Напоминание

Проект "Волга течет- жизнь продолжается"


Автор: Черникова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 251
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Волга течет- жизнь продолжается"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательный

экологический проект

«Волга течет – жизнь

продолжается»

Пояснительная записка

Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе.

В образном восприятии русской народности Волга играет исключительную и

центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал.

Всего 70 лет назад волжская вода считалась питьевой. Теперь река Волга одна из

самых грязных в России.

О проблемах реки говорят очень много. Главное, на мой взгляд, пора менять

потребительское отношение к ней. Делать это надо на государственном уровне. На

территории Волжского бассейна осуществляется около 60 различных федеральных,

целевых

и

государственных

научно-технических

программ.

Несмотря

на

принимаемые меры, загрязненность реки остается значительной. Академик Д.С.

Лихачев

говорил:

«Экология

не

междисциплинарная

наука,

а

проблема

человеческой культуры в целом. Причины гибели биологических, экологических

систем и культурных человеческих ценностей одни и те же, они в главном – в

культурном

уровне

общества,

в

частности

в

его

нравственной

культуре.

Без

нравственной культуры никакие законы и постановления не будут действенными…

Приказами отношение к природе изменить нельзя».

Мы, педагоги, должны внести свою посильную лепту. Главная наша задача -

воспитание экологически грамотных и нравственно воспитанных детей. Начинать

эту

работу

надо

с

детского

сада.

Так

появился

проект

«Волга

течет

жизнь

продолжается».

Весь проект строился на воспитании у детей чувства любви к реке Волге.

Нельзя любить реку не зная о ней ничего. Вот почему главными принципами

проекта стали научность и системность содержания. Не менее важен и принцип

доступности, реализация которого проходит через различные игры: дидактические,

интеллектуальные,

а

так

же

беседы

с

детьми,

конкурсы,

акции

(создание

видеороликов о своем

видении по спасению Волги) и размещение их

в своих

соцсетях, мессенджерах, Фотогалерея «Как мы помогаем Волге».

Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о

природе и их экологической направленности. Детям предлагается не только четкая

система знаний о реке Волге, но и ставятся задачи конкретной помощи Волге,

которые решаются самостоятельным путем, коллективно с группой, и с семьей.

Личностное,

творческое

осмысление

данных

представлений

каждым

ребенком

обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к

природе, и к реке в частности.

Актуальность проекта

Главная наша задача - формирование экологически воспитанной личности,

которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически

ориентированным

поведением

и

деятельностью

в

природной

среде,

гуманным,

экологически правильным отношением к ней.

О проблемах Волги говорят очень много. Исследователи - экологи бьют

тревогу:

«Загрязненность

волжской

воды

сказывается

на

речных

обитателях.

Бассейн Волги загрязняют около 2,4 тысячи затонувших и брошенных плавсредств,

в том числе нефтеналивных, пассажирских, грузовых судов. Они представляют

реальную опасность для экологии Волги и ее притоков, поскольку содержат остатки

топлива, которые вымываются течением. Существует опасность, что загрязнение

главной водной артерии приведёт к тому, что жителям Поволжья придётся покупать

чистую питьевую воду в магазинах, в реке будет опасно купаться и ловить рыбу,

загрязнённую воду нельзя использовать для нужд сельского хозяйства. Необходимо

сохранить

чистоту

и

красоту

Волги

для

будущих

поколений,

уберечь

её

от

загрязнения, которое может угрожать здоровью человека и всему живому.

Цель проекта:

формирование у детей экологических представлений о роли реки в жизни людей и

необходимости бережного отношения к водным ресурсам, осознанно-правильного

отношения к окружающей природе, повышение экологической грамотности всех

участников образовательного процесса.

Задачи:

формировать знания детей о значении и влиянии водных ресурсов реки Волги

на жизнь человека;

учить понимать взаимосвязь живой природы и среды, созданной человеком;

обогащать словарный запас детей, грамматический строй речи, связную речь в

процессе проектной деятельности дошкольников;

формирование ЗОЖ (употребление чистой воды, купание).

развивать

у

детей

навыки

самоконтроля,

умение

работать

в

коллективе,

сотрудничать и договариваться;

развивать

познавательные

способности

детей

в

исследовательской

и

экспериментальной деятельности;

развивать

эмоциональный

интерес

к

деятельности

и

позитивные

навыки

взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

воспитывать у детей понимание необходимости бережного отношения к реке;

способствовать

вовлечению

родителей

в

воспитательно-образовательный

процесс детского сада, развитию совместной деятельности детей и родителей,

расширению представлений о том, что в природе ничто не исчезает бесследно

и

очень

важно

научить

ребенка

защищать природу,

любить

ее

и

уметь

охранять.

Гипотеза:

формирование

основ экологической

воспитанности

ребенка

будет

успешным если:

будет заинтересованность всех участников воспитательно-образовательного

процесса, их стремление к росту достижений в ходе реализации проблемы;

будет создана специально организованная среда;

работа по экологическому воспитанию будет проводиться целенаправленно и

планомерно.

Проблема:

дети живут возле великой русской реки – Волги. А что они о ней знают?

Многие, кроме названия – ничего! Некоторые даже не бывают на ней! А те,

которые бывают, порой ничего не замечают, даже красоты реки.

дети не знают о ее проблемах, не задумываются о том, как наша жизнь

связана с жизнью Волги. Вот почему надо познакомить детей с рекой Волгой.

Узнав, они сильнее полюбят её и стараться будут оберегать.

Тип проекта: среднесрочный (01.10.2020-28.10.2020)

Вид проекта: творческо - исследовательский; коллективный.

Руководитель проекта: Елена Николаевна Черникова – воспитатель.

Координатор проекта: Инна Анатольевна Соколова – старший воспитатель.

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители,

воспитатели.

Место проведения: муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 251 Ворошиловского района Волгограда», подготовительная группа

«Сударушка».

Ожидаемый результат:

приобретены новые и закреплены имеющиеся знания и представления о

взаимозависимости человека и природы;

осознанно отношение к ценности чистоты водных ресурсов (реки);

умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;

желание ребенка участвовать в совместной исследовательской и творческой

деятельности;

дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать

и делать выводы;

проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности,

расширен кругозор детей, стремятся к активному поиску нового;

воспитанники

умеют

ставить

цель,

подбирать

средства

ее

достижения,

оценивать полученный результат;

установлены тесные партнерские отношения между детьми и родителями.

повышена роль родителей в экологическом образовании детей;

создано единое воспитательно - образовательноое пространство ДОУ и семьи

по экологическому воспитанию дошкольников.

Продукт:

Создание буклета с правилами, разработанными детьми с родителями «Как

спасти Волгу»

Презентация продукта проекта « Корабля-спасателя» (лэпбука с идеями,

знаниями

и

играми

по

спасению

Волги)

на

итоговом

тематическом

мероприятии «О, Волга, колыбель моя!».

