Напоминание

"Математика вокруг нас"


Автор: Карелова Елена Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Барнаул, Научный городок ,д.11, кв.46
Наименование материала: Консультация
Тема: "Математика вокруг нас"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Учиться можно только весело»

Анатоль Франс.

Математика вокруг нас.

Каждый дошкольник – маленький исследователь с радостью и удивлением, открывающий

для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей помочь ему сохранить и

развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной

деятельности, дать пищу уму ребёнка. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь

ребёнка в активное освоение окружающею мира, помочь ему овладеть способами

познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Игра — это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

Родители выбирают игру, сложность которой вполне соответствует возможностям

ребёнка.

Доступность задания и успешное его выполнение придадут малышу уверенности в себе, и

у него появится желание продолжить занятие.

В наше время обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное

место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием

информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с

дошкольного возраста, стремлением родителей, в связи с этим как можно раньше научить

ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Не стоит забывать, что основное усилие

родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность

испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к

самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают

сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих

навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Игра — это не только

тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.

Все занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Мамам и папам,

бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже

вредно.

Выполнение

заданий

должно

начинаться

с

предложения:

«Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят

каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть,

а игра - дело

добровольное!

Поупражняйте дома ребёнка в счёте в игре «Кто больше?». Перед играющими две кучки

пуговиц. По команде игроки в течение минуты откладывают из кучки по одной пуговице;

потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы с

закрытыми глазами и т.д.

Для игры «Сколько в другой руке?» приготовьте мелкие предметы (бусинки). Правила

игры: взрослый говорит: «У меня 6 бусинок, в правой руке 3 бусинки (показывает),

сколько в левой?». Если ребёнок угадал, поменяйтесь ролями (когда вы отгадываете,

допускайте намеренно ошибки).

Повторите количественный и порядковый счёт до 10. Цифры до 10. Дни недели. Названия

месяцев.

Игра «Найди пару» (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых

нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит

соответствующую карточку.

Предложите ребёнку поиграть с вами в игру «Какое число пропущено?» (называется

пропущенное число). Разложите на столе карточки с числами от 0 до 10. Ребёнок

закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек, так, чтобы получился

непрерывный ряд, если ребёнок дал правильный ответ, поменяйтесь с ним ролями.

Игра «Назови соседей» (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например,

взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».

Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или домой, на

кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т.д.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще -

тоньше). Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет.

Предложите выбрать предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите, чего у

них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок

покажет их. Спросите, чего у них по одному. Спрашивайте ребенка, что находится слева,

справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные

события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что

будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра.

Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты,

обратите на это внимание.

Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить

самим себе. Это время тоже можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком

считать.

Сосчитать

можно

проезжающие

трамваи,

количество

пассажиров-детей,

магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает

большие дома, а вы маленькие - у кого больше? Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в

магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?»,

«Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое

самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» и т. д.

Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок

может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать

из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания

можно до бесконечности. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок,

положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна

лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше?

Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Во

время приготовления обеда спросите у ребёнка, где больше воды: в чашке, в кастрюле, в

чайнике, в тарелке? Убедиться в правильности ответа он может на практике. Обязательно

уточните, чем вы мерили, и сколько условных мерок оказалось в каждой из посудин.

Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Игра

«Подели предмет» (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.

Сравнивайте все вокруг по величине. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики -

спросите, какой выше, ниже. Рисует ваш ребенок - спросите его о длине карандашей,

сравните их по длине. Очень важно чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие

слова, как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца); высокий - низкий

(шкаф, стол); толстый - тонкий (колбаса, сосиска).

На прогулке легко усваиваются понятия пространственного расположения, например

в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево,

вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой

руке, а левой рукой - к моей левой.

В действии ребенок гораздо лучше усваивает многие важные понятия. Далеко ли

это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии,

например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и

также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше?

Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы

подойти к какому- то близкому объекту.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных

(у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем

у оленя).

