Напоминание

"Математика для детей с ОВЗ"


Автор: Макарцова Ирина Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Диринская средняя общеобразовательная школа "АГРО" имени И.Е.Федосеева-Доосо"
Населённый пункт: Чурапчинского улуса
Наименование материала: Адаптированная рабочая программа
Тема: "Математика для детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Диринская средняя общеобразовательная школа «АГРО»

имени И.Е. Федосеева - Доосо»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________Дьячковская К.А.

Протокол №____

«__»____________2019 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР

____________Борисова К.О.

«__»____________2019 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Диринская СОШ «АГРО»»

____________Игнатьев М.С.

Приказ №____

«__»____________2019 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для ученика 5 класса

Предмет: Математика

Класс: 5

Тип программы: базовый

Срок освоения: 1 год

Учитель: Макарцова Ирина Васильевна, первая квалификационная категория

2019 г.

Адаптированная рабочая программа По учебному курсу «Математика»( авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.

Шварцбурд) 5 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья базовый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по предмету «Математика» для 5 классов разработана в соответствии с основными положениями

Федерального компонента государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 №1089). Составлена на основе: Программа.

Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы /авт.-сост. В. И. Жохов. – М. : Мнемозина, 2009. Уровень изучения

программного материала - базовый стандарт.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без

перегрузок, создавать условия для математического развития обучающихся с ОВЗ, совершенствовать возможности и способности каждого

ученика разного уровня обучения и интереса к математике. Одной из позиций оценки качества образования является оценка

индивидуальных достижений обучающихся. Но у всех обучающихся разные возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого

ученика должен быть и индивидуальный образовательный маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих

образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов школьника. Образовательные программы, государственные

стандарты и контрольные измерительные материалы ГИА по предметам позволяют учителю спланировать результаты обучения. Но для того

чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы и знания об индивидуальных особенностях ученика.

Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный

маршрут каждого ученика. Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов

(восприятие, внимание, память, мышление) у школьника. Только такие знания позволят не только диагностировать уровень их развития на

разных этапах образовательного маршрута, но скорректировать его траекторию, целенаправленно осуществлять развитие учащегося. В

современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный

процесс к особенностям ее развития.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» выделены следующие важнейшие задачи образования:

формирование у учащихся духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и

саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Далее написано: «…образовательно-

воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка, становления его компетентности (коммуникабельной,

интеллектуальной, …)». Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для

детей с ОВЗ непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов

учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них

негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по математике для общеобразовательных учреждений была пересмотрена

таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

Овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей

профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в

классах общеобразовательных школ; развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;

формирование предметных основных общеучебных умений; создание условий для социальной адаптации учащихся. Как уже отмечалось

ранее, основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального

психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную

учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Особенности программы следующие:

В основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений; проведена корректировка содержания

программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ; реализовано систематическое включение блоков повторения изученного

материала перед основными темами; предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса; пересмотрены

требования к математической подготовке учащихся. В 5-м классе в начале учебного года проводится тест за курс начальной школы, чтобы

выявить пробелы в знаниях учащихся и провести интенсивную коррекцию знаний. Ввиду излишней сложности некоторые темы из

программы 5 класса можно изъять без ущерба для дальнейшего изучения курса математики. Учащиеся решают задачи на вычисление

скорости, времени, расстояния без заучивания формул. Можно уменьшить количество часов на следующие темы: «длина отрезка», «шкалы»,

«переместительный и сочетательный законы умножения», «равные фигуры»,Некоторые темы давать как ознакомительные: «куб»,

«прямоугольный параллелепипед», «среднее арифметическое». Изложение ведется с опорой на практические задачи, иллюстрирующие

реальную основу математических абстракций, значимость изучения видимых математических понятий. Успешному формированию навыков

и умений способствует алгоритмическая направленность, достаточное количество упражнений различной трудности, что позволяет

выполнять дифференцированную работу с учащимися на уроке.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов (на 34 учебных недели по 4 часа в неделю) и составлена с учетом следующего учебно-

методического комплекта: Виленкин Н.Я., Математика 5 класс: учебник для общеобразоват. учрежд. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,

А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2011 Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике /Чесноков А.С., Нешков К.

И. – М.: Просвещение, 2010. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост.Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2010 Жохов В.И.

Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. М.: Мнемозина, 2009. Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6

классах: Методические рекомендации для учителя к учебникам Н.Я.Виленкина и др. М.: Мнемозина, 2001.

Цели:

формирование представлений о математике как универсальном языке; развитие логического мышления, пространственного

воображения, алгоритмической культуры; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для

изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне; воспитание средствами математики культуры личности; понимание

значимости математики для научно-технического прогресса; отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через

знакомство с историей её развития.

Задачи:

сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;

предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии

внимания и памяти; обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения; обеспечить базу математических знаний, достаточную для

изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования; сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету; выявить и

развить математические и творческие способности; развивать навыки вычислений с натуральными числами; учить выполнять сложение и

вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями; дать начальные представления об

использование букв для записи выражений и свойств; учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;

продолжить знакомство с геометрическими понятиями; развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических

величин. В течение года планируется провести 14 контрольных работ. Основные типы учебных занятий: урок изучения нового учебного

материала; урок закрепления и применения знаний; урок обобщающего повторения и систематизации знаний; урок контроля знаний и

умений. Основным типом урока является комбинированный, формы работы: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые,

фронтальные, дистанционные. При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала:

новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией. Формы

контроля: текущий и итоговый контрольных работ, Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого

программного материала, в виде тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.; содержание

определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые

контрольные работы, рассчитанные на 45 минут, проводятся после изучения каждой темы программы и в конце учебного года. Общая

характеристика учебного предмета

Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии:

1. Арифметика;

2. Элементы алгебры;

3. Элементы геометрии;

4. Вероятность и статистика;

5. Математика в историческом развитии.

«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных

навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.

«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических

действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке. «Элементы геометрии» способствуют

формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования

правильной геометрической речи. «Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности,

умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей,

обогащается представление о современной картине мира. «Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного,

гуманитарного фона изучения математики. «Вероятность и статистика, «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом,

отдельно на их изучение уроки не выделяются.

Содержание учебного предмета

1. Повторение (5ч)

2.Натуральные числа и шкалы (15 ч)

Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки

построения и измерения отрезков

3.Сложение и вычитание натуральных чисел, (15 ч)

Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись

свойств сложения и вычитания. Уравнение. Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

4. Умножение и деление натуральных чисел (16 ч)

Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий.

Степень числа. Квадрат и куб числа. Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами

5. Площади и объемы (12 ч)

Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем

прямоугольного параллелепипеда. Основная цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере

вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.

6. Обыкновенные дроби (20 ч)

Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с

одинаковыми знаменателями .Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. Основная цель – познакомить

учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

7. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (10 ч)

Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения

чисел. Округление чисел. Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять

сложение и вычитание десятичных дробей.

8. Умножение и деление десятичных дробей (22 ч)

Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей.

Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое. Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби,

выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями

9. Инструменты для вычислений и измерений (11 ч)

Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые

диаграммы. Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

10. Повторение (10 ч)

Планируемые результаты изучения курса математики в 5 классе:

должны знать/понимать: сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов; как используются математические формулы и

уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач; как потребности практики привели математическую

науку к необходимости расширения понятия числа; понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с

десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента; понятия «уравнение» и «решение

уравнения» смысл алгоритма округления десятичных дробей; переместительный, распределительный и сочетательный законы; понятие

среднего арифметического; понятие натуральной степени числа, определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для

вычисления длины окружности и площади круга; должны уметь: выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе

устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками); выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих

общий знаменатель; переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в

простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и

десятичные дроби; выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений; выполнять действия с числами разного знака;

пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот; находить

значения степеней с натуральными показателями; решать линейные уравнения; изображать числа точками на координатной прямой; решать

текстовые задачи на дроби и проценты; вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь

круга.

Календарно-тематическое планирование

№ п/

п

Тема

Кол-во

часов

УУД

Коррекционные задачи

1

Повторение

5

Обсуждение

и

выведение

основных

понятий.

Выполнение арифметических действий

с натуральными числами.

Проверка правильность вычислений

Решение

примеров

на

сложение,

вычитание, умножение и деление.

Решение несложных текстовых задач

1.Формирование умения

понимать и задавать вопрос.

2.

Развитие

способности

обобщать

3.

Формирование

умения

действовать по правилу

4.

Работа

с

контурными

картами

2

Натуральные числа и шкалы

15

Регулятивные - савят учебную задачу на

основе

соотнесения

того,

что

уже

известно и усвоено, и того, что еще

неизвестно

Познавательные-выделяют

и

формулируют

познавательную

цель.

Осознанно

и

произвольно

строят

речевые

высказывания

в

устной

и

письменной форме.

Коммуникативные

с

достаточной

полнотой и точностью выражают свои

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации Обсуждение

и выведение основных понятий.

Описание свойств натурального ряда

чисел.

1.Выработка умения

контролировать себя при

помощи усвоенного

правила.

2.Формирование умения

действовать по правилу.

3. Развитие умения

определять направление и

расположение в

пространстве и на листе

бумаги.

Чтение и запись натуральных чисел, их

сравнение и упорядочивание

3

Сложение

и

вычитание

натуральных чисел

15

Регулятивные

-

определяют

цель

учебной

деятельности,

осуществляют

поиск средства её достижения.

Познавательные

передают

со-

держание в сжатом, выборочном или

развёрнутом виде.

Коммуникативные — умеют принимать

точку зрения другого

Обсуждение

и

выведение

основных

понятий.

Распознавание

ая:

на

чертежах,

рисунках,

в

окружающем

мире

отрезков.

Распознавание на чертежах, рисунках, в

окружающем мире треугольников.

Нахождение примеров моделей этих

фигур.

Измерени Выражение

1.Умение устанавливать

закономерности и

логические связи в ряду

предметов, символов,

событий, явлений.

2.Развитие

основных

логических операций

3. Овладение осознанным

планомерным контролем в

процессе написания,

вычисления, решения

задачи и при проверке

написанного (составление

ориентировочных карточек,

алгоритмов).

4

Умножение

и

деление

натуральных чисел

16

Регулятивные

определяют

цель

учебной

деятельности,

осуществляют

поиск средства её достижения.

Познавательные- передают содержание

в сжатом или развернутом виде.

Коммуникативные - умеют оформлять

свои мысли в устной и письменной речи

с учетом речевых ситуаций

Обсуждение

и

выведение

основных

понятий.

1.Умение устанавливать

закономерности и

логические связи в ряду

предметов, символов,

событий, явлений.

2.Развитие

основных

логических операций

3. Овладение осознанным

планомерным контролем в

процессе написания,

Замена действия умножения сложением

и наоборот

Нахождение неизвестных компонентов

умножения.

Умножение

многозначных

чисел

столбиком.

вычисления, решения

задачи и при проверке

написанного (составление

ориентировочных карточек,

алгоритмов).

5

Площади и объемы

12

Регулятивные

-

определяют

цель

учебной

деятельности,

осуществляют

поиск средств её достижения.

Познавательные- передают содержание

в сжатом, выборочном или развёрнутом

виде.

Коммуникативные

- умеют понимать

точку зрения другого

1.Умение

классифицировать

предметы по основным

признакам:

2.Умение устанавливать

закономерности и

логические связи в ряду

предметов, символов,

событий, явлений.

3. Развитие умения

составлять целостный образ

из элементов

6

Обыкновенные дроби

20

Регулятивные

-

работают

по

со-

ставленному

плану,

используют

основные и дополнительные средства

получения

информации.

Познавательные - передают содержание

в сжатом или развернутом виде.

Коммуникативные - умеют принимать

точку зрения другого

1 .Развитие устойчивости

внимания.

2.

Стимуляция

осознания

звуковой стороны речи.

3

.Стимуляция

слухового

восприятия,

внимания,

памяти:

7

Десятичные дроби. Сложение

и

вычитание

десятичных

дробей

10

Регулятивные

-

определяют

цель

учебной

деятельности,

осуществляют

поиск средств её достижения.

Познавательные - передают содержание

1.Умение

классифицировать

предметы по основным

признакам:

в сжатом или развернутом виде.

Коммуникативные - умеют оформлять

мысли в устной и письменной речи

согласно речевой ситуации

2.Обучение

построению

учебного

высказывания,

умению

логически

выстраивать высказывание

3. Развитие умения работать

о словесной и письменной

инструкции: по памяти, по

опорным карточкам

8

Умножение

и

деление

десятичных дробей

22

Регулятивные

-

определяют

цель

учебной

деятельности,

осуществляют

поиск средств её достижения.

Познавательные— записывают выводы

в виде правил «если ..., то ...».

Коммуникативные

умеют

ор-

ганизовывать учебное взаимодействие в

группе

(распределяют

роли,

договариваются друг с другом и т. д.)

1.Формирование

способности выделять

сущностные признаки

предметов и явлений.

2. Развитие умения

понимать и устанавливать

смысловые аналогии,

причинно-следственные

связи.

3.

Развитие

навыков

самопроверки

9

Инструменты для вычислений

и измерений

11

Регулятивные

-

составляют

план

выполнения задач, решения проблем

творческого и поискового характера.

Познавательные

-

делают

пред-

положения

об

информации,

которая

нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные - умеют взглянуть на

ситуацию

с

иной

позиции

и

договориться с людьми иных позиций

1.Развитие навыков

мысленного перемещения и

трансформации зрительных

образов. Для этого могут

быть использованы задания

на нахождение сходства и

различия в изображениях,

схемах, картах.

2.

Развитие

избирательности

зрительного внимания

3.Формирование

изобразительно-

графических способностей

10

Повторение и решение задач

10

Коммуникативные:осуществлять

совместную деятельность в группах;

задавать вопросы с целью получения

необходимой для решения проблемы

информации;

осуществлять

деятель-

ность с учетом конкретных учебно-по-

знавательных задач.

Регулятивные:ставить учебную задачу

на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено, и того, что еще

неизвестно.

Познавательные:выбирать

наиболее

эффективные способы решения задач

1.Отработка

ориентировочной фазы при

выполнении перцептивных

и конструктивных заданий.

2.Формирование

способности выделять

сущностные признаки

предметов и явлений.

3.Узнавание предметов по

заданным признакам.

4.Развитие умения работать

о словесной и письменной

инструкции: по памяти, по

опорным карточкам

5.Развитие

навыков

самопроверки.



В раздел образования