Напоминание

"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"


Автор: Цыш Юлия Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №12" СП "Детский сад"
Населённый пункт: город Соликамск, Пермский край
Наименование материала: проект
Тема: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР»

Цыш Юлия Валеревна, учитель –логопед

МАОУ «СОШ №12» СП «Детский сад»

Вопросы речевого развития, связной монологической речи нашли свое

отражение в федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования (ФГОС ДО), в образовательной области «Речевое

развитие».

Развитие связной монологической речи, по мнению отечественного

педагога Е.О. Елецкой, с каждым годом становится все более актуальной

темой в современном обществе, т.к. ее состояние является важным

диагностическим признаком развития дошкольника.

Проблема изучения связной речи дошкольного возарста занимались

такие ученые как А.М. Бородич,П. Глухов, Т.А.Заверюха, О.С. Ушакова,

А.М.Леушина, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др.

Овладение связной

монологической речью, как отмечают В.В. Гербова, Л.А. Леушина, Е.И.

Тихеева составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в

школе ребенка старшего дошкольного возраста(в возрастной периодизации

Д.Б.Эльконина - 5-6 лет).

Старший дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни

ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие.

Данный возраст характеризуется существенными изменениями в высшей

нервной деятельности, совершенствуется поведение, закладываются основы

будущей личности, формируется самосознание, самооценка, увеличивается

потребность в общении. Возраст 5 -6

лет – это период интенсивного

совершенствования

речи,

по

мнению

отечественных

психологов

Д.Б.Эльконина, С.Л.Рубинштейна, А.А.Леонтьева, т.к. обогащается словарь,

правильным

становится

произношение

звуков,

развивается

связная

монологическая речь.

В старшем дошкольном возрасте перед каждым ребенком стоит задача

научиться связным и аргументированным высказываниям – монологической

речи, т.к. без нее немыслимо школьное обучение.

Цель проекта: развитие связной речи у детей старшего дошкольного

возраста

Задачи проекта:

1)

Развивать связную монологическую речь;

2)

Продолжать

учить

детей

описывать

игрушки,

последовательно

описывать части свойства (цвет, форма, величина, действия с ними,

материалов, из которых они сделаны). Развивать умения вычленять и

называть

признаки

объекта описания,

совершенствовать

умение

пересказывать сказки, развивать

воображение, умение сочинять сказку,

красиво составлять предложения, полно отвечать на вопросы;

3)

Активизировать и расширять словарь детей старшего дошкольного

возраста;

4)

Развивать выразительность речи.

Реализация логопедического проекта «Развитие связной речи у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР» осуществлялась в несколько этапов.

Был разработан план реализации в соответствии с этапами и сроками,

продуманы мероприятия и ответственные.

1 этап – подготовительный

Цель: разработка содержания проекта, условий для его реализации.

На данном этапе было разработано методическое сопровождение проекта,

пдобрана

научная

и

методичекая

литература;

систематизирована

диагностическая методика исследования связной монологичекой речи.

Подбор картотеки игр и упражнений для развития связной речи;

Разработка конспекта консультации для родителей, мастер-класса для

педагогов;

Проведение первичной диагностики по развитию связной речи детей

старшего дошкольного возраста (Методика В.П.Глухова), обработка

результатов.

2 этап – деятельностный

На деятельносном этапе были проведены мероприятия по повышению

психолого-педагогичекой компетентности родителей, педагогов по вопросам

развития связной речи у детей стааршего дошкольного возраста:

Работа с родителями

- проведение консультации для родителей «Значение связной речи для детей

старшего дошкольного возраста»

- разработка практической брошюры для родителей «Развиваем связную

речь дома»

Работа с педагогами

- проведение мастер-класса для педагогов «Красиво говорим (развитие

связной речи)»

Работа с детьми

(проведение игр и упражнений: «Загадки», «Небылицы», «Опиши игрушку»,

«Мишка», «Что изменилось», «Сравни», «Закончи предложение», «Скажи

складно»

«Почемучкины

вопросы»,

«Найди

ошибку»,

«Составь

предложение», «Составь рассказ», «Доскажи словечки», «Вопросы-ответы»,

«Составь сказку», «Придумай сказку», «Заверши сказку», «Рассказывание по

игрушке», «Опиши машинку, куклу», «Моя любимая игрушка»).

Таким образом, на данном этапе было разработано и апробировано

методическое спровождение по реализации проекта «Развитие связной речи у

детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

3 этап – аналитический

Цель:

анализ

итогов

работы,

презентация

результатов

проектной

деятельности, трансляции опыта работы ДОУ в методическом пространстве

города и края.

Данный этап включал следующие мероприятия:

1.

Проведение контрольной диагностики по развитию связной речи детей

старшего дошкольного возраста (Методика В.П.Глухова);

2.

проведение сравнительного анализа полученных данных;

3.

подведение итогов об эффективности проведенных игр и упражнений в

развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Работа по развитию связной монологической речи у детей старшей

группы базировалась на следующих педагогических принципах:

- Принцип природосообразности, предполагающий воспитание ребенка с

учетом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей.

Реализация

данного

принципа

проявляется

в

учете

воспитателя

индивидуальных особенностей каждого ребенка при различных формах

работы на занятии, специфики мотивации деятельности детей старшего

дошкольного возраста, особой значимости игровых мотивов и т.д.;

-

Принципкультуросообразности

заключается

в

максимальном

использовании в воспитании и образовании культуру той среды, в которой

находится ребенок.

- Принцип доступности, определяющий постановку заданий по развитию

связной речи, которые соответствуют уровню психического развития детей

старшего дошкольного возраста;

- Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической

связи игры с другими специфически детскими видами деятельности, которые

взаимодействуют и обогащают друг друга.

- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого

и

ребенка

как

равноправных

партнеров,

обеспечивает

возможность

саморазвития

каждого,

диалогичность

взаимодействия,

преобладания

эмпатии в межличностных отношениях при работе по развитию связной

речи.

Ожидаемые результаты: у детей расширился и активизировался

словарь, они научились описывать игрушки, последовательно описывать

части свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материалов, из

которых они сделаны), У них появились умения вычленять и называть

признаки объекта описания, совершенствовались умения пересказывать

сказки, лучше стало воображение, дети научились сочинять сказки, красиво

составлять предложения, полно отвечать на вопросы. Монологическая речь

их стала связной и выразительной. Дети бережно относятся к игрушкам.

Список используемой литературы

1.

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования». №1155 от 17.10.2013г.

2.

Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для

воспитателей

дошк.

образоват.

Учреждений

[Текст]/

Т.И.Гризик,

Л.Е.Тимощук. – М.: Просвешение, 2010, -189 с.

3.

Смирнова, И. А. Логопедический альбом для обследования

лексико-грамматического строя и связной речи[Текст] / И.А.Смирнова.–

СПб.: Детство-Пресс, 2016. –52 с.

4.

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей

дошкольного возраста [Текст]/ Алексеева, М.М, Яшина,В.И.- М.: Изд.

центр «Академия», 2009.- 560 с.

5.

Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст]/

В.И.Яшина,- М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 192 с.



В раздел образования