Автор: Сабирова Римма Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Темы революции и Гражданской войны в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон» 11 класс.
Раздел: полное образование
Темы революции и Гражданской войны в романе-эпопее М.А.Шолохова
«Тихий Дон» 11 класс.
При изучении романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон» следует помнить,
что тема революции и Гражданской войны является далеко не единственной,
хотя и самой важной, определяющей темой произведения. В связи с этим
систему уроков по изучению этого произведения стоит строить так, чтобы
были освещены все основные темы его. Предпочтительнее при этом
использовать проблемно-тематический принцип работы, так как работа
«вслед за текстом» малоэффективна и невозможна вследствие большого
объёма произведения, а пообразный анализ не соответствует жанровым
особенностям произведения( жанр романа-эпопеи предполагает большое
число действующих лиц, широкую панораму народной жизни). Поэтому
главной задачей при изучении романа-эпопеи «Тихий Дон» должно стать
ознакомление учащихся с проблематикой произведения, осмысление ими
основных тем и проблем романа. Последовательность изучаемых тем и
проблем может быть различной, в зависимости от особенностей класса,
интересов учеников, количества учебных часов, наконец. Мы предлагаем два
наиболее соответствующих особенностям развития школьников, на наш
взгляд, вариантов последовательности освещения проблематики романа:
I.
Тема народной жизни;
Тема империалистической войны, особенности её решения в романе-эпопее,
традиции Л.Толстого и новаторство;
Тема революции и Гражданской войны;
Тема любви.
II.
Тема любви;
Тема народной жизни;
1
Тема империалистической войны, особенности её решения;
Тема революции и Гражданской войны.
При первом варианте последовательность обусловлена тем, как
развивается сюжет романа-эпопеи, последовательностью смены тем и их
взаиморазвитием в произведении. Тема любви рассматривается в конце, так
как является сквозной, пронизывающей весь роман, и не может быть
исследована в рамках одной из других тем.
Второй вариант продиктован особенностями развития школьников.
Тема любви является наиболее интересной для них, а так как она проходит
через всё произведение и её решение во многом помогает понять общие
особенности романа-эпопеи, такие, как традиции и новаторство в освещении
темы любви и вообще во всей проблематике романа, понимание автором
жизни народа, изображение тех изменений, которые были в неё внесены
революцией и Гражданской войной, то начинать изучение «Тихого Дона»
можно с рассмотрения темы любви в нём. Тема народной жизни во многом
смыкается с темой любви в таком её преломлении, поэтому может быть
рассмотрена после темы любви.
Предполагается,
что
обсуждение
тематики
романа
происходит
при
знакомстве школьников с текстом всего произведения .
В
любом
случае
тема
революции
и
Гражданской
войны
должна
рассматриваться
тогда,
когда
учащиеся
уже
знакомы
с
основной
проблематикой романа. Это не первая тема, которая должна обсуждаться на
уроках литературы по изучению романа-эпопеи «Тихий Дон» в 11 классе.
Поэтому при обсуждении этой темы можно сосредоточиться только на
решении автором темы революции. В связи с большим объёмом материала
можно наметить пути изучения темы революции и Гражданской войны в
романе «Тихий Дон», учитывая, что на предыдущих уроках по изучению
произведения одиннадцатиклассниками усвоены основные особенности
2
романа, его системы образов и т.д. Предлагаемая здесь система уроков
относится только к теме революции и Гражданской войны в романе:
1-2-й уроки.
Путь Григория Мелехова в революции.
3-й урок
Образы коммунистов и их роль в структуре романа.
4-й урок .
Изображение красных и белых (анализ эпизодов расстрелов).
Перед началом работы
по
теме «Судьба Григория Мелехова в
революции»
учитель
может
напомнить
школьникам,
что
многие
вымышленные персонажи романа-эпопеи имели реальных прототипов. Так,
прототипами Григория Мелехова были казаки, герои Гражданской войны -
Харлампий Ермаков и Филипп Миронов (он же прототип Мигулина в романе
Ю. Трифонова "Старик"). Миронов, у красных командовавший дивизией,
призывал большевиков считаться с укладом жизни на Дону. После
распространения в январе 1919 г. секретного письма ЦК РКП(б), в котором
предписывалось беспощадно бороться с верхами казачества путем полного
их истребления, Филипп Миронов написал возмущенное письмо В. И.
Ленину. После окончания Гражданской войны Миронов был тайно арестован
и 2-го апреля 1921 года расстрелян во внутренней тюрьме по приговору
президиума ВЧК.
О Харлампии Ермакове Шолохов позже писал: "Все было под рукой - и
материалы, и природа. Для Григория Мелехова прототипом послужило
реальное лицо. Жил на Дону такой казак…"
Биография Ермакова очень напоминает биографию Мелехова: сначала он
сражался на стороне красных, но затем, когда после циркуляра о
"расказачивании" в районе Вешенской вспыхнуло восстание, его возглавил
то ли он сам, то ли его брат. Он лично зарубил восемнадцать матросов. После
3
поражения белых Ермаков отказался покинуть свой край и пришел к
красным. Под его началом из белоказаков была сформирована отдельная
бригада, которая влилась в Первую Конную армию под командованием С. М.
