Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования"


Автор: Волошко Софья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сал №59"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные техники

рисования в подготовительной

группе

Пробудить природную любознательность и сильнейшим образом мотивировать детей к

занятию позволяют необычные инструменты и способы действий. Даже любимое занятие —

рисование — может наскучить, стать рутинным. Неожиданная форма проведения занятия

вызывает заинтересованность, стимулирует творческий поиск новых замыслов.

o

Нетрадиционные

техники

рисования:

значение и задачи в подготовительной

группе

Дети седьмого года жизни уверенно используют приёмы классического рисования. Для работ

используются цветные карандаши и краски. Их технических моментов изучаются приёмы

народной живописи. Занятия по классическому рисованию в подготовительной группе

направлены на отработку самостоятельного построение композиции, умению передавать

движение и сюжет на листе бумаги. Однообразные мазки кистью и карандашная штриховка

могут стать спровоцировать эмоциональное выгорание воспитанников. Желание рисовать

угасает.

Однообразие на занятиях отбивают желание рисовать и фантазировать

Нетрадиционные техники рисования — это создание изображения при помощи

необычных инструментов/материалов или альтернативными приёмами. Классические

занятия по рисованию рекомендуется сочетать или перемежать с нестандартными техниками.

У детей появляется ощущение новизны в творческом процессе. Активизируется воображение.

Применение неожиданных инструментов — нитки, зубные щётки, трубочки и другое —

является для ребёнка экспериментированием. Новые знания и новые возможности получают

ребята на занятиях по нетрадиционному рисованию.

Необычные материалы для рисования привлекают ребят и вызывают желание тут же

приняться за рисунок

Включение в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования осуществляется в

рамках программы ДОУ. Значение альтернативных ИЗО-приёмов значимо для воспитания

разносторонне развитой личности, как того требует ФГОС. В подготовительной группе

нетрадиционные техники способствуют выполнению образовательных задач:

совершенствование мелкой моторики и двигательной координации рук,

подготовка кисти к письму,

формирование представления о свойствах некоторых материалов через исследования и

экспериментирование,

развитие образного и логического мышления,

развитие чувства цвета и формы,

сохранение психоэмоционального здоровья детей,

стимулирование фантазии,

формирование устойчивого интереса к самостоятельному продумыванию замысла и

воплощению,

развитие эстетического вкуса.

Нетрадиционное рисование — это хорошее настроение, уверенность в себе и борьба со

страхами

Перечень

альтернативных

техник

рисования

Рисуя в нетрадиционных техниках, дети вместе с тем совершенствуют классические навыки

рисования:

делают набросок простым карандашом,

рисуют детали тонкой кисточкой,

заливают фон.

Со многими приёмами нетрадиционного рисования ребята знакомились в предыдущих

группах. Точно рисовали пальчиками и ватными палочками, отпечатывали различные узоры и

так далее. Порядок рисования в известной детям технике не повторяет в подготовительной

группе. Воспитатель показывает пример работы, ребята говорят, каким способом она

выполнена, а далее обсуждают тему занятия и варианты композиций.

Старшим дошкольникам не надо повторять известные приёмы, пусть они сами расскажут

будут рисовать

Рассмотрим альтернативные техники для рисования с детьми 6–7 лет.

Пальцеграфия

Рисование

кончиками

пальцев

часто

воспринимается

как

занятие

для

малышей.

Действительно, крохам нравится размазывать краски. Но эта техника рисования подходит и

для старших дошкольников.

Пальцевая живопись имеет терапевтический эффект. Соприкосновение пальцев с бумагой,

рисование линий и точек — успокаивающие действия.

В подготовительной группе пальчиковые краски заменяют гуашью — она дешевле, а палитра

богаче. И дети умеют смешивать необходимые по замыслу цвета и оттенки.

В подготовительной группе для пальцеграфии используется гуашь

В подготовительной группе проводится рисование пальчиками по схемам. Ребята озвучивают

каждый этап схемы, готовят материалы и приступают к работе.

Альбомы и пособия с такими схемами можно предложить детям для самостоятельного

изучения в художественном уголке.

Поэтапные схемы рисования подходят старшим дошкольникам для самостоятельного

изучения пальцеграфии

Фотогалерея: «Гиацинты»

Рисуем цветочный горшок: гуашь наносим пальцами линейно, мазками

Пальцеграфия готова

Линиями рисуем стебли и листья гиацинтов

С воспитанниками в детском центре пальцеграфию «Гиацинты» мы оформляем в паспарту,

украшаем лентами или бусинами (по желанию детей). Эти открытки ребята дарят мамам на 8

Марта.

РЕКЛАМА

Рисование ладонями

Детям седьмого года жизни рисовать одними ладошками может быть неинтересно. Идеальное

задание в подготовительной группе — придумать фигуру, в основе которой будет отпечаток

ладони, и включить её в сюжетную композицию.

Кто бы мог подумать, что при помощи ладошек можно нарисовать ангела

Отпечаток ладони и пальцев детская фантазия превратит в животное, птицу или растение.

Варианты тем для рисования ладонями:

«Животные Африки»,

«Снегири на дереве»,

«Кактус»,

«Грибы»,

«Мы весёлые медузы».

Если ребёнок задумал нарисовать сложную композицию (с заливкой фона и вторым планом),

он может не отпечатывать ладонь, а обвести её простым карандашом. То есть сделать

набросок.

Сочетая приёмы пальчиковой живописи и рисования ладошкой, можно изобразить целый

сюжет, например, по сказке «Под Грибом»

Фотогалерея: «Жираф в Африке»

Обводим ладонь простым карандашом

Детализируем образ жирафа. Рисунок готов

Заливаем акварелью фон

Рисование ватными палочками

Палочками дети рисовали в младших и средней группах, заменяя ими кисточки. Старшим

дошкольникам при возвращении к этой технике рисования стоит рассказать о пуантилизме —

стиль живописи: когда изображение складывается из одинаковых по форме мазков. Ватной

палочкой удобно ставить мазки точечно и многократно.

Видео: рисуем точками (пуантилизм)

Фотогалерея: «Рябина»

Рисуем карандашный набросок — стакан и стебли рябины

Точечно рисуем ватной палочкой ягоды рябины. Рисунок готов

Закрашиваем акварелью контуры стакана и фон

Рисование ватными палочками органично включается в классическое занятие по ИЗО.

Например, раскрасить костюмы героев или нарисовать листву деревьев можно точечно. Смена

инструмента

(кисть

на

ватную

палочку)

разнообразит

деятельность

и

добавит

оригинальности работе.

Рисование сыпучими веществами

На самом деле, рисовать дети будут классически: карандашом сделают набросок, красками —

фон. Затем обведут карандашные очертания клеем ПВА. Сыпучие вещества — соль, цветной

песок или панку — насыпают поверх листа. Частички пропитываются клеем и застывают.

Через несколько минут с листа стряхивается ненужная соль (или другое вещество) — на

рисунке остаётся красивый узор.

Как правило, в этой технике рисуют пейзажи (природные или космические).

Фотогалерея: «Зимний лес»

Закрашиваем фон гуашью

Когда клей высох, стряхиваем лишнюю соль

Рисуем клеем ПВА сугробы

Для нетрадиционного рисования можно закупить набор цветного песка. Это яркий и

безопасный продукт для детского творчества: кварцевый песок окрашен органическими

смолами, не токсичен.

Метод тычка

Дети знакомы с методом тычка: на сухую кисть с жёсткой щетиной набирается гуашь и

вертикальными, резкими движениями точкообразно накладывается на рисунок. Заполнение

тычком трафаретных контуров в старших группах заменяется на закрашивание наброска.

Метод тычка дети применяют на обычных занятиях для придания рисунку фактурности.

Тычком удачно имитируются мех животных, иголки ёжика или елового лапника.

Фотогалерея: «Домашний питомец»

Подготовка карандашного рисунка: дом

Тонкой кистью рисуем мордочку котёнка

На сухую кисть набирается гуашь

Монотипия

В основе техники монотипия — получение целостного изображения путём симметричного

отпечатывания части объекта или совокупности предметов. Ранее дети рисовали этим

способом бабочек, петушков, цветочек. Сейчас им предстоит по сырому зеркально

отпечатывать пейзажные элементы. В технике монотипия рисуются природные картины,

когда объекты отражаются в воде.

