Напоминание

Темы революции и Гражданской войны в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон» 11 класс.


Автор: Сабирова Римма Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Темы революции и Гражданской войны в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон» 11 класс.
Раздел: полное образование





Назад




Темы революции и Гражданской войны в романе-эпопее М.А.Шолохова

«Тихий Дон» 11 класс.

При изучении романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон» следует помнить,

что тема революции и Гражданской войны является далеко не единственной,

хотя и самой важной, определяющей темой произведения. В связи с этим

систему уроков по изучению этого произведения стоит строить так, чтобы

были освещены все основные темы его. Предпочтительнее при этом

использовать проблемно-тематический принцип работы, так как работа

«вслед за текстом» малоэффективна и невозможна вследствие большого

объёма произведения, а пообразный анализ не соответствует жанровым

особенностям произведения( жанр романа-эпопеи предполагает большое

число действующих лиц, широкую панораму народной жизни). Поэтому

главной задачей при изучении романа-эпопеи «Тихий Дон» должно стать

ознакомление учащихся с проблематикой произведения, осмысление ими

основных тем и проблем романа. Последовательность изучаемых тем и

проблем может быть различной, в зависимости от особенностей класса,

интересов учеников, количества учебных часов, наконец. Мы предлагаем два

наиболее соответствующих особенностям развития школьников, на наш

взгляд, вариантов последовательности освещения проблематики романа:

I.

Тема народной жизни;

Тема империалистической войны, особенности её решения в романе-эпопее,

традиции Л.Толстого и новаторство;

Тема революции и Гражданской войны;

Тема любви.

II.

Тема любви;

Тема народной жизни;

1

Тема империалистической войны, особенности её решения;

Тема революции и Гражданской войны.

При первом варианте последовательность обусловлена тем, как

развивается сюжет романа-эпопеи, последовательностью смены тем и их

взаиморазвитием в произведении. Тема любви рассматривается в конце, так

как является сквозной, пронизывающей весь роман, и не может быть

исследована в рамках одной из других тем.

Второй вариант продиктован особенностями развития школьников.

Тема любви является наиболее интересной для них, а так как она проходит

через всё произведение и её решение во многом помогает понять общие

особенности романа-эпопеи, такие, как традиции и новаторство в освещении

темы любви и вообще во всей проблематике романа, понимание автором

жизни народа, изображение тех изменений, которые были в неё внесены

революцией и Гражданской войной, то начинать изучение «Тихого Дона»

можно с рассмотрения темы любви в нём. Тема народной жизни во многом

смыкается с темой любви в таком её преломлении, поэтому может быть

рассмотрена после темы любви.

Предполагается,

что

обсуждение

тематики

романа

происходит

при

знакомстве школьников с текстом всего произведения .

В

любом

случае

тема

революции

и

Гражданской

войны

должна

рассматриваться

тогда,

когда

учащиеся

уже

знакомы

с

основной

проблематикой романа. Это не первая тема, которая должна обсуждаться на

уроках литературы по изучению романа-эпопеи «Тихий Дон» в 11 классе.

Поэтому при обсуждении этой темы можно сосредоточиться только на

решении автором темы революции. В связи с большим объёмом материала

можно наметить пути изучения темы революции и Гражданской войны в

романе «Тихий Дон», учитывая, что на предыдущих уроках по изучению

произведения одиннадцатиклассниками усвоены основные особенности

2

романа, его системы образов и т.д. Предлагаемая здесь система уроков

относится только к теме революции и Гражданской войны в романе:

1-2-й уроки.

Путь Григория Мелехова в революции.

3-й урок

Образы коммунистов и их роль в структуре романа.

4-й урок .

Изображение красных и белых (анализ эпизодов расстрелов).

Перед началом работы

по

теме «Судьба Григория Мелехова в

революции»

учитель

может

напомнить

школьникам,

что

многие

вымышленные персонажи романа-эпопеи имели реальных прототипов. Так,

прототипами Григория Мелехова были казаки, герои Гражданской войны -

Харлампий Ермаков и Филипп Миронов (он же прототип Мигулина в романе

Ю. Трифонова "Старик"). Миронов, у красных командовавший дивизией,

призывал большевиков считаться с укладом жизни на Дону. После

распространения в январе 1919 г. секретного письма ЦК РКП(б), в котором

предписывалось беспощадно бороться с верхами казачества путем полного

их истребления, Филипп Миронов написал возмущенное письмо В. И.

Ленину. После окончания Гражданской войны Миронов был тайно арестован

и 2-го апреля 1921 года расстрелян во внутренней тюрьме по приговору

президиума ВЧК.

О Харлампии Ермакове Шолохов позже писал: "Все было под рукой - и

материалы, и природа. Для Григория Мелехова прототипом послужило

реальное лицо. Жил на Дону такой казак…"

Биография Ермакова очень напоминает биографию Мелехова: сначала он

сражался на стороне красных, но затем, когда после циркуляра о

"расказачивании" в районе Вешенской вспыхнуло восстание, его возглавил

то ли он сам, то ли его брат. Он лично зарубил восемнадцать матросов. После

3

поражения белых Ермаков отказался покинуть свой край и пришел к

красным. Под его началом из белоказаков была сформирована отдельная

бригада, которая влилась в Первую Конную армию под командованием С. М.

