Автор: Ибрагимова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 28
Населённый пункт: город Осинники Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотеропия в современном образовании
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 28 «Дельфин»
Публикация
на тему:
« Сказкатеропия в
современном
образовании».
Воспитатель: Ибрагимова Елена Сергеевна.
1.Роль сказки в развитии ребёнка.
Роль сказки в развитии ребёнка многогранна: она и фантазию
развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времён
сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребёнка.
Она поможет педагогу доступным языком научить детишек жизни,
расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее
пресных и скучных речей взрослых.
Дошкольный возраст-возраст сказки. В этом возрасте ребёнок проявляет
сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.
Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с её помощью
дети очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли,
а ещё она является лучшим помощником в формировании основ общения и
поведения. Так же это ещё один из способов общения с ребёнком на
понятном и доступном ему языке, это первые безопасные уроки жизни.
Чтение сказок расширяет словарный запас ребёнка и помогает
развитию
речи.
Слушая
сказку,
ребёнок
знакомится
с
народным
фольклором, запоминает пословицы, поговорки.
Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно
подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние
ребёнка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает
уверенность ребенка в себе!
Читать детям сказки надо в правильное время, когда они спокойны и
пребывают в хорошем настроении. Читать сказку надо не спеша, не
отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесёт малышу больше пользы и
положительных эмоций.
Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев,
учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки
можно не только приятно провести время, но и снять внутреннюю
тревожность ребёнка.
2.Сказкотерапия в современном образовании.
Неотъемлемой частью образования, является создания благоприятных
условий
развития
детей
в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим
собой, с другими детьми, с взрослыми и с миром. Детство является
социокультурным явлением, и должно рассматриваться с позиции ценностей
возраста, неразрывно связанными с психофизиологическими особенностями
детей. Что же поможет педагогу в создание атмосферы безопасности и
комфорта, достижение
которой обеспечивается принятием ребёнка и
уважением к нему как личности
?
Сказкотерапия
– интегративная деятельность, в которой действия
воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на
активность,
самостоятельность,
творчество,
регулирование
ребёнком
собственных эмоциональных состояний.
Любая
деятельность
способствует
возникновению
личностных
новообразований по мере того, как человек становится её членом. Освоение
позиции
«Я»
в
сказкотерапии
позволяет
личности
реагировать
на
предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения
средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.
Сказки и их персонажи являются для ребёнка одним из главных источников
познания действительности (событий, образа поведения, характера людей).
Именно в сказочной форме ребёнок сталкивается со сложными явлениями и
чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
Ребёнок
сравнивает
себя
со
сказочным
героем,
что
позволяет
ему
почувствовать и понять то, что он не одинок в своих проблемах и
переживаниях. Посредством сказочных образов ребёнку предлагаются
образцы поведения в разных ситуациях, пути решения возникающих
конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
Отождествляя
себя
с
положительным
героем,
дошкольник
усваивает
правильные моральные нормы и ценности, учится различать добро и зло!
3.Методика сказкотерапии О.А Шороховой.
Одна из популярных методик сказкотерапии, предложенна Ольгой
Алексеевной Шороховой. Развитие личности дошкольника, по мнению
автора, происходит в гармонии и согласовании с успешным овладением
грамотной и связной речью. Работа по её системе ведется по нескольким
направлениям, которые между собой логически связаны и осуществляются в
комплексе.
№ п/
п
Направления
деятельности
Реализация
направлений
деятельности
1
Активность
Удовлетворение потребности детей в
эмоциональной
разрядке;
активизация
образной
лексики
и
положительных
эмоциональных проявлений; самовыражение в
активном действии.
2
Самостоятельность
Ориентировка
в
средствах
языковой
выразительности,
проблемных
ситуациях
сказки, в ритме и динамике музыкальных
образов;
поиск
лучших
способов
самовыражения
в
речи
и
движении;
обоснование собственной точки зрения в
речи-доказательстве
3
Творчество
Словесное
фантазирование
по
музыкальной
композиции;
подражание
взрослому
в
эмоциональном
действии
и
выразительном слове; совместное составление
словесных
описаний
по
восприятию
пантомимических
этюдов,
темпоритма,
музыкальной композиции
4
Эмоциональность
Децентрация
(понимание
эмоций
других); замещение «неэффективного» стиля
поведения на продуктивный; эмоциональное
заражение
образами
сказки;
адекватное
эмоциональное отреагирование собственного
негативного опыта в действии, ритме и слове
5
Произвольность
Динамическое равновесие исполняемых
движений и речевых сообщений в игре-
драматизации;
полноценное
проживание
состояний сказочных героев в проблемных
ситуациях;
понимание
значений
образных
выражений; оценка собственных и чужих
устных
сообщений,
и
эмоциональных
поступков
6
Связная речь
Творческие импровизации по сюжету;
продолжение
фраз
взрослого;
словесные
рассуждения
относительно
динамики
музыкальных
композиций;
исполнение
пантомимических
этюдов,
ритмизация
сказочных образов
Программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных
методов развития речи и личности дошкольника, такие как режиссёрская
игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование по
музыкальной композиции; а также пантомимические этюды, ритмические
загадки и упражнения, музыкальные зарисовки. Она может быть одинаково
полезна в работе и педагогу-психологу, и учителю-логопеду, и воспитателю
детского сада.
В условиях введения :
Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования сказкотерапия
может рассматриваться как одна из форм
психологической поддержки образовательного процесса в дошкольном
образовательном
учреждении, как
метод психологической коррекции,
опирающийся
на
возрастные
ценности
дошкольного
детства,
предоставляющий
дошкольникам
возможность
самореализации
и
проявления
своей
индивидуальности
в
разных
видах
творческой
деятельности.