Напоминание

Моделирование предметно-развивающей среды


Автор: Головкина Оксана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский ад №28"
Населённый пункт: г. Пермь, Пермский край
Наименование материала: Проект
Тема: Моделирование предметно-развивающей среды
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28» г. Пермь Реализуемая ООПДО – «Детство» Автор: Головкина О.В. Проект "Академия детства" в условиях внедрения ФГОС ДО. - Моделирование предметно - развивающей среды" Вопрос проектирования предметно - развивающей среды в группе на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением ФГОС разработаны новые требования к её организации и обновлению. К сожалению, педагоги не всегда следуют принципам построения среды, рекомендованным Федеральными государственными образовательными стандартами и не в полной мере предоставляют каждому ребёнку возможность для его всестороннего развития. Да и не всякая среда группы может быть развивающей. Неумело организованное пространство группы мешает детям проявить индивидуальные способности( например: стихийность при отборе пособий, нерациональная организация среды, нарушение эстетической гармонии). Не зря наш детский сад называется "Академия детства". Здесь каждый ребёнок с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир и для своей деятельности использует всё, что ему предлагают, и наше предназначение - дать каждому ребёнку возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, переступивший порог своей группы в "Академии детства" и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, удивляя и восхищая нас, взрослых, своим талантом. Всё пространство детского сада напоминает Академию детских наук, где каждый ребёнок имеет право на успех. Идёт 21 век - век Интернета и новых технологий. Перед нами возникла проблема: как организовать предметно - развивающую среду в группе в соответствии с ФГОС, сделать её комфортной, уютной, чтобы детям было
интересно, весело проводить время в детском саду, а играя - учиться познавать новое, неизведанное. Работая над этой проблемой, мы провели глубокий анализ всей системы материальных объектов группы, которые оказывают влияние на развитие ребёнка. В результате проведённого анализа развивающей предметно - пространственной среды мы определили принципы её построения. Реализацию этих принципов при моделировании среды в группе мы представили следующей структурой педагогического процесса: * специально организованное обучение в форме образовательных ситуаций * совместная деятельность родителей, педагогов с детьми по развитию их социальных навыков, творческого потенциала, культуры мышления и эстетического восприятия. * самостоятельная деятельность детей в соответствии с их интересами. В результате анализа педагогического процесса в рамках предметно - развивающей среды и мониторинга деятельности ребёнка, моделирующей его развитие, мы пришли к выводу, что организация развивающей среды в группе с учётом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Мы серьёзно задумались над обогащением среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную деятельность детей. В условиях внедрения ФГОС ДО возникла необходимость в разработке
Проекта по моделированию предметно - развивающей среды в

группе.

Цель проекта
: Выделить структуру предметно - пространственной среды и раскрыть назначение всех её компонентов для развития ребёнка.
Задачи:

1. Смоделировать предметно - развивающую среду в группе, соблюдая принципы её построения, рекомендованными ФГОС. 2. На основе предметно - развивающей среды обеспечить разнообразные выборы детей с учётом их интересов и потребностей. 3. Разработать требования к материалам и оборудованию предметно - развивающей среды в группе. 4. Определить перечень объектов информационной среды группы. 5. Продумать организацию пространства вне помещения группы и рассмотреть его как своеобразный уголок развития детей. 6. На основе предметно - развивающей среды реализовать основные модели образовательного процесса.
Механизмы реализации проекта:
1.
Определение основных принципов построения предметно -

развивающей среды в группе:
* Содержательная насыщенность ( соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы; среда оснащена средствами обучения и воспитания (включая технические), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным. оздоровительным оборудованием. инвентарём) * Трансформируемость пространства ( возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей) * Полифункциональность материалов ( возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; наличие предметов, не обладающих жёстко закреплённым способом употребления (предметы - заместители пригодные для использования в разных видах деятельности). * Вариативность среды ( наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную. познавательную и исследовательскую активность детей. * Безопасность среды ( соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования) 2. Предусмотрено создание познавательно - игровых центров по направлениям:
* Направление: художественно - эстетическое развитие.
В центре "Творческая мастерская" для развития детей подобраны различные жанры художественных произведений, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, алгоритмы последовательности работы для изготовления разных поделок. различный природный материал и т.п. Это даёт детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно - творческой деятельности. Материалы помещаются в специально отведённом шкафу. Пол желанию ребёнок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазий. К данному центру имеется свободный доступ.
* Направление: речевое развитие
Центр "Мир книги" включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой образовательной программой. В нём находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции - минимум текста - максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. В центре "Грамотности"находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, карточки - схемы для проведения
звукового анализа слов и т.п. Речевая развивающая среда - это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребёнка.
* Направление: познавательное развитие.
Центр "Экологии" включает в себя экологическую деятельность детей. В холодный период года мы с детьми размещаем комнатный мини - огород. в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа "Времена года", "Животный и растительный мир", коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов и т.д. оформлены макеты: пустыня, северный полюс, тропики, макет доисторической жизни. Все составляющие макета мобильны. работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна. Наши "маленькие исследователи" превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. Центр опытно - экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, и т.д.) В нём находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, колбы, мерные стаканчики и т.д. В проце сс е экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений. В центре "Математики" расположен нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, различные виды мозаик, современные пазлы, широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки, развивающие игры Воскобовича, "Монгольские игры", Палочки Кюизенера, "Разрезной квадрат" Никитина, "Логические блоки Дьенеша" и др. Центр решает следующие задачи: - целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
- воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. В данном центре размещён разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Центр " Юные строители" хоть и сосредоточен на одном месте, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположена "Лего - лаборатория". В нашей группе дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. В "Нравственно - патриотическом" центре помещена государственная символика родного города, Пермского края и России. в нём находится материал по ознакомлению детей с символикой, оформлены альбомы "Мой город", "История возникновения города Пермь". Музыкально - театрализованный Центр - это важный объект развивающей среды, ведь именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В этой деятельности наши воспитанники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Центр представлен различного вида театрами ( театр Воскобовича "Волшебные Гонзики", кукольный. настольный, пальчиковый, "театр на ложках"). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью играть
самостоятельно, импровизировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный уголок " Весёлые музыканты".
* Направление: социально - личностное развитие.
В центре "Сюжетно - ролевых игр" оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. Вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно - ролевых игр. Переносные игровые макеты, изготовленные из нестандартного оборудования располагаются в местах легкодоступных детям. Различный игровой материал помещён в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место. Центр "Безопасности" отражает безопасность дома, на улице и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, костюмами. дидактическими играми. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
* Направление: физическое развитие
Центр "Сильные, ловкие, смелые" содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нестандартное, изготовленное руками воспитателей и родителей детей группы. Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Центры активности обозначены рисунками, знаками, символами. Требования к материалам и оборудованию
(Приложение № 1)
Предметно - развивающую среду организовали так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально - игровая деятельность,
экспериментирование. обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно - поисковой работы: магниты, увеличительные стёкла, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для исследования, экспериментирования, составления коллекций. имеются материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам предоставлены инструменты для работы с деревом, девочкам для занятий рукоделием, а так же предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.В группе имеется большое количество "подручных" материалов, которые творчески используются для решения различных игровых задач. Разработаны требования к материалам и оборудованию (Приложение № 1) В групповой комнате расположен "Уголок уединения". Это уютное место, с мягким диваном и различными мягкими игрушками, музыкальными записями с пением птиц, журчанием ручья - всё это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей. 3. Предусмотрены: а) Создание открытой информационной среды, включающей: * продукты детской деятельности * экран выбора центров активности * календарь погоды * тематические стенды * правила группы * уголок дежурства ("Приятные хлопоты") * игровые таблицы и плакаты.
б) Создание познавательно - игрового центра на открытой площадке с соответствующим оборудованием и материалами. (Построение схемы предметно - развивающей и открытой информационной среды группы
( Приложение 2)
в) Создание и использование нестандартного оборудования и материалов. г) Использование современного интерактивного оборудования: * Работа в компьютерном классе. * "Лего - лаборатория" * Интерактивная песочница. * Кинектспорт * Робототехника. Ожидаемые результаты: 1. Представлена обобщённая модель развивающей предметно - пространственной среды. 2. Разработаны требования к материалам и оборудованию центров активности. 3. Определены основные компоненты предметно - пространственной среды, обеспечивающей реализацию образовательной программы. 4. Раскрыто назначение основных компонентов предметно - пространственной среды для развития ребёнка. 5. Установлено соответствие всех элементов предметно - развивающей среды требованиям по обеспечению надёжности к безопасности их использования. 6. Определён минимальный необходимый объём содержательных пособии среды с опорой на требования стандарта. 7. На основе моделирования предметно - развивающей среды поставлены реальные задачи для индивидуальной работы и работы по подгруппам. Разработаны пособия
(Приложение 3)

