Автор: Волошко Софья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сал №59"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники
рисования в подготовительной
группе
Пробудить природную любознательность и сильнейшим образом мотивировать детей к
занятию позволяют необычные инструменты и способы действий. Даже любимое занятие —
рисование — может наскучить, стать рутинным. Неожиданная форма проведения занятия
вызывает заинтересованность, стимулирует творческий поиск новых замыслов.
o
Нетрадиционные
техники
рисования:
значение и задачи в подготовительной
группе
Дети седьмого года жизни уверенно используют приёмы классического рисования. Для работ
используются цветные карандаши и краски. Их технических моментов изучаются приёмы
народной живописи. Занятия по классическому рисованию в подготовительной группе
направлены на отработку самостоятельного построение композиции, умению передавать
движение и сюжет на листе бумаги. Однообразные мазки кистью и карандашная штриховка
могут стать спровоцировать эмоциональное выгорание воспитанников. Желание рисовать
угасает.
Однообразие на занятиях отбивают желание рисовать и фантазировать
Нетрадиционные техники рисования — это создание изображения при помощи
необычных инструментов/материалов или альтернативными приёмами. Классические
занятия по рисованию рекомендуется сочетать или перемежать с нестандартными техниками.
У детей появляется ощущение новизны в творческом процессе. Активизируется воображение.
Применение неожиданных инструментов — нитки, зубные щётки, трубочки и другое —
является для ребёнка экспериментированием. Новые знания и новые возможности получают
ребята на занятиях по нетрадиционному рисованию.
Необычные материалы для рисования привлекают ребят и вызывают желание тут же
приняться за рисунок
Включение в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования осуществляется в
рамках программы ДОУ. Значение альтернативных ИЗО-приёмов значимо для воспитания
разносторонне развитой личности, как того требует ФГОС. В подготовительной группе
нетрадиционные техники способствуют выполнению образовательных задач:
совершенствование мелкой моторики и двигательной координации рук,
подготовка кисти к письму,
формирование представления о свойствах некоторых материалов через исследования и
экспериментирование,
развитие образного и логического мышления,
развитие чувства цвета и формы,
сохранение психоэмоционального здоровья детей,
стимулирование фантазии,
формирование устойчивого интереса к самостоятельному продумыванию замысла и
воплощению,
развитие эстетического вкуса.
Нетрадиционное рисование — это хорошее настроение, уверенность в себе и борьба со
страхами
Перечень
альтернативных
техник
рисования
Рисуя в нетрадиционных техниках, дети вместе с тем совершенствуют классические навыки
рисования:
делают набросок простым карандашом,
рисуют детали тонкой кисточкой,
заливают фон.
Со многими приёмами нетрадиционного рисования ребята знакомились в предыдущих
группах. Точно рисовали пальчиками и ватными палочками, отпечатывали различные узоры и
так далее. Порядок рисования в известной детям технике не повторяет в подготовительной
группе. Воспитатель показывает пример работы, ребята говорят, каким способом она
выполнена, а далее обсуждают тему занятия и варианты композиций.
Старшим дошкольникам не надо повторять известные приёмы, пусть они сами расскажут
будут рисовать
Рассмотрим альтернативные техники для рисования с детьми 6–7 лет.
Пальцеграфия
Рисование
кончиками
пальцев
часто
воспринимается
как
занятие
для
малышей.
Действительно, крохам нравится размазывать краски. Но эта техника рисования подходит и
для старших дошкольников.
Пальцевая живопись имеет терапевтический эффект. Соприкосновение пальцев с бумагой,
рисование линий и точек — успокаивающие действия.
В подготовительной группе пальчиковые краски заменяют гуашью — она дешевле, а палитра
богаче. И дети умеют смешивать необходимые по замыслу цвета и оттенки.
В подготовительной группе для пальцеграфии используется гуашь
В подготовительной группе проводится рисование пальчиками по схемам. Ребята озвучивают
каждый этап схемы, готовят материалы и приступают к работе.
Альбомы и пособия с такими схемами можно предложить детям для самостоятельного
изучения в художественном уголке.