Приём монотипии рекомендуется использовать в предварительной работе по ИЗО-

деятельности. Отпечатывание пятен и разводов позволяет создать оригинальную основу для

будущих работ: коллажей и аппликаций.

Видео: занятие по монотипии в подготовительной группе

Фотогалерея: примеры работ в технике монотипия

Полноценный пейзаж ребёнку 6–7 лет нарисовать не по силам, на помощь приходит техника

монотипия

Монотипия может быть использована в смешанной технике, например, с отпечатыванием

листьев

Акварель отпечатывается слабо, что может быть плюсом в рисовании блёклых весенних

пейзажей

Кляксография

Кляксография — это техника рисования при помощи клякс. Необходимые материалы —

акварель и пластиковая трубочка (коктейльная). Старшие дошкольники могут заготовить

основу заранее: залить и проработать фон, а затем рисовать кляксами.

Трубочка понадобится, чтобы раздувать капли акварели. Чтобы получить замысловатую

линию, сдувать каплю нужно в сторону. Чтобы капля стала пушистым пятном, трубку держат

прямо над каплей и резко выдувают потом воздуха под прямым углом к листу бумаги —

акварель разлетается в стороны.

На лист бумаги ставится капля

Раздуваем капли — цветы вишни

Дуем через трубочку на краску

Рисование восковыми мелками

Детям нравится этот материал! Восковые мелки яркие и легко скользят по бумаге, ими быстро

закрашивается фон. Но восковыми мелками не получить светлые или тёмные оттенки — они

всегда насыщенного цвета. Поэтому для отработки классических приёмов рисования эти

карандашики-мелки не подойдут. Зато с ними можно исследовать свойство воска —

отталкивание жидкости.

На плотной бумаге дети рисуют мелками картинку по заданию. Далее, лист покрывается

акварелью — восковые рисунки проступают, на них не ложится краска на водной основе.

Мелками рисуем северное сияние

Гуашью рисуем дополнительные элементы: айсберг и льдины

Покрываем лист бумаги акварелью

Можно рисовать и кусочком простой восковой свечи. С детьми зимние пейзажи мы часто

начинаем рисовать с нанесения обычным воском снежинок по всей площади листа. Затем дети

классически заливают фон акварелью — проступает снегопад.

Набрызг

Техника набрызг считается простой для освоения дошкольниками. На влажную зубную щётку

набирается краска (гуашь или акварель). Одной рукой ребёнок держит щётку над листом

бумаги, во второй — деревянную шпажку, карандаш или линейку. Быстрыми движениями он

проводит палочкой на себя — брызги краски летят на бумагу.

В подготовительной группе набрызгом дети дополняют готовые работы: имитируют капли

дождя, снег, листопад, звёздное небо, искры салюта. Эта техника часто применяется для

украшения фона и в заготовках под аппликации и открытки.

Вне сочетания с другими техниками рисования набрызгом создаются композиции с

использованием шаблонов.

Дети седьмого года жизни хорошо делают брызги, направляют щётку в нужное место на

рисунке. Но всё равно предварительно столы необходимо застелить клеёнкой или газетами

(рекомендуется сделать это трудовым заданием для детей). Ребята надевают фартуки.

Рисование по сырому

В старшей группе дети экспериментировали с акварелью. Лист бумаги смачивали водой при

помощи губки и капали на сырую поверхность краску — расплывались удивительные узоры.

Для детей 6–7 лет техника рисования по сырому предполагает получение расплывчатых

изображений на влажном фоне. Если ребята не успевают и фон высыхает, тогда губочкой и

чистой водой смачивают фон (или его отдельные участки).

Фон для работы заливается акварелью

Рисунок готов

По влажному фону рисуем зелёной акварелью стебли и листья

Дошкольникам сложно рисовать акварелью. Картины получаются не такими яркими и чёткими,

как при использовании гуаши. Необычное рисование акварелью по мокрому листу или через

влажную марлю привлекает ребят. Расскажите детям правило начинающих художников:

«Чтобы подружиться с акварелью, подружись сперва с водой!»

Батик

Батик в детском саду — это рисование на ткани. Дети имеют значимую практическую цель:

сделать платочек в подарок маме,

украсить скатерть для выставки или художественного уголка,

разрисовать майку на память о садике.

Нарисовать картинку на футболке — практически значимое задание для ребят

Если дети не просто рисуют на кусочках ткани, а создают предметы для дальнейшего

пользования,

то

необходимо

приготовить

специальные

краски.

Использование

резервирующего состава — на усмотрение педагога.

Кроме росписи ткани узорами, с детьми 6–7 лет стоит изучить технику узелкового батика.

Полотно завязывается узелками, наносятся краски. Когда ткань вновь расправлена,

получаются интересные изображения, к которым дети подрисовывают детали.

В центре лоскутка завязать узелок и положить на пластиковый стаканчик узелком кверху

Расправить высохшую работу

Нанести краску одного цвета на узелок, другого цвета — вокруг узелка

Граттаж

Граттаж, или воскография — это создание изображения методом процарапывания на залитой

тушью/гуашью поверхности. В подготовительной группе воспитатель заготавливает основы

для граттажа совместно с ребятами. Для них это снова исследование: «Что будет, если?»

Процарапать в технике граттаж можно не только основной объект (птицу), но и фон

Вариант заготовки №1

1.

Закрасить картон восковыми мелками.

2.

Залить чёрной гуашью или в несколько слоёв туши.

3.

Оставить на просушку.

Вариант заготовки №2

1.

Картон закрасить пятнами яркой акварели.

2.

Нанести сплошной слой воска (натереть картон свечой).

3.

Покрыть гуашью/тушью.

4.

Оставить сохнуть.

Для предотвращения скатывания в тушь смешивается с каплей мыльного

раствора.

Для процарапывания подойдёт стека или деревянная шпажка

Городской пейзаж в необычной технике готов

Рисуем улицу города, дома

На основе техники граттаж делаются наборы и блокноты для создания гравюр. В комплекте

идёт скребок для удаления чёрного напыления — под ним гладкая радужная поверхность.

Скретч-блокноты — отличная идея для подарка детям.

Штампинг

Создание изображения из отпечатков (штампинг) — знакомая детям техника рисования.

Отпечатывать можно самые разнообразные предметы, чтобы получить необычные узоры:

сухие листья,

пекинскую капусту,

половинки фруктов и овощей,

кусочки поролоновой губки,

ватные диски,

комок бумаги.

Оригинальные штампы можно сделать своими руками — из овощей и фруктов

В подготовительной группе штампинг применяется для придания фактурности пейзажным

работам и в сочетании с другими нетрадиционными методами рисования.

Фотогалерея: примеры работ в технике штампинг

Рисунок «Цветущий луг в лунном сиянии» дополнен приёмами набрызга и штампинга

Необычный штамп получается из связанных в пучок ватных палочек

Пейзаж «Крымская весна» украшен штампингом — цветущие поля

Эбру

Старинная техника эрбу пришла из Азии и заключается в рисовании красками на поверхности

воды. Старший дошкольный возраст — идеальный период для знакомства с материалами и

приёмами эбру. К рисование необходимо подготовить:

прозрачную

вязкую

жидкость,

Рецепт жидкости для эбру:Из крахмала и горячей воду приготовить

клейстер,

остудить,

размешать

с

небольшим

количеством

канцелярского клея.

слегка развести водой акриловые краски,

деревянные/металлические палочки,

плотную бумагу,

лотки или удобные миски.

Рисование на воде моментально привлекает детей

На поверхность воды палочками капают акрил и создают узоры и картины. Дети 6–7 лет

рисуют в технике эбру волны, концентрические круги, бабочек, цветы.

Изображение переносится на опущенный в воду лист.

На поверхности воды делают набрызг трёх цветов

Извлечь рисунок из воды, дать высохнуть и при желании дополнить деталями

Палочкой проводят линии по поверхности — фон

Эрбу — техника интересная и доступная для всех возрастов. В нашем центре мы организуем

для детей и родителей открытые занятия утром (младшие группы) и мастер-классы (старшие

дошкольники).



В раздел образования