Автор: Кадирова Фериде Нягимовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Буинский район, село Кайбицы
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Звездный час"
Тема: "По страницам жизни и творчества Л.Н.Толстого"
Раздел: среднее образование
Внеклассное занятие «Звездный час»
Тема: «По страницам жизни и творчества Л.Н. Толстого».
Цели мероприятия:
формировать представление об историческом прошлом России;
формировать навыки выразительного чтения;
воспитывать интерес к жизни и творчеству Л.Н.Толстого, формировать
гуманистическое мировоззрение;
формировать у детей навык самоконтроля ;
воспитывать эстетические чувства, любознательность
Задачи:
Познакомить с некоторыми фактами биографии писателя,
особенностями его творчества;
Развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного
чтения;
прививать детям интерес к литературе;
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого; выставка книг Л.Н.Толстого;
выставка рисунков по произведениям писателя; фотографии усадьбы Ясная
Поляна; магнитофон; аудиозаписи, презентация, звездочки, раздаточный
материал, ручки, бумага
Ход мероприятия:
У.Сегодня наше мероприятие посвящено человеку, чье имя хорошо известно
не только нашей стране, но и во всем мире. Его произведения переведены на
разные языки. В этом году исполняется 190 лет со дня рождения
Л.Н.Толстого.
Род Толстых существовал в России шестьсот лет. По преданию, фамилию
свою они получили от великого князя Василия Васильевича Тёмного,
давшего одному из предков писателя Андрею Харитоновичу прозвище
Толстой. По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к
знаменитым дворянским фамилиям Толстых (со стороны отца) и Волконских
(со стороны матери), давших ряд государственных и военных деятелей
известных в истории России. Герб рода графов Толстых Герб рода князей
Волконских
Читают учащиеся.
В России избяной, туманной,
Жандармом втиснутой в острог,
Светилась Ясная Поляна
Среди разъезженных дорог.
В года страданий и гонений
И вызревающих начал
Суровый совестливый гений
Добро и мудрость изучал
У.А сейчас проведем игру «Звездный час» по теме «Страницы жизни и
творчества Л.Н.Толстого».
Правила игры:
В игре 3 тура. Вы отвечаете на вопросы. За каждый правильный ответ
получаете 1 звезду. В финал выходят 2 участника. Они образуют слова от
одного данного слова. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.
И так, мы начинаем. (Заставка - Звездный час)
1ТУР – ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Вопрос 1
В каком году родился Л.Н.Толстой?
А.9 сентября 1838
Б.9 сентября 1988
В.9 сентября 1828
Г.9 сентября 1928
Вопрос 2
Где родился Л.Н.Толстой?
А. Москва
Б.Казань
В.Петербург
Г.Ясная Поляна
У.Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная
Поляна, недалеко от Тулы. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне
музей.
Вопрос 3
Как звали отца писателя?
А.Николай
Б.Лев
В.Константин
Г.Сергей
Вопрос 4
Кто занимался воспитанием писателя?
А.Мама
Б.Тётя
В.Бабушка
Г.Отец
У.Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду.
Но когда мальчику было три года – умерла мать, а в 9 лет он потерял отца.
Воспитанием будущего писателя занялась тетя.
Вопрос 5
Как звали жену писателя?
А.Софья
Б.Мария
В.Анна
Г.Екатерина
У.23 сентября 1862 года Лев Николаевич Толстой женился на Софье
Андреевне Берс. Ей на тот момент было 18 лет, графу — 34. Они прожили
вместе 48 лет, до самой смерти Толстого. У них родилось 13 детей, 5 из
которых умерли в детстве.
Вопрос 6
В какую игру играли в семье Толстых?
А.Чехарда
Б. Муравейные братья
В.Салки
Г.Прятки
У.Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут
также. Самой любимой игрой у них была игра в муравейных братьев. Ее
придумал старший – Николенька. Как то он объявил, что у него есть тайна,
когда она откроется, все люди станут счастливыми и станут муравейными
братьями, а написал он тайну муравейных братьев на зеленой палочке,
которую зарыл в лесу на краю оврага.
Вопрос 7
Какую музыку любил Л.Н.Толстой?
А. Русскую народную
Б. Классическую
В. Оперную
Г.Иностранную
У.В семье Толстых очень любили слушать классическую музыку. Послушаем
и мы и посмотрим выступление наших ребят.
(Пары танцуют вальс)
Звучит «Полонез» Огинского.
У.Лев Николаевич очень любил музыку. И даже в молодости сочинил
вальс, который впоследствии никогда не играл.
(Прослушивание вальса.)
Вопрос 8
В каком городе учился Толстой в университете?
А.Москва
Б.Саратов
В.Петербург
Г.Казань
У.Учился Толстой в Тульской гимназии, потом в университете в городе
Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу.
Вопрос 9
В какой войне участвовал писатель?
А.Крымская война
Б.Великая Отечественная война
В.Гражданская война
Г.Финская война
Вопрос 10
Для кого открыл Толстой школу ?
А.Для богатых
Б.Для взрослых
В.Для крестьян
Г.Для иностранцев
У.Лев Николаевич всегда дружил с крестьянами и осенью 1859 года
открыл в ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что
школа бесплатная и телесных наказаний (розг) в ней не будет. В школе
ребята учились читать, писать, считать. Проходили занятия по русской
истории, естествознанию, рисованию и пению. Ребята чувствовали себя в
школе свободно и весело. В классе каждый спрашивал учителя обо всем.
Уроки превращались в общую беседу, а часто в общую игру. Надом уроков
не задавали. Толстой знал, что в темной избе его ученики не смогут
выполнить и еще они много помогали родителям по хозяйству.
На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь
интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними,
бегал наперегонки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с
гор.
Вопрос 11
Когда умер Л.Н.Толстой?
А.20 ноября 1910 г
Б.19 августа 1858 г
В.25 августа 1911 г
Г.15 декабря 1910г
У.23 ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в
лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую
секрет, как сделать всех людей счастливыми
2 ТУР – ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО
У.Вы прочитаете отрывки из произведений и запишете на листочке
ответы.
1.«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в
воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в
открытом море» («Акула»).
2.«Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая
погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая
обезьяна и забавляла всех» («Прыжок»).
3.«Купила мама слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали
на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему
нравились. Очень хотелось съесть» («Косточка»).
4.«Одному человеку захотелось поглядеть зверей. Он ухватил на улице
собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и
бросили в клетку ко льву на съеденье» («Лев и Собачка»).
5.«Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес котенка и уж больше
не брал его с собой в поле» («Котенок»).
А теперь послушайте аудиозаписи произведений и угадайте их.
1.
«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала
искать дорогу домой, да не нашла…» (Три медведя»).
2.
«Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, а мать ушла на
поденную работу» («Филипок»).
Басни Л.Н. Толстого.
Игра « Из какой басни предмет?»
Кувшин «Умная галка»
Белка «Волк и белка»
Веник «Отец и сыновья»
Кукла « Пожарные собаки»
Подведение итогов. Выбираются 2 участника 3 тура.
3 ТУР – Составить слова из словосочетания «Лев Толстой»
Награждение победителей.
(Звучит «Патетическая соната » Бетховена)
Стихотворение В. Степанова читают учащиеся.
Столетний вяз качает головой,
Кружатся листья в воздухе осеннем
И кажется: к ним сейчас Толстой
Сойдет легко по каменным ступеням.
Сойдет он к людям и заговорит,
Потом пройдет березовой аллеей
И там, в прохладных сумерках зари,
Холщовая толстовка забелеет.
Пройдет туда, где часто с детворой
Он в городки играл, забыв про старость
И старый вяз качает головой
Ему былое нынче примечталось.
У.ПРАВИЛА И ПРОГРАММА ТОЛСТОГО
1. Что назначено непременно исполнять, то исполняй, несмотря ни на что.
2. Что исполняешь, исполняй хорошо.
3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам
вспомнить.
4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможной силой.
5. Читай и думай всегда громко.
6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают.