Автор: Коваленко Оксана Владимировна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: "Физическая готовность дошкольников к школе"
Раздел: дошкольное образование
Физическая готовность ребенка к школе.
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только
умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая
готовность ребенка к школе.
Подготовка детей к обучению в школе
предусматривает,
прежде
всего,
полноценное
физическое
воспитание,
направленное на сохранение здоровья, формирование привычек здорового
образа жизни. - это такой уровень развития всех систем организма, при
котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у
него чрезмерного напряжения и переутомления. Можно назвать это «запасом
прочности», который позволяет ребенку даже при значительном увеличении
нагрузок
чувствовать
себя
хорошо..
Поэтому, если целенаправленно не проводить работу по формированию
физической готовности детей к обучению в школе, то это приведет только к
еще большему ухудшению состояния здоровья детей, снижению их
функциональных возможностей и, как следствие, - к обострению проблемы
«школьной
зрелости».
Физическая готовность традиционно отслеживается медицинскими
работниками. Именно отслеживается, а не формируется.
Болезненный,
отстающий
в
физическом
развитии
ребенок
быстрее
утомляется у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость
вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет
не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание
умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и
сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и
других функциональных систем детского организма, что сказывается на
здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у
многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые не адаптируются к
школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о
недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий
дошкольный период жизни.
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень
закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние
организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным
неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и
без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно
овладевать знаниями, умениями и навыками.
Движение - это путь не только к здоровью, но и к развитию
интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие
мозга, разных его отделов. Правильно организованное физическое
воспитание способствует развитию у детей логического мышления,
памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся
более
внимательными
и
наблюдательными,
более
дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается
характер.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность
переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и
творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.
существует мнение, что учить детей усидчивости следует за столом, почаще
привлекая их к «сидячим» занятиям. Это не верно. Усидчивость, возможно,
развивать лишь при условии полного удовлетворения потребности в
движении.
Все знают, как важна подготовка руки ребенка как непосредственного орудия
выполнения
графических
движений.
Развитие
ручной
умелости
осуществляется на различных ОД (рисование, лепка, конструирование).
Однако из-за слабого развития мелких мышц кисти графические действия
быстро приводят к утомлению. Часто дети отказываются от такой
деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью руки. В этих условиях
возрастает роль физкультурных занятий, так как на них имеются широкие
возможности задействовать мелкие мышцы кисти в различных видах
деятельности, носящих большей частью игровой характер (работа с
предметами, перекладывание предметов, эстафеты с предметами, броски и
ловля мяча и др.). При таком подходе даже при включении достаточно
большого
количества
упражнений,
непосредственно
направленных
на
развитие мелких мышц кисти и координацию движений звеньев руки, дети
никогда не жалуются на усталость рук. Различные виды деятельности
требуют участия обеих рук.
На физкультурных занятиях упражнения выполняются как правой, так и
левой рукой поочередно, что стимулирует развитие обеих рук. Все это
говорит о том, что именно занятия физическими упражнениями могут внести
значительный вклад в подготовку детей к обучению в школе.