Этапы реализации проекта:

Срок

реализации

Этап

Содержание деятельности

Участники

1

2

3

4

1 неделя

октябрь

Подготовительный этап

Формулирование проблемы

Воспитатели

Определение темы, актуальности и цели

проекта

Воспитатели

Сбор, анализ и систематизация информации по

данной теме с использованием энциклопедий,

художественной литературы, интернет-

ресурсов

Воспитатели,

родители

Обогащение РППС различными материалами и

предметами в соответствии с темой проекта

Воспитатели,

родители

Подбор иллюстративного материала, детской

художественной литературы, аудио-,видео- и

фотоматериалов по теме проекта

Воспитатели,

родители

Интервьюирование детей и взрослых

«Уверенны ли вы, что вода в Волге чистая?»

Дети

Создание видеоролика - интервьюирование

детьми родителей «Интересуют ли вас вопросы

экологии»

Дети,

родители

Приобретение материала для

исследовательской деятельности

Воспитатели,

родители

Изготовление макета корабля.

Дети,

воспитатели

2 -3 неделя

октябрь

Практический этап

Рассказ об истоках Волги в сопровождении

мультимедийной презентации « Издалека долго

течет река Волга» и рассматриванием карты

России.

Дети,

воспитатели

Рассказ на тему: «Волга – труженица,

кормилица».

Дети,

воспитатели

Народная мудрость-заучивание пословиц и

поговорок о Волге.

Дети,

воспитатели

Консультация родителей через родительскую

группу в Viber «Экологическая проблема

Волги».

Воспитатели,

родители

Вечер поэзии «Стихи русских поэтов о Волге»

- прослушивание аудиозаписи с

рассматриванием репродукции картин с

изображением реки Волги художников:

Айвазовского, Саврасова, Кустодиева,

Галахова, Боголюбова»

Дети,

воспитатели

Дидактическая игра « Узнай свой город по

виду с Волги»

Дети,

воспитатели

Экологическое просвещение « Проблемы

Волги »

Воспитатели,

родители

Беседа «Берегите воду. Чистая вода – залог

здоровья»

Дети,

воспитатели

Домашнее задание. Рассматривание

иллюстраций из «Красной книги

Волгоградской области (животные и растения

Волги-реки)

Дети,

воспитатели

Дидактическая игра « Назови и выбери

исчезающие виды рыб в Волге».

Дети,

воспитатели

Беседа с рассматриванием иллюстраций

«Польза и вред судоходства на Волге в

разные времена»

Дети,

воспитатели

Интеллектуальная игра «Вода – это жизнь!»

Дети,

воспитатели

Конкурс художников « Волга, мы твои

друзья!»

Дети,

воспитатели

Игра-викторина « Вся правда о Волге» в

родительской группе в мессенджере)

Дети,

родители,

воспитатели

Работа в творческой мастерской.

«Изготовление спасательных кругов из

бросового материала к кораблю»

Дети,

воспитатели

Рассказ Н.А. Рыжова «Как люди речку

обидели»

Работа по подгруппам. Изготовление

настольного театра и книжек-малышек.

Дети,

воспитатели

Фотогалерея «Как мы помогаем Волге»

(обмен фото родителей через сообщества в

Viber.

Воспитатели,

родители

Конкурс частушек « Вдоль города река бежит»

(с экологическим направлением)

Создание сборника авторских частушек.

Дети,

родители,

воспитатели

Исследования в экспериментальной

лаборатории

эксперимент № 1«Вода нужна всем »

эксперимент № 2«Очистка воды»

эксперимент № 3««Очистка воды из Волги с

разных ее берегов»

эксперимент №4 « Вода и масло»

эксперимент № 5 ««Тонет-не-тонет»

эксперимент № 6 ««Когда льётся, когда

капает?».

эксперимент № 7 «Друзья».

эксперимент № 8 «Откуда берётся вода?».

эксперимент № 9 «Куда делась вода?».

Дети,

воспитатели

Игра-квест « Спасатели на Волге» с

использованием игр-лабиринтов « Закрой

сточную трубу», «Подними затонувшее

судно», «Спаси черепашку».

Дети,

воспитатели

Акция «Живи Волга - разделяй с нами дома»

(создание видеороликов о своем видении по

спасению Волги) и размещение их в своих

соцсетях, мессенджерах.

Родители,

дети

4 неделя октябрь

Заключительный этап

Создание буклета «Как спасти Волгу» и

разработка экологических правил (совместная

работа детей и родителей)

Родители,

дети

Детская пресс-конференция по проблеме

загрязнения Волги и её сохранению.

Разработка экологических заповедей.

Дети,

воспитатели

Экологический микрофон

«Как спасти Волгу. Чем я могу помочь? »

Дети,

воспитатели

Создание буклета с правилами,

разработанными детьми с родителями

«Как спасти Волгу»

Дети,

родители,

воспитатели

Выступление на педагогическом совете.

Обобщение материалов проекта.

Презентация продукта проекта

« Корабля - спасателя» (лэпбука с

идеями, знаниями и играми по спасению

Волги) на итоговом тематическом

мероприятии «О, Волга, колыбель моя!».

Воспитатели

Воспитатели

Дети,

родители,

воспитатели

Проводимая

работа

достаточно

эффективна,

результативна

и

определяет

направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

Список литературы.

1. Акишин А.С. Природно-ресурсный потенциал России и Волгоградской области:

состояние управления и перспективы: уч. пособие. Волгоград, 2006 -336 с.

2. Альманах-2002 (сборник статей) // Волгоградский отдел международных академ.

науч. открытий и изобретений «ВОРАЕН». Волгоград, изд-во ВолГУ, 2002-224 с.

3. Проблемы охраны производственной и окружающей среды: материалы научно-

практической конференции г. Волгограда, Волгоград, 2000 г-с101--108.

4. Составители Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки,

загадки», «Современник» Москва 1986

5

.

Дергунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность. Учебно-

методическое пособие. – Центр педагогического образования,2014.- 368с.

6. Г.Я. Рыжавский, 2005г. 4. «Реки, моря и озера России» ,

2007г.

Приложение 1

Беседа «Волга – труженица, кормилица»

(подготовительная группа)

Воспитатели: Черникова Е.Н.

Старший воспитатель: Соколова И.А.

Волгоград, 2020

Программное содержание: дать понятие о реке Волге, как о кормилице страны,

важнейшем экономическом регионе России, показать значение Волги -

труженицы в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в

производстве электроэнергии, познакомить с промысловой рыбой,

обитающей в Волге, вызвать чувство гордости, что мы живем на такой могучей

реке.