Буденного. В феврале 1923 года Ермаков вернулся домой. Он шел пешком

через замерзший Дон и на берегу встретил сына. (Такая встреча - финал

"Тихого Дона".) В 1927 году Ермаков был арестован и расстрелян без суда.

Фотографии в деле Ермакова очень похожи на портретные описания

Григория Мелехова в "Тихом Доне". Бабушка Харлампия Ермакова была

турчанкой, что соответствует деталям биографии Мелехова.

Эпиграфом к первому уроку по теме Гражданской войны в романе-

эпопее «Тихий Дон» может служить высказывание самого М.Шолохова о

своем герое:

« Я беру Григория таким, каким он есть, таким, каким он был на самом

деле, поэтому он шаток у меня, но от исторической правды мне отходить

не хочется».(«На литературном посту», М., 1929, № 7)

Этапы пути Григория Мелехова в революции – это этапы осознания им

революционной

правды.

Поэтому

основным

заданием,

возможно,

опережающим домашним заданием для одиннадцатиклассников становится

задание сформулировать и записать этапы исканий Григория Мелехова в

годы революции и Гражданской войны, а также найти в тексте высказывания

Григория Мелехова или автора, характеризующие каждый из этапов жизни

Григория, объяснения решений, сыгравших решающую роль в его судьбе.

Подобная работа для учащихся не внове – этапы духовных исканий героев

они анализировали при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и

мир» (искания Пьера Безухова и князя Андрея). Подобный вид работы

позволит сформулировать вопросы, которые оказываются ключевыми при

рассмотрении темы судьбы Григория Мелехова во время революции:

-

Почему так мечется Григорий?

-

Что становится причиной его перехода с одной стороны на другую?

-

Что говорит Григорий о власти?

4

Ответы на эти вопросы дают возможность учащимся самим понять

авторский замысел. После беседы по вопросам, сформулированным выше, в

качестве домашнего задания можно предложить одиннадцатиклассникам

ответить на вопрос: «Как изображает Шолохов Гражданскую войну - как

один из этапов классовой борьбы или трагедию?» Это может послужить

переходом к следующему этапу работы над темой: образы коммунистов в

структуре романа-эпопеи.

При изучении этой темы целесообразнее опираться на анализ

ключевых эпизодов, характеризующих отношение автора и героев к теме.

Это эпизоды расправы с пленными коммунистами; вставной эпизод,

касающийся палаческой службы Бунчука; сцена переговоров войскового

правительства с представителями Военно-революционного комитета в

Новочеркасске. Достаточно пристальное внимание к этой, на первый взгляд

не самой важной теме романа-эпопеи обусловлено ее идеологической ролью.

Для

понимания

авторской

позиции

необходимо

понимать,

зачем

в

произведение о судьбах донского казачества были включены образы

коммунистов,

не

очень

типичных

персонажей

жизни

казаков.

В

дореволюционной жизни хутора Татарского Штокман не сыграл заметной

роли, хотя и стремился обратить казаков в свою веру. Тем более непонятны и

на первый взгляд излишни вставные эпизоды, в которых действуют Бунчук и

Анна Погудко. Однако для формулировки позиции автора “Тихого Дона” эти

эпизоды являются важнейшими. Бунчук показан не как борец, а скорее как

страдающий человек, который совершает насилие над собой во имя

революции. Этот аспект автором подчеркнут. Коммунисты изображены как

обычные люди, а не герои и не злодеи, и в этом отличительная особенность

“Тихого Дона”.

Рассмотрение этой темы облегчает переход к одной из важнейших тем

романа-эпопеи – теме красных и белых. Здесь основным видом работы

становится анализ ключевых эпизодов – расстрела юнкеров и казни

Подтелкова; обнаружения Мишкой Кошевым трупа матери и убийства им

5

деда Гришаки. Эти эпизоды – очень яркий пример внутритекстового

параллелизма,

позволяющего

осуществить

принцип

сопоставительного

анализа внутри одного художественного текста. Эпизоды казней производят

огромное впечатление на Григория Мелехова и становятся поворотными в

его отношении к сторонам, участвующим в революции. Для главного героя

эти сцены являются подтверждением того, что правды нет ни на одной из

сторон, если подобные вещи возможны. Читателю они демонстрируют

главную особенность Гражданской войны – непримиримость сторон и

невозможность определить, кто прав, кто виноват.

Той же цели служит и анализ эпизодов убийств матери Мишки

Кошевого и деда Гришаки. Эти эпизоды важны в первую очередь потому, что

в них участвует один и тот же персонаж, они не разведены во времени. Такая

композиционная

особенность

делает

параллелизм

ситуаций

особенно

наглядным. Более того, убийство деда Гришаки, совершенное Мишкой в

ответ на убийство матери, демонстрирует причины зверств, совершавшихся

во время Гражданской войны, и доказывает, что этой цепочке нет конца.

Построенная таким образом работа позволит школьникам сделать выводы об

авторской позиции по отношению к революции и Гражданской войне, что

обычно является сложной для них работой, и развить навыки аналитической

работы с текстом художественного произведения.

6



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники