Напоминание

«Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни».


Автор: Муратова Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №1 "Ромашка"
Населённый пункт: Приморский край Спасский район с. Спасское
Наименование материала: Статья
Тема: «Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание у дошкольников уважения к старшему поколению

«Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни».

(В. А. Сухомлинский)

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро;

учат злу – в результате будет зло –

ибо ребенок не рождается готовым человеком,

человеком его надо сделать».

В. А. Сухомлинский

Каждая эпоха предъявляет к человеку разные требования, тем самым, формируя определенные

приоритеты на данный момент. Но есть вневременные ценности- это нравственные качества

личности. К ним относится доб рота,

отзывчивость, взаимопомощь и многие другие. Так ли необходимо в наше время, стремительно

меняющихся технологий, помнить о нравственности, воспитывать в детях стремление помогать

друг другу, совершать добрые поступки, учиться дружить. Возможно, это пережиток прошлого? Я

решила разобраться в этом вопросе подробнее.

Дошкольный возраст – время вхождения ребенка в широкий социальный мир, время

установления взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Именно в этом возрасте,

необходимо задать ориентиры нравственного развития ребенка. В настоящее время многие дети

не умеют общаться со взрослыми, друг с другом, не желают принимать и следовать нравственным

нормам поведения. Несмотря на это, социологические исследования, проведенные среди

родителей и детей, показывают, что самыми ценными качествами детей все-таки являются

доброта и отзывчивость.

Уважение, почитание старших поколений – закон жизни. Есть вещи, которые посильны только

старости, потому что в ней – мудрость многих поколений. Уважают не седины сами по себе, а то,

что за ними, поэтому всеобщим уважением и почетом должны пользоваться старики. Всегда

нужно помнить одно из главных правил человеческого общения, которое называют «золотым

правилом нравственности». В учении древнекитайского философа Конфуция (VI-V в. до н.

э.)золотое правило осмысливается как основа поведения: «Чего сам не желаешь, того не делай

другим».Оно в той или иной форме вошло в моральное сознание всех цивилизованных народов:

относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Традиция почитания старших уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в Библии речь идет

о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь.

Уважение к старшим формируется в ребенке годами, поэтому не существует волшебной палочки,

способной вызвать в малыше положительное отношение к пожилым людям за пару минут или

часов. Это кропотливая и каждодневная работа педагогов и родителей, если мы хотим вырастить

личность, которой не чужды такие качества как любовь, милосердие, забота, отзывчивость по

отношению к нашим старикам.

Воспитание уважительного отношения к старшим нужно начинать как можно раньше, но не

позднее пяти лет. До этого времени дети не обращают внимания на возрастные рамки взрослых

людей, они общаются и играют с ними на равных. Постепенно ребенок начинает понимать, что все

люди разделяются на молодых, старших и пожилых. Однако их отношение к любой из этих

категорий еще не выработалось, и в этом должны помочь родители. Как воспитывать уважение к

старшим В процессе воспитания детей нужно внимательно относиться к вопросу своих

взаимоотношений с родителями. Несмотря ни на что, необходимо контролировать собственное

поведение, проявлять внимание и терпимость. Желательно, чтобы бабушки и дедушки активно

участвовали в воспитании внуков, тем самым закладывая фундамент воспитания уважения к

старшему поколению.

Большое значение имеет личный пример. Необходимо регулярно подчеркивать теплые чувства к

родителям, постоянно говорить им теплые слова, интересоваться состоянием здоровья. В свое

время это вернется сторицей в виде такого же отношения собственных детей. Время,

проведенное вместе со стариками, должно оставить у ребенка только приятные воспоминания и

чувство глубокого уважения к ним. Кроме того, детей с малых лет нужно научить сопереживанию

и проявлению доброты к старшим. Здесь недостаточно одного личного примера. Родители

должны замечать любые проявления вежливого отношения, добрых чувств и поощрять за это

ребенка. Например, нужно обязательно похвалить, если он уступил место пожилому человеку в

общественном транспорте и поставить в пример другим детям. Необходимо всячески поощрять

желание ребенка помочь по хозяйству и всегда давать ему такую возможность. Если же

некоторые дела еще не под силу, то отказывать нужно очень тактично, не обижая малыша.

Помощь родителям служит реальным проявлением заботы и уважения детей к старшим.

Воспитание доброты и уважительного отношения дает очень хорошие результаты с помощью

сказок. Маленькие дети особенно восприимчивы к приключениям сказочных персонажей, а их

взаимоотношения со взрослыми прочно откладываются в голове. Таким образом, воспитание

уважения к старшим представляет собой длительный и разносторонний процесс. Чтобы добиться

желаемого результата, необходимо проявить терпение, тактичность и настойчивость в этом

достаточно сложном вопросе.

В работе с детьми в нашей группе использовались следующие виды работы: занятия и беседы,

целью которых было обогащение опыта ребенка и формирование познавательного интереса к

представителям старшего поколения. Эти занятия способствовали знакомству дошкольника с

биографиями близких, историей семьи, своей родословной, воспитание бережного отношения к

семейным реликвиям.Примерная тематика таких занятий: «Сколько «Я» в слове семья?», «Ветви и

корни», «Сундук старой бабушки» и др.

В группе был проведен конкурс детского рисунка на тему «Мои любимые бабушка и дедушка»,

затем из лучших работ была устроена выставка с таким же названием. Во время предварительной

работы с детьми мы рассматривали подборку работ художников –портретистов «Портреты

пожилых людей».

В игровую деятельность детей мы включали такие дидактические игры как – «Письмо бабушке и

дедушке», «Что умеют бабушки? Что умеют дедушки?», «Что мы подарим бабушке?» и др.,

направленные на формирование у детей доброго душевного расположения детей к старшим

взрослым.

Чтение произведений художественной литературы (Бабель «У бабушки», Барто «Две бабушки»,

Благинина «Бабушка-забота», «Наш дедушка», затрагивающих тематику отношений с людьми

пожилого возраста позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, обогатить

его опыт личных переживаний.

Во время досуга мы вместе с детьми обсуждали смысловое содержание пословиц о пожилых

людях: «Семья стариками держится», «Молодость плечами крепка, старость—головою».

Воспитание уважения детьми людей пожилого возраста невозможно без участия родителей.

Чтобы привлечь внимание среднего поколения к этой проблеме нами были проведена

консультация на тему «Несколько полезных советов родителям по воспитанию у детей уважения к

старшему поколению», акция «Сделаем вместе с ребенком подарок бабушке (дедушке)»,

совместная деятельность детей со старшим взрослым «Бабушкины пироги», «Дедушкины

поделки».

Духовная забота о пожилых людях требует больших усилий, но зато она рождает в сердце

ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать приятное для

близкого человека, заботиться о нем



В раздел образования