Буденного. В феврале 1923 года Ермаков вернулся домой. Он шел пешком
через замерзший Дон и на берегу встретил сына. (Такая встреча - финал
"Тихого Дона".) В 1927 году Ермаков был арестован и расстрелян без суда.
Фотографии в деле Ермакова очень похожи на портретные описания
Григория Мелехова в "Тихом Доне". Бабушка Харлампия Ермакова была
турчанкой, что соответствует деталям биографии Мелехова.
Эпиграфом к первому уроку по теме Гражданской войны в романе-
эпопее «Тихий Дон» может служить высказывание самого М.Шолохова о
своем герое:
« Я беру Григория таким, каким он есть, таким, каким он был на самом
деле, поэтому он шаток у меня, но от исторической правды мне отходить
не хочется».(«На литературном посту», М., 1929, № 7)
Этапы пути Григория Мелехова в революции – это этапы осознания им
революционной
правды.
Поэтому
основным
заданием,
возможно,
опережающим домашним заданием для одиннадцатиклассников становится
задание сформулировать и записать этапы исканий Григория Мелехова в
годы революции и Гражданской войны, а также найти в тексте высказывания
Григория Мелехова или автора, характеризующие каждый из этапов жизни
Григория, объяснения решений, сыгравших решающую роль в его судьбе.
Подобная работа для учащихся не внове – этапы духовных исканий героев
они анализировали при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и
мир» (искания Пьера Безухова и князя Андрея). Подобный вид работы
позволит сформулировать вопросы, которые оказываются ключевыми при
рассмотрении темы судьбы Григория Мелехова во время революции:
-
Почему так мечется Григорий?
-
Что становится причиной его перехода с одной стороны на другую?
-
Что говорит Григорий о власти?
4
Ответы на эти вопросы дают возможность учащимся самим понять
авторский замысел. После беседы по вопросам, сформулированным выше, в
качестве домашнего задания можно предложить одиннадцатиклассникам
ответить на вопрос: «Как изображает Шолохов Гражданскую войну - как
один из этапов классовой борьбы или трагедию?» Это может послужить
переходом к следующему этапу работы над темой: образы коммунистов в
структуре романа-эпопеи.
При изучении этой темы целесообразнее опираться на анализ
ключевых эпизодов, характеризующих отношение автора и героев к теме.
Это эпизоды расправы с пленными коммунистами; вставной эпизод,
касающийся палаческой службы Бунчука; сцена переговоров войскового
правительства с представителями Военно-революционного комитета в
Новочеркасске. Достаточно пристальное внимание к этой, на первый взгляд
не самой важной теме романа-эпопеи обусловлено ее идеологической ролью.
Для
понимания
авторской
позиции
необходимо
понимать,
зачем
в
произведение о судьбах донского казачества были включены образы
коммунистов,
не
очень
типичных
персонажей
жизни
казаков.
В
дореволюционной жизни хутора Татарского Штокман не сыграл заметной
роли, хотя и стремился обратить казаков в свою веру. Тем более непонятны и
на первый взгляд излишни вставные эпизоды, в которых действуют Бунчук и
Анна Погудко. Однако для формулировки позиции автора “Тихого Дона” эти
эпизоды являются важнейшими. Бунчук показан не как борец, а скорее как
страдающий человек, который совершает насилие над собой во имя
революции. Этот аспект автором подчеркнут. Коммунисты изображены как
обычные люди, а не герои и не злодеи, и в этом отличительная особенность
“Тихого Дона”.
Рассмотрение этой темы облегчает переход к одной из важнейших тем
романа-эпопеи – теме красных и белых. Здесь основным видом работы
становится анализ ключевых эпизодов – расстрела юнкеров и казни
Подтелкова; обнаружения Мишкой Кошевым трупа матери и убийства им
5
деда Гришаки. Эти эпизоды – очень яркий пример внутритекстового
параллелизма,
позволяющего
осуществить
принцип
сопоставительного
анализа внутри одного художественного текста. Эпизоды казней производят
огромное впечатление на Григория Мелехова и становятся поворотными в
его отношении к сторонам, участвующим в революции. Для главного героя
эти сцены являются подтверждением того, что правды нет ни на одной из
сторон, если подобные вещи возможны. Читателю они демонстрируют
главную особенность Гражданской войны – непримиримость сторон и
невозможность определить, кто прав, кто виноват.
Той же цели служит и анализ эпизодов убийств матери Мишки
Кошевого и деда Гришаки. Эти эпизоды важны в первую очередь потому, что
в них участвует один и тот же персонаж, они не разведены во времени. Такая
композиционная
особенность
делает
параллелизм
ситуаций
особенно
наглядным. Более того, убийство деда Гришаки, совершенное Мишкой в
ответ на убийство матери, демонстрирует причины зверств, совершавшихся
во время Гражданской войны, и доказывает, что этой цепочке нет конца.
Построенная таким образом работа позволит школьникам сделать выводы об
авторской позиции по отношению к революции и Гражданской войне, что
обычно является сложной для них работой, и развить навыки аналитической
работы с текстом художественного произведения.
6