Материал: картины с изображением Волжской ГЭС, заводов и фабрик вдоль

берега реки Волги, картинки с изображением Волжской промысловой рыбы.

План

1. Вступительная беседа:

- Почему люди селились возле Волги?

- Объясните, почему говорят, что Волга – труженица и кормилица?

2. Примерный рассказ воспитателя с показом иллюстраций.

С давних пор человек использовал речную воду в своем хозяйстве. Ни один завод

не может работать без воды. Современные заводы и фабрики требуют еще больше

воды. Почти половина промышленного и сельского хозяйства России находится на

берегах

Волги

и

ее

притоках.

Машиностроение,

нефтепереработка,

химические

предприятия,

тепловые

и

атомные

электростанции

везде

нужна

вода.

Использованная вода сливается назад, в реку. Да, ее предварительно очищают в

специальных

очистных

сооружениях.

Но

зачастую,

эти

сооружения

настолько

устарели,

что

половина

вредных

веществ

остается

в

воде.

Наша

страна

может

обойтись без машин, станков, нефти, удобрений? Что же делать тогда? Мощные

гидроэлектростанции

перегородили

реку

каскадом

плотин.

Волга

из

могучей

проточной

реки

превратилась

в

цепь

слабопроточных

водоемов.

Треть

всей

производимой в стране электроэнергии производится на волжских берегах. Можем

страна

обойтись

без

электроэнергии?

Нужна

вода

и в сельском

хозяйстве. Без

полива нельзя получить хорошие урожаи. Везде нужна вода и дает ее нам Волга –

кормилица. Наша задача – сберечь чистоту волжской воды. Сделать это очень

трудно. Надеюсь, что когда вы вырастите, вы полностью решите эту проблему.

3. Рассказ воспитателя о промысловой рыбе, которая водится в Волге.

Показ иллюстраций с изображением волжской промысловой рыбы. В Волге обитает

около 70 видов рыб. Из них 40 промысловых (важнейшие: вобла, сельдь, лещ, судак,

сазан, сом, щука, осётр, стерлядь).

4. Итоговое обобщение.

Приложение 2

БЕСЕДА «БЕРЕГИТЕ ВОДУ»

(подготовительная группа)

Воспитатель: Черникова Е.Н.

Старший воспитатель: Соколова И.А.

Волгоград, 2020

Цель: учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям, что

для получения чистой воды людям необходимо затрачивать много сил и средств.

Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

Ход занятия:

- Дети, я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать ее:

На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать,

И на коне не обогнать.

- О себе она сказала бы так: «Меня льют, меня пьют, всем нужна. Что это?

- Вы уже догадались. Конечно, вода. «Вода начало всех начал»

- писал древнегреческий философ Фаллос. «Вода – это жизнь», - гласит народная

мудрость.

- Всем живым организмам для нормальной здоровой жизни нужна чистая вода.

- Дети, вы любите купаться в ванне и под душем? Умеете ли вы плотно закрывать

кран? Вы всегда следите, чтобы из крана попусту не текла вода? (Ответы детей)

- Только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы

кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт

- Для чего еще нужна вода? (Ответы детей)

- Без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь

- Дети, а не случалось ли так, что в кране не было воды?

(Ответы детей)

- Возможность пользоваться ванной, душем, водопроводом – это великое благо.

Чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди вкладывают большой труд.

Дело в том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них

перестала быть чистой. И прежде чем она поступит в водопровод, ее приходится

очищать. Текущая без нужды чистая вода попадает в канализацию, где смешивается

с грязной жижей. Чтобы из этой жижи получить чистую воду, строят специальные

очистные сооружения, которые не успевают очищать огромное количество грязной

воды. Они работают на пределе. Если кран остался открытым, то не только впустую

истрачена чистая вода, но и увеличилось количество грязной воды и соответственно

и нагрузка на очистные сооружения.

Массаж лица «Умывалочка»

Надо, надо нам помыться. Хлопают в ладоши.

Где тут чистая водица? Показывают руки то вверх

ладонями, то тыльной

стороной.

Кран откроем – ш-ш-ш… Делают вращательное

движение кистями

(«открывают кран»).

Ручки моем – ш-ш-ш… Растирают ладони друг о

друга.

Шейку – шейку мы потрем Энергично поглаживают

щеки и шею движениями

сверху вниз.

И водичкой обольем. Мягко поглаживают

ладонями лицо от лба к

подбородку.

Кран закрыть не позабудем – Делают вращательное

движение кистями

Воду экономить будем. («закрывают кран».)

- Чистой воды на земном шаре остается все меньше и меньше. Недостаток ее уже

сейчас ощущается во многих странах, в том числе и в нашей стране. Уже сейчас

нельзя

пить

водопроводную

воду,

ее

необходимо

очищать

специальными

фильтрами, или покупать очищенную воду в специализированных киосках по

продаже воды.

- Какая же она, чистая вода? (прозрачная, без запаха, серебрится на солнце)

- А теперь давайте сравним ее с водопроводной водой? Каков ее запах? (пахнет

хлоркой).

- С каждым годом качество водопроводной воды ухудшается. За минуту из одного

неплотно закрытого крана вытекает 110 капель воды. За сутки это составляет уже 15

литров

воды.

Послушайте,

о

чем

говорят

капли,

когда

капают

из

неплотно

закрытого крана.

Родник иссяк, ручей ослаб,

а мы из крана – кап,

кап,

кап…

Мелеют реки и моря,

не тратьте воду зря,

зря,

зря…

А то пройдет немного лет

и нет водицы – нет,

нет,

нет…

С.Погореловский

- Давайте вымоем руки, после чего каждый плотно закрывает кран, чтобы вода не

лилась понапрасну.

- Дети придумайте и нарисуйте знак, который бы означал, что кран следует плотно

закрывать. (Если дети затрудняются, показать им картинки, на которых зачеркнута

капля или струя воды, бегущей из крана, и пусть они нарисуют по-своему. Лучшие

рисунки

можно

прикрепить

к

стене

у

кранов

в

умывальной

комнате,

как

напоминание: не забывать плотно закрывать кран. Пусть дети нарисуют еще две

такие картинки и возьмут их домой, чтобы повесить у кранов на кухне и в ванной).

Стали жить по новой моде,

Завели водопровод

Речка спятила с ума -

По домам пошла сама!

А бывало с перезвоном

К берегам ее зеленым

Шли девицы за водой

По улице мостовой

Подходили к речке близко,

Речке кланялися низко:

Здравствуй, речка – наша мать!

Дай водицы нам набрать!

А теперь иной невежа

Захотел водицы свежей –

Шевельнул одной рукой –

И вода бежит рекой!

С.Маршак

-

Все

должны

бережно

относиться

к

чистой

воде,

иначе

времена,

когда

мы

неограниченно

пользовались

водой,

плескались

в

ванне

и

под

душем,

могут

навсегда уйти в прошлое. Давайте подумаем об этом, ведь жизнь кончается не

завтра.

Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

Можно выучить наизусть.

Список литературы:

1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду4. М., 1977.

2. Букин А.П. В Дружбе с людьми и природой. М., 1991.

3. Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989.

4.

Калегина

Н.Г.

Опыт

работы

по

экологическому

воспитанию

дошкольников.

Казань, 1994.

5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Ми., 1996

Приложение 3

Игра-викторина

«Вся правда о Волге»

(для детей и родителей через Viber)

Воспитатели: Черникова Е.Н.

Старший воспитатель: Соколова И.А.

Волгоград, 2020

Цель:

Закрепление представления детей о духовном наследии народов Поволжья.

Задачи:

способствовать экологическому воспитанию подрастающего поколения;

воспитание чувства патриотизма и чувство привязанности к родному краю и

реке ВОЛГЕ;

раскрыть красоту реки ВОЛГИ и природы родного края;

уточнить знания о значимости реки Волги для жителей города Волгограда;

пропагандировать взаимоотношение человека и природы через бережное

отношение к реке ВОЛГЕ;

привлечь внимание молодого поколения к проблемам, связанным с экологией

родного края и реки ВОЛГИ.

Воспитатель

Ответьте на вопросы, правда или ложь?

Красива река, полноводна, могуча.

Обрывистый берег, высокие кручи,

Пологие склоны, песчаные пляжи…

Зимою и летом — прекрасны пейзажи.

Свой путь начинает она на Валдае.

Сливается с Камой и в Каспий впадает.

Одна из крупнейших река эта в мире!

Становится с каждым притоком все шире.

Является гордостью нашей, святыней

И главной артерией водной поныне.

Уклон невелик* и дает все удобства

Для роста на этой реке судоходства.

В ней щука, и сом, и осётр обитают…

Истории дух над волнами витает!

В искусстве река эта — стержень народа.

И Родина-мать. И простор, и свобода.

Рекой любоваться мы можем подолгу!

А имя у этой красавицы...

(Волга)

Из тонкого, но резвого истока

Река большая шумно разлилась.

Сегодня день рождения у Волги

И рифма для нее у нас нашлась!

Хотим мы ею вечно любоваться,

С холма и на пологом берегу.

Рыбачить и на лодочке кататься,

Смотреть, как воды бурные текут!

1. Правда ли, что Волга самая полноводная река в Европе?

(Да)

Великолепна русская река

С названием красивым Волга.

Она богата рыбой, глубока,

Несет собой земле немало толка.

Течет поток по многим областям

И берега крутые омывает.

Родная многоводная моя –

Прекраснее и чище я не знаю!

2. Правда ли, что на Волге расположено 5 городов с миллионным населением?

Перечисли их.

(Нет, их 4. Это Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград)

Течет величественно Волга,

Не видно края и конца.

На водах ее с пользой, толком

Стоят красавцы-города:

В Казани, в Волгограде, в Нижнем, в Самаре

Можно на Волгу посмотреть

Стоя на берегу, поближе

И песню про нее пропеть!

3. Правда ли, что именно на Волге зародилась профессия бурлак?

(Да. За сезон на Волге трудилось до 600 тыс. бурлаков)

4.Правда ли, что бурлаки работали летом?

(Нет, бурлаки работали только в период весеннего или осеннего паводка, когда

движение судов против течения реки было затруднено)

Самая большая российская река.

Не Енисей, не Кама и даже не Ока.

Зовут ее все матушкой,

А в прошлые века

Там бурлаки-ребятушки,

Чья участь нелегка,

Тащили баржи с грузами:

Огромными арбузами,

Специями, тканями…

Речку ту узнали вы?

5. Правда ли, что современное название Волги произошло от старославянского

слова «волога» (влага) (Да)

6.Правда ли, что Волга занимает 1 место в мире?

(Нет, по величине Волга занимает 8 место в мире)

7. Правда ли, что по берегам Волги можно встретить пеликанов, фламинго и

лотосы?

(Да).

8. Правда ли, что питается бассейн реки в основном за счет таяния снега?

(Да).

9. Правда ли, что традиционно Волгу делят на Среднюю и Нижнюю ?

(Традиционно Волгу делят на Верхнюю, Среднюю и Нижнюю )

10. Правда ли, что свое начало Волга берет в Тверской области около деревни

Волговерховье?

(Да)

11. Правда ли, что в дельте Волги основан неповторимый Астраханский

биосферный заповедник, множество редких животных, птиц и рыб которого

занесены в Красную книгу Российской Федерации, а также в Международную

Красную книгу?

(Да)

12.Правда ли ,что самые чистые города располагаются в бассейне Волги

(Нет. 65 из 100 наиболее загрязнённых городов России располагаются в бассейне

Волги.)

13. Правда ли, что В Великую Отечественную войну Волга стала рубежом,

дальше которого фашистам не удалось пройти?

( Да. Доступ к бакинской нефти, через Волгу, стал одним из главных факторов

Победы.)

Приложение 4

Интеллектуальная игра

«Вода - это жизнь»

(подготовительная группа)

Воспитатели: Черникова Е.Н.

Старший воспитатель: Соколова И.А

Волгоград, 2020

Задачи:

1. Расширить знания детей об особенностях и значении воды в природе и жизни

человека;

2. Развивать интерес к представителям подводного мира, желание больше узнать

об их жизни, повадках, приспособлении к условиям жизни;

мышление, воображение и творческие способности обучающихся;

4. Воспитывать бережное отношение к природе;

5. Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко

всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Подготовительная

работа:

чтение

сказок

«По

щучьему

велению»,

«Сказка

о

рыбаке и рыбке», «Премудрый пескарь», «Случай с Евсейкой» и др.

Ход игры

Ведущий. Здравствуйте, ребята, приглашаю вас на игру, где вы сможете, проявив

внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то

задуматься. Речь сегодня пойдёт о воде. Мы с вами поделимся на две команды.

Выберите себе капитана. Придумайте название команды.

Чтение стихотворения

Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ:

- Издалека, их океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилась поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь, и я из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донёсся шёпот:

- Знай, малыш, и я пришла из океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

Ив дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда океанская вода!

Ведущий. Взгляните на глобус. Больше всего на нём голубого цвета.

- А что на глобусе изображают голубым цветом? (Воду).

- Какое значение в жизни человека играет вода? Для чего она нам нужна?

Ведущий.

Вода – одно из самых важных для человека веществ. Наш организм, кровь,

мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях

её ещё больше.

На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находиться в виде снега и льда.

Это твёрдое состояние воды. Лёд можно видеть у нас на реках и озёрах, когда они

замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.

Первый тур. «Где спряталась вода».

1. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бываю.

Я от матери рождён, сам её рождаю. (Лёд).

2. Стоят старички, на них белы колпачки, не шиты, не мыты, не вязаны (Пни в

снегу).

3. Заря-зарница, красная девица,

По полю гуляла, ключи потеряла,

Месяц увидал, солнце подняло. (Роса).

4. Выросло, сповыросло, из бороды повылезло,

Солнышко встало, ничего не стало. (Туман).

5. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет (Туча)

6. Что растёт корнем кверху? (Сосулька).

На поверхности суши находятся

реки и моря, и это далеко не вся вода,

имеющаяся на земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озёра. И вы

не удивляйтесь тому, что и твёрдый лёд, и лёгкий, как газ, пар тоже вода. Таково её

свойство: она бывает жидкой, твёрдой и газообразной. Об этих свойствах воды

человек знает уже давно, и у нашего народа существует много интересных загадок

по этому поводу. Второй тур у нас «Загадочный». Давайте попробуем их разгадать.

Второй тур. «Загадочный».

1. Течёт, течёт – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит (Река).

2. Белая скатерть всё поле покрыла (Снег).

3. Кругом вода, а с питьём - беда (Море).

4. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил (Дождь).

5. Не драгоценный камень, а светится (Лёд).

6. Ног нет - а идёт, глаз нет - а плачет (Туча).

7. Во дворе горой, а в избе водой (Снег).

8. Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать (Вода).

9. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная (Озеро).

10. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (Болото).

11. Алёна-царевна по городу ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло

(Роса).

12.Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь

(Река).

13. Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает (Снег).

14. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем,

ищем – не найдём (Роса).

15. Белые барашки на синем лугу… А кто их пасёт, понять на могу. (Облака).

16. Не конь, а бежит. Не лес, а шумит (Река).

Ведущий. При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается.

- Что произойдёт с растениями, если их не поливать? (При отсутствии воды они

увядают и могут погибнуть).

- Что произойдёт с животными, людьми, если их лишить воды? (Они погибнут).

Например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды –

менее 10 суток.

Потеря

воды

опаснее

для

организма,

чем

голодание:

без

пищи

человек

может

прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней, так как в воде

растворяются важные для жизнедеятельности организма вещества.

Прежде чем объявить третий тур игры, я расскажу вам анекдот, который близок к

теме нашей игры. Турист возле озера спрашивает местного жителя:

«Скажите,

пожалуйста, если я поймаю здесь рыбу, не будет ли это нарушением закона?». «Нет,

это будет чудом!».

- Почему местный житель так ответил туристу? (В этом озере нет рыбы).

- Почему из наших водоёмов исчезает рыба? (Люди отравляют воду в водоёмах:

сливают отравленную воду с фабрик, комбинатов; моют машины на берегах рек.

Все масла попадают в воду, обитатели из-за этого погибают. Очень много мусора в

воде. Люди ловят рыбу весной, когда на неё ловля запрещена).

Третий тур «Приплыла к нему рыбка…»

1. Назовите сказки, героями которых являются рыбы. («По щучьему велению»,

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Премудрый пескарь», «Случай с Евсейкой» и др.)

2. Чем питаются рыбы? (Червями, моллюсками, ракообразными).

3. Зачем рыбам зимой необходимы проруби? (Им нужен кислород).

4. Самое крупное животное, обитающее в воде? (Синий кит).

5. Назовите самую хищную рыбу в реке. (Щука).

6. Назовите самую хищную рыбу в океане (Акула).

7. Как называется крупная водоплавающая птица с длинным клювом и мешком под

ним? (Пеликан).

8. Какая самая маленькая морская птица способна «ходит» по воде? (Буревестник).

Ведущий. Некоторые птицы тоже не могут обходиться без воды. Сейчас мы о них и

узнаем.

Четвёртый тур «Птица – добрый знак».

1. Кого называют водяным воробьём? (Оляпку).

2. Почему гусь выходит сухим из воды? (Потому что его перья смазаны жиром).

3. Жизнь каких птиц связана с водой? (Уток, гусей, лебедей, цапель, гагар, чомги,

пингвинов и др.).

4. На озёрах, прудах водятся утки. Когда они улетают на юг и почему? (В конце

осени – начале зимы. Когда появляется лёд и заканчивается корм).

5. Как называется маленькая уточка, занесённая в Красную книгу? (Мраморный

чирок).

6. Какая птица может издавать громкие звуки, напоминающие рёв осла?

(Альбатрос).

Ведущий. В воде живут не только рыбы, но и животные. Следующий тур –

Пятый «Жизнь под водой».

1. Как ещё называют ондатру? (Водяная крыса).

2. Где живёт водяная крыса? (В реках, ручьях, канавах, торфяных болотах, озёрах).

3. У какого зверя вход в норку через воду мокрый, а сама нора сухая? (У ондатры).

4. Назовите ценных пушных зверей, которые прекрасно плавают и ныряют

(Европейская норка, ондатра, бобр).

5. Чем питается европейская норка? (Раками, лягушками, рыбами, моллюсками).

6. Как можно проникнуть в хатку бобра? (Только поднырнув под водой).

Ведущий. А сейчас прослушайте сказку о «нефтяной» рыбке (по мотивам сказки

А.С. Пушкина «О золотой рыбке).

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик в море

невод… Пришёл невод с тиной морскою, с ржавыми банками, битыми бутылками,

рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Он второй раз забросил невод….

Пришёл невод с рваным башмаком и изношенной, «лысой» шиной.

В третий раз закинул он невод…. Пришёл невод с одной рыбкой. Да не с простою, а

с золотою!

Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась.

- не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистой водою –

отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу

остаться рыбкой золотою.

- Кто из вас, ребята, может поделиться на этот счёт своими мыслями?

Ведущий. Послушайте ещё один отрывок «У острова Буяна» (по мотивам «Сказка о

царе Салтане…» А.С. Пушкина.

Князь Гвидон сидел у моря.

Море вдруг всколыхалося вокруг,

Расплескалось в шумном беге

И оставило на бреге

Черномора - богатыря,

Нефтью жирною горя.

Стража в мире нет надежней,

И храбрее, и прилежней.

Дядька Черномор (тяжело дыша, Гвидону)

Славный город твой храню

И дозором обхожу.

Но нынче много средь морей

Развелося кораблей –

Кругом мусор на просторе,

Превратили в свалку море!

Гибнут рыбы, крабы, птицы…

Завтра всё может случиться:

Голод, мало кислороду,

Поскорей спасайте воду!

Ведущий.

Мы с вами затронули самый важный вопрос о чистоте

наших водоёмов.

Чистой воды на земле становится всё меньше и меньше. Недостаток её уже сейчас

ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются.

Над водой нависла угроза загрязнения.

Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и

одновременно

загрязняют

её

различными

продуктами

отходов.

Со

сточными

водами предприятий в реки и озёра попадают различные ядовитые вещества. Сами

люди

часто

выбрасывают

в

реки

разный

мусор

и

хлам,

не

задумываясь

о

последствиях.

В

воде

гибнет

жизнь

жизнь.

Рыба,

раки,

растения

всё

живое

погибает

в

такой

воде.

Загнивающие

воды

отравляют

воздух,

становятся

источниками тяжёлых заболеваний.

Часто люди оставляют включёнными краны с водопроводной водой, и их них

вытекает большое количество чистой воды. Воду надо беречь!

Беречь

воду

значить

беречь

жизнь,

здоровье

и

красоту

окружающей

природы.

Многое делается для защиты воды в нашей стране, но проблема охраны её по-

прежнему остра. Поэтому я предлагаю следующий, заключительный тур.

Шестой тур. «Спаси и сохрани!».

Вот вам листочки. Первая команда запишет свои правила о том, что нужно для

сохранения

чистой

воды,

а

вторая

команда

напишет,

чего

нельзя

делать

для

сохранения чистой воды.

Ведущий. Вот и закончилась наша игра. Подведение итогов игры.

Приложение 5

Детская пресс-конференция

по проблеме загрязнения Волги

и её сохранению.

(подготовительная группа)

Воспитатели: Черникова Е.Н.

Старший воспитатель: Соколова И.А.

Волгоград, 2020г.

Задачи:

воспитывать чувство сопричастности к делу спасения реки;

ответственности за родную реку;

формировать познавательный интерес к реке Волге;

развивать стремление воспитанников активно наравне со взрослыми

участвовать в деле охраны природы;

обогащать словарный запас, развивать связную речь;

обучать творчески подходить к решению проблем;

познакомить

детей

с

тем,

как

проходят

пресс

конференции,

дать

возможность

ребенку

почувствовать

себя

участником

такой

встречи

и

проявить при этом свой творческий потенциал.

Оборудование: столы стоят у доски в виде буквы «П». За столами сидят ведущий

программы, участники, магнитная доска , магниты, цветные иллюстрации по теме,

таблички

с

названием

организации,

бейджики

,

микрофоны,

таблички

для

журналистов

с

названиями

организаций

«Детский

экологический

журнал

«Свиристель»,

«Еженедельная

газета

«

Зелёный

мир»,

«Детский

альманах

«Глобус», «Журнал «Наука и жизнь».

Ход пресс-конференции:

Ведущий. Здравствуйте, дорогие участники, журналисты и телезрители.

Приветствуем вас в нашем конференц-зале. Сегодня пресс-конференция посвящена

проблемам охраны великой реки Волги.

На

встрече

присутствуют

и

примут

участие

в

разговоре…(Ведущий

называет

участников по ФИО, участники встают когда их называют).

Мы

также

приветствуем

корреспондентов

средств

массовой

информации.

Участники конференции с удовольствием ответят на ваши вопросы.

Наша встреча проходит в прямом эфире.

Итак, начинаем работу.

Вступительное слово предоставляется - ФИО

Участник: - Существует опасность, что загрязнение главной реки приведёт к

тому, что жителям Поволжья придётся покупать чистую питьевую воду в магазинах,

в реке будет опасно купаться и ловить рыбу, загрязнённую воду нельзя использовать

для нужд сельского хозяйства. Всё ли мы сделали для того, чтобы сберечь великую

Волгу – матушку? Необходимо сохранить чистоту и красоту Волги для будущих

поколений, уберечь её от загрязнения, которое может угрожать здоровью человека и

всему живому. Пора начать активную работу по спасению Волги от истока до

устья. Необходимо сохранить чистоту и красоту Волги для будущих поколений,

уберечь её от загрязнения, которое может угрожать здоровью человека и всему

живому.

Ведущий: - К нам поступил вопрос из зала.

Корреспондент: - Детский экологический журнал «Свиристель».

-Как вы считаете, наносит ли вред Волге судоходство ?

Участник: - Судоходство не остается в стороне от загрязнения реки - разливы

нефтепродуктов, сброс стоков и твердых бытовых отходов. А также затонувшие и

брошенные водные транспортные средства с остатками грузов - ядохимикатов и

иных вредных веществ и топлива.

Ведущий: вопрос от корреспондента еженедельная газета «Зелёный мир»,

Корреспондент еженедельная газета «Зелёный мир»,

- Опасны ли для Волги водохранилища?

Участник: - Строительство водохранилищ решило водохозяйственные проблемы,

однако были утрачены нерестилища белуги, осетра и севрюги.

Каналы,

гидроэлектростанции

и

водохранилища

изменили

естественное

течение

реки, а сами превратились в стоячие озера.

Самоочищение Волги снизилось в десятки раз.

Ведущий: - К нам поступил вопрос из зала.

Корреспондент- детский альманах «Глобус»

- Раньше в Волге водилась разная рыба, но теперь она куда-то исчезла. Что

случилось?

Участник:

-

В

Волге

обитает

около

70

видов

рыб.

Из

них

40

промысловых

(важнейшие: вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь). Первая и

главная проблема нереста осетровых — плотины ГЭС. Рыба не может пройти через

них,

а

значит,

осетровые

вынуждены

нереститься

на

ограниченных

участках.

Издавна стерлядь известна как «царская рыба». И блюда из этой рыбы всегда

занимали почетное место на царских и княжеских застольях. И не спроста. Ведь

стерлядь богата йодом и фосфором. В этой рыбе много кальция, витамина Д.

Ведущий: вопрос от корреспондента - журнал «Наука и жизнь»

Корреспондент - журнал «Наука и жизнь»

- Наносят ли вред Волге промышленные предприятия?

Участник: - загрязнение реки сточными водами промышленных предприятий,

содержат токсичные загрязняющие вещества, из-за которых погибает животный и

растительный мир реки.

Ведущий: - Желающие из зала могут задать вопросы нашим участникам по данной

проблеме .

Ведущий: -У нас есть вопросы из зала. Представьтесь, пожалуйста.

-Можно считать воду из крана кристально чистой?

-Моет ли ваша семья свою машину на берегу реки во время отдыха?

- Надо экономить воду во время умывания?

- Есть в вашем доме системы по очистке воды?

- Можно ли пить воду из Волги без очищения?

- Что лучше – тратить много денег на очистку воды или стараться ее не загрязнять?

Корреспондент еженедельная газета «Зелёный мир»

-Каковы пути решения проблем?

Участник: - Прибрежные районы очистить от мусора. Поднять затонувшие суда.

Провести модернизацию очистных сооружений сооружений .

Участник: - Произвести обширную высадку саженцев по берегу для укрепления

дельты реки. Организовать зоны, где запрещено применение ядохимикатов и их

складирование.

Восстановить естественные нерестилища и безопасный проход молодняка через все

плотины.

Ведущий: - Наша пресс-конференция заканчивается. Благодарим всех за участие в

ней. И хочется еще напомнить правила

Правила эти всегда выполняй! Воду полезную ты сохраняй!

Берегите воду! Не тратьте её зря! Если вы заметили, что из крана зря течёт

вода – закройте кран.

Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру,

ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного

кран, убавь напор воды. Так ты сохранишь до 100 литров в день.

Утром

используй

стакан

воды

во

время

чистки

зубов. Через

обычный

водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

Не засоряй берега рек и напомни своим родителям о том, что нельзя мыть

машину

на

берегу.

Ядовитые

вещества

попадают

в

реку,

а

очистные

сооружения

могут

не

справиться

с

таким

химическим

загрязнением.

Так

заражённая (опасная) вода попадёт в наш дом.

Приложение 6

Эко-квест

«Берегите Волгу»

подготовительная группа

Воспитатели: Черникова Е.Н.

Старший воспитатель: Соколова И.А.

Волгоград, 2020

Задачи:

дать возможность применить на практике ранее полученные знания о реке и еѐ

значении;

активизировать

познавательные

и

мыслительные

процессы

дошкольников:

реализовать

умение

самостоятельно

в

ходе

экспериментальной

и

игровой

деятельности, находить ответы на вопросы поискового характера;

формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение работать в

команде,

умение

правильно

формулировать

и

доказывать

(при

необходимости) правильность своих убеждений;

воспитывать бережное заботливое бережное отношение детей к реке, как

одному из факторов сохранения здоровья.

Материал

и

оборудование:

корабль

из

мягких

модулей,

письмо,

аудиозапись

звуков воды, пазлы БЕРЕГИ ВОЛГУ, лабиринты, 2 бутылочки с водой растительное

масло, ватные диски, 2 лейки, 2 стакана, мелкий мусор (бумага, пластик, пенопласт),

мешки для раздельного сбора мусора (красного и зеленного цветов),

Предварительная работа: эксперименты с водой «Вода нужна всем», «Друзья»,

«Тонет-не-тонет», «Как растения пьют воду», беседа «Чистая вода-залог здоровья?»,

рассматривание энциклопедий, чтение сказки «Серый Котишка и Мудрая Щука».

Ход

Воспитатель читает письмо от «Мудрой Щуки»

"Здравствуйте, ребята! Пишет вам Мудрая Щука. Совсем недавно у нас было весело

квакали подружки - лягушки, плавали рыбки - веселушки. По утрам распускались

прекрасные

кувшинки, звонко

щелкали

клювами

цапли. Бобры

строили

свои

хатки. Но пришла беда. Вода в реке стала грязной. Исчезли лягушки, а за ними и все

остальные

жители. Помогите, мне, пожалуйста, очистить

воду

в

реке.

Я

очень

надеюсь на вашу помощь!

За каждый правильный ответ вы будете получать конверт .

Воспитатель

- Ну как, ребята, вы готовы отправиться на помощь Мудрой Щуке?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Я и не сомневалась в вашей отзывчивости! А как вы думаете, что нам поможет

выполнить все задания?

Дети:

- Дружба, смекалка, помощь друг другу, хорошее настроение.

Воспитатель:

- А у вас хорошее настроение? Я предлагаю вам выполнить веселую гимнастику,

которая поможет нам сосредоточиться и сделает наше настроение еще лучше.

- Отправимся на помощь на корабле, который мы с вами построили утром.

Воспитатель:

- Ребята, занимайте места на палубе и в каютах нашего корабля Капитан к штурвалу.

Капитан! На мостик! Давай команду к отплытию!

Капитан: Поднять якорь! Полный вперед!

Поплывем по Волге и будем причаливать к берегу, когда увидим на берегу цветной

флажок. Ну, ладно, на месте разберемся, а сейчас в путь! (Играет аудио мелодии,

сопровождающие плавание)

(Дети смотрят в бинокли и увидев цветные флажки, капитан причаливает к берегу и

дети подходят к флажкам с заданиями и выполняют их, за правильное выполнение

задания ,получают конверт с пазлом - буквой и складывают их на корабле ,в конце

из полученных пазлов - букв складывают БЕРЕГИ ВОЛГУ.

Пристань - красный флажок - Я предлагаю поиграть в игру «Кому нужна вода?»

Ребята, я предлагаю, по тени на листочках, определить кому и зачем нужна вода и,

почему без воды им никак не прожить. (получают один пазл).

Пристань – желтый флажок – Здесь нас ждут игры - лабиринты «Закрой сточную

трубу», «Подними затонувшее судно», «Спаси черепашку» (получают 3 пазла).

Пристань – синий флажок - Хочу проверить, умеете ли вы быстро ориентироваться.

Посмотрите, как много мусора на берегу, давайте наведем порядок. Но только

складывать нужно по правилам:

в синее ведро складываем бумагу;

в желтое ведро – пластиковые бутылки;

в зеленое ведро – стеклянные бутылки;

в красное ведро – остальной мусор.

Ведущий: молодцы, вы отлично справились с заданием, получайте пазл с буквой.

Пристань – зеленый флажок - На поверхности воды мы обнаружили пролитое

масленое пятно. Как очистить воду от масляных пятен? Для чего это необходимо

делать на реке?

Дети проводят исследования

«Вода

и

масло»

Масло

-

оно

легче

воды.

Какая

жидкость

является

самой

тяжелой? Вода.

«Тонет-не-тонет» Тяжелые предметы тонут, легкие нет.

«Друзья».

В

состав

воды

входит

кислород;

он «появляется» в

виде

маленьких

пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем,

кто живёт в воде.

Пристань – коричневый флажок - Нужно правильно определить и назвать виды

исчезающих рыб с Волги по карточкам с картинками рыб.

Пристань

розовый

флажок

-

из

разрезных

частей

сложить

картинку

«Как

освободить рыбу из сетей».

Пристань – фиолетовый флажок – Выбрать листы с набросками по спасению Волги

и раскрасить цветными карандашами.

Давайте соберём пазлы, которые вы получили и посмотрим, что же там?

На берегу дети складывают пазлы - буквы БЕРЕГИ ВОЛГУ.

Приложение 7

Исследования воды в экспериментальной

лаборатории.

(подготовительная группа)

Воспитатели: Черникова Е.Н.

Старший воспитатель: Соколова И.А.

Волгоград, 2020

Эксперимент № 1

«Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Материал: горошины, вода, вата, блюдечко.

Ход:

Воспитатель

спрашивает детей,

что

будет

с

растением,

если

его

не

поливать (засохнет).

Вода

необходима

растениям.

