Напоминание

Сказкотеропия в современном образовании


Автор: Ибрагимова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 28
Населённый пункт: город Осинники Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотеропия в современном образовании
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 28 «Дельфин»

Публикация

на тему:

« Сказкатеропия в

современном

образовании».

Воспитатель: Ибрагимова Елена Сергеевна.

1.Роль сказки в развитии ребёнка.

Роль сказки в развитии ребёнка многогранна: она и фантазию

развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времён

сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребёнка.

Она поможет педагогу доступным языком научить детишек жизни,

расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее

пресных и скучных речей взрослых.

Дошкольный возраст-возраст сказки. В этом возрасте ребёнок проявляет

сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с её помощью

дети очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли,

а ещё она является лучшим помощником в формировании основ общения и

поведения. Так же это ещё один из способов общения с ребёнком на

понятном и доступном ему языке, это первые безопасные уроки жизни.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребёнка и помогает

развитию

речи.

Слушая

сказку,

ребёнок

знакомится

с

народным

фольклором, запоминает пословицы, поговорки.

Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно

подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние

ребёнка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает

уверенность ребенка в себе!

Читать детям сказки надо в правильное время, когда они спокойны и

пребывают в хорошем настроении. Читать сказку надо не спеша, не

отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесёт малышу больше пользы и

положительных эмоций.

Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев,

учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки

можно не только приятно провести время, но и снять внутреннюю

тревожность ребёнка.

2.Сказкотерапия в современном образовании.

Неотъемлемой частью образования, является создания благоприятных

условий

развития

детей

в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и

творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим

собой, с другими детьми, с взрослыми и с миром. Детство является

социокультурным явлением, и должно рассматриваться с позиции ценностей

возраста, неразрывно связанными с психофизиологическими особенностями

детей. Что же поможет педагогу в создание атмосферы безопасности и

комфорта, достижение

которой обеспечивается принятием ребёнка и

уважением к нему как личности

?

Сказкотерапия

– интегративная деятельность, в которой действия

воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на

активность,

самостоятельность,

творчество,

регулирование

ребёнком

собственных эмоциональных состояний.

Любая

деятельность

способствует

возникновению

личностных

новообразований по мере того, как человек становится её членом. Освоение

позиции

«Я»

в

сказкотерапии

позволяет

личности

реагировать

на

предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения

средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

Сказки и их персонажи являются для ребёнка одним из главных источников

познания действительности (событий, образа поведения, характера людей).

Именно в сказочной форме ребёнок сталкивается со сложными явлениями и

чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Ребёнок

сравнивает

себя

со

сказочным

героем,

что

позволяет

ему

почувствовать и понять то, что он не одинок в своих проблемах и

переживаниях. Посредством сказочных образов ребёнку предлагаются

образцы поведения в разных ситуациях, пути решения возникающих

конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

Отождествляя

себя

с

положительным

героем,

дошкольник

усваивает

правильные моральные нормы и ценности, учится различать добро и зло!

3.Методика сказкотерапии О.А Шороховой.

Одна из популярных методик сказкотерапии, предложенна Ольгой

Алексеевной Шороховой. Развитие личности дошкольника, по мнению

автора, происходит в гармонии и согласовании с успешным овладением

грамотной и связной речью. Работа по её системе ведется по нескольким

направлениям, которые между собой логически связаны и осуществляются в

комплексе.

№ п/

п

Направления

деятельности

Реализация

направлений

деятельности

1

Активность

Удовлетворение потребности детей в

эмоциональной

разрядке;

активизация

образной

лексики

и

положительных

эмоциональных проявлений; самовыражение в

активном действии.

2

Самостоятельность

Ориентировка

в

средствах

языковой

выразительности,

проблемных

ситуациях

сказки, в ритме и динамике музыкальных

образов;

поиск

лучших

способов

самовыражения

в

речи

и

движении;

обоснование собственной точки зрения в

речи-доказательстве

3

Творчество

Словесное

фантазирование

по

музыкальной

композиции;

подражание

взрослому

в

эмоциональном

действии

и

выразительном слове; совместное составление

словесных

описаний

по

восприятию

пантомимических

этюдов,

темпоритма,

музыкальной композиции

4

Эмоциональность

Децентрация

(понимание

эмоций

других); замещение «неэффективного» стиля

поведения на продуктивный; эмоциональное

заражение

образами

сказки;

адекватное

эмоциональное отреагирование собственного

негативного опыта в действии, ритме и слове

5

Произвольность

Динамическое равновесие исполняемых

движений и речевых сообщений в игре-

драматизации;

полноценное

проживание

состояний сказочных героев в проблемных

ситуациях;

понимание

значений

образных

выражений; оценка собственных и чужих

устных

сообщений,

и

эмоциональных

поступков

6

Связная речь

Творческие импровизации по сюжету;

продолжение

фраз

взрослого;

словесные

рассуждения

относительно

динамики

музыкальных

композиций;

исполнение

пантомимических

этюдов,

ритмизация

сказочных образов

Программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных

методов развития речи и личности дошкольника, такие как режиссёрская

игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование по

музыкальной композиции; а также пантомимические этюды, ритмические

загадки и упражнения, музыкальные зарисовки. Она может быть одинаково

полезна в работе и педагогу-психологу, и учителю-логопеду, и воспитателю

детского сада.

В условиях введения :

Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного

образования сказкотерапия

может рассматриваться как одна из форм

психологической поддержки образовательного процесса в дошкольном

образовательном

учреждении, как

метод психологической коррекции,

опирающийся

на

возрастные

ценности

дошкольного

детства,

предоставляющий

дошкольникам

возможность

самореализации

и

проявления

своей

индивидуальности

в

разных

видах

творческой

деятельности.



В раздел образования