Поэтапные схемы рисования подходят старшим дошкольникам для самостоятельного
изучения пальцеграфии
Фотогалерея: «Гиацинты»
Рисуем цветочный горшок: гуашь наносим пальцами линейно, мазками
Пальцеграфия готова
Линиями рисуем стебли и листья гиацинтов
С воспитанниками в детском центре пальцеграфию «Гиацинты» мы оформляем в паспарту,
украшаем лентами или бусинами (по желанию детей). Эти открытки ребята дарят мамам на 8
Марта.
РЕКЛАМА
Рисование ладонями
Детям седьмого года жизни рисовать одними ладошками может быть неинтересно. Идеальное
задание в подготовительной группе — придумать фигуру, в основе которой будет отпечаток
ладони, и включить её в сюжетную композицию.
Кто бы мог подумать, что при помощи ладошек можно нарисовать ангела
Отпечаток ладони и пальцев детская фантазия превратит в животное, птицу или растение.
Варианты тем для рисования ладонями:
«Животные Африки»,
«Снегири на дереве»,
«Кактус»,
«Грибы»,
«Мы весёлые медузы».
Если ребёнок задумал нарисовать сложную композицию (с заливкой фона и вторым планом),
он может не отпечатывать ладонь, а обвести её простым карандашом. То есть сделать
набросок.
Сочетая приёмы пальчиковой живописи и рисования ладошкой, можно изобразить целый
сюжет, например, по сказке «Под Грибом»
Фотогалерея: «Жираф в Африке»
Обводим ладонь простым карандашом
Детализируем образ жирафа. Рисунок готов
Заливаем акварелью фон
Рисование ватными палочками
Палочками дети рисовали в младших и средней группах, заменяя ими кисточки. Старшим
дошкольникам при возвращении к этой технике рисования стоит рассказать о пуантилизме —
стиль живописи: когда изображение складывается из одинаковых по форме мазков. Ватной
палочкой удобно ставить мазки точечно и многократно.
Видео: рисуем точками (пуантилизм)
Фотогалерея: «Рябина»
Рисуем карандашный набросок — стакан и стебли рябины
Точечно рисуем ватной палочкой ягоды рябины. Рисунок готов
Закрашиваем акварелью контуры стакана и фон
Рисование ватными палочками органично включается в классическое занятие по ИЗО.
Например, раскрасить костюмы героев или нарисовать листву деревьев можно точечно. Смена
инструмента
(кисть
—
на
ватную
палочку)
разнообразит
деятельность
и
добавит
оригинальности работе.
Рисование сыпучими веществами
На самом деле, рисовать дети будут классически: карандашом сделают набросок, красками —
фон. Затем обведут карандашные очертания клеем ПВА. Сыпучие вещества — соль, цветной
песок или панку — насыпают поверх листа. Частички пропитываются клеем и застывают.
Через несколько минут с листа стряхивается ненужная соль (или другое вещество) — на
рисунке остаётся красивый узор.
Как правило, в этой технике рисуют пейзажи (природные или космические).
Фотогалерея: «Зимний лес»
Закрашиваем фон гуашью
Когда клей высох, стряхиваем лишнюю соль
Рисуем клеем ПВА сугробы
Для нетрадиционного рисования можно закупить набор цветного песка. Это яркий и
безопасный продукт для детского творчества: кварцевый песок окрашен органическими
смолами, не токсичен.
Метод тычка
Дети знакомы с методом тычка: на сухую кисть с жёсткой щетиной набирается гуашь и
вертикальными, резкими движениями точкообразно накладывается на рисунок. Заполнение
тычком трафаретных контуров в старших группах заменяется на закрашивание наброска.
Метод тычка дети применяют на обычных занятиях для придания рисунку фактурности.
Тычком удачно имитируются мех животных, иголки ёжика или елового лапника.
Фотогалерея: «Домашний питомец»
Подготовка карандашного рисунка: дом
Тонкой кистью рисуем мордочку котёнка
На сухую кисть набирается гуашь
Монотипия
В основе техники монотипия — получение целостного изображения путём симметричного
отпечатывания части объекта или совокупности предметов. Ранее дети рисовали этим
способом бабочек, петушков, цветочек. Сейчас им предстоит по сырому зеркально
отпечатывать пейзажные элементы. В технике монотипия рисуются природные картины,
когда объекты отражаются в воде.
