель: Нашу беседу, хочу завершить такими словами:
Много есть дорожных знаков,
Знаки эти нужно знать,
Чтобы правил на дороге,
Никогда не нарушать!!!
Беседа «Мы воспитанные пассажиры».
Цель: ознакомление детей с правилами для пешеходов и пассажиров.
Задачи:
- закрепить с детьми понятия «водитель» и «пешеход»;
- развивать кругозор детей и логическое мышление, память, мышление, речь;
- продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети, я хочу начать нашу беседу с пословицы: «Опасайся бед, пока их
нет». Как вы думаете, о чем говорится в пословице? (ответы детей)
Дети, что означает слово «правила», кто из вас может мне объяснить? (ответы детей)
Воспитатель: Есть правила в играх, в которых мы играем с вами на прогулке. Есть
правила поведения в театре, в кинотеатре, в больнице. А какие вы ещё можете
вспомнить, какие бывают правила? (ответы детей).
Воспитатель: Я знаю, что есть правила в каждой семье. Может быть, вы расскажите
нам о правилах в вашей семье? (ответы детей)
Воспитатель: Правила – это определённый порядок. Значит, для всех этих правил
важно то, что их надо выполнять. И сегодня мы с вами познакомимся с новыми для
вас правилами.
Эти правила помогут вам сохранить жизнь на дорогах нашего города. И называются
эти правила правилами для пешеходов.
Есть ещё правила для водителей. И если водители и пешеходы строго соблюдают
свои правила, то аварий не бывает. А когда вы вырастете, то сами изучите правила
для водителей, чтобы водить свою машину или работать водителем.
Правила пешехода:
Пешеходы должны двигаться по тротуару или пешеходными дорожкам. При их
отсутствии - по обочине дороги, навстречу движущемуся транспорту.
При движении по обочине или краю проезжей дороги в тёмное время суток
необходимо иметь при себе предметы со световозврашающими элементами.
(воспитатель показывает детскую одежду и предметы с этими эффектами).
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка дорогу можно
переходить под прямым углом к обочине там, где она хорошо просматривается.
Нельзя переходить дорогу, выходя на нее из-за стоящего на ней транспорта.
Дорогу необходимо переходить быстро, не останавливаясь на ней.
Если не успели перейти дорогу с двусторонним движением, то надо остановиться на
разделительной линии и дождаться безопасного момента для дальнейшего перехода,
если движение не регулируется светофором или регулировщиком.
Пешеход обязан уступать дорогу спецтранспорту. (скорой помощи, полиции)
Переходить проезжую часть дороги необходимо по пешеходным переходом
(подземным и наземным). При их отсутствии – на перекрёстках по линии тротуаров
или обочин.
Правила пассажиров
Если в транспорте есть ремни безопасности, их необходимо пристёгивать всегда.
При поездке на мотоцикле необходимо надевать мотошлем и застёгивать его.
Ожидать общественный транспорт на специальных остановках. Если их нет, то на
тротуаре или обочине.
Пассажирам запрещается:
Открывать двери транспорта во время движения.
Ездить на грузовом автомобиле вместе с грузами.
Разговаривать с водителем во время движения транспорта.
Не отвлекай водителя!
Для аварии мгновенья,
Хватит. Помните, друзья,
Отвлекать от управленья
Вам водителя нельзя.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию
«Машины едут по улице» (аппликация - коллективная работа)
Задачи:
- учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин;
- закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу; приемы
аккуратного наклеивания;
- закреплять умение создавать коллективную композицию;
- развивать образное мышление, воображение.
Материалы: Набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на
каждого ребенка).
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, скажите, пожалуйста, что изображено на
картинках? (ответы детей)
- Что такое улица?
Дети: Это дорога, вдоль которой стоят дома. Это два ряда домов и место между
ними для прохода и проезда.
Воспитатель: А какими бывают дома на улицах?
Дети: Высокие, низкие, широкие, узкие, одноэтажные, многоэтажные, красивые.
Воспитатель: Люди выходят из дома и становятся кем?
Дети: Если идут пешком, то пешеходами; если садятся за руль, становятся
водителями, велосипедистами, мотоциклистами; если занимают место в транспорте,
становятся пассажирами.
Воспитатель: Как называется дорожка для пешеходов?
Дети: Дорожка для пешеходов называется тротуар.
Воспитатель: А как называется дорога для машин?
