Напоминание

"Семейное чтение-источник общения детей и взрослых"


Авторы: Долгих Ольга Юрьевна, Чевелий Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45, МБОУ СОШ № 41
Населённый пункт: город Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Семейное чтение-источник общения детей и взрослых"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема:

Семейное чтение – источник общения детей и взрослых

Долгих Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ г. Мурманска СОШ № 45

Чевелий Ирина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ г. Мурманска СОШ № 41

2021 год

На протяжении многих лет семейное чтение являлось не только главным

источником развития и воспитания детей, но и одним из самых популярных

видов досуга. С появлением кино, телевидения и интернета роль семейного

чтения отодвинулась на второй план. А бумажная книга потеряла свою

актуальность.

В настоящее время мы наблюдаем возрождение интереса к чтению в

кругу семьи, возрождение интереса к хорошей книге, потому что семейное

чтение решает не только познавательные, коммуникативные, творческие

задачи, но и психолого-социальные, так как в ходе совместного чтения

формируется культура общения как между детьми, так и между детьми и

взрослыми.

Чтобы такое общение

стало интересным, следует выбирать книги

особенно тщательно. Это может быть и классика, и яркие, талантливые

произведения современных писателей.

Например, на внеурочное занятие (курс внеурочной деятельности «Час

чтения») учащимся 5 классов и их родителям были предложены для чтения и

обсуждения в кругу семьи книги писателей

20 века.

Тема занятия - «Дети блокады». Данная тема выбрана неслучайно: 27

января 2021 года наша страна отметила 77-ю годовщину снятия блокады

Ленинграда.

На этом занятии родители и дети рассказали о том, как вместе читали эти

книги, как обсуждали прочитанное.

Внеурочное занятие «Дети блокады»

(по произведениям писателей 20 века)

Цель:

Приобщение детей и взрослых к семейному чтению как

источнику формирования интереса к книге

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать главную мысль текста.

2. Характеризовать героя через его речь и поступки.

Развивающие:

1. Совершенствовать умение аналитически мыслить и

быстро ориентироваться при выборе правильного ответа.

Воспитательные:

1. Формировать представления о нравственных ценностях

человека.

2. Совершенствовать представления о любви, дружбе и

вере в лучшее.

Формы работы:

Цель:

Приемы:

групповая, индивидуальная,

парная (ученик и его мама)

осмысление

содержания текста;

формирование

отношения к

описываемым

событиям

- построение устного и

письменного

высказывания

заданного типа речи;

- комментированное и

выразительное чтение;

- построение полного

ответа на вопрос;

- поиск ключевого

слова

Ход занятия:

1. Вступление. Слово учителя

2. Основная часть

Представление повести Э.Е. Фоняковой

Результат чтения

«Хлеб той зимы»

1) Сообщение о писательнице;

2) Пересказ главы «Картофелина»;

3) Ключевой вопрос:

Что спасает Леночку в это трудное время?

- Чтениепо ролям главы

«Робинзон Крузо»

(ученица и ее мама)

Вывод:

книга «берет за душу»

Представление рассказа В.В. Конецкого

«Петька, Джек и мальчишки»

Результат чтения

1) Сообщение о писателе;

2) Пересказ отрывка из рассказа;

3) Творческая работа:

Возможная встреча Петьки и Джека;

4) Беседа по вопросу:

Что спасает Петьку в это трудное время?

- Размышлениенад вопросом:

Почему люди расстаются со

своими друзьями?

- Рисунок к рассказу

Вывод:

книга «захватывает с первых

строк»

Представление рассказа Г.А. Черкашина

«Кукла»

Результатчтения

1) Сообщение о писателе;

2) Пересказ отрывка из рассказа;

4) Беседа по вопросу:

Что спасает Машу в это трудное время?

- Презентация с

использованием иллюстраций

братьев Траугот

Вывод:

книга «трогает до глубины

души»

3. Итог занятия

Итак, семейное чтение показало, что не только дети, но и их родители

заинтересовались хорошей книгой. Эти книги побудили участников занятия к

рассуждениям, к собственной оценке описанных ситуаций, героев и их

поступков. Иногда мнения не совпадали, но именно это и важно в семейном

чтении.



В раздел образования