Напоминание

Игра-как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС


Автор: Попова Юлия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 403
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Игра-как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра-как средство образовательной деятельности

В условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться,

а это одно из самых полезных занятий на свете»

мыслитель XX века Эриха Фромма

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают,

что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.

Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением.

Возникает вопрос: почему родители спокойно жертвуют временем для игры в

пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка

возможности играть со сверстниками?

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра

составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и

является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко

затрагивает

его

чувства,

повышает

жизнедеятельность

организма,

способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос

здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские

годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не

удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание

исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б.

Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который

возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием

социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные

условия для формирования способностей производить действия в умственном

плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны

психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной

практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех

испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе

которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры

проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой

ведущей

деятельности

учебной.

Поэтому

важнейшей

задачей

педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ

специального пространства для активизации, расширения и обогащения

игровой деятельности дошкольника.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в

раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в

какой-либо

другой

деятельности,

быть

самостоятельным,

по

своему

усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать

разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные

с сюжетом игры, ее правилами.

В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм

индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом

формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап

просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже

работают. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для

всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть

детям право на игру.

Изменились и сами игрушки. Игрушки, «создаваемые» для детей взрослыми,

всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем мире

взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они

способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-

бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом.

Являясь

средством

трансляции

культурных

ценностей,

этических

и

эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и

технологии, но прежде всего – изменения социокультурного контекста.

Показательно,

что

игрушки

каждого

поколения

детей

существенно

различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Очевидно,

что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные

модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде

всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ

человека – к куклам.

Если в XX веке девочки играми с куклами и пупсиками, а мальчики с

солдатиками и машинками, то сейчас девочкам навязан образ Барби,

мальчики играют в страшных трансформеров.

Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем это

право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины

нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие

безопасного

пространства

для

игры;

3)

отсутствие

соответствующей

предметной среды, поддерживающей игру: 4) давление образовательных задач

и приоритет обучающих действий; 5) полное отсутствие игры в школе; 6)

жесткое программирование свободного времени детей.

«Развитие игровой активности дошкольников»

В

свете

современных

требований

выделяются

два

возможных

пути

организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для

отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной

игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как

культурная

деятельность

и

создаются

благоприятные

условия

для

формирования у детей различных способов игры.

Идея о том, что игра ребенка представляет собой узкоспециализированное

средство социализации, имеет глубокие исторические корни и традиции в

отечественной педагогике. Но подобный взгляд на игру как на всего лишь

средство

приобщения

ребенка

к

традиционным

социальным

нормам

представляется спорным и противоречащим как общим целям данного

документа, так и целям современного гуманистически ориентированного

образования в целом.

Нельзя игнорировать другое распространенное мнение, согласно которому

игра, в ее естественной форме является видом деятельности, в которой

ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Ребенок

должен иметь возможность на только воспроизводить и повторять созданное

другими, но и сам выступать в роли творца.

В нашем МДОУ игры детей происходят в различных центрах активности,

содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают

разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом,

социально-личностном,

познавательно-речевом

и

художественно-

эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции

содержащихся в них образовательных областей.

В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной

активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной

игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети

знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы

организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром,

на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой

форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими

подгруппами или индивидуально.

Для социально-личностного направления развития детей созданы центры

сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет

изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя

знакомого и незнакомого.

В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и

т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания,

впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные

отношения.

В эти игры дети играют совместно с нами –взрослыми. В игровой ситуации

мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на

себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для

совместной

игры.

Затем

предоставляем

возможность

играть

детям

самостоятельно по их предпочтениям.

Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр

творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих

центрах содержатся образовательные области: художественное творчество,

музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят

интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной

деятельности, воспитанию эстетических чувств. В центре искусства дети

лепят, рисую.

В центре

музыкально-театрализованной деятельности

дети играют

на

музыкальных

инструментах,

обыгрывают

различные

виды

театров

(настольный, пальчиковый, театр картинок.)

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они

отображают

окружающую

действительность

и

основываются

на

самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и

доставляют детям радость, чувство удовольствия

В познавательном, речевом развитии ребенка мы создали центр речевого

развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр,

экологические

центры.

Все

эти

центры

интегрируются

с

такими

образовательными

областями,

как

познание,

чтение

художественной

литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на

развитие

познавательной

активности

детей;

приобщению

к

чтению

познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных

эталонов

объектов

природного

и

социального

окружения.

В

центре

развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного

восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами,

шнуровки, разные виды мозаик.

Работу организуем по двум направлениям:

- проводим игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

-

побуждаем

детей

к

самостоятельным

действиям

с

дидактическим

материалом.

В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от

воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических

игр большое значение имеет:

- наглядность

- сюжет

- слово

В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими

иллюстрациями,

которые

постоянно

меняются,

вызывая

желание

рассматривать их.

Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы

и является одним из их любимых мест. Выращивание растений в нашей группе

позволяет нам организовать длительные наблюдения за ними, что помогает

детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия

между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.

Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом как под

нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно

поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с

окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в

организации и проведении игр.

Список литературы:

1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для

педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение»,

2007

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст / Под ред. С.Л.

Новоселовой. М, 2008.

3. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.

4. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное

воспитание. – 2009. - №4. – с.22

5. «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова

Система работы во второй младшей группе детского сада (3+) Мозаика-

Синтез, Москва 2009 год, 2010 г. (3 книги)

6. «Развитие игровой деятельности» ФГОС авт. Н.Ф. Губанова

Мозаика-Синтез, Москва 2014 год

7. «Развитие игровой деятельности авт. Н.Ф. Губанова

Система работы в первой младшей группе детского сада (2+) Мозаика-Синтез,

Москва 2012 год



В раздел образования