Посмотрите.

Возьмём

2

горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое

блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины,

которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно

убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

Эксперимент № 2

«Очистка воды» несколькими способами

Цель: познакомить детей с системой очистки воды.

Материал: марля, ватные, диски, кусочки ткани, 2 стакана, 2 лейки.

В.: Приглашаю всех подойти к столу. Как нам очистить вот эту воду?

1 способ:

В.: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со

мной. Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан

вставьте

в

него

воронку,

а

воронку фильтр

марлю.

А

теперь

мы воду

профильтруем.

Переливаем

из

большого

стакана

тонкой

струйкой

в

маленький

стакан, но стакан наливайте не полный.

В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный, на нем

остались большие кусочки грязи). А

вода стала чистой? (ответы детей: нет).

Значить марля пропускает мелкий мусор и грязь.

2 способ:

В.:

А

теперь

уберите

использованные фильтры

на

тарелки.

Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во

второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная ткань. Вложите кусочки

ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все ребята профильтровали?

В.:

Посмотрите

на фильтры.

Они

стали

грязными? (ответы

детей:

да).

Правильно здесь и песчинки, и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал

воду, но вода ещё мутная.

3 способ:

В.: А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим

диск,

аккуратно

не

продавливаем.

И фильтруем (и

здесь

на фильтре

остались

соринки). Посмотрите, вода стала чище? (ответы детей: да). А что мы для этого

сделали?

Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие

соринки.

4 способ:

В.:

Теперь

ребята

положим

в

нашу

воронку

все

материалы

которыми

мы

пользовались по очереди слоями. И начнём фильтровать воду, ребята что стало с

водой? (ответ детей: она стала ещё чище). А как мы это сделали? (ответы детей)

В.: Ребята а как же нам помочь рыбкам, которые оказались в загрязненной

воде? (ответы

детей).

А

что

сделать,

чтобы

не

попала

к

нам

в

дом? (построить очистительные сооружения).

Вот

так

примерно,

ребята

происходит очистка

воды

в

очистительных

сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду.

Эксперимент №3

«Очистка воды из Волги с разных ее берегов»

Цель: познакомить детей с системой очистки воды и сравнить результаты очистки

воды с разных берегов Волги.

Материал: марля, ватные, диски, кусочки ткани, 2 стакана, 2 лейки.

В.: У нас вода из разных берегов Волги. Хотите узнать , на каком берегу вода

чище или одинакова?

А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим

диск,

аккуратно

не

продавливаем.

И фильтруем (и

здесь

на фильтре

остались

соринки). Посмотрите, вода стала чище? (ответы детей: да). А что мы для этого

сделали? Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые

мелкие соринки.

- На каком из фильтров осталось больше соринок?

-Не появились ли на фильтре масляные пятна?

- Значит, на каком берегу Волги вода чище?

Эксперимент № 4

«Вода и масло»

Цель: cодействовать формированию у детей представлений о плотности воды и

подсолнечного масла, и что с ними происходить при смешивании.

Материал: 2 ёмкости, растительное масло, вода.

У вас на столе стоит 2 ёмкости: в одной находится масло подсолнечное, в другой –

вода. Что бы вы сделали с этими жидкостями? (ответы детей) Попробуем их

смешать и посмотрим, что из этого выйдет! Внимательно смотрим на мои действия,

а

затем

только

приступаем

к

эксперименту!

Я

стакан

с

водой

добавлю

растительное масло. Теперь и вы можете приступать к эксперименту! Посмотрите,

что происходит? (ответы) Где находится масло в стакане? Масло плавает сверху.

Что это значит? (ответы) Масло легче воды, поэтому оно плавает на поверхности

воды!

Итак, какой вывод отсюда следует? Ребята, опытным путем мы с вами выяснили,

какая жидкость является самой лёгкой из двух предложенных? Масло - оно легче

воды. Какая жидкость является самой тяжелой? Вода.

Эксперимент № 5

«Тонет-не-тонет»

Цель: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут,

а

легкие

плавают;

приобщать

к

навыкам

экспериментирования (высказывать

предположения, делать выводы, обследовать предмет).

Материал: большая прозрачная емкость, сачок, камни, песок, бумага, пенопласт,

деревянные предметы, металлические предметы, пластмасса, стекло. Раздаточный

материал: одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, все предметыпо1 штуке,

таблица с картинками на каждого ребенка. На столе стоит большая емкость с водой,

а у вас прозрачные стаканчики, у меня сачок, чтобы доставать предметы, а у вас

ложки.

На

столах

у

вас

тарелочки

в

них

предметы,

необходимые

для

нашего

эксперимента. Воспитатель берет первый предмет (стеклянный шарик) опускает в

воду. Воспитатель: Что произошло с шариком?

Дети: Он утонул.

Воспитатель:

попробуйте

сделать

тоже

самое,

может

у

вас

будет

иначе.

Воспитатель

берет

следующий

предмет (деревянный

кубик) опускает

в

воду.

Воспитатель: Что произошло? Предмет утонул или нет?

Дети: Можно сделать вывод, дерево в воде не тонет.

Все по очереди опускают предметы в воду, наблюдают. Какие предметы тонут, а

какие нет.

Воспитатель: Ребята чтобы не забыть, мы отметим на своих карточках, что тонет, а

что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву,

рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две

стрелки,

одна

вверх,

другая

вниз.

После

каждого

проведенного

опыта,

дети

фиксируют

результат

в

карточке.

В

конце

эксперимента

делают

вывод:

какие

предметы тонут, какие нет и почему?

Можно подвести итог: Тяжелые предметы тонут, легкие нет.

Эксперимент № 6

«Когда льётся, когда капает?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность;

закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в

пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает,

ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель

из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее

вода наливается – когда капает или когда льётся?

Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода

сначала вытекает, затем капает).

Эксперимент № 7

«Друзья».

Цель:

Познакомить

с

составом

воды (кислород);

развивать

смекалку,

любознательность.

Материал: Стакан и бутылка с водой, закрытые пробкой, салфетка из ткани.

Ход:

Стакан

с водой на

несколько

минут

поставить

на

солнце.

Что

происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое

количество пузырьков)

Вывод:

В

состав

воды

входит

кислород;

он «появляется» в

виде

маленьких

пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем,

кто живёт в воде

Эксперимент № 8

«Куда делась вода?»

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от

условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают

отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую

— оставляют

открытой; обе банки ставят на подоконник.

В

течение

недели

наблюдают

процесс

испарения, делая

отметки

на

стенках

ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось

ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода с открытой

банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты,

испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Эксперимент № 9

«Откуда берётся вода?».

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время

детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой.

Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не

смогли испариться из банки и осели на крышке).

Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают,

что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс

превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.



В раздел образования