Автор: Шайхутдинова Элиза Фаттахутдиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Разноуровневая контрольная работа по русскому языку
Раздел: среднее образование
Разноуровневая контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие
для 5-х классов
Время проведения: 40 минут
Структура проверочной работы:
Работа состоит из трех уровней.
Уровень 1 содержит 4 задания с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта
ответа, один из которых правильный. В данной части проверяются усвоение базовых
понятий, умений и навыков.
Соответствует базовому уровню.
Уровень 2 содержит 2 задания (на выбор):
задание на установление соответствия,
задание на определение последовательности,
задание с кратким ответом,
Уровень 3 содержит 1 задание, требующее полного и обоснованного ответа.
Оценивание работы:
Вес каждого задания при подсчете результата:
уровень 1 – 1 балл, уровень 2 – 2 балла, уровень 3 – 4 балла.
Максимальный первичный балл за работу – 12 баллов
Шкала оценивания:
11-12 баллов – «5»
7-10 баллов – «4»
4-6 баллов – «3»
2-3 баллов – «2»
0-1 баллов – «1»
ВАРИАНТ 1
Уровень 1
1. Найдите звонкий согласный звук:
а) [п]; в) [ш];
б) [ч]; г) [р].
2. Укажите, в каком слове есть мягкий согласный звук:
а) гроза; в) забор;
б) ветер; г) сад.
3. Какое слово не является однокоренным со словом вода:
а) водитель; в) водный;
б) водяной; г ) водичка.
4. Укажите, в каком слове есть непроизносимая согласная т:
а) чудес.ный; в) доблес.ный;
б) вкус.ный; г) опас.ный.
Уровень 2
5. Найдите слово, соответствующее схеме ¬, ∩ , ^, □:
а) подумала; в) пришкольный;
б) переводит; г) скользкий.
6. Укажите предложение, в котором есть ошибка в постановке знаков препинания:
а) Ласточки и дрозды летят в теплые края стаями;
б) Ласточка летает с открытым клювом, и ловит добычу на лету;
в) Зимой солнце ярко светит, но мало греет;
г) Соловьи вьют свои гнезда на земле, а ястребы на вершинах.
Уровень 3
7. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы
получился текст? Спишите предложения в правильном порядке, вставляя пропущенные
орфограммы, знаки препинания. В каждом предложении выделите грамматическую основу,
укажите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.
А) Сами по себе отдельные звуки речи лишены содержания;
Б) Ус.ная речь состоит из звуков;
В) Только складываясь в определенном порядке они созд.ют сл.ва;
Г) Если изменить место звука в слове или заменить его другим, то изменится и
смысл слова: дом – дым; том – ком.
ВАРИАНТ 2
Уровень 1
1. Найдите звонкий согласный звук:
а) [щ]; в) [ф];
б) [ч]; г) [м].
2.Укажите, в каком слове есть мягкий согласный звук:
а) собака; в) зонт;
б) чаща; г) школа.
3. Какое слово является однокоренным со словом гора:
а) гореть; в) горевать;
б) горе; г ) горцы.
4.Укажите, в каком слове есть непроизносимая согласная т:
а) радос.ный; в) снос.ный;
б) небес.ный; г) опас.ный.
Уровень 2
5.
Найдите слово, соответствующее схеме ¬, ∩ , ^, □.
а) заходила; в) сбежит;
б) прибрежный; г) привет.
6 .Укажите предложение, в котором есть ошибка в постановке знаков препинания.
а) Высоко поднялся, и белеет полумесяц в облаках;
б) На дворе горой, а в избе водой;
в) Я люблю не только рисовать, но и петь;
г) Я читал, читаю и буду читать.
Уровень 3
7.
Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы, знаки препинания. В
каждом предложении выделите грамматическую основу, укажите, какими частями
речи выражены подлежащее и сказуемое.
1.
Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались
птицы покричали и полетели в теплые края. Остались только зимующие птицы
воробьи вороны галки чижи и синички.
2.
Ноч_ прошла под большой чистой луной и к утру лег первый моро_. Северный ветер
принес свинцовые облака и вскоре в воздухе по_вились белые сн_жинки. Всю ноч_
зима в_зала кружевные узоры чтобы пр_нарядились деревья. Если ветка качнется с
нее упадет снег.
ВАРИАНТ 3
Уровень 1
1. Фонетика – это наука …
а) о языке;
в) о звуках речи;
б) о словарном составе языка;
г) о частях речи.
2. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?
а) поёт;
в) нить;
б) ёлка;
г) нитка.
3. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ъ:
а) в…юга;
в) под…езд;
б) солов…и;
г) сем…я.
4. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?
а) золотая осень, горячий утюг;
в) золотая брошь, горячее сердце;
б) горячий утюг, горячее сердце;
г) горячее сердце, золотая осень.
Уровень 2
5.Выпишите ряд слов тематической группы «Ягоды».
Малина, яблоко, черника, ананас, арбуз, смородина
6.Продолжите синонимический ряд
Разговорчивый, говорливый…
Уровень 3
7.Запишите слова и расставьте в них ударение: свекла, договор, каталог, щавель, квартал,
банты, звонит, алфавит, крапива, туфля.
ВАРИАНТ 4
Уровень 1
1. Укажите строку, в которой все выделенные гласные в словах - ударные:
А) кремы, щавель, банты;
Б) торты, жалюзи, банты;
В) жалюзи, по средам, торты.
2. Определите, в каком слове звуков больше, чем букв:
А) якорь;
Б) местность;
В) ёж.
3. Определите, что такое антонимы:
А) слова с противоположным лексическим значением;
Б) близкие по лексическому значению слова;
В) слова, совпадающие по написанию.
4. Укажите строку, в которой на месте пропущенной буквы пишется И:
А) Посв…тить фонарём, соблюдать ч…стоту, прож…вать хлеб;
Б) Прим…рять врагов, ч…стота в комнате, с…дел смирно;
В) Скр…пел на ветру, скр…пить листы, ув…дать от засухи.
Уровень 2
5. Найдите соответствия синонимических фразеологизмов:
А) рукой подать;
Б) два сапога пара;
В) хоть пруд пруди;
1) одного поля ягоды;
2) куры не клюют;
3) под носом
6. Найдите соответствия:
А) пишется буква И;
Б) пишется буква О;
В) пишется буква А;
Г) пишется буква Е.
1) р…сток, предл…жить, сл…жение;
2) изл…гаю, отр…сль, выр…сти;
3) расст…лил, выж…г, выт…р;
4) выт…рать, бл…стал, зап…рать.
Уровень 3
7. Вставьте пропущенные буквы. Выполните фонетический разбор подчёркнутого слова:
Проб_рались,
заж_гать,
бл_стательный,
пост_лю,
отч_тал,
сд_раем,
бл_снула,
не
прид_райся, выж_г, уст_лаю.
ВАРИАНТ 5
Уровень 1
1. Укажите строку, в которой все выделенные гласные в словах - ударные:
А) черпать, щавель, банты;
Б) ракушка, жалюзи, торты;
В) банты, жалюзи, по средам.
2. Определите, в каком слове звуков меньше, чем букв:
А) любимый;
Б) король;
В) ударение.
3. Определите, что такое синонимы.
А) слова с противоположным лексическим значением;
Б) близкие по лексическому значению слова;
В) слова, совпадающие по написанию.
4. Укажите строку, в которой на месте пропущенной буквы пишется А:
А) Прекр…щать работу, др…жать от холода, отв…рить ворота;
Б) Св…рить картофель, нак…лить железо, предл…гать помощь;
В) Запл…тить по счёту, предл…жить помощь, распол…гаться удобно.
Уровень 2
5. Найти соответствия антонимических фразеологизмов:
А) набрать в рот воды;
Б) за тридевять земель;
В) хоть пруд пруди;
1) как кот наплакал;
2) трещать без умолку;
3) под носом
6. Найти соответствия:
А) пишется буква И;
Б) пишется буква О;
В) пишется буква А;
Г) пишется буква Е.
1) р…сток, предл…жить, сл…жение;
2) изл…гаю, отр…сль, выр…сти;
3) расст…лил, выж…г, выт…р;
4) выт…рать, бл…стал, зап…рать.
Уровень 3
7. Вставьте пропущенные буквы. Выполните фонетический разбор подчёркнутого слова:
Прил__жение, выр__сти, к__снуться, м__кать, разг__раться, р__внина, з__ря, соб__рать,
изл__гать, соч__тание.
ВАРИАНТ 6
Уровень 1
1. Буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука во всех словах ряда:
А) якорь, вьюга, каюта;
Б) стоят, якорь, клюв;
В) сяду, обезьяна, якорь;
2. Все слова ряда имеют приставку:
А) рассвет, капот, сдвинуть;
Б) вкусный, рассвет, взмах;
В) подписать, примирить, рассвет;
3. Правильно написаны все слова в ряду:
А) чудеса, чюжой, жюри;
Б) парашют, чувствовать, шиповник;
В) животное, пищять, ширь;
4.Правильно выделено главное слово в словосочетании:
×
А) красивое платье
×
Б) любоваться пейзажем
×
В) участвовать в походе
Уровень 2
5.Завершите предложение:
По цели высказывания предложения бывают …
6.Соотнесите части речи со словами:
А) существительное 1. зазеленеть
Б) прилагательное 2. зелень
В) глагол 3.зелёный
4. зелено
Уровень 3
7.Сделать фонетический разбор слова вьётся
ВАРИАНТ 7
Уровень 1
1.
Найдите ряд, в котором ВСЕ слова написаны правильно:
а.
Глушь, кататся, не знаешь, съехать, местный, Маръяна;
б.
Ночь, заниматься, не видишь, объявление, воробьиный, лестный, ужасный;
в.
Дочь, учиться, неуспеваешь, съежиться, извесный, львиный, прекрастный.
2.
Найдите ряд, в котором ВСЕ слова отвечают следующей схеме: ¬͡ ˄□
а.
Прескучный, рассказы, пригород, прибрежный, бережный;
б.
Побелка, подарок, перелесок, подружка, дворовой;
в.
Подземный, придорожный, подделка, обучение, опилки.
3.
Найдите ряд, в котором ВСЕ пары слов – омонимы:
а.
Брак (бракованная, то есть испорченная вещь) – брак (женитьба, семейная
жизнь); мир (спокойное существование) – мир (Вселенная); атлас (ткань) –
атлас (сборник карт); охота (сильное желание) – охота (ловля зверей).
б.
Мороженое (лакомство) – мороженое (замороженный продукт, например,
мясо); течь по полу – заделать течь; шляпа (человека) – шляпа (гриба); голова
(часть тела человека) – голова (собрания, то есть главный человек на
собрании).
в.
Очки (в спортивной игре, соревновании) – очки (предмет для улучшения
зрения); поле (футбольное) – поле (в тетради); звезда (на небе) – звезда
(морская); лист (клена) – лист (бумаги).
4.
Найдите ряд, в котором ВСЕ слова образованы приставочно-суффиксальным
способом:
а.
Бессмысленный, обширный, подберезовик, безработица, заземлить;
б.
Сорить, посинеть, безвоздушный, туманность, земляной;
в.
Белить, уходить, сверхмодный, довоенный, грузчик.
Уровень 2
5.
Прочитайте предложение и сопоставьте выписанные из него слова с названиями
членов предложения, которыми эти слова являются в данном предложении:
Сегодня мама предложила мне интересную игру.
1) сегодня
а) подлежащее;
2) интересную
б) сказуемое;
3) мама
в) обстоятельство;
4) мне
г) дополнение;
5) предложила
д) определение.
6.
Расставьте представленные ниже слова в такой последовательности:
1)
Слова, в которых количество букв и звуков одинаковое;
2)
Слова, в которых букв больше, чем звуков;
3)
Слова, в которых букв меньше, чем звуков.
а) месть, льняной, ночь, сон, кран;
б) яма, объявление, явка, юшка, ёж;
в) ярость, лон, меню, объясни, басня.
Уровень 3
7.
Спишите
предложение,
расставьте
знаки
препинания
и
сделайте
полный
синтаксический анализ. Сделайте фонетический разбор выделенного слова.
Золотая осень всегда восторгала Александра Сергеевича Пушкина дарила ему вдохновенье.
ВАРИАНТ 8
Уровень 1
1.
Найдите ряд, в котором ВСЕ слова написаны правильно:
а.
Речь, видется, неизвесный, съежиться, дочька, жечь, льняной;
б.
Дочь, стричь, спишешь, не сдаваться, объявиться, окрестный, ночка;
в.
Тушь, некрасть, смеяться, подъезд, умесный, соловъиный, удивишь.
2.
Найдите ряд, в котором ВСЕ слова отвечают следующей схеме: ¬͡ ˄□
а.
Проводник, походный, проход, лесник, объем;
б.
Подснежник, прописка, лесной, перелаз, разноцветный;
в.
Приморский, пришкольный, подорожник, помощники, прогулка.