Дети: Проезжая часть, мостовая, автотрасса, автомагистраль, шоссе, автодорога.
Воспитатель: Ребята, а как правильно переходить дорогу?
Дети: Переходим дорогу по пешеходному переходу, на светофор.
Воспитатель: Давайте вспомним значение сигналов светофора.
Заучи закон простой – этот свет зажегся – стой!
Этот скажет пешеходу – приготовься к переходу!
А вот этот впереди – говорит, он всем иди!
Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
Какой цвет после красного на светофоре? (Жёлтый)
Какой цвет нижний на светофоре? (Зеленый)
Воспитатель: Ребята, наверное, это интересно водить машину, скажите, а вы сейчас
можете быть шоферами? Почему? А взрослые люди все могут быть водителями?
Почему? (ответы детей – чтобы водить автомобиль, надо учиться, надо получить
права и др.) Конечно настоящим автомобилем вы управлять еще не можете, но мы с
вами можем пофантазировать и поиграть. Хотите? Давайте немного разомнёмся.
Пожалуйста, представьте, что вы водители:
Физкультминутка «На улице нашей».
На улице нашей
Машины, машины.
Машины-малютки,
Машины большие.
(Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый
руль).
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
(Делают разворот, двигаются в противоположную сторону).
- Эй, машины, полный ход!
Я - примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.(Маршируют)
Воспитатель: Пожалуйста, возвращайтесь на места. Сегодня мы будем делать
аппликацию. Посмотрите, перед вами лежат заготовки, необходимые для работы.
Напоминаю о безопасности при работе с ножницами. Во время работы удерживайте
бумагу левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Сначала нужно вырезать все детали по контуру.
Когда вырежете, разложите на бумаге детали, что бы убедиться в правильности.
Приступайте к выполнению задания.
Включить музыку тихую, спокойную.
Воспитатель: Молодцы! Помните и младшие и старшие, выполняйте строго!
Пешеходу – тротуар, транспорту – дорога!
Ребята, вам понравилось занятие? Что вам запомнилось больше всего? Какие
задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию).
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Наш помощник
светофор» (лепка)
Задачи:
формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику
воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД; закрепить представления
о светофоре и знании сигналов светофора (красный, желтый, зеленый) .
Материал: пластилин красного, желтого, зеленого, черного цветов, доски и стеки
на каждого ребенка.
Ход ООД
Воспитатель: Ребятки сейчас я загадаю вам загадки, но загадки не простые, а про
правила дорожного движения:
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают (светофор)
Что за лошадь, вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут,
А она – не убегает (зебра)
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - …(дорожный знак)
Воспитатель: Правильно дети.
Стук в дверь. В гости пришел Буратино.
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто это к нам в гости пришел?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с ним.
А давайте спросим у Буратино, знает ли он что такой светофор и для чего он нужен?
Нет, оказывается, Буратино совсем ничего не знает о светофоре, и в его стране
совсем их нет. Давайте покажем и расскажем все о светофоре.
Рассматриваем макет светофора:
Вот тот самый светофор
О нем пойдет наш разговор
А теперь рассмотрим мы
Для чего нужны огни.
Воспитатель показывает на красный сигнал светофора и задает вопрос: Что
нужно делать пешеходам, когда горит красный сигнал светофора?
Дети: Стоять
Воспитатель: Что нужно делать пешеходам, когда горит желтый сигнал светофора?
Дети: Стоять, и приготовиться, что скоро будет зеленый сигнал.
Воспитатель: Что нужно делать пешеходам, когда горит зеленый сигнал
светофора?
Дети: Можно переходить дорогу.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Воспитатель: А сейчас сделаем перерыв и поиграем в игру «Тачки». Когда я
подниму карточку с зеленым кругом, то тачки ездят друг за другом, когда подниму
карточку с желтым кругом, то вы должны остановиться, а когда подниму карточку с
красным кругом, то вы должны присесть на свои стульчики.
Воспитатель: А теперь я предлагаю помочь нашему Буратино и сделать из
пластилина светофорики. Вы согласны помочь?
Дети: Да
Воспитатель: Из какого пластилина мы будем делать основу светофора?
Дети: Из черного.
Воспитатель: Тогда давайте возьмем пластилин, разомнем его в руках. Раскатаем
между ладошками столбик. А какого цвета первый сигнал светофора?
Дети: Красный
Воспитатель: Тогда берем именно его. Затем показываю, как от куска пластилина
отщипывать маленькие кусочки и прикреплять их к основе.
Практическая деятельность.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем какие красивые, получились у вас
светофорики.
Воспитатель: Послушайте стихотворение И. Гуриной “Светофор”
Светофор сказал нам строго:
– Осторожно, здесь дорога!
Не играйте, не шалите,
Просто стойте и смотрите!
Наверху зажегся красный:
Красный свет – всегда опасный!
Едут трактор и трамвай,
Эй, водитель не зевай!
Белой зеброй – переходы:
Ждут спокойно пешеходы.
Светофор сказал нам ясно –
Красный свет – идти опасно!
Светофор нам подмигнул,
Желтым глазом он моргнул.
Желтый свет и красный свет:
Все равно дороги нет!
Светофор стоит на страже,
По ночам не спит он даже.
Заглянув в его глаза,
Заскрипели тормоза,
Все машины встали в ряд,
Люди тоже ждут стоят.
Светофор зажег для нас
Свой зеленый добрый глаз.
Аккуратно, не спешим,
Не несемся, не бежим!
Подождав совсем немного
Мы идем через дорогу!
(И. Гурина)
Воспитатель: Буратино говорит спасибо вам, что рассказали и показали что такое
светофор. До свидания.
Воспитатель: Ребята вы все молодцы и очень постарались. У всех получились
очень красивые светофорики. Вам понравилось наше занятие?
Дети: Да.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Грузовая машина».
(рисование)
Задачи:
- учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной
и круглой формы;
- учить правильно, передавать форму каждой части, ее характерные особенности,
правильно располагать части при их изображении;
- закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного
закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии
контура).
Материалы: Альбомы, цветные карандаши (на каждого ребенка).
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Это что за богатырь.
Вдоль дороги поднял пыль?
По асфальту напрямик.
Едет с грузом... (грузовик)
- Скажите, пожалуйста, для чего нужна грузовая машина.
- Грузовая машина нужна для перевозки грузов.
Выставляется на стол грузовик, дети рассматривают, называют его части.
Воспитатель: Сегодня будем с вами рисовать такую вот машину. Внимательно
рассмотрите ее. Скажите, из каких частей состоит грузовик? (Кабина, окна, большой
кузов, руль, фары, колёса.)
- Какие части грузовика круглой формы? (У него круглый руль, фары, колёса.)
Обратите внимание на колеса, их форму и расположение по отношению к другим
частям машины (одно – почти посередине, под кузовом машины, другое – под
мотором).
- Какие части похожи на квадрат? (Кабина.)
- А на прямоугольник? (Кузов.) Обведите его по контуру пальцем.
- Какого он размера? Большой или маленький? (Кузов большой.)
- Какой груз перевозит грузовик? (продукты, кирпичи, песок…)
Пальчиковая гимнастика.
Все машины по порядку,
Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).
Воспитатель: Давайте, уточним последовательность работы. Удобнее начинать с
самой большой части – с кузова и затем последовательно рисовать следующие,
сравнивая их по величине.
Рисовать кузов нужно не очень близко к нижнему краю листа, иначе не поместятся
колеса, рисунок будет некрасивым.
(Во время работы, следить, чтобы дети использовали показанные способы
рисования; правильно передавали форму частей, их величину, расположение,
красиво закрашивали рисунки.)
Воспитатель: Молодцы! Замечательные машины у вас получились. У нас
теперь есть свой автопарк. Давайте рассмотрим машины друг друга. Как ваши
машины помогают людям в работе? Не будет ли поломки машин по дороге, все ли
детали нарисовали? На какой машине вы бы отправились в путь, почему? Все
замечательно потрудились.
Сюжетно-ролевые игры, используемые в работе над проектом.
Сюжетно - ролевая игра «На дорогах города».
Цель: формирование коммуникативной компетентности.
Задачи:
1. Развивать умение получать необходимую информацию в общении, выслушать
другого человека, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, умение не
ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, умение выбрать
адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
2. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Уточнить понятия:
«дорога», «тротуар», «проезжая часть», их назначение. Расширять у детей
представления о труде работников ГИБДД; учить соблюдать правила поведения в
общественных местах.
3. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли,
выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим
игровым замыслом. Стимулировать творческую активность детей в игре.
