Напоминание

«Технология ТРИЗ как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста»


Автор: Тестоедова Ольга Равильевна
Должность: воспитатель в коррекционной группе
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Доклад
Тема: «Технология ТРИЗ как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад-

«Технология ТРИЗ как одно из средств повышения познавательной

активности детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ «Ручеёк»

Тестоедова О.Р.

Современное

общество

предъявляет

новые

требования

к

системе

образования подрастающего поколения и, в том числе к первой его ступени –

дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно

ФГОС дошкольного образования - это воспитание детей, обладающих высоким

творческим потенциалом.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок,

такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для

раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен

«глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё

должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и

непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем

внимание.

Одной

из

эффективных

педагогических

технологий

для

развития

познавательной активности детей дошкольного возраста является ТРИЗ - Теория

решения изобретательских задач.

В дошкольные учреждения технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но,

несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической

технологией.

Основной особенностью технологии ТРИЗ, в отличие от традиционных

средств является возможность самостоятельно детям находить ответы на

вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Данная технология позволяет развивать: с одной стороны, такие качества

мышления,

как

гибкость,

подвижность,

системность.

А

с

другой

познавательный

интерес,

познавательную

потребность,

познавательную

активность, стремления к новизне; творческому воображению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые

хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Для

развития познавательной активности детей можно воспользоваться следующими

методами и приёмами технологии ТРИЗ:

В первую очередь это мозговой штурм. Этот метод позволяет развивать у

детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске

решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не

бывает

Игра «Хорошо — плохо» — игра помогает совершенствовать умения

выделять противоречия в предметах. Для этого выбирается объект, а дети находят

положительные и отрицательные качества данного объекта.

В игре

«Чёрное

и

белое»

детям

предлагается

классифицировать

положительных и отрицательных персонажей по их домикам. Кто может жить в

черном домике? — волк; баба Яга, Бармалей. А кто может жить в белом домике?

— Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка. Почему?

Игра «Четвертый лишний», для детей самая часто используемая — дети

быстро и правильно могут определить лишний предмет, в зависимости от того, по

какому признаку проводилось сравнение.

В игре «Мир вокруг нас» — дети умело классифицируют все объекты

материального мира на природные и рукотворные объекты.

Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает

метод системного анализа. Метод системного анализа позволяет заглянуть в

историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в

прошлое и будущее предмета. Задача состоит в том, чтобы помочь ребенку

познать, что все, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется,

развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был — большим или

маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит

сам.

Игра «Кем (чем) был» — помидор в прошлом зернышко, в будущем

томатный сок, салат. Цыпленок в прошлом яйцо, а в будущем курица, петух.

Одним из интересных методов для развития познавательной активности

детей дошкольного возраста, является морфологический анализ: это, прежде

всего активизация мышления, выявление всех возможных вариантов решения

проблемы, обогащение знаний детей об объекте.

Самой используемой игрой этого метода является игра «Да — нет». Суть

игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает —

другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление,

ситуацию. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут

быть слова «да» и «нет». Эта игра учит самостоятельному структурированию

информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска.

Метод фокальных объектов — это метод поиска новых идей путем

присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных

объектов. Метод фокальных объектов — это ловушка для идей!

Примером может послужить игра «Фантастическое животное». Цель

данной игры — научить соединять воедино элементы различных животных и со-

здавать новые образы на основе заданных характеристик. Фантастическое

животное: обезьянозаяц — умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать.

Осьминогожираф — Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается

фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде. Слонопрыг — Живет

в воде и на земле. Очень добрый. Питается только растениями. Хорошо плавает и

прыгает по деревьям.

В работе с детьми для повышения познавательной активности можно также

применять метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные

явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Это метод —

Моделирование Маленькими Человечками. Игра в маленьких человечков

развивает

у

детей

внимание,

наблюдательность,

логическое

мышление,

сообразительность.

Есть

множество

вариаций

использования

ММЧ:

карточки

с

нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона,

наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети. Сущность ММЧ

заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из

множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить,

нужно приложить усилие. В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка

касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга

(отлить воду из стакана). Человечки газообразных веществ постоянно в движении.

Помимо основного названия — «бегущие», дети характеризуют их как

«летающие».

С помощью ММЧ можно обыграть различные режимные моменты,

объясняя сущность того или иного процесса или ситуации.

Таким

образом,

методы

ТРИЗ

способствуют:

повышению

у

детей

познавательной активности; расширению кругозора; умению фантазировать;

обогащению речи детей; увеличению точности суждения.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники