Автор: Молодожен Алена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №19 Красногвардейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
Дошкольный
возраст
–
период
первоначального
ознакомления
с
окружающей действительностью. Вместе с тем в это время интенсивно
развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает
предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни,
доступные наблюдению.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт,
который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные
ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие.
На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах
предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из
множества других, находить сходство и различия между ними.
Основой
развития
и
обогащения
чувственного
опыта
ребенка,
формирования его представлений о свойствах, качествах предметов является
сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие
ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова
«sensus»
-
«чувство»,
«ощущение»,
«восприятие».
Сенсорное
воспитание
направлено на то, чтобы научить детей дошкольного возраста точно, полно и
расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения
(цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие
детей дошкольного возраста долго остается поверхностным, отрывочным и не
создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения
разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), а в
последствии, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах
школы.
Значением сенсорного воспитания занимались такие педагоги, как Ф.
Фребель, М. Монтессори, О. Декроли и другие. Для детей создавались
разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения,
слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали
подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли
разобрать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим
закономерностям.
Были
созданы
системы,
в
основу
которых
положены
современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании
и развитии ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе
сенсорного воспитания.
Эти педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании
успешно используются в педагогике современного мира. Открывается много
детских садов и учебных центров по системе Монтессори. Такие детские сады
имеют одно из основных направлений: развитие сенсорного восприятия мира
ребенка. Сенсорному воспитанию уделяется внимание не только в этих учебных
центрах, но и в неспециализированных дошкольных учреждениях. В дошкольных
учреждениях сенсорное воспитание проводится систематически и с учетом
возрастных особенностей детей, только благодаря этим условиям оно будет
считаться эффективным. Сенсорное воспитание осуществляется как в процессе
образовательной деятельности, так и в процессе дидактических игр, опытов,
сюжетно-ролевых игр.
Обучая детей дошкольного возраста восприятию различных предметов и
явлений, необходимо четко объяснять смысл их действий. Этот смысл становится
особенно понятен детям дошкольного возраста, если они затем используют свои
представления в практической деятельности; в этом случае восприятие делается
более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет,
то затем трудно изобразить его или сконструировать.
В процессе воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже
сформированные представления у дошкольников. В связи с этим основная задача
сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей
дошкольного возраста умения воспринимать и представлять предметы и явления,
которые
способствовали
бы
совершенствованию
процессов
рисования,
конструирования, звукового анализа слов, труда в природе.
Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых
дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного
воспитания. Важно только перемешать задания, предусматривающие работу с
разными свойствами предметов. В противном случае, существует опасность
фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.
Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной
связи с разнообразной деятельностью.
В заключении следует отметить, что задача сенсорного воспитания – это
своевременное обучение детей дошкольного возраста различным способам
обследования. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное
значение для развития умений сравнения, обобщения, для развертывания
мыслительных процессов. Становится очевидным, что, создавая условия для
формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и
полноценного развития ребенка.