Загадывайте детям задачи в стихотворной форме:

Подарил утятам ёжик

8 кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в

различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на

телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами, рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в

прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться,

есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых),

сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (пуговиц на

кофточке). Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки».

Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете. Поиграйте в игру

«Кто больше найдет цифр в окружении?» - вы или ребенок.

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в

электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните,

для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель,

одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится

в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество

монет не соответствует количеству рублей (денег).

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы

можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их

лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Задачи на сообразительность, задачи - шутки, задачи ловушки развивают гибкость ума,

дают возможность упражняться в применении своих знаний. «В реке плавали пять щук,

они увидели трёх мелких рыбок и нырнули в глубину. Сколько щук плавает в реке».

ЗАГАДКА – УМУ ЗАРЯДКА

Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии

самостоятельного мышления, умения правильно доказывать правильность суждений,

владения умственными операциями. Каждая загадка — это логическая загадка.

Расту в земле на грядке я красная, длинная, сладкая. (Морковь).

Горячо как огонь. Кругло как шар. (Солнце).

Черен да не ворон, рогат да не бык, шесть лап без копыт. (Жук)

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном

возрасте – головоломки с палочками, в ходе решения которых идёт преобразование одних

фигур в другие.

Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов,

животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур

«Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пифагор», «Геоконд» и др.

Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное самим

ребёнком. Партнёрство со взрослым, совместное решение проблемно познавательных

задач – основной путь развитие логики у детей. Не навязывать ребенку готовых знаний, а

указывать пути их приобретения.

Для закрепления количественных представлений детей поиграйте с ними в следующие

игры:

«ЧТО БЫВАЕТ ПО 2?

Цель игры: упражнять детей в счёте до 2.

На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те

предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный

ответ играющий берёт со стола 2 палочки.

Правила игры:

1. Если ответ неправильный – палочки брать нельзя.

2. Выигранные палочки каждый играющий отсчитывает самостоятельно.

3. Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек, тогда играющие сравнивают

приёмом приложения палочки и определяют победителя.

Игру можно упростить: называть предметы, которых может быть 2: огурцы, карандаши и

т.д.

Усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у

табурета.

Когда ребёнок познакомится с другими числами, моно провести аналогичные игры: «Что

бывает по 3, по 4».

«ПОРУЧЕНИЕ»

Цель игры: упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному числу.

Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество

игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность

выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное

поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают

количество набранных фишек и определяют победителя.

Правила игры:

1. Число называют только один раз.

2. Тот, кто неправильно выполнил поручение, выполняет его вторично. Взрослому нужно

ошибаться, но не более, чем на единицу (принеси 5 предметов вместо 4).

Продолжайте учить детей различать и словесно обозначать величину предметов. Если

ребёнок хорошо сравнивает по величине 2 предмета, упражняйте в сравнении по величине

3 предметов.

Главное внимание следует направлять на величину среднего предмета. Хорошо вам

поможет сказка «Три медведя». Спросите у ребёнка: Кто самый большой? Кто самый

маленький? А какая по величине Настасья Петровна? Предложить подобрать для них

стулья, посуду. Покажите ребёнку 3 цветных карандаша разной длины. Спросите о

среднем карандаше. Какой он по длине? (Средний) Длинный, короткий, короче, длиннее –

знакомите с этими понятиями.

Сравните толщину книг в разных обложках. Ребёнку будет легче объяснить о какой книге

идёт речь.

Учите ребёнка располагать предметы в порядке убывания их величины: большой,

поменьше,

самый

маленький,

затем

в

порядке

возрастания.

Для

закрепления

представлений детей о величине можно использовать лепку, рисование, аппликацию.

Примерные задания: вылепи три грибка разной величины, нарисуй высокое и низкое

дерево, из кругов разного размера наклей пирамидку и т. д. поиграйте с детьми в

следующие игры:

«МАГАЗИН»

Цель игры: упражнять детей в умении различать величину предметов, активно

использовать в речи слова: длинный – короткий, низкий, широкий, узкий, большой –

маленький.

