Автор: Снигирева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Звук [У] и буква У »
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и
буква У»
Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук
У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный звук. Продолжать знакомить
со схемой слов. Совершенствовать умение в составлении предложений, в подсчете слов,
деление слов на слоги. Развивать зрительное внимание, восприятие, логическое
мышление, моторику, фонематический слух.
Ход занятия.
Воспитатель: Мы сегодня будем путешествовать в город гласных звуков и букв,
который находится в стране Грамота. В этом городе уже живет одна буква. Какая?
Эту букву мы проходили на прошлом занятии. (Если дети затрудняются,дать подсказку: в
этих словах встречается этот звук встречается чаще: Африка, аист, замок).
Да, это буква А (выставляется буква А).
Этот звук гласный. Почему? (Ответы детей).
Представление буквы У.
У – мы в дудочку дудим.
У- как поезд мы гудим.
У – вперед мы тянем губки,
В узенькую дуем трубку.
Слушай,слушай: У – гудит,
У - вначале слов звучит:
Утро, улей, умка, уголь,
Угорь, утка, умница,
Ушки, угол, улица.
Как воет волк? (У-У-У)
Как плачет ребенок? (УА-УА-УА)
Как кричит человек, заблудившийся в лесу? (АУ)
Когда произносим звук У губы вытягиваем трубочкой, звук долго тянем. Во рту нет
преград. Звук можно свободно петь, значит звук У – гласный.
А сейчас отгадайте загадку:
Две антены на макушке
А сама сидит в избушке
На себе ее везет,
Очень медлено ползет.
(Улитка).
Воспитатель показывает объемную улитку и просит сравнить с буквой У.
(Ответы детей).
Если улитка похожа на букву У, то она хочет ее довезти до города Гласных.
Воспитатель:
Тут кузнечик улитку
На дорожке повстречал,
Пропускать ее не хочет
И с вопросом к ней пристал:
«Расскажи ты мне, улитка,
Без ответа не оставь.
Я ведь правда, не пойму –
На что похожа буква?»
Воспитатель: Ребята, давайте поможем улитке ответить на вопрос кузнечика. На что
же похожа буква У? (Ответы детей).
Воспитатель:
"У" похожа на роатку
Лишь резиночку приладь!
Но.пожалуйста ,ребятки
Просьба в птичек не стрелять!
(Воспитатель показывает картину с изображением рогатки)
Динамическая пауза.
Волки воют на луну: У-У-У-У Идти крадучись, как волк.
Песню грустную пою: У-У-У-У. Имитация пения в микрофон.
Ветер сильно завывает: У-У-У-У. Руками качаем как ветки деревьев.
Поезд тихо подъезжает: У-У-У-У. Показываем движение поезда руками.
Я стою и звонким голосом пою, Хлопки перед собой.
Потому что он певучий,
Этот гласный У.
Воспитатель: Улитка миновала кузнечика, но паук не пропускает ее (показ катринки с
изображением паука).
Я тебя не пропущу,
Поиграй со мной в игру.
Воспитатель: Ребята, у вас лежат красные кружочки, если услышите в словах звук У
поднимите кружочек.
Слова: паук, цветок, лужа, лак, мак, стол, стул, диван и др.
Паучок заданье дал и по ветке побежал. (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Паутинку он соткет, в гости мушек позовет.
Воспитатель: Улитка пошла дальше и встречает лягушку.
Она хочет, чтобы улитка придумала слова, где есть звук У.
(Дети придумывают слова со звуком У).
Воспитатель: Хитрая белочка встретила улитку и загадала имя девочки. Вам надо
угадать по первым звукам слов: ложка, ель, ножницы, арбуз. (Луна).
(Воспитатель хвалит детей).
Воспитатель:
Только улитка задачку решила,
Как к ней лиса поскорей поспешила.
Непонятные схемы показывает,
О задании трудном своем
Ей, посмеиваясь,рассказывает:
«К модели придумать слова надо вам,
И вместо черточек буквы расставить по местам».
- У- У- - - - У –
Зуб ухо паук
Суп уха стук
Лук ура стул
Воспитатель:
Молодцы,
ребята.
Вот
улитка
и
дошла
до
города
Гласных.
Разместим букву У рядом с А. Сколько букв стало в городе? (Ответы детей).
Подводится итог занятия.