Напоминание

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.


Автор: Молодожен Алена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №19 Красногвардейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

Дошкольный

возраст

период

первоначального

ознакомления

с

окружающей действительностью. Вместе с тем в это время интенсивно

развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает

предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни,

доступные наблюдению.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт,

который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные

ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие.

На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах

предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из

множества других, находить сходство и различия между ними.

Основой

развития

и

обогащения

чувственного

опыта

ребенка,

формирования его представлений о свойствах, качествах предметов является

сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие

ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова

«sensus»

-

«чувство»,

«ощущение»,

«восприятие».

Сенсорное

воспитание

направлено на то, чтобы научить детей дошкольного возраста точно, полно и

расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения

(цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие

детей дошкольного возраста долго остается поверхностным, отрывочным и не

создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения

разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), а в

последствии, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах

школы.

Значением сенсорного воспитания занимались такие педагоги, как Ф.

Фребель, М. Монтессори, О. Декроли и другие. Для детей создавались

разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения,

слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали

подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли

разобрать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим

закономерностям.

Были

созданы

системы,

в

основу

которых

положены

современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании

и развитии ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе

сенсорного воспитания.

Эти педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании

успешно используются в педагогике современного мира. Открывается много

детских садов и учебных центров по системе Монтессори. Такие детские сады

имеют одно из основных направлений: развитие сенсорного восприятия мира

ребенка. Сенсорному воспитанию уделяется внимание не только в этих учебных

центрах, но и в неспециализированных дошкольных учреждениях. В дошкольных

учреждениях сенсорное воспитание проводится систематически и с учетом

возрастных особенностей детей, только благодаря этим условиям оно будет

считаться эффективным. Сенсорное воспитание осуществляется как в процессе

образовательной деятельности, так и в процессе дидактических игр, опытов,

сюжетно-ролевых игр.

Обучая детей дошкольного возраста восприятию различных предметов и

явлений, необходимо четко объяснять смысл их действий. Этот смысл становится

особенно понятен детям дошкольного возраста, если они затем используют свои

представления в практической деятельности; в этом случае восприятие делается

более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет,

то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже

сформированные представления у дошкольников. В связи с этим основная задача

сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей

дошкольного возраста умения воспринимать и представлять предметы и явления,

которые

способствовали

бы

совершенствованию

процессов

рисования,

конструирования, звукового анализа слов, труда в природе.

Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых

дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного

воспитания. Важно только перемешать задания, предусматривающие работу с

разными свойствами предметов. В противном случае, существует опасность

фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной

связи с разнообразной деятельностью.

В заключении следует отметить, что задача сенсорного воспитания – это

своевременное обучение детей дошкольного возраста различным способам

обследования. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное

значение для развития умений сравнения, обобщения, для развертывания

мыслительных процессов. Становится очевидным, что, создавая условия для

формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и

полноценного развития ребенка.



В раздел образования