8. Обеспечены равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка, созданы благоприятные условия в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми. Ресурсное обеспечение. Приобретение: * учебных изданий в бумажном и электронном виде; * дидактических материалов; * аудио и видеоматериалов; * электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно - пространственной среды; * подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания; * спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря. Этапы и сроки реализации проекта: 1. Организационный: август - сентябрь 2. Реализация проекта: в течение года 3. Обобщающий: май Средства решения проекта: 1. Содержательные: - предоставление информации о моделировании развивающей предметно - пространственной среды семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.
- предоставление информации для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию развивающей и информационной среды. 2. Учебно - методические: - разработка требований к материалам и оборудованию развивающей предметно - пространственной среды (Приложение № 1) - построение схемы развивающей предметно - пространственной среды группы (Приложение № 2) - перечень разработанных пособий предметно - развивающей среды для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшей группы (Приложение № 3) 3. Структурно - организационные объединения: 1. Создание и работа творческой группы педагогов по решению вопросов организации развивающей предметно - пространственной среды в группах. 2. Детско - взрослое сообщество по решению вопросов организации пространства для общения взрослого с ребёнком, организации совместной деятельности. 3. Совет общественности по вопросам создания предметно - развивающей среды. Контроль за реализацией проекта. Мониторинг результативности. 1. Анализ состояния предметно - развивающей среды. 2. Контроль: "Реализация принципов построения развивающей предметно - пространственной среды группы". 3. Контроль: "Наличие материалов и пособий для самостоятельной деятельности детей в соответствии с их интересами" Библиография:
1. Е.Г.Бацина, В.Н.Чепикова, О.В.Начарова, Л.Н.Жук, М.А.Федосеева "Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО (семинары - практикумы). Издательство "Учитель" 2015г. 2. Л.А. Майер "практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации" ( в схемах и таблицах) М.Педагогическое общество России, 2014 г. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.УЦ Перспектива, 2014 г. 4. Л.А.Деркунская "Проектная деятельность дошкольников" (учебно - методическое пособие) М.Педагогическое общество России, 2014 г. Приложение №1 Требования к материалам и оборудованию центров активности предметно - развивающей среды группы.
Должны: 1. Обеспечивать: * игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех детей группы; * развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; * эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; * возможность самовыражения детей. 2. Соответствовать: интересам, потребностям, уровню развития ребёнка. 3. Побуждать к дальнейшим исследованиям. 4. Располагаться свободно и доступно на стеллажах и полочках в открытых контейнерах в один ряд. 5. Достаточны в количественном отношении и сменяемы. 6. Способствовать реализации основных моделей образовательного процесса: - совместной партнёрской деятельности взрослого и детей; - свободной самостоятельной деятельности самих детей, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Приложение № 3 Перечень разработанных пособий предметно - развивающей среды для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшей группы. 1. "Игры на каждый день" 2. Сборник материалов "Познавательные минутки" 3. Иллюстрированный материал по развитию речи и по развитию элементарных математических представлений "Сказки из чемодана" 4. Литературно - иллюстрированный материал по теме: "Времена года" 5. Учебные пособия: * "Звуки гласные и согласные" - ( работа с цветными фишками) * "Окошечки для слога" - ( работа с передвижными буквенными карточками для обучения слоговому чтению) * " Согласные звонкие и глухие" (слова к схемам; работа с сигнальными фишками) 6. Игровые упражнения по развитию внимания, памяти, логического мышления. речи, сообразительности, мелкой моторики. 7. иллюстрированный набор ребусов и кроссвордов "От звука - к букве, от буквы - к слову" 8. Учебные игровые пособия: "Основы математики", "Основы грамоты", "Окружающий мир".
Номинация конкурса
«Современный детский сад – пространство

развития детей»
Пермский край, Г. Пермь МАДОУ «Детский сад №28» Головкина Оксана Васильевна


В раздел образования