Автор: Бабий Станислава Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д/с №157
Населённый пункт: Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«
Гендерное
воспитание
детей
дошкольного
»
возраста
:
.
.
Подготовила Бабий С Н
Пол
-
(от
латинского
«secare»
-
разделять,
делиться)
-
первоначально относится ни к чему
иному,
как
к
разделению
человеческой расы на две группы:
женщин и мужчин.
Каждый
индивидуум
принадлежит
к
одной
из
этих
групп,
к
одному
из
двух
полов.
Человек является существом либо
женского, либо мужского пола.
Ге
́
ндер
-
(от
лат.
genus
«род»)
—
социальный
пол,
определяющий
поведение
человека в обществе и то, как
это поведение воспринимается.
Это
то
полоролевое
поведение, которое определяет
отношение с другими людьми:
друзьями,
коллегами,
одноклассниками,
родителями,
случайными прохожими и т. д.
Задачи ДОУ по гендерному воспитанию
детей дошкольного возраста
Формирование полоролевых знаний , развитие умения использовать
эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания
мальчиков и девочек в русской народной культуре.
Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков
(смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек
(чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)
Развитие ценностного отношения к себе как к человеку
соответствующего пола, формирование способности к самореализации
богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия
Формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному
полу.
В дошкольный период происходит определение и
принятие гендерной роли
2-3 года
Дети понимают, что
они либо мальчик,
либо девочка и
обозначают себя
соответствующим
образом, то есть могут
относить себя к
соответствующему
полу.
4-7 лет
Формируется гендерная устойчивость: детям
становится понятно, что «гендер» не
изменяется: мальчики становятся мужчинами,
а девочки – женщинами.
Механизмом гендерного воспитания детей младшего
возраста выступают личностно-ориентированные
технологии:
Средства
Методы
Формы
•
игры
• народные
сказки
• пословицы
• колыбельн
ые песни
игры
познавательно-
развивающие
этические
беседы
проблемные
ситуации
схемы-
действия
•
игровая
деятельность
• экспериментальн
ая
• проблемно-
поисковая
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного
развития…
Игра – это искра, зажигающая
огонёк
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
При проведении работы по воспитанию
детей с учётом их гендерных особенностей,
предлагаем обратить внимание на
следующее:
На привлекательность игрового материала и ролевой
атрибутики с целью привлечения детей к отражению в
игре социально одобряемых образов женского и мужского
поведения;
На достаточность и полноту материала для игр, в
процессе которой девочки воспроизводят модель
социального поведения женщины – матери;
На наличие атрибутики игрового пространства для игр –
«путешествий» в которых для мальчиков
представляется возможность проиграть мужскую
модель поведения.
Особенности развития девочек
Обучение на слуховом восприятии;
Любят похвалу, восхищение ими среди детей и родителей;
Обучение идет от простого к сложному (с поэтапным
объяснением);
Полезно использовать задания на повторение;
Требуется маленькое пространство для игр;
Любят играть с мелкими игрушками;
Особенности развития мальчиков
Обучение на зрительном восприятии;
Любят играть и заниматься при ярком свете;
Предпочитают сборно – разборные игрушки;
Необходимо большое пространство для игр;
Предпочитают выполнять любые задания
самостоятельно;
Любят разные задания на сообразительность;
При подготовке к занятиям педагог должен
продумать следующие моменты:
•
пути решения познавательной задачи должны носить как
информационный, так и исследовательский характер;
•
продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности
детей разного пола;
•
использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это
важно для мальчиков;
•
использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить,
что для девочек важны ситуации развивающего характера,
чтобы найти другой способ или вариант решения, а для
мальчиков – ситуации поискового характера.
•
проводить КВН, викторины типа “А ну-ка, мальчики!”, “А
ну-ка, девочки!”
•
при обучении новому материалу разделять детей на
подгруппы: мальчики и девочки, рассаживать детей на
занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимодополняют
друг друга.
•
в начале занятия использовать игровые разминки, чтобы
дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.
•
при объяснении последовательности работы, следить за
тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо
немногословным. Особенно это важно для мальчиков.
Игры, в процессе которых девочки воспроизводят
модель поведения женщины-матери:
•
«Дочки-матери»
•
«Семья»
•
«Парикмахерская»
•
«Магазин»
•
«Ателье»
•
«Модельное агентство»
•
«Библиотека»
•
«Кафе»
Ролевые атрибуты для девочек
•
Куклы с набором разной
одежды
•
Детская мебель
•
Наборы посуды
•
Постельные
принадлежности
•
Игрушки бытовых приборов
•
Принадлежности для куклы-
малыша
•
Муляжи продуктов
•
Уголок для ряженья
Игры, в которых мальчики имеют возможность
проиграть мужскую модель поведения:
•
«Строители»
•
«Автомастерская»,
«Автопарк», «Водители»
•
Игры по ПДД
•
«Моряки», «Подводная
лодка
•
«Пираты»
•
« Служба спасения»
•
« Исследователи космоса»
Ролевые атрибуты для мальчиков
•
Игрушки разных видов
транспорта «Автопарк»
•
Наборы игрушечных
инструментов
«автослесарь»,
«строитель»
•
Крупный строительный
набор
•
Разные конструкторы
•
Сборно- разборные
модели
Игры с ролями для мальчиков и девочек:
•
«Больница»
•
«Скорая помощь»
•
«Школа»
•
«Цирк»
•
«Театр»
•
«Зоопарк»
Униаерсальные игрушки для мальчиков и девочек:
•
Мягкие игрушки
•
Настольно-печатные
игры
•
Книги
•
Муляжи животных
Спасибо за
внимание!