Напоминание

Дефектолог в работе с детьми с ОВЗ


Автор: Шайхутдинова Элиза Фаттахутдиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дефектолог в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Дефектолог в работе с детьми с ОВЗ

Современные социальные условия предъявляют особые требования

к характеру профессиональной деятельности, дефектологической культуре

педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Основной целью модернизации

системы

специального

школьного

образования

является

реализация

конституционного права на получение доступных форм образования всеми

категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В

коррекционных школах контингент детей с ОВЗ чрезвычайно неоднороден.

Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными

нарушениями

развития:

нарушениями

слуха,

зрения,

речи,

опорно-

двигательного аппарата. Среди детей с ограниченными возможностями

здоровья

наибольший

процент

составляют

дети

с отклонениями

в умственном развитии (дети с задержкой психического развития и дети

с нарушением интеллекта). У этих детей отмечаются трудности в речевой

коммуникации, в контактах с новыми взрослыми и со сверстниками, что

в свою очередь, затрудняет процесс их социализации. Дефектолог не может

успешно вести работу по воспитанию, обучению и коррекции недостатков

развития аномального ребёнка, не зная сущности и природы того или другого

дефекта, поэтому важную роль в «дефектологической культуре» учителя-

дефектолога играет его естественнонаучная подготовка. Исследованиями

в области специальной педагогики доказано, что структура и содержание

образования в коррекционных классах, имеют известные особенности,

а характер усвоения учебного материала данной категории детей, несколько

отличается

от

познавательных

возможностей

обычного

ребенка.

Это

вызывает у воспитателей и учителей, работающих с умственно-отсталыми

детьми,

соответствующие

сложности

в организации

педагогического

процесса,

затрудняет

проведение

учебно-познавательной

деятельности

и воспитательной работы с детьми.

Из анализа учебной и научной педагогической литературы понятие

«дефектологическая

культура»

подразумевает

овладение

педагогом

специальными знаниями, умениями и навыками:

-

Способность

к рациональному

выбору

и реализации

коррекционно-образовательных

программ

на

основе

личностно-

ориентированного и индивидуально-дифференцируемого подходов к лицам

с ОВЗ;

- Готовность к организации коррекционно-развивающей среды,

и методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной

работы в различных сферах образования, здравоохранения и социальной

защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;

-

Способность к осуществлению коррекционно-педагогической

деятельности в условиях как специальных так и общеобразовательных

учреждений с целью реализации интегративных моделей образования; -

Готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями

лиц с ОВЗ к осуществлению психолого-педагогического сопровождения

процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;

- Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического

обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-

психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии в т. ч.

и для осуществления дифференциальной диагностики; -

Способность

осуществлять

динамическое

наблюдение

за

ходом

коррекционно-

развивающего

воздействия с целью

оценки

его эффективности; -

Готовность

к оказанию

консультативной

помощи

лицам

с ОВЗ

их

родственникам и педагогом по проблемам семейного обучения, развития,

семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения;

-

Способность

использовать

диагностические

данные

и данные

медицинской

документации

для

организации

и осуществления

коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ;

-

Способность

к правильному

использованию

специальной

терминологии в документах, отчетах, научных работах. Мы понимаем, что по

своему

профессиональному

назначению

деятельность

педагога-

дефектолога —

коррекционно-педагогическая.

Она

включает

в себя

совокупность

алгоритмизированных

действий,

направленных

на

предупреждение, исправление, устранение или нейтрализацию основных

причин и условий, вызывающих различного рода отклонения в поведении

детей. Основой коррекционных мер является деятельность, направленная на

изменение

оптимальных

психолого-педагогических

условий

для

нормального осуществления процесса социализации ребенка; оказание

психолого-педагогической и коррекционной помощи детям; обеспечение мер

социально-правовой

защиты

ребенка.

Особенностью

проведения

коррекционных занятий является использование дефектологом специальных

приемов

и методов,

обеспечивающих

удовлетворение

специальных

образовательных потребностей детей с ОВЗ, предоставление учащимся

дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать

коррекционный процесс. Уточним, методы в дефектологии — есть способы

взаимосвязанной

деятельности

педагога-дефектолога

на

ребенка

с ограниченными возможностями здоровья, способствующие коррекции в его

развитии, накоплению позитивного социального опыта, содействующего

социализации

и реабилитации

ребенка.