Предварительная работа
1.
Беседы «Незнайка на улицах города», «Пешеход переходит улицу»,
«Зачем нужен светофор?», «Сотрудники ГИБДД».
2. Рассматривание иллюстраций из серии «Дошкольникам о правилах дорожного
движения».
3. Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор».
4.
Настольно-печатные
игры:
«Соблюдай
правила
дорожного
движения»,
«Дорожная азбука».
5. Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «На улицах города», «Дом».
6. Продуктивные
виды деятельности:
изготовление
светофора,
дорожных
знаков, плана-схемы, билетов.
7. Предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за работой сотрудников
ГИБДД.
8. Составление рассказа из личного опыта: «Как я перехожу улицу», «В гости к…».
9. Чтение художественной литературы: А. Усачёв «Правила дорожного движения»,
Х. Тайдре «Я и улица», М. Каменский «На перекрёстке».
Развивающая предметно-игровая среда: игровая зона для сюжетно- ролевой игры
«Семья», детская сумка, муляжи мучных изделий, кошелёк с «деньгами», дорожные
знаки, светофор, рули, стульчики, игрушки- машины, полицейская фуражка, жезл,
жилетка с надписью «ГИБДД», строительный материал, детский инструмент,
билеты, план-схема.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Мама
Маша и Саша – дети.
Бабушка
Сотрудник ГИБДД – следит за соблюдением правил дорожного движения.
Второстепенные
Водители – управляют разными видами транспорта, соблюдают правила дорожного
движения.
Кондуктор автобуса – продаёт билеты пассажирам, следит за порядком в автобусе,
объявляет остановки.
Варианты начала игры
1-й вариант. Воспитатель берёт на себя роль мамы. Дети по желанию берут на себя
роль Маши и Саши. Мама просит детей навестить бабушку. Дети, ориентируясь по
плану-схеме, путешествуют по городу, соблюдая правила дорожного движения.
2-й вариант. Воспитатель берёт на себя роль сотрудника ГИБДД, который находит
на остановке приглашение на день рождения, адресованное Маше и Саше.
Спрашивает у детей, кто его потерял? Дети берут на себя роль Маши и Саши и
отправляются в гости на день рождения.
Руководство игрой:
Обогащение содержания игры:
Маша и Саша идут в магазин за подарком.
Маша и Саша идут в салон красоты, чтобы выглядеть нарядно. пригласить на день
рождения фотооператора. на день рождения пригласить клоуна.
Создание проблемных ситуаций:
Что делать, если вы опаздываете на день рождения? Если вы оставили сумку в
автобусе, что делать?
Что делать, если вас на пешеходном переходе не пропускают машины?
Во время поездки на автобусе произошла авария. Что делать? (Если есть
пострадавшие, то вызвать скорую помощь; вызвать сотрудников ГИБДД; по
возможности оказать помощь пострадавшим).
Что делать, если дома забыл подарок? (зайти в магазин и купить подарок или
вернуться за подарком).
Окончание игры
1-й вариант. Маша и Саша благополучно добираются до бабушки или на день
рождения.
2-й вариант. Наступает вечер, и дети возвращаются из гостей домой.
Анализ игры:
вопросы по организации игры: что планировали, что получилось, почему так вышло,
что надо было сделать по-другому?
интервьюирование сотрудника ГИБДД: все ли соблюдали ПДД?
Игры-спутники:
Основой сюжетосложения может быть:
–происшествие на дорогах с пешеходами или водителями, («Моя семья»,
«Наш город»);
- установка дорожных знаков («Детское кафе «Макдональдс», «Банк»,
«Пиццерия»);
- соблюдение правил дорожного движения («Моя семья», «Супермаркет»);
- профилактика несчастных случаев («Школа будущего», «Телевидение»,
«Театр»);
- сотрудничество с другими организациями («Медицинский центр»,
«Техническое обслуживание машин», «Детективное агентство», «Служба
спасения»).
Подвижные игры, используемые в работе над проектом.
Игра «Зебра»
Цель: упражнять детей в точности исполнения правил игры, развивать быстроту
реакции, скорость, ориентировку в пространстве.
Материал: полоски белой бумаги (картона).
Ход игры:
Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаѐтся пополоске
белой бумаги (картона). По сигналу - первый участник кладѐт полосу,
встаѐт на неѐ и возвращается к своей команде. Второй шагает строго
по своей полосе, кладѐт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно.
Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.
Игра «Передай жезл»
Цель: упражнять детей в точности исполнения правил игры, развивать быстроту
реакции, скорость.
Материал: жезл регулировщика, магнитофон.
Ход игры: Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся
игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в
левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка
прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое
правило дорожного движения (или дорожный знак). Замешкавшийся или неверно
назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся
игрок.
Игра «Будь внимательным»
Цель: активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о
правилах дорожного движения. Учить действовать по сигналу.
Подготовка к игре: Дети встают в круг, регулировщик – в центр круга.
Ход игры: Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно
слушают сигналы регулировщика дорожного движения.
По сигналу: «Светофор!» — стоим на месте;
по сигналу: «Переход!» — шагаем;
по сигналу: «Автомобиль!» — держим в руках руль.
Игра «Светофор»
Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах.
Материалы: цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный); макет
светофора.
Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов,
последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие
кружки и объясняют, что означает каждый из них. Выигрывает тот, кто правильно
покажет все кружки и расскажет о значении цвета.
Дидактические игры, используемые в работе над проектом.
Игра «Дорожное лото»
Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить
нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое
мышление, память, внимание, наблюдательность.
Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки.
Ход игры: Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная
ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на
дороге.
Игра «Знай и выполняй правила уличного движения»
Цель: Закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значения
светофора.
Материал: Иллюстрации улиц города.
Ход игры:
Детям загадывается загадка про светофор, проводиться обсуждение значения цветов
светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.
Игра «Кто больше назовет дорожных знаков?»
Цель: упражнять детей в узнавании и правильном назывании дорожных знаков,
развивать внимание, мышление, память, речь.
Материал: дорожные знаки.
Ход игры: ведущий показывает знаки, дети отвечают, соблюдая очередность
Игра «Наша улица»
Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в
условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учить
детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей
и пешеходов.
Материал: макет улицы с домами, перекрестками; автомобили(игрушки) светофор;
дорожные знаки. Игра проводится на макете.
Ход игры: По заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации.
Игра «Собери знак»
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое
мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на
дороге и в общественных местах.
Материал: в конвертах пазлы – дорожные знаки.
Ход игры: Воспитатель рассаживает детей и по общей команде(сигнал свистка) дети
открывают конверты и складывают свои знаки из частей (пазлы).Выигрывает тот,
кто первым собрал знак.
Физкультминутки, используемые в работе над проектом.
Физкультминутка «Пешеходы».
Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).
Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся, (Руки на пояс, улыбка)
Приглашает нас идти. (Шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите, (Хлопки руками)
Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)
Физкультминутка «Светофор».
Светит красный светофор:
Нет проезда – стой шофёр! (стоят на месте).
Светит жёлтый – значит жди, (полуприседание).
Свет зелёный впереди.
Вот зелёный светофор –
Поезжай вперёд, шофёр! (двигаются по кругу топающим шагом).
Стук- стук- стук.
День - день – день.
Так мы ездим целый день.
«Дорога без разметки».
Я в деревню этим летом (руки на плечи — круговые движения вперед)
Ездил на машине с дедом. (руки на плечи — круговые движения назад)
На дороге здесь порой (прямую ногу вперед на носок поочередно)
Нет разметки никакой.
Ну и как тогда нам быть (прямую ногу назад поочередно)
Как её переходить?
Если нет машин, то можно.
Только очень осторожно:
Влево - вправо посмотреть. (руки на пояс — повороты в стороны)
Не бежать и не лететь!
И без лишней суеты (ходьба с высоким подниманием колен)
Перейдёшь дорогу ты!
«Машина».
Би- би- би – гудит машина. (Ритмично постукивают кулачком одной руки о кулачок
другой руки)
Тук-тук-тук – мотор стучит. (Ритмично хлопают в ладоши)
Едем, едем, едем, едем –
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу:
Шу- шу- шу – они шуршат. (Потирают ладони друг о друга)
Быстро крутятся колёса:
Та-та-та – вперёд спешат. (Ритмично вертят руками)
Пословицы и поговорки, используемые в работе над проектом.
Тише едешь - дальше будешь.
Опасайся бед, пока их нет.
Гляди в оба, да не разбей лоба.
Ехал прямо, да попал в яму.
У дороги конца нет.
Знакомый путь короче.
Загадки, используемые в работе над проектом.