Для игры подбираются игрушки и предметы разных размеров, например: большая и

маленькая куклы, длинная и короткая ленты, широкая и узкая кроватки, высокая и низкая

кастрюльки. Взрослый - продавец, ребёнок – покупатель. Чтобы купить игрушку, ребёнок

должен назвать её величину: «Дайте, пожалуйста, длинную линейку», «Мне нужна

высокая пирамидка» и т. д.

Основное правило игры: игрушка или вещь выдается покупателю только в том случае,

если указана её величина.

«РАСТАВЬ ПО ПОРЯДКУ»

Цель игры: упражнять детей в умении расставлять предметы в порядке убывании или

возрастания их величин.

На столе должно быть 10 – 15 предметов разной величины (кольца, пирамидки, матрёшки,

бумажные кружки). По сигналу взрослый и ребёнок берет по одному предмету и

раскладывает их по величине (от самого маленького до самого большого и наоборот ). О

порядке расположения договариваются заранее. Выигрывает тот, кто, располагая

предметы в ряд, сделал меньше ошибок и закончил свой ряд быстрее.

Правила игры:

1. Брать в руку по одному предмету.

2. Выбранный предмет нельзя класть обратно, но можно изменить его местоположения в

своем ряду.

Дети уже знакомы с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник,

треугольник. Закрепляйте знания детей о форме в разных видах деятельности: предложите

нарисовать

квадратный

платочек,

прямоугольное

полотенце,

четырёхугольный

и

треугольный флажки. Учите детей правильно называть формы, которые используются при

строительстве: куб, цилиндр, шар.

Для закрепления геометрических представлений детей поиграйте в следующие игры:

«НАЙДИ ТРЕУГОЛЬНИК»

Цель

игры: упражнять

детей

в

умении

различать

треугольник

среди

других

геометрических фигур. У каждого играющего перед началом игры 15 – 20 разных

геометрических фигур, среди которых 8 – 10 треугольников. По сигналу играющие

выбирают треугольники и раскладывают их в ряд. Выигрывает тот, кто первым выбрал

все треугольники. Игру можно изменить: выбирать квадраты, прямоугольники, круги.

«КТО БЫСТРЕЕ»

Цель игры: упражнять детей в различении знакомых геометрических фигур.

До начала игры у каждого играющего 10 – 20 штук разных геометрических фигур. Их

смешивают и закрывают листом бумаги. По сигналу каждый играющий открывает свои

фигуры и раскладывает их в ряд: ряд квадратов, ряд – кругов и т. д. Выигрывает тот, кто,

быстрее без ошибок выложит 4 ряда.

Правило игры: начинать выкладывать фигуры только после сигнала.

Продолжайте упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Удобнее всего

это делать в повседневной жизни, придав упражнению игровой характер или форму

поручения: «Подойди к серванту и принеси ту чашку, что стоит справа», «что ты видишь

справа от себя?» и т. д.

Следует учить детей ориентироваться во времени, различать части суток (утро, день,

вечер, ночь); пользоваться словами: сегодня, вчера, завтра, быстро, медленно.

Обратите внимание детей на смену частей суток: наступает вечер, скоро будет ночь,

завтра пойдем в кино. Эту книгу мы читали вчера.

К 5-ти годам дети должны различать и называть: круг, квадрат, прямоугольник,

независимо от размера или цвета фигур. Различать и называть шар, куб, цилиндр,

правильно пользоваться словами, обозначающими пространственные направления и

время.

Если хотите научить ребёнка считать, купите 3 вида мелких игрушек по 10 штук (уточки,

грибки и т.д.) или наберите из природного материала (шишки, орехи, жёлуди, камешки).

Родители руководят поисковой деятельностью и опосредованно подводят детей к догадке,

а «открытие» они делают сами.

Больше хвалите детей! Ведь многое из того, что взрослым кажется простым и очевидным,

требует от них больших усилий.

Успехов вам!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники