Автор: Тимошенко Татьяна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Развивающая предметно-пространственная
среда в детском саду.
Актуальность данной темы заключается в необходимости обеспечения
современного качества дошкольного образования по информационной и
материальной насыщенности (чего у нас очевидно недостаточно),
осуществление полноценного развития и эмоциональное благополучие
каждого ребенка, получение воспитанниками опыта широкого
эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками
в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть
времени ребенок проводит в детском саду, а значит, развитие дошкольника
во многом зависит от дизайнерской организации развивающей предметно –
пространственной среды. Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач:
-охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия. -формирования общей культуры
личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности Дизайн среды имеет
важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не
только игровая среда, но среда в которую входят все специфические детские
виды деятельности. Здесь всё имеет значение: цвет стен, мебель, разделение
пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных
игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения
со сверстниками. Г. Н. Пантелеев указывает на то, что «детский дизайн»
отвечает фундаментальным педагогическим задачам: они формируют
эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят
к жизни в социуме. Таким образом, дизайн для детей – это создание для
ребенка комфортной, развивающей предметно- пространственной среды.
Рассмотрим, что такое развивающая предметно-пространственная среда: так,
как дизайн интерьера, влияет на их психологическое развитие, мы поставили
перед собой задачу сделать дизайн ярким, интересным, эмоциональным,
мобильным, что бы он помог обеспечить психологическую защищенность,
гармоничное развитие ребенка и его способностей, возможность овладения
разными способами деятельности, создать эмоционально положительную
атмосферу. Развивающая предметно-пространственная среда является
основным средством развития личности ребенка и является источником его
знаний и социального опыта. В нашем помещении организованы центры:
Центр двигательной активности. Потребность в движении является важной
задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне
двигательной активности» есть массажные коврики, мячи, мячи для метания,
кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия,
необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки, погремушки
Центр конструктивно-строительных игр. В зоне конструктивно-
строительных собраны технические игрушки: машины – самосвалы,
грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить
детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же
находится игровой строительный материал разного размера основных цветов
для сооружения построек и игрушки для обыгрывания Игровой центр
«Жилая комната». Так как основной вид деятельности у дошкольников —
игровой в данном центре собраны игрушки, которые знакомят детей с
окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми
для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят
полученные знания и навыки в повседневную жизнь Центр «Песок-вода»
помогает воспитателю в самодеятельной игре – экспериментировании с
различными предметами и природными материалами. Организуя игры с
песком и водой, происходит не только знакомство детей со свойствами
различных предметов и материалов, но и идет закрепление элементарных
представлений о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую
моторику ребенка. Игры с водой вызывают положительные эмоции,
способствуют внутренней раскованности малыша. Центр расположен так,
что дети могут к нему подходить со всех сторон. Центр развивающих игр
(направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики,
воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной
формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида,
сюжетнодидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик,
лото по разным темам, настольно-печатные игры. Центр чтения и
рассматривания иллюстрации. Так как развитие активной речи является
основной задачей развитие детей, то в зоне любимой книги и развития речи
подобраны наборы предметных, сюжетных картинок, игры по
познавательному и речевому развитию. Дошкольники любят, когда читают с
ними книги и рассматривают картинки, поэтому здесь много книг по
программе. Театрально – музыкальный центр. Дети в восторге от нашего
музыкально-театральной центр. Здесь есть музыкальные инструменты,
которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают
фонематический слух и чувство ритма у малыша. Мы стараемся знакомить с
различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот
театр, который ему наиболее близок и удобен. Имеется настольный театр,
пальчиковый и куклы. Встреча с куклой помогает малышам расслабиться,
снять напряжение, создать радостную атмосферу Центр художественно –
творческой деятельности (лепка, рисование). Ранний возраст, наиболее
благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке
изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей,
трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти. Центр (уголок)
уединения. Любят дети уголок уединения, в котором можно посидеть с
любимой игрушкой и просто отдохнуть. Каждый предмет в наших зонах
несет определенные сведения об окружающем мире. Наша группа – это не
только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда в определенном
дизайнерском решении. В группе меняются, заменяются элементы интерьера,
выставляются в уголках новые игрушки, привлекая тем самым внимание
малышей к новым красивым вещам. Внесение элементов новизны в
привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей,
способствуют развитию у них художественно-эстетического развития,
инициативности, творческого воображения. Таким образом «Дизайн
предметно-пространственной среды является главным средством
формирования интереса у детей дошкольного возраста к эстетической
стороне окружающей действительности»