Эту ленту не возьмешь,
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)
Никогда я не сплю,
На дорогу смотрю.
Подскажу, когда стоять,
Когда движенье начинать. (Светофор)
Тут машина не пойдет.
Главный здесь – пешеход.
Что друг другу не мешать,
Нужно справа путь держать. (Тротуар)...
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход»)
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)
В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный,
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге ... (Дети)
Чудо конь велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак, не понять его никак! (велосипедная дорожка)
Видно строить будут дом -
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна. (въезд запрещён)
Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное - ...(Внимание.)
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - ...(Дорожный знак.)
Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему - ... (Регулировщик)
Тормози скорей шофер!
Можно врезаться в забор!
Кто нам путь загородил,
И дорогу перекрыл? (железнодорожный переезд со шлагбаумом)
Это что за чудо - юдо,
Два горба, как у верблюда?
Треугольный этот знак,
Называется он как? ("Неровная дорога".)
Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт
Крутой...("Опасный поворот".)
Пальчиковая гимнастика, используемая в работе над проектом.
«Машины».
Все машины по порядку,
Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).
«Дорожных правил очень много».
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
«Постовой».
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо, (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся, (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти. (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
Консультации для родителей, используемые в работе над проектом.
Консультация для родителей «Как сделать светоотражатель своими руками»
Обеспечить безопасность на дороге для детей можно их же собственными руками. В
такой поделке нет ничего сложного, а для ребенка светоотражатель, созданный
собственноручно, наверняка, станет более значимым, чем тот, который вы могли
приобрести в магазине. И случайно забыть дома то, над созданием чего он так
старательно трудился, будет намного сложнее. Изготовить необычный фликер,
обеспечивающий безопасность детей на дорогах, можно в домашних условиях.
Чтобы сделать отражатель своими руками, понадобятся:
самоклеящая светоотражающая плёнка; линейка; удобные детские ножницы;
простой карандаш.
Этапы работы:
1. выбрать с детьми трафареты-шаблоны для фликера;
2.обвести на самоклеящей плёнке карандашом;
3.вырезать ножницами по контуру;
4.приклеить на брелок, одежду или велосипед.
Фликер, изготовленный собственноручно, не просто порадует ребенка, но и
обеспечит его безопасность на дороге! Однако, полагаться только на
светоотражающие элементы не стоит. Уберечь детей от опасности поможет
активная профилактическая работа!
Сохранить жизнь и здоровье детей - значит обеспечить будущее не только семьи, но
и государства. Обеспечение безопасности дорожного движения - государственная
задача, решать которую должны не только сотрудники ГИБДД, педагоги, но и
родители. Главная роль семьи в данном процессе заключается в том, чтобы как
можно раньше научить ребёнка безопасному поведению на улице.
Консультации для родителей «Безопасность на дорогах».
Рекомендации для родителей
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны
проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для
осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного
средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у
перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и
вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед,
велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие
обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием
опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на
тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по
отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте
ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего
наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей,
родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это
опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не
посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со
двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше
может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной
остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении;
особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса
транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для
него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте
сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье:
при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку
сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Памятка для родителей: Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен,
что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет - боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не
умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не
умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от
незначительного.
В 7 лет - более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет - может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.;
- имеет опыт пешеходного передвижения на дороге;
- активно осваивает основные навыки езды на велосипеде;
- умеет определять источник шума;
- устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем
(чем ближе автомобиль, тем он больше).
ПОМНИТЕ!!!
Все
взрослые
являются
примером
для
детей!
Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только
вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с
правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от
несчастных случаев на дорогах!
Консультация для родителей: «Безопасность детей-забота взрослых»
Уважаемые родители, хотелось бы поговорить о важном вопросе, которому в нашем
детском саду уделяется большое внимание, это вопрос о знании и соблюдении правил
дорожного
движения.
Статистика
дорожно-транспортных
происшествий
свидетельствует о том, что дети часто оказываются в аварийных ситуациях на улицах
нашего города.
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из
достаточно важных городских проблем.
Население растет, всё больше людей приобретают автомобили для личного
пользования. Увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Происходит
они, к сожалению, и с участием детей дошкольного возраста. Зачастую ребенок не
понимает реальной опасности, которая грозит ему на дороге, поэтому и относится к
Правилам дорожного движения без должного внимания.
