Напоминание

А. П. Чехов – писатель-врач.


Автор: Лысова Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Набережночелнинская школа-интернат "Омет" №86 для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: А. П. Чехов – писатель-врач.
Раздел: среднее образование





Назад




А. П. Чехов – писатель-врач.

Цель работы: проследить, как занятия медициной серьезно повлияли на своеобразие А. П. Чехова как

художника. «И анатомия, и изящная словесность, - писал Чехов, - имеют одинаково знатное происхождение,

одни и те же цели, одного и того же врага, и воевать им положительно не из-за чего. Борьбы за

существование у них нет».

На медицинский факультет Московского университета Антон Павлович поступил 19-летним

юношей в 1879 г.

2 слайд О студенческих его годах имеется очень мало сведений. По свидетельству его

университетского товарища д-ра Россолимо, он был совершенно незаметен среди товарищей «в силу своей

чрезвычайной скромности». Медициной же он занимался с большим интересом, слушая лекции Бабухина,

Захарьина, Клейна, Фохта, Снегирева, Остроумова, Кожевникова, Эрисмана, Склифосовского.

3 слайд По окончании Чеховым университета ему предлагали место врача в Звенигороде -

«отказался», так сообщал он Лейкину в письме от 23 июля 1884 г., но в течение короткого времени, двух

недель, во время отпуска постоянного врача, он все же состоял заведующим Звенигородской земской

больницей и одновременно выполнял обязанности уездного врача, производя судебно-медицинские

вскрытия и выступая на суде в качестве эксперта.

4 слайд Писать и печататься Чехов начал очень рано. Еще в 1880 г. появился в «Стрекозе» его

маленький рассказ, а в 1886 г. вышел сборник его рассказов под названием «Пестрые рассказы». Среди них -

те, которые отражали впечатления Чехова, полученные во время его студенческой практики в

Звенигородском уезде и затем врачом.

Сначала, в юности, внимание писателя привлекало к себе, главным образом, смешное в жизни. Свои

смешные рассказики и рассказы, часто на медицинские темы, он печатал в юмористических журналах за

подписью «А. Чехонте», «Ан. Че», «Человек без селезенки», «Врач без пациентов», «Рувер» и др. 5 слайд

Герои юмористических рассказов Чехова часто представляют персонифицированные профессии. И чаще

всего это врач или фельдшер, самоуверенный, равнодушный к больному невежа. Это такие рассказы, как

«Хирургия» (1884), «Сельские эскулапы» (1882), «У постели больного» (1884) и др. В них Чехов показал

фельдшеров своего времени. Эти рассказы отразили в себе одно из неблагополучий медицинского дела

времени Чехова: фельдшерские места не только при врачах, но и на самостоятельных фельдшерских

пунктах земство замещало так называемыми «ротными» фельдшерами, т. е. фельдшерами очень низкой

медицинской и общей культуры. Их Чехов обычно изображал в смешном виде, как круглых невежд, грубых,

с огромным самомнением людей, напускавших на себя вид ученых.

Одним из рассказов раннего периода его творчества - «Хирургия» (1884). Брат писателя М. П.

Чехов рассказывал, что Антон Павлович на врачебной практике в Воскресенской больнице однажды видел,

как неопытный студент, заменивший врача, не мог вырвать у больного зуб и только сломал коронку.

Пациент выругался и ушел. В воспоминаниях о Чехове неоднократно описывалось, как в гимназические

годы братья Чеховы изображали прием у зубного врача. Антон большие щипцы для углей совал в рот брата

Александра и после долгих усилий вытаскивал оттуда огромный зуб — пробку.

6 слайд Этот излюбленный сюжет Чехов использовал в своем рассказе «Хирургия». В Земской

больнице за отсутствием доктора принимает фельдшер. Герой рассказа — фельдшер Курятин проявляет

качества, которые Чехов в людях очень не любил (невежество, самоуверенность и др). «Хирургия –

пустяки…Тут во всем привычка, твердость руки…Раз плюнуть» - так оценивает свое мастерство невежа-

фельдшер. Безрезультатно провозившись с больным зубом порядочное время и измучив бедного дьячка, он

резко меняет свою точку зрения: «Хирургия, брат, не шутка…Это не на клиросе читать…». И в своем

непрофессионализме горе-фельдшер обвиняет того же дьячка: «Невежа…Мало тебя в бурсе березой

подчевали».

7 слайд В «Сельских эскулапах» фельдшер-невежа подменяет отсутствующего врача. Напустив на

себя важный вид, фельдшер Глеб Глебыч записывает больных на прием. «Записывание ведётся ради

статистики». Причем Глеб Глебыч большее внимание уделяет не самому больному, а «большой книге» для

записи больных: «Понимаешь? Или ты не понимаешь русского языка? Форма!» - строго говорит он. А

другой фельдшер Кузьма Егорыч ведет прием, с лету ставит диагноз после двух минут «обследования» и

прописывает лекарство «3 гр. того, что на окне стоит», а то, что на окне стоит, уже кончилось, и это с

легкостью заменяют содой. Певчему басу, осипшему от хронического запоя, он выписывает стакан

касторки. Старухе-крестьянке выдает "чудодейственный" порошок – соду. Авось, старушонка вылечиться

«по вере своей». И во время всех этих врачебных действий он остается при незыблемом сознании своего

превосходства над простыми смертными.

8 слайд В рассказе «У постели больного» врачи Попов и Мюллер говорят о больном как о

неодушевленном предмете, забывая врачебную этику: «Он жалуется, что у него в груди теснит... жмет...

душит... Не обойтись без сильного возбуждающего...»; «Но прежде, чем давать возбуждающее, я просил бы

вас обратить внимание на его конституцию...». Перед ними не больной, а медицинский экспонат, а больной

вынужден с этим смиряться, так как полностью доверяет этим эскулапам. Он лишь робко просит: «Ах,

господа, не говорите так громко! Я человек семейный... служащий... Под окнами люди ходят... у меня

прислуга..»

1

9 слайд В конце 80-х годов творческий метод Чехова уже вполне определился. В письме к

Плещееву он замечает: «Цель моя – убить сразу двух зайцев, правдиво нарисовать жизнь и кстати показать,

насколько эта жизнь уклоняется от нормы.». Речь уже идет о художественных произведениях Чехова, где

изображается эпоха 80-х и 90-х годов прошлого столетия с ее больницами и амбулаториями, с ее врачами,

фельдшерами и акушерками, со всеми условиями, в которых работали медицинские работники и жили,

болели, выздоравливали и умирали больные.

Доктор стал привычным, сквозным, лейтмотивным чеховским персонажем: то подающим надежду

(Королев в “Случае из практики”), то страдающим от неудачной операции (Чебутыкин в “Трех сестрах”), то

накапливающим деньги (Старцев в “Ионыче”), то сажающим сады (Астров в “Дяде Ване”), то

провинциальным донжуаном, которому женщины даже в старости вешаются на шею (Дорн в “Чайке”), то

безответно влюбленным в неблагодарную жену скромным гением (Дымов в “Попрыгунье”), то пытающимся

всех примирить и осчастливить одиноким добряком (Самойленко в “Дуэли”).

Трилецкий

(“Платонов”),

Кириллов

(“Враги”),

Овчинников

(“Неприятность”),

Михаил

Иванович

(“Княгиня”), Николай Степанович (“Скучная история”), Рагин (“Палата № 6”), Благово (“Моя жизнь”),

Нещапов (“В родном углу”), Старченко (“По делам службы”)… И еще десятки текстов, действие или

хронотоп которых связан с медицинскими проблемами (“Хирургия”, “Доктор”, “В аптеке”, “Анюта”,

“Аптекарша” и др.).

Чеховские отрицательные образы врачей - это типы городских врачей, это порождение нездоровой и

пошлой среды чиновничества и мелкой буржуазии, это результат развращавшего врачей влияния стихии

«частной практики» с неизбежной при ней погоне врачей за гонорарами, конкуренцией среди них, склоками

и интригами между ними.

Целую галерею врачей опустившихся, невежественных, погрязших в пошлости окружающей их

среды, показал в своих рассказах Чехов («Ионыч», «Палата № 6» и многие другие).

Чеховские отрицательные образы врачей - это типы городских врачей, это порождение нездоровой и

пошлой среды чиновничества и мелкой буржуазии, это результат развращавшего врачей влияния стихии

«частной практики» с неизбежной при ней погоне врачей за гонорарами, конкуренцией среди них, склоками

и интригами между ними.

Целую галерею врачей опустившихся, невежественных, погрязших в пошлости окружающей их

среды, показал в своих рассказах Чехов («Ионыч», «Палата № 6» и многие другие).

