Автор: Шайхутдинова Элиза Фаттахутдиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дефектолог в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Дефектолог в работе с детьми с ОВЗ
Современные социальные условия предъявляют особые требования
к характеру профессиональной деятельности, дефектологической культуре
педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Основной целью модернизации
системы
специального
школьного
образования
является
реализация
конституционного права на получение доступных форм образования всеми
категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В
коррекционных школах контингент детей с ОВЗ чрезвычайно неоднороден.
Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными
нарушениями
развития:
нарушениями
слуха,
зрения,
речи,
опорно-
двигательного аппарата. Среди детей с ограниченными возможностями
здоровья
наибольший
процент
составляют
дети
с отклонениями
в умственном развитии (дети с задержкой психического развития и дети
с нарушением интеллекта). У этих детей отмечаются трудности в речевой
коммуникации, в контактах с новыми взрослыми и со сверстниками, что
в свою очередь, затрудняет процесс их социализации. Дефектолог не может
успешно вести работу по воспитанию, обучению и коррекции недостатков
развития аномального ребёнка, не зная сущности и природы того или другого
дефекта, поэтому важную роль в «дефектологической культуре» учителя-
дефектолога играет его естественнонаучная подготовка. Исследованиями
в области специальной педагогики доказано, что структура и содержание
образования в коррекционных классах, имеют известные особенности,
а характер усвоения учебного материала данной категории детей, несколько
отличается
от
познавательных
возможностей
обычного
ребенка.
Это
вызывает у воспитателей и учителей, работающих с умственно-отсталыми
детьми,
соответствующие
сложности
в организации
педагогического
процесса,
затрудняет
проведение
учебно-познавательной
деятельности
и воспитательной работы с детьми.
Из анализа учебной и научной педагогической литературы понятие
«дефектологическая
культура»
подразумевает
овладение
педагогом
специальными знаниями, умениями и навыками:
-
Способность
к рациональному
выбору
и реализации
коррекционно-образовательных
программ
на
основе
личностно-
ориентированного и индивидуально-дифференцируемого подходов к лицам
с ОВЗ;
- Готовность к организации коррекционно-развивающей среды,
и методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной
работы в различных сферах образования, здравоохранения и социальной
защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;
-
Способность к осуществлению коррекционно-педагогической
деятельности в условиях как специальных так и общеобразовательных
учреждений с целью реализации интегративных моделей образования; -
Готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями
лиц с ОВЗ к осуществлению психолого-педагогического сопровождения
процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;
- Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического
обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-
психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии в т. ч.
и для осуществления дифференциальной диагностики; -
Способность
осуществлять
динамическое
наблюдение
за
ходом
коррекционно-
развивающего
воздействия с целью
оценки
его эффективности; -
Готовность
к оказанию
консультативной
помощи
лицам
с ОВЗ
их
родственникам и педагогом по проблемам семейного обучения, развития,
семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения;
-
Способность
использовать
диагностические
данные
и данные
медицинской
документации
для
организации
и осуществления
коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ;
-
Способность
к правильному
использованию
специальной
терминологии в документах, отчетах, научных работах. Мы понимаем, что по
своему
профессиональному
назначению
деятельность
педагога-
дефектолога —
коррекционно-педагогическая.
Она
включает
в себя
совокупность
алгоритмизированных
действий,
направленных
на
предупреждение, исправление, устранение или нейтрализацию основных
причин и условий, вызывающих различного рода отклонения в поведении
детей. Основой коррекционных мер является деятельность, направленная на
изменение
оптимальных
психолого-педагогических
условий
для
нормального осуществления процесса социализации ребенка; оказание
психолого-педагогической и коррекционной помощи детям; обеспечение мер
социально-правовой
защиты
ребенка.
