Напоминание

"Родная (русская) литература" для 9 класса


Автор: Мамедова Татьяна Шамилевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Старовышковский филиал МБОУ
Населённый пункт: обл. Брянская, г. Новозыбков
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Родная (русская) литература" для 9 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области

«Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература

является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их

речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных

произведений

способствует

пониманию

учащимися

эстетической

функции

слова,

овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

В учебном плане отводится на изучение родной литературы в 9 классе 34 часов (34

учебных недели), 1 час в неделю.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные

уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий

урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные

уроки: зачёт, семинар.

Виды и формы контроля:

письменный ответ на вопрос;

выразительное чтение (чтение наизусть);

сочинение на литературоведческую тему;

контрольная работа в форме теста;

проект.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей

этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому

и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед

Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества;

способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего

социальное,

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к

истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов

мира;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание

значимости художественной культуры народов России и стран мира;

способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания;

готовность

к

совместной

деятельности,

активное

участие

в

коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и

правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного

выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и

поступкам других.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных

задач;

умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять

способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои

действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения

учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля,

самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач;

навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение

и

разрешать

конфликты

на

основе

согласования

позиций

и

учета

интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и

письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению

культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты:

развитие

умения

выделять

проблематику

и

понимать

эстетическое

своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для

развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых

для

русского

национального

сознания

культурных

и

нравственных

смыслов

в

произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об

августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

развитие представлений о русском национальном характере в произведениях

о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского

Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в

единстве

формы

и

содержания,

устанавливать

поле

собственных

читательских

ассоциаций,

давать

самостоятельный

смысловой

и

идейно-эстетический

анализ

художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и

собственные

тексты

интерпретирующего

характера

в

различных

форматах;

самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в

других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,

определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной

литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности

и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и

овладения различными способами её обработки и презентации.

Содержание учебного предмета

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (14 ч)

Преданья старины глубокой (5 ч)

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе

Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная

песня).

В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).

А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).

М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

Города земли русской (5 ч)

Петербург в русской литературе

А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»

О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».

А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).

Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).

Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).

Родные просторы (4 ч)

Степь раздольная

«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).

П. А. Вяземский. «Степь».

И. З. Суриков. «В степи».

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (7 ч)

Праздники русского мира (4 ч)

Августовские Спасы

К. Д. Бальмонт. «Первый спас».

Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Тепло родного дома (3 ч)

Родительский дом

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний

поклон»).

Развитие речи. Сочинение по теме «Родительский дом»

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)

Не до ордена – была бы Родина (5 ч)

Великая Отечественная война

Н. П. Майоров. «Мы».

М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»

Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души (3 ч)

Судьбы русских эмигрантов

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

О ваших ровесниках (1 ч)

Прощание с детством

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана (4 ч)

«Припадаю к великой реке…»

И. А. Бродский. «Мой народ».

С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

Тематическое планирование

№ п/

п

Раздел

программы,

количество

часов

Тема урока

Количест

во часов

Дата

1

Раздел 1.

РОССИЯ —

РОДИНА

МОЯ (14 ч)

Песня «Как не две тученьки не две

грозныя…»

1

2

В. А. Жуковский. «Певец во стане

русских воинов»

1

3

А. С. Пушкин. «Полководец»,

«Бородинская годовщина»

1

4

М. И. Цветаева. «Генералам

двенадцатого года»

1

5

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812

года»

1

6

А. С. Пушкин. «Город пышный, город

бедный…»

1

7

О. Э. Мандельштам. «Петербургские

строфы»

1

8

А. А. Ахматова. «Стихи о

Петербурге» («Вновь Исакий в

облаченьи…»)

1

9

Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь

город в плавных разворотах…»)

1

10

Л. В. Успенский. «Записки старого

петербуржца»

1

11

«Уж ты, степь ли моя, степь

Моздокская…» (русская народная

песня)

1

12

П. А. Вяземский. «Степь»

1

13

И. З. Суриков. «В степи»

1

14

А. П. Чехов. «Степь»

1

15

Раздел 2.

РУССКИЕ

ТРАДИЦИИ

(7 ч)

К. Д. Бальмонт. «Первый спас»

1

16

Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья

яблок»

1

17

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко

с небес…»

1

18

Е. И. Носов. «Яблочный спас»

1

19

А. П. Платонов. «На заре туманной

юности»

1

20

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая

сказка» (рассказ из повести

«Последний поклон»)

1

21

Р.р. Сочинение по теме

«Родительский дом»

1

22

Раздел 3.

РУССКИЙ

ХАРАКТЕР –

РУССКАЯ

ДУША (13 ч)

Н. П. Майоров. «Мы»

1

23

М. В. Кульчицкий. «Мечтатель,

фантазёр, лентяй-завистник!..»

1

24

Ю. М. Нагибин. «Ваганов»

1

25

Е. И. Носов. «Переправа»

1

26

Виртуальная экскурсия «Великая

Отечественная война в литературе»

1

27

Судьбы русских эмигрантов.

1

28

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»

1

29

А. Т. Аверченко. «Русское искусство»

1

30

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»

1

31

Итоговая контрольная работа №1

(тест).

1

32

И. А. Бродский. «Мой народ»

1

33

С. А. Каргашин. «Я – русский!

Спасибо, Господи!..»

1

34

Защита творческих проектов и

исследовательских работ.

1



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники