Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов


Автор: Стародубова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с

использованием нетрадиционных материалов

Стародубова Ольга Владимировна

воспитатель первой квалификационной категории

Работая

с

дошкольниками

младшего

возраста,

я

столкнулась

с

проблемой слабого развития мелкой моторики и координации движений рук

детей,

запоминания

ими

цвета,

формы,

величины

предметов,

развития

активного словаря и грамматически правильной связной речи.

Учеными доказано особое значение развития моторики рук и пальцев,

ее

связь

с

уровнем

развития

речи

и

мышления

ребенка.

Подражание

движениям

рук,

разнообразные

действия

руками,

игры

с

пальцами

стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и

исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы

пальцев

рук

влияют

на

формирование

«речевых»

зон

и

положительно

действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук

помогает

ребенку

хорошо

говорить,

подготавливает

руку

к

письму,

активизирует мыслительные процессы.

Также развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для

личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе

своего

развития

становится

более

самостоятельным

и

независимым

от

взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах

детской деятельности.

У большинства современных детей отмечается как общее моторное

отставание,

так

и

слабое

развитие

моторики

рук,

а

уровень

моторного

развития руки (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных

навыков

(использование

инструментов

ножниц,

иголки,

лопатки,

застегивание

и

расстегивание

застежек

и

т.

д.)

в

дошкольном

возрасте

является

диагностическим

фактором,

определяющим

уровень

развития

общей моторики и речи. И если руки недостаточно развиты, то это часто

свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Учитывая важность проблемы, решила провести с детьми углубленную

работу в этом направлении, взаимодействуя с родителями и специалистами

детского сада.

Я

поставила

перед

собой

цель:

развитие

мелкой

моторики

и

координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные

виды

деятельности,

посредством

дидактических

игр

и

нетрадиционных

материалов.

Для достижения поставленной цели в группе создала необходимую

развивающую

предметно-практическую

среду,

содержащую

различные

материалы, многие из которых изготовлены своими руками.

Для

организации

детской

деятельности

использовала

различные

материалы: тесто, фольга,

камни, карандаши, счетные палочки, резинки,

зубные щетки, сетки для раковин, ленточки и многие другие.

Определила игровую направленность детской деятельности:

Пальчиковые игры

Игры с предметами

Дидактические игры

Для

достижения цели

разработала перспективный план,

в

который

внесла игры с нетрадиционными материалами:

Игры с пуговицами

Сортировка пуговиц разного размера и цвета. Из пуговиц выкладывали

цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Игры с фольгой

Из фольги сминали комочки в виде мячей и задували их в ворота

играли в футбол. Делали паучка, сосульки, прятали маленький предмет.

Игра «Сделай коврик»

Взяла

пластиковую

решётку

для

раковин

и

привязала

к

ней

разноцветные ленточки, и переплетая ленточки через отверстия решетки

получается коврик.

Игра с зубными щётками

Зубной щёткой по кончикам пальцев и ладоней делаем массаж под

сопровождение художественного слова.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично

развивает

руку

разнообразное

нанизывание.

Нанизывать

можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и

т.п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры со счётными палочками

Проговаривая

текст

считалочки

или

пальчиковой

гимнастики

кончиками пальцев одной руки поочерёдно прикасаемся к счетной палочке,

которую держим в другой руке.

Так же на столе из палочек выкладываем дом, дерево или корабль.

Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального

подъёма, положительных эмоции и радости.

Развивая мелкую моторику можно использовать много вещей, которые

нас окружают. Главное это делать часто и ненавязчиво.

В результате проведённой работы я увидела положительную динамику

в развитии речи, внимания, большая часть ребят правильно держат карандаш

и кисточку, умеют расстегивать и застёгивать пуговицы, собирать пазлы из

24 элементов, аккуратно разукрашивать, не заходя за контур.

Проанализировав

результаты

деятельности,

я

сделала

вывод,

что

развитие

мелкой

моторики

и

координации

движений

рук

у

детей

дошкольного

возраста

через

разные

виды

деятельности

с

помощью

различных материалов также положительно влияет на развитие «речевых»

зон коры головного мозга, способствует формированию интеллектуальных

способностей и сохранению их физического и психического здоровья.

У моих воспитанников хорошо развит навык самообслуживания, речь

стала более четкая и выразительная, умеют сравнивать предметы и группы

предметов.

Список литературы:

1. Батеева З.А. Развитие ручной умелости у дошкольников – М.: Аркти,

2015

2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами –

М.,2018

3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи

дошкольников. - АСТ, Астрель,2017

4.

Бехтерев

В.М.

Проблемы

развития

и

воспитания человека.-

М.,

Воронеж, 2017

5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция нарушений мелкой моторики

у детей. Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001

6. Доронова, Т. Н. Использование игровых методов и приемов при

обучении детей от 2 до 7 лет (часть 1) / Дошкольное воспитание. – 2004. - №

4.

7.

Кирпичникова

Н.

Развиваем

сенсорику

и

мелкую

моторику.

//

Дошкольное воспитание. - 2005. - №2.

8. Любина Г. Желонкина О. Рука развивает мозг. - // Ребёнок в детском

саду - 2003 - № 4 – 6, 2004 - № 1.



В раздел образования