3.
Найдите ряд, в котором ВСЕ пары слов – омонимы:
а.
Балка (поперечный опорный брус) - балка (овраг); рысь (крупная лесная
кошка) – рысь (разновидность шага лошади); киви (фрукт) – киви (нелетающая
птица); лавка (на которой сидят) – лавка (небольшой магазинчик, например,
посудная лавка).
б.
Звезда (на небе) – звезда (популярный, известный человек); замок (дворец) –
замок (запор на двери); мир (спокойное существование) – мир (Вселенная);
труба (музыкальный инструмент) – труба (печная).
в.
График
(план
работы)
–
график
(художник);
лук
(растений)
–
лук
(приспособление для стрельбы); кран (водопроводный) – кран (подъемный);
билет (проездной) – билет (экзаменационный).
4.
Найдите ряд, в котором ВСЕ слова образованы приставочно-суффиксальным
способом:
а.
Прибрежный, неизбежный, серость, приехать, земляк;
б.
Бездарный, припевать, работник, дошить, переделать;
в.
Наездник, разделаться, подарок, подстаканник, подслеповатый.
Уровень 2
5.
Прочитайте предложение и сопоставьте выписанные из него слова с названиями
членов предложения, которыми эти слова являются в данном предложении:
Завтра мой старший брат привезет мне подарок.
1) завтра
а) подлежащее;
2) старший
б) сказуемое;
3) брат
в) обстоятельство;
4) подарок
г) дополнение;
5) привезет
д) определение.
6.
Расставьте представленные ниже слова в такой последовательности:
1)
Слова, в которых количество букв и звуков одинаковое;
2)
Слова, в которых букв больше, чем звуков;
3)
Слова, в которых букв меньше, чем звуков.
а) объяснение, ясный, юркий, ёрш, яма;
б) льют, клен, ясность, людской, юность;
в) предъявить, доказать, честь, лесть, местный.
Уровень 3
7.
Спишите
предложение,
расставьте
знаки
препинания
и
сделайте
полный
синтаксический анализ. Сделайте фонетический разбор выделенного слова.
Дождливая погода наверное у всех людей вызывает сонливость.
ВАРИАНТ 9
Уровень 1
1.Выберите слово, которое пишется по произношению:
А) варежки;
В) метель;
Б) коньки;
г) мир.
2 .В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется ь?
А) ты знаеш.., он не испугает..ся;
Б) испеч..пирог , они старают..ся;
В) надо двигат..ся, ты ошибаеш..ся;
Г) привлеч..внимание ,она наряжает..ся.
3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) по дорожк.., куст сирен..;
б) на карава.., на пристан..;
в) об олен.., в электричке..;
г) о глухоман.., в инее.. .
4. Отметьте словосочетания со словами, в которых есть уменьшительно -ласкательные
суффиксы.
а) спящий сурок;
в) детская ножка;
б) тонкий голосок;
г) нежный росток.
Уровень 2
5.Спишите, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор предложения.
После долгих по..сков я наш..л подх..дящий уч..сток для п..стройки ж..лищ..
6.Какие части речи вы знаете? Приведите примеры известных вам частей речи.
Уровень 3
7.Составьте мини-высказывание на тему:
А) «Памятный день в школе».
Б) «Золотая осень».
В) «Хорошо в осеннем лесу».
Г) «Порядочный человек».
ВАРИАНТ 10
Уровень 1
1.
Отметьте ряды, в которых даны только однокоренные слова.
А) диван, диванчик, диванный;
Б) письмо, писем, письмецо;
Г ) буква, буковка, буквенный;
Д) белеть, белый , белого.
2.
Какое слово пишется не так, как произносится?
А) игра;
в) спор;
Б) снег;
г) успех.
3.
В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
а) с..нтябрь, зв..нок; б) к..рова ,к..за; в) л..сток ,ф..алка; г) цв..тной, уд..рение.
4.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) вопро.., моро..;
2) мясору..ка, баоба..;
3) наши..ка , ас..альт;
4) пиро.., приво..зальный.
Уровень 2
5. Спишите, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор предложения.
В..сна давно пр..шла с..гнала снег зазв..нела птич..ими г..лосами.
6.Что обозначает подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
Уровень 3
7.Составьте мини-высказывание на тему:
А) «Памятный день».
Б) «Золотая осень».
В) «Интересная встреча».
Г) «Веселое происшествие».