Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников"


Автор: Харужева Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад № 782"
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей по

патриотическому воспитанию

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных

задач нашего времени.

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на

формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина,

патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и

военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие

социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе

воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач

нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким

людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной

стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют

огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и

уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота

свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства,

положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны,

что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить

детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в

котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.

Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а

дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает

ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность

эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у

него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти

чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным

городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это

результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на

ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и

родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая

к случаю.

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

-

чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

-

уважительное отношение к языку своего народа;

-

заботу об интересах родины;

-

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

-

уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его

обычаям и традициям;

-

стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета

родины.

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и

достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость

при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно

начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви

ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного

базиса.

Как достичь положительного результата направленные на

совершенствование нравственно - патриотического воспитания в ДОУ,

предлагаю содержание и рациональность материала развивающей среды

для организации работы по патриотическому воспитанию детей

дошкольного возраста:

создание средовых условий в ДОУ при ознакомлении детей

-оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие экспонатов,

макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции

( медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)

методическое обеспечение :

-наличие картотеки на имеющийся материал

-целесообразность месторасположения материала

- соответствие содержания возрасту детей

- доступность свободного пользования

- эстетичность в оформлении

наличие игр и пособий для организации с детьми

- дидактические игры

-настольно - печатные игры

-атрибуты к сюжетно – ролевым играм

-иллюстративный материал

- рукописные игры

- соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий и игр

Рекомендации для воспитателей по организации ознакомления детей с

историей военных событий и подвигом защитников Отечества:

- Работу по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных

событий и подвигом защитников Отечества целесообразно проводить с детьми

старшего дошкольного возраста.

- Все специально организованные занятия с детьми проводятся и планируются в

разделах: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» и

«Познавательное развитие».

- Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие

образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя

специально организованные занятия.

- Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная с

рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся

в семьях.

-Привлечение к работе родителей их помощь возможна в организации встреч с

ветеранами, изготовление плакатов, рисунков.

- Проведение мероприятий для родителей (семейные вечера, тематические

выставки, выставки рисунков, плакатов, консультации и рекомендации,

анкетирование)

У ребенка-дошкольника Родина начинается с семьи. Когда ребенок тянется ручонками к матери и

отцу — он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих

ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. У

каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать,

уметь рассказывать и, главное, гордиться ею.

Приложение

Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации

Ребята, мы с вами живем в большом городе, где много улиц и домов. Чтобы

люди знали, что где находится, существует адрес. Что такое адрес? (Это название

улицы, номер дома и квартиры.)

Кто знает свой домашний адрес? Кто знает адрес детского сада? (Ответы

детей.)

—Зачем вам нужно знать домашний адрес? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает несколько проблемных ситуаций:

—Представьте, что вы остались дома с бабушкой. Бабушке стало плохо.

Она просит вас вызвать скорую помощь. Вы набираете телефон 03, Саша, ты

набрал телефон, а я принимаю твой вызов. (Воспитатель разыгрывает с

ребенком диалог.)

Скорая слушает.

— Моей бабушке плохо.

Где вы живете, назовите адрес. (Ребенок называет домашний адрес. Если

ребенок не называет адрес, воспитатель обращает внимание детей на то, что

он не сможет вызвать скорую помощь, если не знает адрес.)

А представьте себе, что вам нужно вызвать пожарных. Сможете вы это

сделать, если не знаете адрес?

Воспитатель предлагает детям, которые еще не знают свой домашний адрес,

обязательно его выучить.

Слушание русской народной песни в записи

Воспитатель беседует с детьми о таланте русского народа

Ребята, я вам много рассказывала о том, что русский народ очень талантлив. А

в чем проявляется талант русского народа? (Много мастеров, которые делают

красивые предметы народно-прикладного искусства; много интересных сказок

и т.д.)

Сегодня я хочу вам рассказать об еще одной талантливой черте русского народа.

Русские люди всегда очень любили петь. Русские народные песни очень красивые,

мелодичные.

Особенно

любили

русские

люди

петь,

водя

хороводы.

Вспомните, какие русские народные песни вы пели на музыкальном занятии, как

водили хороводы? А сейчас давайте мы с вами послушаем еще одну русскую

народную песню. (Предлагает послушать в записи неизвестную детям русскую

народную песню.)

Игра. «Путешествие по родному городу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они

будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители

нашего города, но и гости, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому

нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы

будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и

экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель

напоминает гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет

что-то непонятно во время путешествия.

Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия

показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с

которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они

находятся и что это такое

Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?'

(Воспитатель предлагает детям сформулировать вопрос — «Кому поставлен этот

Памятник

— Экскурсовод Витя сейчас об этом расскажет.

Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображением знакомых им

достопримечательностей родного города, продолжает игру.