10 слайд Один из отрицательных образов врачей – это доктор Старцев из рассказа «Ионыч» (1898).

На первом этапе своей жизни в городе С. Дмитрий Ионович Старцев энергичен, полностью поглощен своей

работой, можно даже сказать трудоголик. Он все свое время посвящает пациентам, даже в праздники. Через

четыре года у Дмитрия Ионовича уже была большая медицинская практика, он пополнел. Старцев бывал в

разных домах, но ни с кем очень близко не общался, в принципе он вообще почти не общался. Ему было не

интересно разговаривать с людьми, которые говорили об одном и том же, и не высказывали, ни интересных,

ни новых мыслей. А когда ему не хотелось говорить, он «сурово молчал», за что получил прозвище «поляка

надутого».

11 слайд Через несколько лет Ионыч ожирел, стал скупым, грубым, некультурным, его захватила

страсть стяжательства. Забыл напрочь Туркиных и Катю. Главным развлечением доктора, в «которое он

втянулся незаметно, мало-помалу», было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег

стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Он каждый вечер проводит в клубе,

играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: «Это вы про что? А? Кого?»

12 слайд Постепенно Дмитрий Ионович Старцев превратился просто в Ионыча. Стал таким же

скучным обывателем, как и все в городе С. Он уже ничего не хотел кроме богатства и комфорта, он не

занимался ни своим образованием, ни своей душой. Доктор переродился в жадного накопителя,

тяготящегося больными. Чехов не только показал перерождение человека, но и указал причину –

однообразие и бессмыслицу существования.

Наряду

со

многими

отрицательными

образами

врачей

обрисованы

Чеховым

несколько

положительных (Астров в «Дяде Ване», Соболь в «Жене», Дымов в «Попрыгунье», Королев в «Случае из

практики», врач в «Рассказе старшего садовника»).

13 слайд Одним из положительных образов врачей является образ доктора Дымова в рассказе

«Попрыгунья» (1892). Существует множество высказываний о прототипах героев этого рассказа. Сам Антон

Павлович писал по этому поводу своей знакомой писательнице Л. А. Авиловой: «Вчера я был в Москве, но

едва не задохнулся там от скуки и всяких напастей. Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя

дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи»…и меня вся Москва обвиняет в пасквиле.

Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником».

Но, как определенно указывает автор, сходство только внешнее. Врач и ученый Дымов, беспредельно

скромный, преданный больным и науке, - образ собирательный. Среди знаменитостей, окружающих его

жену Ольгу Ивановну, Дымов представляется слишком ординарным, незначительным.14 слайд И только

когда он умирает, заразившись дифтерией от мальчика, у которого отсасывал через трубку дифтерийные

пленки, всем вдруг открывается, какой это был необыкновенный человек. Как говорит другой герой

рассказа – доктор Коростелев: «Какая нравственная сила! Добрая, чистая, любящая душа – не человек, а

стекло! Служил науке и умер от науки. А работал как вол, день и ночь, никто его не щадил, и молодой

2

ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы

платить вот за эти подлые тряпки!». Не так дано Л. П. Гроссман, а затем А.А. Шамаро высказали

предположение, что в образе доктора Дымова Антон Павлович вывел московского врача Илариона

Ивановича Дуброво, скончавшегося в результате заражения дифтерией при тех же обстоятельствах, что и

герой чеховского рассказа. Случаи преждевременной смерти медицинских работников от инфекционных

заболеваний в те времена были широко распространены, и в трагической судьбе Дымова писатель показал

весьма типичную историю.

15 слайд Из всех отраслей медицины психиатрия больше всего получила от Чехова как писателя.

Ряд образов неуравновешенных людей, неврастеников и душевнобольных дал в своих произведениях Чехов,

множество психопатических состояний изображено в них. Общая картина эпохи, которая плодила

неуравновешенных людей, неврастеников и душевнобольных, была нарисована Чеховым («Палата №6»,

«Человек в футляре», «Страдальцы», «Сон», «Черный монах», «Скучная история», «Страх», «Драматург»,

«Дуэль», «Психопаты», «Случай из практики», «Припадок», «По делам службы», и др).

Рассказ «Палата №6» (1892) возник как отголосок впечатлений, вынесенный с острова-

тюрьмы Сахалин, где самым тяжким для писателя оказалось соприкосновение с ужасами каторги.

Начинается рассказ с ужасного описания больничного двора, который сразу же навевает грустные мысли.

Гнетущая атмосфера больницы почти дословно списана с больничного околотка села Корсаковки острова

Сахалина: «В палатах, коридорах и больничном дворе тяжело было дышать от смрада. Больничные мужики,

сиделки и их дети спали в палатах вместе с больными. Жаловались, что житья нет от тараканов, клопов и

мышей. В хирургическом отделении не переводилась рожа. На всю больницу было только два скальпеля и

ни одного термометра». Тягостное впечатление усиливается по мере того, как вчитываешься в этот рассказ,

знакомишься с палатой №6 и ее обитателями – сторожем Никитой, который предстает в этом рассказе очень

тупым и беспощадным, с заведующим палатой доктором Рагиным, в руках которого оказываются судьбы

других людей («Андрей Ефимыч чрезвычайно любит ум и честность, но чтобы устроить около себя жизнь

умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право»), а также с душевнобольными, которые

населяют данную палату. 16 слайд Флегматичный, уклончивый, обходительный доктор Рагин уверен, что он

ничего не может изменить, но если бы и мог, вряд ли бы стоило это делать. «Да и к чему мешать людям

умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого? Что из того, что какой-нибудь торгаш

или чиновник проживет лишние пять –десять лет? Если же видеть цель медицины в том, что лекарства

облегчать страдания, то невольно напрашивается вопрос, зачем их облегчать? Во-первых, говорят, что

страдания ведут человека к совершенству, и, во- вторых, если человечество в самом деле научиться

облегчать страдания пилюлями и каплями, то оно совершенно забросит религию и философию, в которых

до сих пор находило не только защиту от всяких бед, но даже счастие». 17 слайд Разрушает эти

философские построения сумасшедший Громов, заболевший манией преследования, ему стало казаться, что

его посадят в тюрьму. Этой тюрьмой оказывается палата №6, где людей действительно не лечат, а калечат,

истязают.. «Нас здесь держат за решеткой, гноят, истязуют, но это прекрасно и разумно, потому что между

этой палатой и теплым, уютным кабинетом нет никакой разницы. Удобная философия, и делать нечего, и

совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь», «страдание презираете, а небось прищеми вам дверью палец,

так заорете во все горло!» - говорит Громов доктору. Судьба Рагина складывается как раз по этому

прогнозу.

18 слайд Следующий психологический рассказ- «Припадок» (1888) был навеян личностью писателя

Гаршина и его трагической кончиной. «Молодой человек гаршинской закваски, недюжинный, честный и

глубоко чуткий попадает первый раз в жизни в дом терпимости», - так в общих чертах Чехов определяет

замысел рассказа «припадок» и облик его главного героя. Уже в рассказе, давая расшифровку, что значит

«гаршинская закваска», он напишет о студенте Васильеве: «Есть таланты писательские, сценические,

художнические, у него же особый талант – человеческий. Он обладает тонким великолепным чутьем к боли

вообще. Как хороший актер отражает в себе чужие движения и голос, так Васильев умеет отражать в своей

душе чужую боль. Увидев слезы, он плачет; около больного он сам становиться больным и стонет; если

видит насилие, то ему кажется, что насилие совершается над ним, он трусит, как мальчик, и, струсив, бежит

на помощь. Чужая боль раздражает его, возбуждает, приводит в состояние экстаза и т.п….». Сам А. П.

Чехов в совершенстве обладал этим талантом тонкого чутья к чужой боли. Поэтому с такой силой он смог

прочувствовать

и

передать

переживания

Васильева-

Гаршина,

охваченного

душевной

болью

за

оскорбленных, униженных и погибающих женщин. «Мне как медику кажется, что душевную боль я описал

по всем правилам психиатрической науки!» - с гордостью заметил Чехов о своем рассказе «Припадок».

19 слайд Еще один рассказ из этого цикла – «Случай из практики» (1898).Этот рассказ построен,

действительно, как частный случай из практики доктора Королева, приехавшего по вызову к дочери

владелицы фабрики госпожи Ляликовой. Дочь госпожи Ляликовой приходит с себя после припадка, и

вместо лечения доктор Королев ведет с ней долгие терапевтические разговоры. 20 слайд В этом рассказе с

пугающей простотой обнаруживается мотив абсурда социальной реальности. По пути Королев встречает

рабочих, в лицах и походке которых угадываются «физическая нечистота, пьянство, нервность и

растерянность». Семейство хозяев – «бабье царство», состоящее из неграмотной, запуганной старухи-

матери, ее дочери, «наследницы помадных корпусов», измученной страхом перед жизнью, и гувернантки

Христины Дмитриевны, как оказывается, единственной счастливицы в этом холодном доме. 21 слайд В

3

долгой откровенной беседе с девушкой доктор ставит диагноз: «Вы в положении владелицы фабрики и

богатой наследницы неспокойны, не верите в свое право и теперь вот не спите, это, конечно, лучше, чем

если бы вы были довольны, крепко спали и думали, что все обстоит благополучно. У вас почтенная

бессонница; как бы ни было, это хороший признак». И прописывает свой рецепт: бежать от этих пяти

корпусов, оставив миллионы. И от того, что он встретил понимание в душе девушки, он уехал в хорошем

настроении в воскресное утро в надежде на светлое будущее. Так под пером А. П. Чехова обычный случай

из врачебной практики превратился в яркое описание социальных болезней капиталистического общества.

22 слайд Особое место в жизни и творчестве А. П. Чехова занимает его произведение «Остров

Сахалин». Книга «Остров Сахалин» имеет скромный подзаголовок «Из путевых записок». Но по существу

она является серьезным научно-исследовательским трудом, который содержит огромный материал из

опубликованных источников, ссылки на которые в изобилии имеются в примечаниях книги. Эта книга

настолько всеобъемлюща, так богата цифровыми данными, так стройно построена, что можно удивляться,

как мог написать ее молодой врач, не имевший опыта в подобного рода санитарно-статистических,

экономических и естественно-исторических обследованиях.

23 слайд В медицинской части исследования описано посещение главного лечебного учреждения

каторжного острова - Александровского лазарета - и амбулаторный прием Чехова в этом лазарете. Вот

немногое из этого описания: «Кровати деревянные. На одной лежит каторжный из Дуэ с перерезанным

горлом; рана в пол-вершка длины, сухая, зияющая; слышно, как сипит воздух. Повязки на шее нет; рана

предоставлена себе самой. Направо от этого больного, на расстоянии 3-4 аршин от него - китаец с

гангреной; налево - каторжный с рожей. В углу - другой с рожей», «Немного погодя, я принимаю

амбулаторных больных... Стол, за которым сидит врач, огорожен деревянной решеткой, как в банкирской

конторе, так что во время приема больной не подходит близко, и врач большей частью исследует его на

расстоянии... Тут же в приемной у входной двери стоит надзиратель с револьвером, снуют какие-то мужики,

бабы..

Чехов

вскрывает

специфические

причины

распространения

туберкулеза

на

Сахалине:

«Значительная смертность от чахотки в ссыльной колонии зависит, главным образом, от неблагоприятных

условий жизни в общих тюремных камерах и непосильной тяжести каторжных работ. Суровый климат,

всякие лишения, претерпеваемые во врем работ, побегов и заключения в карцерах, беспокойная жизнь в

общих камерах, недостаток жиров в пище, тоска по родине – вот главные причины сахалинской чахотки».

Сам Чехов, по- видимому, остался доволен книгой. Он писал друзьям: «Медицина не может

упрекать меня в измене. Я отдал должную дань учености».

24 слайд Цель Чехова была достигнута - книга его произвела огромное впечатление и у нас, и за

границей; зашевелилось и тюремное ведомство, снарядившее экспедицию на Сахалин.

25 слайд Чехов неоднократно говорил своему товарищу по университету д-ру Россолимо, что он

мечтает о чтении студентам курса частной патологии и терапии. Он предполагал так описывать страдания

больных, чтобы заставлять своих слушателей - будущих врачей - переживать эти страдания и вполне

понимать их. Но для чтения курса в университете нужна была ученая степень, и Чехов сожалел, что ему не

удалось своевременно написать и защитить диссертацию на степень доктора медицины. Сам А. П. Чехов

говорит: “Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную

деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную

цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и

направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих

ошибок.

К. Г. Паустовский, оценивая влияние «второй» профессии на творчество Антона Павловича, писал:

«То, что Чехов был врачом, не только дало ему знание людей, но сказалось и на его стиле. Если бы Чехов не

был врачом, он бы не создал такую острую, как скальпель аналитическую и точную прозу».

4



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники