Автор: Макарцова Ирина Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Диринская средняя общеобразовательная школа "АГРО" имени И.Е.Федосеева-Доосо"
Населённый пункт: Чурапчинского улуса
Наименование материала: Адаптированная рабочая программа
Тема: "Математика для детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Диринская средняя общеобразовательная школа «АГРО»
имени И.Е. Федосеева - Доосо»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
____________Дьячковская К.А.
Протокол №____
«__»____________2019 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УР
____________Борисова К.О.
«__»____________2019 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Диринская СОШ «АГРО»»
____________Игнатьев М.С.
Приказ №____
«__»____________2019 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для ученика 5 класса
Предмет: Математика
Класс: 5
Тип программы: базовый
Срок освоения: 1 год
Учитель: Макарцова Ирина Васильевна, первая квалификационная категория
2019 г.
Адаптированная рабочая программа По учебному курсу «Математика»( авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.
Шварцбурд) 5 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по предмету «Математика» для 5 классов разработана в соответствии с основными положениями
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 №1089). Составлена на основе: Программа.
Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы /авт.-сост. В. И. Жохов. – М. : Мнемозина, 2009. Уровень изучения
программного материала - базовый стандарт.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без
перегрузок, создавать условия для математического развития обучающихся с ОВЗ, совершенствовать возможности и способности каждого
ученика разного уровня обучения и интереса к математике. Одной из позиций оценки качества образования является оценка
индивидуальных достижений обучающихся. Но у всех обучающихся разные возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого
ученика должен быть и индивидуальный образовательный маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих
образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов школьника. Образовательные программы, государственные
стандарты и контрольные измерительные материалы ГИА по предметам позволяют учителю спланировать результаты обучения. Но для того
чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы и знания об индивидуальных особенностях ученика.
Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный
маршрут каждого ученика. Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов
(восприятие, внимание, память, мышление) у школьника. Только такие знания позволят не только диагностировать уровень их развития на
разных этапах образовательного маршрута, но скорректировать его траекторию, целенаправленно осуществлять развитие учащегося. В
современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный
процесс к особенностям ее развития.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» выделены следующие важнейшие задачи образования:
формирование у учащихся духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и
саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Далее написано: «…образовательно-
воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка, становления его компетентности (коммуникабельной,
интеллектуальной, …)». Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для
детей с ОВЗ непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов
учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них
негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по математике для общеобразовательных учреждений была пересмотрена
таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.
Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
Овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей
профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в
классах общеобразовательных школ; развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
формирование предметных основных общеучебных умений; создание условий для социальной адаптации учащихся. Как уже отмечалось
ранее, основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального
психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную
учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.
Особенности программы следующие:
В основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений; проведена корректировка содержания
программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ; реализовано систематическое включение блоков повторения изученного
материала перед основными темами; предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса; пересмотрены
требования к математической подготовке учащихся. В 5-м классе в начале учебного года проводится тест за курс начальной школы, чтобы
выявить пробелы в знаниях учащихся и провести интенсивную коррекцию знаний. Ввиду излишней сложности некоторые темы из
программы 5 класса можно изъять без ущерба для дальнейшего изучения курса математики. Учащиеся решают задачи на вычисление
скорости, времени, расстояния без заучивания формул. Можно уменьшить количество часов на следующие темы: «длина отрезка», «шкалы»,
«переместительный и сочетательный законы умножения», «равные фигуры»,Некоторые темы давать как ознакомительные: «куб»,
«прямоугольный параллелепипед», «среднее арифметическое». Изложение ведется с опорой на практические задачи, иллюстрирующие
реальную основу математических абстракций, значимость изучения видимых математических понятий. Успешному формированию навыков
и умений способствует алгоритмическая направленность, достаточное количество упражнений различной трудности, что позволяет
выполнять дифференцированную работу с учащимися на уроке.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (на 34 учебных недели по 4 часа в неделю) и составлена с учетом следующего учебно-
методического комплекта: Виленкин Н.Я., Математика 5 класс: учебник для общеобразоват. учрежд. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,
А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2011 Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике /Чесноков А.С., Нешков К.
И. – М.: Просвещение, 2010. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост.Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2010 Жохов В.И.
Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. М.: Мнемозина, 2009. Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6
классах: Методические рекомендации для учителя к учебникам Н.Я.Виленкина и др. М.: Мнемозина, 2001.
Цели:
формирование представлений о математике как универсальном языке; развитие логического мышления, пространственного
воображения, алгоритмической культуры; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для
изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне; воспитание средствами математики культуры личности; понимание
значимости математики для научно-технического прогресса; отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через
знакомство с историей её развития.
Задачи:
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии
внимания и памяти; обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения; обеспечить базу математических знаний, достаточную для
изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования; сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету; выявить и
развить математические и творческие способности; развивать навыки вычислений с натуральными числами; учить выполнять сложение и
вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями; дать начальные представления об
использование букв для записи выражений и свойств; учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
продолжить знакомство с геометрическими понятиями; развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических
величин. В течение года планируется провести 14 контрольных работ. Основные типы учебных занятий: урок изучения нового учебного
материала; урок закрепления и применения знаний; урок обобщающего повторения и систематизации знаний; урок контроля знаний и
умений. Основным типом урока является комбинированный, формы работы: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые,
фронтальные, дистанционные. При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала:
новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией. Формы
контроля: текущий и итоговый контрольных работ, Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого
программного материала, в виде тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.; содержание
определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые
контрольные работы, рассчитанные на 45 минут, проводятся после изучения каждой темы программы и в конце учебного года. Общая
характеристика учебного предмета
Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии:
1. Арифметика;
2. Элементы алгебры;
3. Элементы геометрии;
4. Вероятность и статистика;
5. Математика в историческом развитии.
«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных
навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.
«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических
действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке. «Элементы геометрии» способствуют
формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования
правильной геометрической речи. «Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности,
умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей,
обогащается представление о современной картине мира. «Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного,
гуманитарного фона изучения математики. «Вероятность и статистика, «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом,
отдельно на их изучение уроки не выделяются.
Содержание учебного предмета
1. Повторение (5ч)
2.Натуральные числа и шкалы (15 ч)
Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки
построения и измерения отрезков
3.Сложение и вычитание натуральных чисел, (15 ч)
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись
свойств сложения и вычитания. Уравнение. Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
4. Умножение и деление натуральных чисел (16 ч)
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий.
Степень числа. Квадрат и куб числа. Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами
5. Площади и объемы (12 ч)
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем
прямоугольного параллелепипеда. Основная цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере
вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.
6. Обыкновенные дроби (20 ч)
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с
одинаковыми знаменателями .Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. Основная цель – познакомить
учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
7. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (10 ч)
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения
чисел. Округление чисел. Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять
сложение и вычитание десятичных дробей.
8. Умножение и деление десятичных дробей (22 ч)
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей.
Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое. Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби,
выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями
9. Инструменты для вычислений и измерений (11 ч)
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые
диаграммы. Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
10. Повторение (10 ч)
Планируемые результаты изучения курса математики в 5 классе:
должны знать/понимать: сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов; как используются математические формулы и
уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач; как потребности практики привели математическую
науку к необходимости расширения понятия числа; понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с
десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента; понятия «уравнение» и «решение
уравнения» смысл алгоритма округления десятичных дробей; переместительный, распределительный и сочетательный законы; понятие
среднего арифметического; понятие натуральной степени числа, определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для
вычисления длины окружности и площади круга; должны уметь: выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе
устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками); выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих
общий знаменатель; переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в
простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и
десятичные дроби; выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений; выполнять действия с числами разного знака;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот; находить
значения степеней с натуральными показателями; решать линейные уравнения; изображать числа точками на координатной прямой; решать
текстовые задачи на дроби и проценты; вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь
круга.
Календарно-тематическое планирование
№ п/
п
Тема
Кол-во
часов
УУД
Коррекционные задачи
1
Повторение
5
Обсуждение
и
выведение
основных
понятий.
Выполнение арифметических действий
с натуральными числами.
Проверка правильность вычислений
Решение
примеров
на
сложение,
вычитание, умножение и деление.
Решение несложных текстовых задач
1.Формирование умения
понимать и задавать вопрос.
2.
Развитие
способности
обобщать
3.
Формирование
умения
действовать по правилу
4.
Работа
с
контурными
картами
2
Натуральные числа и шкалы
15
Регулятивные - савят учебную задачу на
основе
соотнесения
того,
что
уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные-выделяют
и
формулируют
познавательную
цель.
Осознанно
и
произвольно
строят
речевые
высказывания
в
устной
и
письменной форме.
Коммуникативные
–
с
достаточной
полнотой и точностью выражают свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации Обсуждение
и выведение основных понятий.
Описание свойств натурального ряда
чисел.
1.Выработка умения
контролировать себя при
помощи усвоенного
правила.
2.Формирование умения
действовать по правилу.
3. Развитие умения
определять направление и
расположение в
пространстве и на листе
бумаги.
Чтение и запись натуральных чисел, их
сравнение и упорядочивание
3
Сложение
и
вычитание
натуральных чисел
15
Регулятивные
-
определяют
цель
учебной
деятельности,
осуществляют
поиск средства её достижения.
Познавательные
—
передают
со-
держание в сжатом, выборочном или
развёрнутом виде.
Коммуникативные — умеют принимать
точку зрения другого
Обсуждение
и
выведение
основных
понятий.
Распознавание
ая:
на
чертежах,
рисунках,
в
окружающем
мире
отрезков.
