Напоминание

Формирование установки на здоровый образ жизни у школьников 5-8 классов.


Автор: Федорченко Ольга Сергеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №131
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование установки на здоровый образ жизни у школьников 5-8 классов.
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование

установки

на

здоровый

образ

жизни

у

школьников 5-8 классов.

Федорченко

Ольга

Сергеевна,

учитель биологии

МБОУ СОШ № 131

Центрального округа

города Новосибирска.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьника

отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в

области образования.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и

психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале

глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ

педиатрии: * 14% детей практически здоровы; * 50% детей имеют

отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; * 35-40% детей

страдают хроническими заболеваниями.

Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как

зависимость от табака, алкоголя, наркотиков, компьютера…

Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы

в масштабе страны, региона, города и отдельно взятого образовательного

учреждения.

Предлагаю несколько разработок по данной тематике, которые педагог

может использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Тема: Здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Форма: проблемная лекция с использованием мультимедийной презентации.

«Купить здоровье нельзя, его можно приобрести

ценой постоянных собственных усилий»

Поль Брегг

Цель: формировать установку на ЗОЖ.

Задачи:

показать здоровье как значимую ценность жизни человека;

формировать мотивацию на здоровье посредством приобщения к PJ:$

формировать нормы здоровьесберегающего поведения.

1)Как вы понимаете, что такое здоровье?

Заслушиваются ответы детей. Затем предлагается работа со словарями.

В словаре В. Даля

здоровье трактуется как «состояние тела, когда все

жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни».

Здоровье, по определению ВОЗ,

- это состояние полного физического,

душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и

физических дефектов.

Таким образом, здоровье необходимо рассматривать

в нескольких

аспектах: физическом,

интеллектуальном, эмоциональном, социальном,

личностном и духовном, то есть здоровье следует понимать как нечто целое,

состоящее из взаимосвязанных частей. Все, что происходит с одной из

частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую часть

необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в целом»

Для иллюстрации понятия единого целого можно использовать изображение

цветка. Каждый лепесток цветка – какой-либо аспект здоровья.

Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш

организм, все его системы в норме. Важно знать, как наш организм должен

функционировать, чтобы определить здоровы мы или с нами что-то неладно.

Как это можно определить? Правильно – сравнить работу собственного

организма с нормой (эталоном). Как вы думаете это можно определить

самостоятельно? Или лучше с помощью врача? Правильно – помощь

специалиста, профессионала просто необходима.

Под интеллектуальным аспектом

здоровья понимается знание того, где

можно получить информацию и как ей пользоваться. Необходимо умение

извлекать знания из самых разнообразных источников и пользоваться ими с

целью сохранения и укрепления собственного здоровья. Какие источники

получения информации вы знаете? Как вы ими пользуетесь? Правильно –

статьи в вашем учебнике, журналах, рекомендации врачей и так далее.

Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение

выражать их, умение их регулировать. Перечислите, пожалуйста, виды

эмоций. Как вы думаете какие эмоции разрушают здоровье и почему? А

какие эмоции способствуют сохранению и укреплению здоровья? Ответ

свой, пожалуйста, аргументируйте.

Социальный аспект

здоровья подразумевает осознание себя в качестве

мужского и женского пола и взаимодействие с окружающими. Необходимо

понимать, что действительно важно для нас в отношениях с друзьями,

родными и другими людьми, с которыми приходиться общаться. Необходимо

развивать в себе навыки культурного общения. Какие правила общения друг

с другом в классе вы можете предложить? Будут ли наши правила

способствовать сохранению и укреплению нашего здоровья?

Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаем себя в качестве

личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, что каждый

понимает под успехом. Кто хочет поделиться своими мыслями? Как вы

понимаете, что такое успех? Что вы запланировали в качестве «успеха» для

себя в конце недели, четверти, года?

Духовный аспект

здоровья – это центр нашей жизни, обеспечивающий

целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные пять

аспектов здоровья и составить свое отношение к ним.

Упражнение

1.

Составьте

синквейн

понятия

«здоровье»

(индивидуально).

1 – понятие (слово); в данном случае – здоровье.

2 – прилагательные (два слова).

3 – глаголы (три слова).

4 – предложение (из четырех слов).

5 – существительное (слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение –

иметь смысловой характер.

По желанию необходимо заслушать несколько учеников.

Таким образом, здоровье – это нечто целое, состоящее из нескольких

взаимосвязанных частей – аспектов. Для сохранения и укрепления здоровья

необходимы все части(аспекты), их взаимосвязь.

Упражнение № 2. Выполните аппликацию из цветной бумаги «Что такое

болезнь и что такое здоровье?» (работа в группах).

Например, цветущая поляна – здоровье, серое облако – болезнь и так далее.

Упражнение № 3. Как вы понимаете высказывание И.И.Брехмана?

Ваше отношение к нему? (индивидуально)

« Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой»

социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства».

Выводы:

Здоровье – важная ценность, и значимость этой ценности с возрастом

увеличивается.

То,

что

в

детстве

и

подростковом

возрасте

воспринимается как данность, в пожилом – как достижение.

Здоровье необходимо беречь, укреплять, развивать с раннего возраста.

2)Что мешает и что помогает личному здоровью?

Упражнение № 4. Заполнение таблицы (индивидуально).

Здоровье

Что

мешает

моему

здоровью?

Что

помогает

моему

здоровью?

Физическое

1

2

3

1

2

3

Психо - эмоциональное

1

2

3

1

2

3

Интеллектуальное

1

2

3

1

2

3

Социальное

1

2

3

1

2

3

Результаты всех учеников не обсуждаются, по желанию можно

заслушать двух – трех учеников. Важно, чтобы педагог в окончании

выполнения данного задания, в ходе беседы подвел учащихся к выводу –

большинство выбранных ими критериев здоровья отображают их образ

жизни.

Далее педагог предлагает самостоятельно сформулировать понятия

«образ жизни» и «ЗОЖ» и сравнить их со сформулированными понятиями

учеными (работа с толковыми словарями).

Образ жизни

– способ жизнедеятельности человека, которого он

придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных,

материальных и профессиональных обстоятельств.

Здоровый

образ

жизни

способ

жизнедеятельности

человека,

направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Выводы:

Здоровье человека зависит от образа жизни самого человека, что

подтверждают статистические данные как отечественных, так и

зарубежных ученых: на 45 – 53 % здоровье определяется образом

жизни человека; на 18 – 22 % - наследственностью; на 17 – 20 % -

экологией; на 8 – 10 % - медициной.

Основам здорового образа жизни необходимо учиться!

Домашнее задание.

Продолжите, пожалуйста, предложение «Я считаю, что тема нашего

классного часа «Здоровье. Здоровый образ жизни» актуальна, значима

для меня, так как …



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники