Автор: Муратова Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №1 "Ромашка"
Населённый пункт: Приморский край Спасский район с. Спасское
Наименование материала: Статья
Тема: «Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни».
Раздел: дошкольное образование
Воспитание у дошкольников уважения к старшему поколению
«Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни».
(В. А. Сухомлинский)
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро;
учат злу – в результате будет зло –
ибо ребенок не рождается готовым человеком,
человеком его надо сделать».
В. А. Сухомлинский
Каждая эпоха предъявляет к человеку разные требования, тем самым, формируя определенные
приоритеты на данный момент. Но есть вневременные ценности- это нравственные качества
личности. К ним относится доб рота,
отзывчивость, взаимопомощь и многие другие. Так ли необходимо в наше время, стремительно
меняющихся технологий, помнить о нравственности, воспитывать в детях стремление помогать
друг другу, совершать добрые поступки, учиться дружить. Возможно, это пережиток прошлого? Я
решила разобраться в этом вопросе подробнее.
Дошкольный возраст – время вхождения ребенка в широкий социальный мир, время
установления взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Именно в этом возрасте,
необходимо задать ориентиры нравственного развития ребенка. В настоящее время многие дети
не умеют общаться со взрослыми, друг с другом, не желают принимать и следовать нравственным
нормам поведения. Несмотря на это, социологические исследования, проведенные среди
родителей и детей, показывают, что самыми ценными качествами детей все-таки являются
доброта и отзывчивость.
Уважение, почитание старших поколений – закон жизни. Есть вещи, которые посильны только
старости, потому что в ней – мудрость многих поколений. Уважают не седины сами по себе, а то,
что за ними, поэтому всеобщим уважением и почетом должны пользоваться старики. Всегда
нужно помнить одно из главных правил человеческого общения, которое называют «золотым
правилом нравственности». В учении древнекитайского философа Конфуция (VI-V в. до н.
э.)золотое правило осмысливается как основа поведения: «Чего сам не желаешь, того не делай
другим».Оно в той или иной форме вошло в моральное сознание всех цивилизованных народов:
относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Традиция почитания старших уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в Библии речь идет
о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь.
Уважение к старшим формируется в ребенке годами, поэтому не существует волшебной палочки,
способной вызвать в малыше положительное отношение к пожилым людям за пару минут или
часов. Это кропотливая и каждодневная работа педагогов и родителей, если мы хотим вырастить
личность, которой не чужды такие качества как любовь, милосердие, забота, отзывчивость по
отношению к нашим старикам.
Воспитание уважительного отношения к старшим нужно начинать как можно раньше, но не
позднее пяти лет. До этого времени дети не обращают внимания на возрастные рамки взрослых
людей, они общаются и играют с ними на равных. Постепенно ребенок начинает понимать, что все
люди разделяются на молодых, старших и пожилых. Однако их отношение к любой из этих
категорий еще не выработалось, и в этом должны помочь родители. Как воспитывать уважение к
старшим В процессе воспитания детей нужно внимательно относиться к вопросу своих
взаимоотношений с родителями. Несмотря ни на что, необходимо контролировать собственное
поведение, проявлять внимание и терпимость. Желательно, чтобы бабушки и дедушки активно
участвовали в воспитании внуков, тем самым закладывая фундамент воспитания уважения к
старшему поколению.
Большое значение имеет личный пример. Необходимо регулярно подчеркивать теплые чувства к
родителям, постоянно говорить им теплые слова, интересоваться состоянием здоровья. В свое
время это вернется сторицей в виде такого же отношения собственных детей. Время,
проведенное вместе со стариками, должно оставить у ребенка только приятные воспоминания и
чувство глубокого уважения к ним. Кроме того, детей с малых лет нужно научить сопереживанию
и проявлению доброты к старшим. Здесь недостаточно одного личного примера. Родители
должны замечать любые проявления вежливого отношения, добрых чувств и поощрять за это
ребенка. Например, нужно обязательно похвалить, если он уступил место пожилому человеку в
общественном транспорте и поставить в пример другим детям. Необходимо всячески поощрять
желание ребенка помочь по хозяйству и всегда давать ему такую возможность. Если же
некоторые дела еще не под силу, то отказывать нужно очень тактично, не обижая малыша.
Помощь родителям служит реальным проявлением заботы и уважения детей к старшим.
Воспитание доброты и уважительного отношения дает очень хорошие результаты с помощью
сказок. Маленькие дети особенно восприимчивы к приключениям сказочных персонажей, а их
взаимоотношения со взрослыми прочно откладываются в голове. Таким образом, воспитание
уважения к старшим представляет собой длительный и разносторонний процесс. Чтобы добиться
желаемого результата, необходимо проявить терпение, тактичность и настойчивость в этом
достаточно сложном вопросе.
В работе с детьми в нашей группе использовались следующие виды работы: занятия и беседы,
целью которых было обогащение опыта ребенка и формирование познавательного интереса к
представителям старшего поколения. Эти занятия способствовали знакомству дошкольника с
биографиями близких, историей семьи, своей родословной, воспитание бережного отношения к
семейным реликвиям.Примерная тематика таких занятий: «Сколько «Я» в слове семья?», «Ветви и
корни», «Сундук старой бабушки» и др.
В группе был проведен конкурс детского рисунка на тему «Мои любимые бабушка и дедушка»,
затем из лучших работ была устроена выставка с таким же названием. Во время предварительной
работы с детьми мы рассматривали подборку работ художников –портретистов «Портреты
пожилых людей».
В игровую деятельность детей мы включали такие дидактические игры как – «Письмо бабушке и
дедушке», «Что умеют бабушки? Что умеют дедушки?», «Что мы подарим бабушке?» и др.,
направленные на формирование у детей доброго душевного расположения детей к старшим
взрослым.
Чтение произведений художественной литературы (Бабель «У бабушки», Барто «Две бабушки»,
Благинина «Бабушка-забота», «Наш дедушка», затрагивающих тематику отношений с людьми
пожилого возраста позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, обогатить
его опыт личных переживаний.
Во время досуга мы вместе с детьми обсуждали смысловое содержание пословиц о пожилых
людях: «Семья стариками держится», «Молодость плечами крепка, старость—головою».
Воспитание уважения детьми людей пожилого возраста невозможно без участия родителей.
Чтобы привлечь внимание среднего поколения к этой проблеме нами были проведена
консультация на тему «Несколько полезных советов родителям по воспитанию у детей уважения к
старшему поколению», акция «Сделаем вместе с ребенком подарок бабушке (дедушке)»,
совместная деятельность детей со старшим взрослым «Бабушкины пироги», «Дедушкины
поделки».
Духовная забота о пожилых людях требует больших усилий, но зато она рождает в сердце
ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать приятное для
близкого человека, заботиться о нем