Распознавание на чертежах, рисунках, в
окружающем мире треугольников.
Нахождение примеров моделей этих
фигур.
Измерени Выражение
1.Умение устанавливать
закономерности и
логические связи в ряду
предметов, символов,
событий, явлений.
2.Развитие
основных
логических операций
3. Овладение осознанным
планомерным контролем в
процессе написания,
вычисления, решения
задачи и при проверке
написанного (составление
ориентировочных карточек,
алгоритмов).
4
Умножение
и
деление
натуральных чисел
16
Регулятивные
—
определяют
цель
учебной
деятельности,
осуществляют
поиск средства её достижения.
Познавательные- передают содержание
в сжатом или развернутом виде.
Коммуникативные - умеют оформлять
свои мысли в устной и письменной речи
с учетом речевых ситуаций
Обсуждение
и
выведение
основных
понятий.
1.Умение устанавливать
закономерности и
логические связи в ряду
предметов, символов,
событий, явлений.
2.Развитие
основных
логических операций
3. Овладение осознанным
планомерным контролем в
процессе написания,
Замена действия умножения сложением
и наоборот
Нахождение неизвестных компонентов
умножения.
Умножение
многозначных
чисел
столбиком.
вычисления, решения
задачи и при проверке
написанного (составление
ориентировочных карточек,
алгоритмов).
5
Площади и объемы
12
Регулятивные
-
определяют
цель
учебной
деятельности,
осуществляют
поиск средств её достижения.
Познавательные- передают содержание
в сжатом, выборочном или развёрнутом
виде.
Коммуникативные
- умеют понимать
точку зрения другого
1.Умение
классифицировать
предметы по основным
признакам:
2.Умение устанавливать
закономерности и
логические связи в ряду
предметов, символов,
событий, явлений.
3. Развитие умения
составлять целостный образ
из элементов
6
Обыкновенные дроби
20
Регулятивные
-
работают
по
со-
ставленному
плану,
используют
основные и дополнительные средства
получения
информации.
Познавательные - передают содержание
в сжатом или развернутом виде.
Коммуникативные - умеют принимать
точку зрения другого
1 .Развитие устойчивости
внимания.
2.
Стимуляция
осознания
звуковой стороны речи.
3
.Стимуляция
слухового
восприятия,
внимания,
памяти:
7
Десятичные дроби. Сложение
и
вычитание
десятичных
дробей
10
Регулятивные
-
определяют
цель
учебной
деятельности,
осуществляют
поиск средств её достижения.
Познавательные - передают содержание
1.Умение
классифицировать
предметы по основным
признакам:
в сжатом или развернутом виде.
Коммуникативные - умеют оформлять
мысли в устной и письменной речи
согласно речевой ситуации
2.Обучение
построению
учебного
высказывания,
умению
логически
выстраивать высказывание
3. Развитие умения работать
о словесной и письменной
инструкции: по памяти, по
опорным карточкам
8
Умножение
и
деление
десятичных дробей
22
Регулятивные
-
определяют
цель
учебной
деятельности,
осуществляют
поиск средств её достижения.
Познавательные— записывают выводы
в виде правил «если ..., то ...».
Коммуникативные
—
умеют
ор-
ганизовывать учебное взаимодействие в
группе
(распределяют
роли,
договариваются друг с другом и т. д.)
1.Формирование
способности выделять
сущностные признаки
предметов и явлений.
2. Развитие умения
понимать и устанавливать
смысловые аналогии,
причинно-следственные
связи.
3.
Развитие
навыков
самопроверки
9
Инструменты для вычислений
и измерений
11
Регулятивные
-
составляют
план
выполнения задач, решения проблем
творческого и поискового характера.
Познавательные
-
делают
пред-
положения
об
информации,
которая
нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные - умеют взглянуть на
ситуацию
с
иной
позиции
и
договориться с людьми иных позиций
1.Развитие навыков
мысленного перемещения и
трансформации зрительных
образов. Для этого могут
быть использованы задания
на нахождение сходства и
различия в изображениях,
схемах, картах.
2.
Развитие
избирательности
зрительного внимания
3.Формирование
изобразительно-
графических способностей
10
Повторение и решение задач
10
Коммуникативные:осуществлять
совместную деятельность в группах;
задавать вопросы с целью получения
необходимой для решения проблемы
информации;
осуществлять
деятель-
ность с учетом конкретных учебно-по-
знавательных задач.
Регулятивные:ставить учебную задачу
на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно.
Познавательные:выбирать
наиболее
эффективные способы решения задач
1.Отработка
ориентировочной фазы при
выполнении перцептивных
и конструктивных заданий.
2.Формирование
способности выделять
сущностные признаки
предметов и явлений.
3.Узнавание предметов по
заданным признакам.
4.Развитие умения работать
о словесной и письменной
инструкции: по памяти, по
опорным карточкам
5.Развитие
навыков
самопроверки.