Как же научить ребенка безопасному поведению на дороге? Разберите вместе с
ним типичные опасные дорожные ситуации, объясните, почему в первый момент ему
показалось, что ситуация безопасная, в чем он ошибся, но помните - одних объяснений
совершенно недостаточно! Во время каждой прогулки с детьми учите их наблюдать за
улицей
и
транспортом,
анализировать
встречающиеся
дорожные
ситуации,
безошибочно действовать в различных обстоятельствах. Важно, чтобы родители были
примером для своих детей в соблюдении правил дорожного движения.
- Переходя дорогу, держите ребёнка за руку.
- Не перебегайте дорогу, идите спокойно.
- Не разговаривайте когда выходите на проезжую часть, это отвлекает ребёнка.
- Переходите дорогу только на зелёный цвет светофора.
- «Пешеходный переход»- место для перехода проезжей части, объясните это ребёнку.
- Из пассажирского транспорта выходите первыми.
- В городе без взрослых на дорогу выходить опасно, потому что может сбить машина.
- Дети должны играть только на детских площадках, но не на проезжей части.
-Объясните детям, что в городе можно ходить только по тротуару. По нему ходят
спокойным шагом, придерживаются правой стороны тротуара.
-Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным на улице.
Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку
приостановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. Объясните
ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за
стоящего транспорта на проезжую часть. Дети должны запомнить правила дорожного
движения и следовать им.
Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко.
Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения
и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на
глазах детей сами нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что
ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как
делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все:
водитель, детский сад, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не
уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны
научить и уберечь.
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками
безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и
бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". Она не объясняет ребёнку, чего
собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше
используйте дорогу в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на
дороге. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в
установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Однако, прежде
чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края
проезжей части, обратите его внимание, что необходимо посмотреть налево и направо
и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на
проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и ни в коем
случае не бегом. Большую опасность для детей представляют нерегулируемые
пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин
с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей
части.
Родители, помните, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И
наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Чтобы ребенка легче
было увидеть на улице, его надо одевать в одежду с отражающими полосками или
специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны)
обычно уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на
детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах
ребенка, тем лучше.
Улица для ребенка – это сложный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей, и
главная наша задача – научить его безопасно жить в этом мире!
Уважаемые родители! Помните!
Дети учатся соблюдать правила дорожного движения, беря пример с членов своей
семьи и других взрослых. Особенно пример родителей учит дисциплинированному
поведению на дороге. Поэтому,
учите своих детей соблюдать правила дорожного движения и будьте примером для
подражания! Берегите своих детей!
Памятки для родителей, используемые в работе над проектом.
Памятка № 1 «Как обучить ребенка правилам поведения на улице»
Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать; ребёнок должен
привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный
переход».
Из автобуса, троллейбуса, таки выходите первыми. В противном случае ребёнок может
упасть или побежать на проезжую часть дороги.
Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге:
показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой
скоростью и т. д.
Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, -
это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторили.
Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Памятка № 2 «Ребенок переходит улицу»
Находясь на улице с дошкольником, крепко держите его за руку.
Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или
растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и
определять, нет ли опасности приближающегося транспорта.
Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание.
Вместе с ним посмотрите, не приближается ли транспорт.
При движении по тротуару держитесь подальше от проезжей части. Взрослый должен
находиться со стороны проезжей части.
Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей
из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам.
Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево,
направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним
поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не
останавливаясь, а если есть — остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа
ребенка за руку.
Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.
Памятка № 3 «Ваш ребёнок – пассажир»
Правила:
- Всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности сами и объясняйте ребёнку, для чего
это нужно делать, Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет
способствовать
формированию
у
ребёнка
привычки
пристегиваться
ремнём
безопасности или садиться в детское удерживающее устройство (автокресло)
- Дети до двенадцати лет должны находиться в салоне автомобиля в детском
удерживающем устройстве - автокресле, соответствующем их возрасту, весу и росту.
Если комплекция ребёнка затрудняет его размещение в автокресле, можно применить
(частичное удерживающее устройство) дополнительную подушку - бустер, которое
используется в сочетании со штатным ремнём безопасности, проходящим вокруг
туловища ребёнка, при этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо
и грудную клетку, не соскальзывая на шею.
- Учите ребёнка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая
находится со стороны тротуара.