Автор: Федорченко Ольга Сергеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №131
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование установки на здоровый образ жизни у школьников 5-8 классов.
Раздел: среднее образование
Формирование
установки
на
здоровый
образ
жизни
у
школьников 5-8 классов.
Федорченко
Ольга
Сергеевна,
учитель биологии
МБОУ СОШ № 131
Центрального округа
города Новосибирска.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьника
отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в
области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и
психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале
глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ
педиатрии: * 14% детей практически здоровы; * 50% детей имеют
отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; * 35-40% детей
страдают хроническими заболеваниями.
Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как
зависимость от табака, алкоголя, наркотиков, компьютера…
Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы
в масштабе страны, региона, города и отдельно взятого образовательного
учреждения.
Предлагаю несколько разработок по данной тематике, которые педагог
может использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Тема: Здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Форма: проблемная лекция с использованием мультимедийной презентации.
«Купить здоровье нельзя, его можно приобрести
ценой постоянных собственных усилий»
Поль Брегг
Цель: формировать установку на ЗОЖ.
Задачи:
показать здоровье как значимую ценность жизни человека;
формировать мотивацию на здоровье посредством приобщения к PJ:$
формировать нормы здоровьесберегающего поведения.
1)Как вы понимаете, что такое здоровье?
Заслушиваются ответы детей. Затем предлагается работа со словарями.
В словаре В. Даля
здоровье трактуется как «состояние тела, когда все
жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни».
Здоровье, по определению ВОЗ,
- это состояние полного физического,
душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов.
Таким образом, здоровье необходимо рассматривать
в нескольких
аспектах: физическом,
интеллектуальном, эмоциональном, социальном,
личностном и духовном, то есть здоровье следует понимать как нечто целое,
состоящее из взаимосвязанных частей. Все, что происходит с одной из
частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую часть
необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в целом»
Для иллюстрации понятия единого целого можно использовать изображение
цветка. Каждый лепесток цветка – какой-либо аспект здоровья.
Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш
организм, все его системы в норме. Важно знать, как наш организм должен
функционировать, чтобы определить здоровы мы или с нами что-то неладно.
Как это можно определить? Правильно – сравнить работу собственного
организма с нормой (эталоном). Как вы думаете это можно определить
самостоятельно? Или лучше с помощью врача? Правильно – помощь
специалиста, профессионала просто необходима.
Под интеллектуальным аспектом
здоровья понимается знание того, где
можно получить информацию и как ей пользоваться. Необходимо умение
извлекать знания из самых разнообразных источников и пользоваться ими с
целью сохранения и укрепления собственного здоровья. Какие источники
получения информации вы знаете? Как вы ими пользуетесь? Правильно –
статьи в вашем учебнике, журналах, рекомендации врачей и так далее.
Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение
выражать их, умение их регулировать. Перечислите, пожалуйста, виды
эмоций. Как вы думаете какие эмоции разрушают здоровье и почему? А
какие эмоции способствуют сохранению и укреплению здоровья? Ответ
свой, пожалуйста, аргументируйте.
Социальный аспект
здоровья подразумевает осознание себя в качестве
мужского и женского пола и взаимодействие с окружающими. Необходимо
понимать, что действительно важно для нас в отношениях с друзьями,
родными и другими людьми, с которыми приходиться общаться. Необходимо
развивать в себе навыки культурного общения. Какие правила общения друг
с другом в классе вы можете предложить? Будут ли наши правила
способствовать сохранению и укреплению нашего здоровья?
Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаем себя в качестве
личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, что каждый
понимает под успехом. Кто хочет поделиться своими мыслями? Как вы
понимаете, что такое успех? Что вы запланировали в качестве «успеха» для
себя в конце недели, четверти, года?
Духовный аспект
здоровья – это центр нашей жизни, обеспечивающий
целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные пять
аспектов здоровья и составить свое отношение к ним.
Упражнение
№
1.
Составьте
синквейн
понятия
«здоровье»
(индивидуально).
1 – понятие (слово); в данном случае – здоровье.
2 – прилагательные (два слова).
3 – глаголы (три слова).
4 – предложение (из четырех слов).
5 – существительное (слово).
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение –
иметь смысловой характер.
По желанию необходимо заслушать несколько учеников.
Таким образом, здоровье – это нечто целое, состоящее из нескольких
взаимосвязанных частей – аспектов. Для сохранения и укрепления здоровья
необходимы все части(аспекты), их взаимосвязь.
Упражнение № 2. Выполните аппликацию из цветной бумаги «Что такое
болезнь и что такое здоровье?» (работа в группах).
Например, цветущая поляна – здоровье, серое облако – болезнь и так далее.
Упражнение № 3. Как вы понимаете высказывание И.И.Брехмана?
Ваше отношение к нему? (индивидуально)
« Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой»
социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства».
Выводы:
Здоровье – важная ценность, и значимость этой ценности с возрастом
увеличивается.
То,
что
в
детстве
и
подростковом
возрасте
воспринимается как данность, в пожилом – как достижение.
Здоровье необходимо беречь, укреплять, развивать с раннего возраста.
2)Что мешает и что помогает личному здоровью?
Упражнение № 4. Заполнение таблицы (индивидуально).
Здоровье
Что
мешает
моему
здоровью?
Что
помогает
моему
здоровью?
Физическое
1
2
3
1
2
3
Психо - эмоциональное
1
2
3
1
2
3
Интеллектуальное
1
2
3
1
2
3
Социальное
1
2
3
1
2
3
Результаты всех учеников не обсуждаются, по желанию можно
заслушать двух – трех учеников. Важно, чтобы педагог в окончании
выполнения данного задания, в ходе беседы подвел учащихся к выводу –
большинство выбранных ими критериев здоровья отображают их образ
жизни.
Далее педагог предлагает самостоятельно сформулировать понятия
«образ жизни» и «ЗОЖ» и сравнить их со сформулированными понятиями
учеными (работа с толковыми словарями).
Образ жизни
– способ жизнедеятельности человека, которого он
придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных,
материальных и профессиональных обстоятельств.
Здоровый
образ
жизни
–
способ
жизнедеятельности
человека,
направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Выводы:
Здоровье человека зависит от образа жизни самого человека, что
подтверждают статистические данные как отечественных, так и
зарубежных ученых: на 45 – 53 % здоровье определяется образом
жизни человека; на 18 – 22 % - наследственностью; на 17 – 20 % -
экологией; на 8 – 10 % - медициной.
Основам здорового образа жизни необходимо учиться!
Домашнее задание.
Продолжите, пожалуйста, предложение «Я считаю, что тема нашего
классного часа «Здоровье. Здоровый образ жизни» актуальна, значима
для меня, так как …