Игра «Узнай, где я нахожусь»

Ц е л ь .

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Воспитатель раздает детям по одной открытке с видами родного города и

предлагает им рассказать о том, что там изображено, не называя самого места.

Остальные дети должны догадаться, о какой достопримечательности родного города им

рассказывают. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ-образец.

Я нахожусь возле памятника человеку, известному не только в России, но и в

других странах. Скульптор изобразил его стоящим на высоком постаменте. Он

стоит, немного опустив голову, и как бы смотрит на всех, кто перед ним. Этот

памятник находится на Тверской

улице. (Если дети не догадаются, можно назвать им произведения А.С.

Пушкина.)

После рассказа воспитатель показывает детям открытку с изображением

памятника, о котором загадывалась загадка.

Далее

дети

по

очереди

рассказывают

о

достопримечательностях,

изображенных на выданных им открытках, а группа угадывает, о каком памятнике

идет речь.

Воспитатель помогает детям, подсказывая им, задавая наводящие вопросы.

Народные традиции. Рассказ о Новогоднем празднике

Воспитатель беседует с детьми о том, что у каждого народа; есть свои

праздники традиции. И даже один и тот же праздник многие народы отмечают по-

разному. В России с давних пор любят Новый год.

-А как можно узнать, что наступил Новый год? (Ответы детей.) Да, по красиво

украшенной елке. А почему на Новый год украшают елку? (Предположения детей)

Обычай украшать на Новый год елку родился не в нашей стране, а у

древних жителей Англии и Германии. В те далекие времена люди считали,

что в елях скрываются разные духи. И чтобы задобрить их, чтобы они в

следующем году не делали людям ничего плохого, на елку вешали конфеты,

игрушки, а под елку клали разные подарки. Люди собирались в лесу вокруг

наряженной елки, зажигали вокруг нее костры и пели, веселились, плясали.

А позже этот обычай переняли и другие народы. Там, где не было елей,

украшали веточки других вечнозеленых растений — можжевельника или

сосны.

Главными героями новогоднего праздника в России являются Дед Мороз и

Снегурочка. Но русский Дед Мороз — это совсем не Санта Клаус, который

приходит на Новый годв других странах (в Америке, Англии). Наш Дед Мороз

сначала был сердитым, суровым

Дедом, который приносил зимнюю стужу. Но постепенно он

превратился в доброго Деда Мороза, который приходит к нам в

новогоднюю ночь с мешком подарков.

А кто приходит вместе с Дедом Морозом? (Снегурочка.) Да, Снегурочка —

это наша русская девочка, внучка Деда Мороза. В других странах такой новогодней

героини нет. Придумал ее русский народ в своих сказках, а писатель Н. Островский

и композитор Н.А. Римский-Корсаков написали оперу, которая так понравилась

народу, что ее главная героиня - Снегурочка» с тех пор стала приходить на

новогодний праздник вместе с ДедомМорозом.

1.

Рекомендации для педагогов и родителей

1.

Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не

говорите плохо о стране, в которой живете.

2.

Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из

которых они вышли с честью.

3.

Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4.

Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок

маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и

юности будет посещать культурные заведения.

5.

Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны,

никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди

тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.

6.

Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях,

прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

7.

Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно

несущих функцию защиты Родины.

8.

Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с

окружающим миром.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1.

Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого

человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей.

Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных

кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье»,

разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом,

красив ли, удобен ли для жилья.

2.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей,

потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого

города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте

ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне,

затем о городе, стране.

3.

Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края.

Организуйте экскурсии в Музей, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о

тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память

погибших.

4.

Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните

ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать

интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите,

как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить

ребенка к бережному отношению к книге.

5.

Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу.

Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как

выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

6.

Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш

труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

7.

Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об

окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему

поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг

другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины

убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что

больше всего понравилось.

8.

Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой

делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, садов,

виноградников нашего края, остановитесь, расскажите о том, что земля

Краснодарского края очень плодородна, много разнообразных культур растут на

ней и дают хорошие урожаи.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в

особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи

(дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и

трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед

Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и

т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою

Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в

труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и

формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого

поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!

Анкета выявления уровня готовности и затруднений педагогов в

организации работы по патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста.

п/п

Показатели готовности

Знаю, владею

Владею,

знаю, но не

всегда

Не знаю, не

владею

1.

Понимание термина

«патриотическое воспитание»

2.

Понимание задач

патриотического воспитания

детей дошкольного возраста

3.

Умение планировать работу по

патриотическому воспитанию с

детьми конкретной возрастной

группы

4.

Владение методами

патриотического воспитания

детей дошкольного возраста

5.

Умение подбирать виды

совместной деятельности с

детьми

6.

Разнообразие форм совместной

работы с родителями детей-

дошкольников

7.

Методы пропаганды знаний по

патриотическому воспитанию

дошкольников среди родителей



В раздел образования