Особенностью
проведения
коррекционных занятий является использование дефектологом специальных
приемов
и методов,
обеспечивающих
удовлетворение
специальных
образовательных потребностей детей с ОВЗ, предоставление учащимся
дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать
коррекционный процесс. Уточним, методы в дефектологии — есть способы
взаимосвязанной
деятельности
педагога-дефектолога
на
ребенка
с ограниченными возможностями здоровья, способствующие коррекции в его
развитии, накоплению позитивного социального опыта, содействующего
социализации
и реабилитации
ребенка.
Важным
результатом
занятий
является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу
ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста
с программным
учебным
материалом.
Работа
учителя-
дефектолога,
включает в себя три этапа и подчинена алгоритмическим предписаниям:
1. Подготовительный этап — сбор информации о семье, социальном
окружении ребенка,
на основе которой проводится диагностика его
психического состояния.
2.
Организационный
этап —
анализ
информации,
выявление
ресурсов,
возможностей
ребенка,
проблемного
поля,
разработка
индивидуальной программы коррекции.
3. Практический этап — реализация программы коррекции. Каждый
из
этапов
работы
подкреплен
реализацией
и применением
взаимодополняющих друг друга технологий и методов: наблюдения; беседы
с детьми,
с родителями,
психологом,
воспитателями,
дефектологами,
педагогическими работниками; анализа анкет, социологических опросников;
изучение информационных источников, анализ статистической отчетности,
выполнение нормативной документации;
-
анализ
профессиональной
педагогической
документации.
При
проведении
целенаправленных
коррекционно-
воспитательных
занятий
необходимо
учитывать
проект
Федерального
государственного
образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ, который преследует
следующие цели:
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого
обучающегося
с ограниченными
возможностями
здоровья
и создания
оптимальных специальных условий для получения качественного начального
школьного образования;
-
обеспечение государственных гарантий получения начального
школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья;
- обеспечение государственных гарантий реализации заданных
Стандартом
дифференцированных
уровней
и вариантов
начального
школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
- обеспечение единства образовательного пространства Российской
Федерации относительно начального школьного образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья;
-
обеспечения равных возможностей социального развития
и освоения
начального
школьного
образования
обучающимся
с ограниченными
возможностями
здоровья
независимо
от
характера
и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса;
-
обеспечения
вариативности
и разнообразия
содержания
образовательных программ и организационных форм уровня начального
школьного
образования,
возможности
формирования
образовательных
программ различных уровней сложности и направленности с учетом особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с ограниченными
возможностями здоровья. Результатом таких целенаправленных действий
является то, что современный педагог-дефектолог станет теоретически
компетентным
в вопросах
современных
технологий.
У педагогов-
дефектологов появятся знания, которые обеспечат понимание сущности
взаимосвязи технологий с другими средствами педагогической деятельности
(методами, методиками, приемами и т. д.). Станут ясно представлять, какие
виды технологий существуют и какова их структура, как нужно выбрать из
всех многочисленных технологий именно ту, которая позволит наиболее
эффективно
решить
конкретную
профессиональную
задачу.
В такой
деятельности
и заключается
«дефектологическая
культура»
педагога,
работающего с детьми с ОВЗ.
Литература: 1. Педагогика и Психология / под ред. А. А. Бодалева,
В. И. Жукова,
Л. Г. Лаптева,
В. А. Сластенина. —
М.:
Институт
психотерапии,
2002. —
585с.
2.
Специальный
федеральный
государственный стандарт общего образования детей с ограниченными
возможностями
здоровья:
основные
положения
концепции.
3.
Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева. Подходы к модернизации
системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья //
Дефектология. —
2009. —
С.19–23.
4.
Алехина С. В. Организация
образовательных
условий
для
детей
ограниченными
возможностями
здоровья
в общеобразовательных
учреждениях.
Методические
рекомендации.//
МГПУ —
М,
2012.
5.
Назарова Н. М. Специальная
педагогика,
Раздел
II.
Специальное
образование
лиц
с особыми
образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной
педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА — М,
2000. 6. Алмазова А. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для
студентов
высш.
и сред.
спец.
учеб.
заведений,
обучающихся
по
дефектологическим
специальностям/
под
ред.
А. А. Алмазовой.-
М.:ВЛАДОС.