Автор: Дюрменова Дина Аюбовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственные проблемы рассказа Л.Андреева "Кусака"
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 7 классе
Л. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Осознание необходимости
сострадания, милосердия.
Цели урока: Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа,
характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать
эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты. Развивающие: развивать
творческие
способности
учащихся,
совершенствовать
монологическую
речь
учащихся, анализировать
проблемную
ситуацию, способствовать
формированию
художественного
вкуса,
развивать
критическое
мышление. Воспитательная: способствовать формированию гуманных чувств: любви и
доброго отношения к домашним животным, ответственности за их жизнь, чувства
сострадания к братьям нашим меньшим.
Тип
урока: изучение
нового
материала
и
обобщение.
Структура урока: организационный момент, подготовка к основному этапу, изучение
нового материала и обобщение, подведение итогов занятия, информация о домашнем
задании.
Содержание обучения. Работа над способностью учеников откликаться на вечные
проблемы, поднятые автором: человек и его умение общаться с миром природы.
Работа над особенностями данного произведения: наблюдение над языком, место и роль
пейзажа
в
рассказе,
композиция.
Все
это
работает
на
идею
произведения.
Урок нацелен на умение рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы,
переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ,
пересказывать, выразительно читать. Развиваются специальные навыки: умение находить
в тексте ключевые эпизоды, слова, определять роль пейзажа, внешности, составлять
цитатный
план,
определять
и
формулировать
тему
и
идею
произведения.
Исходя из содержания, темы и типа урока используется общеклассная и индивидуальная
форма
деятельности.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный, проблемный.
Оборудование: художественный текст рассказа Л. Андреева «Кусака»; электронная
презентация, раздаточный материал, толковые словари.
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности:
1.
Чтение стихотворения учителем
Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда- нибудь видели столько печали?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили: «Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех
Вы за ней двери дома закрыли?
А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он ни был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...
- О ком это стихотворение? Давайте определим его тему.
- Основная мысль стихотворения.
- Кого вам напомнило это стихотворение?
(Конечно, героиню рассказу Л. Андреева «Кусака»)
-Что же сегодня мы будем изучать на уроке? Записываем тему.
- Что общего между этим стихотворением и рассказом, который вы прочитали дома?
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны будем с вами найти ответы сегодня на
уроке? (допишем тему)
- А в качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова Лиса из сказки Антуана де Сент –
Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приучили».
- Что значит « ПРИРУЧИТЬ» ?
2. Работа с толковым словарем Ожегова: « Приручить – сделать ручным, послушным»
Почему мы должны быть в ответе за тех, кого приучили? Ответим на этот вопрос
немного позже.
А теперь давайте обратимся к рассказу.
II. Анализ произведения:
1. Беседа:
-Кто является главным героем рассказа «Кусака»?
-Что мы узнаем о бездомной собаке ?(не было имени, дома, хозяина,голодала,..)
-Как люди относились к ней?
Что чувствовала она к людям ?(Бездомная собака»(злоба,страх, обида, грязная,
голодная, худая)
-Где жила собака ? Кем она себя чувствовала на даче ?
-Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны ?
_Расскажите о первой встрече гимназистки Лели с собакой.
-Почему собака схватила Лелю за подол ?(не доверяла, чувствовала себя хозяйкой)
-Какое имя дали они собаке?
-Как изменилась жизнь Кусаки?
-Что означает фраза «расцвела всей своей собачьей душой» ?(ее любили)
-Как
вы
понимаете
строки
«Каждый
день
Кусака
уменьшала
пространство,
отделявшее ее от людей?»
2.Чтение по ролям
Какой мы видим Кусаку? «Счастливая собака»(имя, хозяева, любовь, добрая,
ласковая)
Вывод :Собака оттаяла душой окончательно. Как вы понимаете эти слова?
3. Беседа
-Но «желтыми огнями загорелась осень…»Дачники собирались уезжать.
-Что чувствовала Леля ?
-Предчувствовала ли беду Кусака ?(зачитать «смутно предчувствовала беду»)
-Что она чувствовала? (зачитать отрывок «Отъезд хозяев)
-Почему автор 3 раза повторил : «Собака выла»?
-Почему ей было так больно, ведь она и раньше не знала хорошего отношения ?
И мне хотелось бы услышать ваше мнение: Кусаке было бы легче, если бы ее не
приручали, или легче в той ситуации, которая описана автором?
Каковы могут быть последствия поступка людей?( собака либо озлобится, либо
погибнет от тоски )
-А кто в этом виноват? Почему? ( давайте вернемся к эпиграфу урока)
-Как же должен поступать человек, осознающий ответственность за свои поступки?»
(должен соизмерять свои желания и возможности, ведь именно человеку, в отличие от
животного, это по силам!
должен уметь
задумываться о последствиях
своих
поступков и отвечать за них, в первую очередь, перед самим собой; милосердие,
доброта,
забота
должны
быть
непременно
увязаны
с
чувством
долга
и
ответственности.)
Слово учителя. Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и
брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась
и которых
любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». В начале
рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое
предательство.
– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?
Скорее всего, нет.
– Какую проблему поднимает автор рассказа?
Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и
бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили,
быть
милосердными,
добрыми,
внимательными,
защищать
обиженных
и
обездоленных. То есть, быть (обращение к теме урока) нравственными
Слово учителя.
Да, действительно мы должны быть в ответе за тех, кого приучили. Но, к сожалению,
люди не всегда помнят об этом. Бываю случаи, когда хозяин выбрасывает собаку на
улицу, обрекая ее на верную гибель. Одним словом предает ее. А собака… Собака же
никогда не предаст своего хозяина.
И таких примеров собачьей верности можно привести очень много.
Собака не только преданный друг человека, но и его помощник. У вас было
дополнительное домашнее задание – выполнить проект «Собака – друг человека».
Защита проектов
III. Итог урока.
Собака- друг человека. Как часто человек забывает об этом. Сначала приручает,
заботится, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его, как
надоевшую игрушку. Я надеюсь, что после сегодняшнего урока, вы будете помнить о
том, что вы в ответе за тех, кого приручили! Мне бы хотелось, чтобы вы пришли
сегодня домой, обняли своего домашнего питомца и сказали: « Я тебя никогда не
предам».
Рефлексия. Задание.
Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.
Р - работал с удовольствием.
У - у меня многое получилось.
К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.
О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.
- Из этих букв сложите слово. Что получилось? Урок.
Домашнее задание (на выбор)
1.
Используя цитатный план, напишите отзыв на рассказ Л.Андреева «Кусака».
2.
Напишите продолжение к рассказу Л. Андреева «Кусака»