Важным

результатом

занятий

является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу

ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста

с программным

учебным

материалом.

Работа

учителя-

дефектолога,

включает в себя три этапа и подчинена алгоритмическим предписаниям:

1. Подготовительный этап — сбор информации о семье, социальном

окружении ребенка,

на основе которой проводится диагностика его

психического состояния.

2.

Организационный

этап —

анализ

информации,

выявление

ресурсов,

возможностей

ребенка,

проблемного

поля,

разработка

индивидуальной программы коррекции.

3. Практический этап — реализация программы коррекции. Каждый

из

этапов

работы

подкреплен

реализацией

и применением

взаимодополняющих друг друга технологий и методов: наблюдения; беседы

с детьми,

с родителями,

психологом,

воспитателями,

дефектологами,

педагогическими работниками; анализа анкет, социологических опросников;

изучение информационных источников, анализ статистической отчетности,

выполнение нормативной документации;

-

анализ

профессиональной

педагогической

документации.

При

проведении

целенаправленных

коррекционно-

воспитательных

занятий

необходимо

учитывать

проект

Федерального

государственного

образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ, который преследует

следующие цели:

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого

обучающегося

с ограниченными

возможностями

здоровья

и создания

оптимальных специальных условий для получения качественного начального

школьного образования;

-

обеспечение государственных гарантий получения начального

школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями

здоровья;

- обеспечение государственных гарантий реализации заданных

Стандартом

дифференцированных

уровней

и вариантов

начального

школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья;

- обеспечение единства образовательного пространства Российской

Федерации относительно начального школьного образования обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья;

-

обеспечения равных возможностей социального развития

и освоения

начального

школьного

образования

обучающимся

с ограниченными

возможностями

здоровья

независимо

от

характера

и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола,

нации, языка, социального статуса;

-

обеспечения

вариативности

и разнообразия

содержания

образовательных программ и организационных форм уровня начального

школьного

образования,

возможности

формирования

образовательных

программ различных уровней сложности и направленности с учетом особых

образовательных

потребностей

обучающихся

с ограниченными

возможностями здоровья. Результатом таких целенаправленных действий

является то, что современный педагог-дефектолог станет теоретически

компетентным

в вопросах

современных

технологий.

У педагогов-

дефектологов появятся знания, которые обеспечат понимание сущности

взаимосвязи технологий с другими средствами педагогической деятельности

(методами, методиками, приемами и т. д.). Станут ясно представлять, какие

виды технологий существуют и какова их структура, как нужно выбрать из

всех многочисленных технологий именно ту, которая позволит наиболее

эффективно

решить

конкретную

профессиональную

задачу.

В такой

деятельности

и заключается

«дефектологическая

культура»

педагога,

работающего с детьми с ОВЗ.

Литература: 1. Педагогика и Психология / под ред. А. А. Бодалева,

В. И. Жукова,

Л. Г. Лаптева,

В. А. Сластенина. —

М.:

Институт

психотерапии,

2002. —

585с.

2.

Специальный

федеральный

государственный стандарт общего образования детей с ограниченными

возможностями

здоровья:

основные

положения

концепции.

3.

Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева. Подходы к модернизации

системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья //

Дефектология. —

2009. —

С.19–23.

4.

Алехина С. В. Организация

образовательных

условий

для

детей

ограниченными

возможностями

здоровья

в общеобразовательных

учреждениях.

Методические

рекомендации.//

МГПУ —

М,

2012.

5.

Назарова Н. М. Специальная

педагогика,

Раздел

II.

Специальное

образование

лиц

с особыми

образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной

педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА — М,

2000. 6. Алмазова А. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для

студентов

высш.

и сред.

спец.

учеб.

заведений,

обучающихся

по

дефектологическим

специальностям/

под

ред.

А. А. Алмазовой.-

М.:ВЛАДОС.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники