Напоминание

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду


Автор: Тимошенко Татьяна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающая предметно-пространственная

среда в детском саду.

Актуальность данной темы заключается в необходимости обеспечения

современного качества дошкольного образования по информационной и

материальной насыщенности (чего у нас очевидно недостаточно),

осуществление полноценного развития и эмоциональное благополучие

каждого ребенка, получение воспитанниками опыта широкого

эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками

в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть

времени ребенок проводит в детском саду, а значит, развитие дошкольника

во многом зависит от дизайнерской организации развивающей предметно –

пространственной среды. Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач:

-охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том

числе их эмоционального благополучия. -формирования общей культуры

личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их

социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических

качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,

формирования предпосылок учебной деятельности Дизайн среды имеет

важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не

только игровая среда, но среда в которую входят все специфические детские

виды деятельности. Здесь всё имеет значение: цвет стен, мебель, разделение

пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных

игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения

со сверстниками. Г. Н. Пантелеев указывает на то, что «детский дизайн»

отвечает фундаментальным педагогическим задачам: они формируют

эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят

к жизни в социуме. Таким образом, дизайн для детей – это создание для

ребенка комфортной, развивающей предметно- пространственной среды.

Рассмотрим, что такое развивающая предметно-пространственная среда: так,

как дизайн интерьера, влияет на их психологическое развитие, мы поставили

перед собой задачу сделать дизайн ярким, интересным, эмоциональным,

мобильным, что бы он помог обеспечить психологическую защищенность,

гармоничное развитие ребенка и его способностей, возможность овладения

разными способами деятельности, создать эмоционально положительную

атмосферу. Развивающая предметно-пространственная среда является

основным средством развития личности ребенка и является источником его

знаний и социального опыта. В нашем помещении организованы центры:

Центр двигательной активности. Потребность в движении является важной

задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне

двигательной активности» есть массажные коврики, мячи, мячи для метания,

кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия,

необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки, погремушки

Центр конструктивно-строительных игр. В зоне конструктивно-

строительных собраны технические игрушки: машины – самосвалы,

грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить

детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же

находится игровой строительный материал разного размера основных цветов

для сооружения построек и игрушки для обыгрывания Игровой центр

«Жилая комната». Так как основной вид деятельности у дошкольников —

игровой в данном центре собраны игрушки, которые знакомят детей с

окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми

для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят

полученные знания и навыки в повседневную жизнь Центр «Песок-вода»

помогает воспитателю в самодеятельной игре – экспериментировании с

различными предметами и природными материалами. Организуя игры с

песком и водой, происходит не только знакомство детей со свойствами

различных предметов и материалов, но и идет закрепление элементарных

представлений о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую

моторику ребенка. Игры с водой вызывают положительные эмоции,

способствуют внутренней раскованности малыша. Центр расположен так,

что дети могут к нему подходить со всех сторон. Центр развивающих игр

(направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики,

воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной

формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида,

сюжетнодидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик,

лото по разным темам, настольно-печатные игры. Центр чтения и

рассматривания иллюстрации. Так как развитие активной речи является

основной задачей развитие детей, то в зоне любимой книги и развития речи

подобраны наборы предметных, сюжетных картинок, игры по

познавательному и речевому развитию. Дошкольники любят, когда читают с

ними книги и рассматривают картинки, поэтому здесь много книг по

программе. Театрально – музыкальный центр. Дети в восторге от нашего

музыкально-театральной центр. Здесь есть музыкальные инструменты,

которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают

фонематический слух и чувство ритма у малыша. Мы стараемся знакомить с

различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот

театр, который ему наиболее близок и удобен. Имеется настольный театр,

пальчиковый и куклы. Встреча с куклой помогает малышам расслабиться,

снять напряжение, создать радостную атмосферу Центр художественно –

творческой деятельности (лепка, рисование). Ранний возраст, наиболее

благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке

изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей,

трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти. Центр (уголок)

уединения. Любят дети уголок уединения, в котором можно посидеть с

любимой игрушкой и просто отдохнуть. Каждый предмет в наших зонах

несет определенные сведения об окружающем мире. Наша группа – это не

только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда в определенном

дизайнерском решении. В группе меняются, заменяются элементы интерьера,

выставляются в уголках новые игрушки, привлекая тем самым внимание

малышей к новым красивым вещам. Внесение элементов новизны в

привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей,

способствуют развитию у них художественно-эстетического развития,

инициативности, творческого воображения. Таким образом «Дизайн

предметно-пространственной среды является главным средством

формирования интереса у детей дошкольного возраста к эстетической

стороне окружающей действительности»



В раздел образования