Приём монотипии рекомендуется использовать в предварительной работе по ИЗО-
деятельности. Отпечатывание пятен и разводов позволяет создать оригинальную основу для
будущих работ: коллажей и аппликаций.
Видео: занятие по монотипии в подготовительной группе
Фотогалерея: примеры работ в технике монотипия
Полноценный пейзаж ребёнку 6–7 лет нарисовать не по силам, на помощь приходит техника
монотипия
Монотипия может быть использована в смешанной технике, например, с отпечатыванием
листьев
Акварель отпечатывается слабо, что может быть плюсом в рисовании блёклых весенних
пейзажей
Кляксография
Кляксография — это техника рисования при помощи клякс. Необходимые материалы —
акварель и пластиковая трубочка (коктейльная). Старшие дошкольники могут заготовить
основу заранее: залить и проработать фон, а затем рисовать кляксами.
Трубочка понадобится, чтобы раздувать капли акварели. Чтобы получить замысловатую
линию, сдувать каплю нужно в сторону. Чтобы капля стала пушистым пятном, трубку держат
прямо над каплей и резко выдувают потом воздуха под прямым углом к листу бумаги —
акварель разлетается в стороны.
На лист бумаги ставится капля
Раздуваем капли — цветы вишни
Дуем через трубочку на краску
Рисование восковыми мелками
Детям нравится этот материал! Восковые мелки яркие и легко скользят по бумаге, ими быстро
закрашивается фон. Но восковыми мелками не получить светлые или тёмные оттенки — они
всегда насыщенного цвета. Поэтому для отработки классических приёмов рисования эти
карандашики-мелки не подойдут. Зато с ними можно исследовать свойство воска —
отталкивание жидкости.
На плотной бумаге дети рисуют мелками картинку по заданию. Далее, лист покрывается
акварелью — восковые рисунки проступают, на них не ложится краска на водной основе.
Мелками рисуем северное сияние
Гуашью рисуем дополнительные элементы: айсберг и льдины
Покрываем лист бумаги акварелью
Можно рисовать и кусочком простой восковой свечи. С детьми зимние пейзажи мы часто
начинаем рисовать с нанесения обычным воском снежинок по всей площади листа. Затем дети
классически заливают фон акварелью — проступает снегопад.
Набрызг
Техника набрызг считается простой для освоения дошкольниками. На влажную зубную щётку
набирается краска (гуашь или акварель). Одной рукой ребёнок держит щётку над листом
бумаги, во второй — деревянную шпажку, карандаш или линейку. Быстрыми движениями он
проводит палочкой на себя — брызги краски летят на бумагу.
В подготовительной группе набрызгом дети дополняют готовые работы: имитируют капли
дождя, снег, листопад, звёздное небо, искры салюта. Эта техника часто применяется для
украшения фона и в заготовках под аппликации и открытки.
Вне сочетания с другими техниками рисования набрызгом создаются композиции с
использованием шаблонов.
Дети седьмого года жизни хорошо делают брызги, направляют щётку в нужное место на
рисунке. Но всё равно предварительно столы необходимо застелить клеёнкой или газетами
(рекомендуется сделать это трудовым заданием для детей). Ребята надевают фартуки.
Рисование по сырому
В старшей группе дети экспериментировали с акварелью. Лист бумаги смачивали водой при
помощи губки и капали на сырую поверхность краску — расплывались удивительные узоры.
Для детей 6–7 лет техника рисования по сырому предполагает получение расплывчатых
изображений на влажном фоне. Если ребята не успевают и фон высыхает, тогда губочкой и
чистой водой смачивают фон (или его отдельные участки).
Фон для работы заливается акварелью
Рисунок готов
По влажному фону рисуем зелёной акварелью стебли и листья
Дошкольникам сложно рисовать акварелью. Картины получаются не такими яркими и чёткими,
как при использовании гуаши. Необычное рисование акварелью по мокрому листу или через
влажную марлю привлекает ребят. Расскажите детям правило начинающих художников:
«Чтобы подружиться с акварелью, подружись сперва с водой!»
Батик
Батик в детском саду — это рисование на ткани. Дети имеют значимую практическую цель:
сделать платочек в подарок маме,
украсить скатерть для выставки или художественного уголка,
разрисовать майку на память о садике.
Нарисовать картинку на футболке — практически значимое задание для ребят
Если дети не просто рисуют на кусочках ткани, а создают предметы для дальнейшего
пользования,
то
необходимо
приготовить
специальные
краски.
Использование
резервирующего состава — на усмотрение педагога.
Кроме росписи ткани узорами, с детьми 6–7 лет стоит изучить технику узелкового батика.
Полотно завязывается узелками, наносятся краски. Когда ткань вновь расправлена,
получаются интересные изображения, к которым дети подрисовывают детали.
В центре лоскутка завязать узелок и положить на пластиковый стаканчик узелком кверху
Расправить высохшую работу
Нанести краску одного цвета на узелок, другого цвета — вокруг узелка
Граттаж
Граттаж, или воскография — это создание изображения методом процарапывания на залитой
тушью/гуашью поверхности. В подготовительной группе воспитатель заготавливает основы
для граттажа совместно с ребятами. Для них это снова исследование: «Что будет, если?»
Процарапать в технике граттаж можно не только основной объект (птицу), но и фон
Вариант заготовки №1
1.
Закрасить картон восковыми мелками.
2.
Залить чёрной гуашью или в несколько слоёв туши.
3.
Оставить на просушку.
Вариант заготовки №2
1.
Картон закрасить пятнами яркой акварели.
2.
Нанести сплошной слой воска (натереть картон свечой).
3.
Покрыть гуашью/тушью.
4.
Оставить сохнуть.
Для предотвращения скатывания в тушь смешивается с каплей мыльного
раствора.
Для процарапывания подойдёт стека или деревянная шпажка
Городской пейзаж в необычной технике готов
Рисуем улицу города, дома
На основе техники граттаж делаются наборы и блокноты для создания гравюр. В комплекте
идёт скребок для удаления чёрного напыления — под ним гладкая радужная поверхность.
Скретч-блокноты — отличная идея для подарка детям.
Штампинг
Создание изображения из отпечатков (штампинг) — знакомая детям техника рисования.
Отпечатывать можно самые разнообразные предметы, чтобы получить необычные узоры:
сухие листья,
пекинскую капусту,
половинки фруктов и овощей,
кусочки поролоновой губки,
ватные диски,
комок бумаги.
Оригинальные штампы можно сделать своими руками — из овощей и фруктов
В подготовительной группе штампинг применяется для придания фактурности пейзажным
работам и в сочетании с другими нетрадиционными методами рисования.
Фотогалерея: примеры работ в технике штампинг
Рисунок «Цветущий луг в лунном сиянии» дополнен приёмами набрызга и штампинга
Необычный штамп получается из связанных в пучок ватных палочек
Пейзаж «Крымская весна» украшен штампингом — цветущие поля
Эбру
Старинная техника эрбу пришла из Азии и заключается в рисовании красками на поверхности
воды. Старший дошкольный возраст — идеальный период для знакомства с материалами и
приёмами эбру. К рисование необходимо подготовить:
прозрачную
вязкую
жидкость,
Рецепт жидкости для эбру:Из крахмала и горячей воду приготовить
клейстер,
остудить,
размешать
с
небольшим
количеством
канцелярского клея.
слегка развести водой акриловые краски,
деревянные/металлические палочки,
плотную бумагу,
лотки или удобные миски.
Рисование на воде моментально привлекает детей
На поверхность воды палочками капают акрил и создают узоры и картины. Дети 6–7 лет
рисуют в технике эбру волны, концентрические круги, бабочек, цветы.
Изображение переносится на опущенный в воду лист.
На поверхности воды делают набрызг трёх цветов
Извлечь рисунок из воды, дать высохнуть и при желании дополнить деталями
Палочкой проводят линии по поверхности — фон
Эрбу — техника интересная и доступная для всех возрастов. В нашем центре мы организуем
для детей и родителей открытые занятия утром (младшие группы) и мастер-классы (старшие
дошкольники).