Напоминание

Нравственные проблемы рассказа Л.Андреева "Кусака"


Автор: Дюрменова Дина Аюбовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственные проблемы рассказа Л.Андреева "Кусака"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 7 классе

Л. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Осознание необходимости

сострадания, милосердия.

Цели урока: Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа,

характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать

эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты. Развивающие: развивать

творческие

способности

учащихся,

совершенствовать

монологическую

речь

учащихся, анализировать

проблемную

ситуацию, способствовать

формированию

художественного

вкуса,

развивать

критическое

мышление. Воспитательная: способствовать формированию гуманных чувств: любви и

доброго отношения к домашним животным, ответственности за их жизнь, чувства

сострадания к братьям нашим меньшим.

Тип

урока: изучение

нового

материала

и

обобщение.

Структура урока: организационный момент, подготовка к основному этапу, изучение

нового материала и обобщение, подведение итогов занятия, информация о домашнем

задании.

Содержание обучения. Работа над способностью учеников откликаться на вечные

проблемы, поднятые автором: человек и его умение общаться с миром природы.

Работа над особенностями данного произведения: наблюдение над языком, место и роль

пейзажа

в

рассказе,

композиция.

Все

это

работает

на

идею

произведения.

Урок нацелен на умение рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы,

переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ,

пересказывать, выразительно читать. Развиваются специальные навыки: умение находить

в тексте ключевые эпизоды, слова, определять роль пейзажа, внешности, составлять

цитатный

план,

определять

и

формулировать

тему

и

идею

произведения.

Исходя из содержания, темы и типа урока используется общеклассная и индивидуальная

форма

деятельности.

Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный, проблемный.

Оборудование: художественный текст рассказа Л. Андреева «Кусака»; электронная

презентация, раздаточный материал, толковые словари.

Ход урока:

I. Мотивация учебной деятельности:

1.

Чтение стихотворения учителем

Вы смотрели бездомной собаке в глаза?

Вы когда- нибудь видели столько печали?

Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.

Сколько боли, несчастья у ней за плечами.

Разве Вас не учили: «Мы в ответе за тех..."

Или может Вы просто про это забыли ,

Когда Вам надоело и после утех

Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет,

Хоть сомненья давно её гложут,

Что хозяин (какой бы он ни был)- ПРИДЁТ!

И на голову руку положит...

- О ком это стихотворение? Давайте определим его тему.

- Основная мысль стихотворения.

- Кого вам напомнило это стихотворение?

(Конечно, героиню рассказу Л. Андреева «Кусака»)

-Что же сегодня мы будем изучать на уроке? Записываем тему.

- Что общего между этим стихотворением и рассказом, который вы прочитали дома?

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны будем с вами найти ответы сегодня на

уроке? (допишем тему)

- А в качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова Лиса из сказки Антуана де Сент –

Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приучили».

- Что значит « ПРИРУЧИТЬ» ?

2. Работа с толковым словарем Ожегова: « Приручить – сделать ручным, послушным»

Почему мы должны быть в ответе за тех, кого приучили? Ответим на этот вопрос

немного позже.

А теперь давайте обратимся к рассказу.

II. Анализ произведения:

1. Беседа:

-Кто является главным героем рассказа «Кусака»?

-Что мы узнаем о бездомной собаке ?(не было имени, дома, хозяина,голодала,..)

-Как люди относились к ней?

Что чувствовала она к людям ?(Бездомная собака»(злоба,страх, обида, грязная,

голодная, худая)

-Где жила собака ? Кем она себя чувствовала на даче ?

-Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны ?

_Расскажите о первой встрече гимназистки Лели с собакой.

-Почему собака схватила Лелю за подол ?(не доверяла, чувствовала себя хозяйкой)

-Какое имя дали они собаке?

-Как изменилась жизнь Кусаки?

-Что означает фраза «расцвела всей своей собачьей душой» ?(ее любили)

-Как

вы

понимаете

строки

«Каждый

день

Кусака

уменьшала

пространство,

отделявшее ее от людей?»

2.Чтение по ролям

Какой мы видим Кусаку? «Счастливая собака»(имя, хозяева, любовь, добрая,

ласковая)

Вывод :Собака оттаяла душой окончательно. Как вы понимаете эти слова?

3. Беседа

-Но «желтыми огнями загорелась осень…»Дачники собирались уезжать.

-Что чувствовала Леля ?

-Предчувствовала ли беду Кусака ?(зачитать «смутно предчувствовала беду»)

-Что она чувствовала? (зачитать отрывок «Отъезд хозяев)

-Почему автор 3 раза повторил : «Собака выла»?

-Почему ей было так больно, ведь она и раньше не знала хорошего отношения ?

И мне хотелось бы услышать ваше мнение: Кусаке было бы легче, если бы ее не

приручали, или легче в той ситуации, которая описана автором?

Каковы могут быть последствия поступка людей?( собака либо озлобится, либо

погибнет от тоски )

-А кто в этом виноват? Почему? ( давайте вернемся к эпиграфу урока)

-Как же должен поступать человек, осознающий ответственность за свои поступки?»

(должен соизмерять свои желания и возможности, ведь именно человеку, в отличие от

животного, это по силам!

должен уметь

задумываться о последствиях

своих

поступков и отвечать за них, в первую очередь, перед самим собой; милосердие,

доброта,

забота

должны

быть

непременно

увязаны

с

чувством

долга

и

ответственности.)

Слово учителя. Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и

брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась

и которых

любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». В начале

рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое

предательство.

– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

Скорее всего, нет.

– Какую проблему поднимает автор рассказа?

Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и

бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили,

быть

милосердными,

добрыми,

внимательными,

защищать

обиженных

и

обездоленных. То есть, быть (обращение к теме урока) нравственными

Слово учителя.

Да, действительно мы должны быть в ответе за тех, кого приучили. Но, к сожалению,

люди не всегда помнят об этом. Бываю случаи, когда хозяин выбрасывает собаку на

улицу, обрекая ее на верную гибель. Одним словом предает ее. А собака… Собака же

никогда не предаст своего хозяина.

И таких примеров собачьей верности можно привести очень много.

Собака не только преданный друг человека, но и его помощник. У вас было

дополнительное домашнее задание – выполнить проект «Собака – друг человека».

Защита проектов

III. Итог урока.

Собака- друг человека. Как часто человек забывает об этом. Сначала приручает,

заботится, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его, как

надоевшую игрушку. Я надеюсь, что после сегодняшнего урока, вы будете помнить о

том, что вы в ответе за тех, кого приручили! Мне бы хотелось, чтобы вы пришли

сегодня домой, обняли своего домашнего питомца и сказали: « Я тебя никогда не

предам».

Рефлексия. Задание.

Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.

Р - работал с удовольствием.

У - у меня многое получилось.

К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.

О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.

- Из этих букв сложите слово. Что получилось? Урок.

Домашнее задание (на выбор)

1.

Используя цитатный план, напишите отзыв на рассказ Л.Андреева «Кусака».

2.

Напишите продолжение к рассказу Л. Андреева «Кусака»



В раздел образования