Автор: Стародубова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с
использованием нетрадиционных материалов
Стародубова Ольга Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории
Работая
с
дошкольниками
младшего
возраста,
я
столкнулась
с
проблемой слабого развития мелкой моторики и координации движений рук
детей,
запоминания
ими
цвета,
формы,
величины
предметов,
развития
активного словаря и грамматически правильной связной речи.
Учеными доказано особое значение развития моторики рук и пальцев,
ее
связь
с
уровнем
развития
речи
и
мышления
ребенка.
Подражание
движениям
рук,
разнообразные
действия
руками,
игры
с
пальцами
стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и
исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы
пальцев
рук
влияют
на
формирование
«речевых»
зон
и
положительно
действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук
помогает
ребенку
хорошо
говорить,
подготавливает
руку
к
письму,
активизирует мыслительные процессы.
Также развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для
личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе
своего
развития
становится
более
самостоятельным
и
независимым
от
взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах
детской деятельности.
У большинства современных детей отмечается как общее моторное
отставание,
так
и
слабое
развитие
моторики
рук,
а
уровень
моторного
развития руки (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных
навыков
(использование
инструментов
–
ножниц,
иголки,
лопатки,
застегивание
и
расстегивание
застежек
и
т.
д.)
в
дошкольном
возрасте
является
диагностическим
фактором,
определяющим
уровень
развития
общей моторики и речи. И если руки недостаточно развиты, то это часто
свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Учитывая важность проблемы, решила провести с детьми углубленную
работу в этом направлении, взаимодействуя с родителями и специалистами
детского сада.
Я
поставила
перед
собой
цель:
развитие
мелкой
моторики
и
координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные
виды
деятельности,
посредством
дидактических
игр
и
нетрадиционных
материалов.
Для достижения поставленной цели в группе создала необходимую
развивающую
предметно-практическую
среду,
содержащую
различные
материалы, многие из которых изготовлены своими руками.
Для
организации
детской
деятельности
использовала
различные
материалы: тесто, фольга,
камни, карандаши, счетные палочки, резинки,
зубные щетки, сетки для раковин, ленточки и многие другие.
Определила игровую направленность детской деятельности:
Пальчиковые игры
Игры с предметами
Дидактические игры
Для
достижения цели
разработала перспективный план,
в
который
внесла игры с нетрадиционными материалами:
Игры с пуговицами
Сортировка пуговиц разного размера и цвета. Из пуговиц выкладывали
цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.
Игры с фольгой
Из фольги сминали комочки в виде мячей и задували их в ворота
играли в футбол. Делали паучка, сосульки, прятали маленький предмет.
Игра «Сделай коврик»
Взяла
пластиковую
решётку
для
раковин
и
привязала
к
ней
разноцветные ленточки, и переплетая ленточки через отверстия решетки
получается коврик.
Игра с зубными щётками
Зубной щёткой по кончикам пальцев и ладоней делаем массаж под
сопровождение художественного слова.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично
развивает
руку
разнообразное
нанизывание.
Нанизывать
можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и
т.п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры со счётными палочками
Проговаривая
текст
считалочки
или
пальчиковой
гимнастики
кончиками пальцев одной руки поочерёдно прикасаемся к счетной палочке,
которую держим в другой руке.
Так же на столе из палочек выкладываем дом, дерево или корабль.
Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального
подъёма, положительных эмоции и радости.
Развивая мелкую моторику можно использовать много вещей, которые
нас окружают. Главное это делать часто и ненавязчиво.
В результате проведённой работы я увидела положительную динамику
в развитии речи, внимания, большая часть ребят правильно держат карандаш
и кисточку, умеют расстегивать и застёгивать пуговицы, собирать пазлы из
24 элементов, аккуратно разукрашивать, не заходя за контур.
Проанализировав
результаты
деятельности,
я
сделала
вывод,
что
развитие
мелкой
моторики
и
координации
движений
рук
у
детей
дошкольного
возраста
через
разные
виды
деятельности
с
помощью
различных материалов также положительно влияет на развитие «речевых»
зон коры головного мозга, способствует формированию интеллектуальных
способностей и сохранению их физического и психического здоровья.
У моих воспитанников хорошо развит навык самообслуживания, речь
стала более четкая и выразительная, умеют сравнивать предметы и группы
предметов.
Список литературы:
1. Батеева З.А. Развитие ручной умелости у дошкольников – М.: Аркти,
2015
2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами –
М.,2018
3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников. - АСТ, Астрель,2017
4.
Бехтерев
В.М.
Проблемы
развития
и
воспитания человека.-
М.,
Воронеж, 2017
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция нарушений мелкой моторики
у детей. Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001
6. Доронова, Т. Н. Использование игровых методов и приемов при
обучении детей от 2 до 7 лет (часть 1) / Дошкольное воспитание. – 2004. - №
4.
7.
Кирпичникова
Н.
Развиваем
сенсорику
и
мелкую
моторику.
//
Дошкольное воспитание. - 2005. - №2.
8. Любина Г. Желонкина О. Рука развивает мозг. - // Ребёнок в детском
саду - 2003 - № 4 – 6, 2004 - № 1.