Автор: Попова Юлия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 403
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Игра-как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Игра-как средство образовательной деятельности
В условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться,
а это одно из самых полезных занятий на свете»
мыслитель XX века Эриха Фромма
К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают,
что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.
Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением.
Возникает вопрос: почему родители спокойно жертвуют временем для игры в
пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка
возможности играть со сверстниками?
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра
составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и
является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко
затрагивает
его
чувства,
повышает
жизнедеятельность
организма,
способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос
здоровым, жизнерадостным и крепким.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские
годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не
удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание
исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б.
Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который
возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием
социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные
условия для формирования способностей производить действия в умственном
плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны
психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной
практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех
испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе
которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры
проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой
ведущей
деятельности
–
учебной.
Поэтому
важнейшей
задачей
педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ
специального пространства для активизации, расширения и обогащения
игровой деятельности дошкольника.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в
раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в
какой-либо
другой
деятельности,
быть
самостоятельным,
по
своему
усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать
разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные
с сюжетом игры, ее правилами.
В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм
индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом
формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап
просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже
работают. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для
всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть
детям право на игру.
Изменились и сами игрушки. Игрушки, «создаваемые» для детей взрослыми,
всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем мире
взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они
способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-
бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом.
Являясь
средством
трансляции
культурных
ценностей,
этических
и
эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и
технологии, но прежде всего – изменения социокультурного контекста.
Показательно,
что
игрушки
каждого
поколения
детей
существенно
различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Очевидно,
что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные
модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде
всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ
человека – к куклам.
Если в XX веке девочки играми с куклами и пупсиками, а мальчики с
солдатиками и машинками, то сейчас девочкам навязан образ Барби,
мальчики играют в страшных трансформеров.
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем это
право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины
нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие
безопасного
пространства
для
игры;
3)
отсутствие
соответствующей
предметной среды, поддерживающей игру: 4) давление образовательных задач
и приоритет обучающих действий; 5) полное отсутствие игры в школе; 6)
жесткое программирование свободного времени детей.
«Развитие игровой активности дошкольников»
В
свете
современных
требований
выделяются
два
возможных
пути
организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для
отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной
игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как
культурная
деятельность
и
создаются
благоприятные
условия
для
формирования у детей различных способов игры.
Идея о том, что игра ребенка представляет собой узкоспециализированное
средство социализации, имеет глубокие исторические корни и традиции в
отечественной педагогике. Но подобный взгляд на игру как на всего лишь
средство
приобщения
ребенка
к
традиционным
социальным
нормам
представляется спорным и противоречащим как общим целям данного
документа, так и целям современного гуманистически ориентированного
образования в целом.
Нельзя игнорировать другое распространенное мнение, согласно которому
игра, в ее естественной форме является видом деятельности, в которой
ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Ребенок
должен иметь возможность на только воспроизводить и повторять созданное
другими, но и сам выступать в роли творца.
В нашем МДОУ игры детей происходят в различных центрах активности,
содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают
разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом,
социально-личностном,
познавательно-речевом
и
художественно-
эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции
содержащихся в них образовательных областей.
В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной
активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной
игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети
знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы
организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром,
на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой
форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими
подгруппами или индивидуально.
Для социально-личностного направления развития детей созданы центры
сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет
изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя
знакомого и незнакомого.
В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и
т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания,
впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные
отношения.
В эти игры дети играют совместно с нами –взрослыми. В игровой ситуации
мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на
себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для
совместной
игры.
Затем
предоставляем
возможность
играть
детям
самостоятельно по их предпочтениям.
Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр
творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих
центрах содержатся образовательные области: художественное творчество,
музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят
интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной
деятельности, воспитанию эстетических чувств. В центре искусства дети
лепят, рисую.
В центре
музыкально-театрализованной деятельности
дети играют
на
музыкальных
инструментах,
обыгрывают
различные
виды
театров
(настольный, пальчиковый, театр картинок.)
При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они
отображают
окружающую
действительность
и
основываются
на
самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и
доставляют детям радость, чувство удовольствия
В познавательном, речевом развитии ребенка мы создали центр речевого
развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр,
экологические
центры.
Все
эти
центры
интегрируются
с
такими
образовательными
областями,
как
познание,
чтение
художественной
литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на
развитие
познавательной
активности
детей;
приобщению
к
чтению
познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных
эталонов
объектов
природного
и
социального
окружения.
В
центре
развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного
восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами,
шнуровки, разные виды мозаик.
Работу организуем по двум направлениям:
- проводим игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;
-
побуждаем
детей
к
самостоятельным
действиям
с
дидактическим
материалом.
В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от
воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических
игр большое значение имеет:
- наглядность
- сюжет
- слово
В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими
иллюстрациями,
которые
постоянно
меняются,
вызывая
желание
рассматривать их.
Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы
и является одним из их любимых мест. Выращивание растений в нашей группе
позволяет нам организовать длительные наблюдения за ними, что помогает
детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия
между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.
Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом как под
нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно
поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.
Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с
окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в
организации и проведении игр.
Список литературы:
1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для
педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение»,
2007
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст / Под ред. С.Л.
Новоселовой. М, 2008.
3. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
4. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное
воспитание. – 2009. - №4. – с.22
5. «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова
Система работы во второй младшей группе детского сада (3+) Мозаика-
Синтез, Москва 2009 год, 2010 г. (3 книги)
6. «Развитие игровой деятельности» ФГОС авт. Н.Ф. Губанова
Мозаика-Синтез, Москва 2014 год
7. «Развитие игровой деятельности авт. Н.Ф. Губанова
Система работы в первой младшей группе детского сада (2+) Мозаика-Синтез,
Москва 2012 год