Автор: Алексеева Наталия Виталиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с
Населённый пункт: ХМАО-Югра Сургутский район город Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии в коррекционной образовательной работе с дошкольниками ТНР
Раздел: дошкольное образование
Одним из средств формирования грамотной речи детей дошкольного
возраста может выступать театрализованная деятельность. В процессе
театрализации у детей расширяется общий кругозор, а умело поставленные
взрослым задачи и вопросы к игре побуждают детей думать, анализировать
ситуации, делать выводы и обобщения. Всё это способствует умственному
развитию, что, в свою очередь, приводит к улучшению разговорной речи. В
процессе инсценировки, заучивания текстов персонажей, реплик, песен,
собственных высказываний у дошкольников активизируется и обогащается
словарь, улучшается диалогическая и монологическая речь, эмоциональный
строй, звуковая сторона речи .
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает
устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические
навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к
созданию
новых
образов.
Театрализованная
деятельность
является
источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его
к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры
развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам.
Под театрализованными играми понимаются «игры в театр», сюжетами
которых служат как хорошо знакомые сказки или театральные представления
по
готовым
сценариям.
Театрализованная
деятельность,
являясь
разновидностью игры: это литературный текст и звучащее слово, пластика и
действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет,
цвет, музыка и пр.).
Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные
моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок,
прибауток,
колыбельных
песен.
Устное
народное
творчество,
преподнесенное в форме сценок, игр - драматизаций, создает атмосферу
тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально
положительного
отношения
малышей
к
окружающему
миру
и
их
познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми
становится более интересным и содержательным.
В
процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка,
совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог
персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно
изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический
строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь,
тоже пополняется .
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
- игры – драматизации;
- режиссерские игры.
В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста»
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и
невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
-
игры
–
имитации
образов
животных,
людей,
литературных
персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений; - постановки спектаклей по одному или
нескольким произведениям;
- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной
подготовки.
В
режиссерской
игре
«артистами»
являются
игрушки
или
их
заместители,
а
ребенок,
организуя
деятельность
как
«сценарист»
и
«режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя
сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды
режиссерских
игр
определяются
в
соответствии
с
разнообразием
используемых театров.
Для организации детской театрализованной деятельности нужны
пособия, атрибуты, куклы различных систем, формирующие у детей
определенные
умения
и
навыки,
стимулирующие
детское
творчество(песенное, танцевальное, игровое), побуждающее к импровизации.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и
потребностей
дошкольников
предметно-развивающая
среда
должна
обеспечивать право и свободу каждого ребенка на любимое занятие или
театрализацию любимого произведения.
Театральные
уголки
могут
быть
представлены
следующими
материалами:
В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым,
настольным театром.
-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе
и др.;
-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы
для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит,
декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши,
касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный
переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных
видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится
основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный,
литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших
дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую
для
себя
игру
«В
театр»,
предполагающую
сочетание
ролевой
и
театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью
людей, участвующих в постановке спектакля .
В ходе данной работы у детей развиваются специальные умения,
обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
1. Первая группа умений связана с совершенствованием позиции
зрителя «умного, доброго советчика».
2. Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие
способности
выражать
свое
отношение
к
идее
спектакля,
герою
и
самовыражаться
с
помощью
комплекса
средств
невербальной,
интонационной и языковой выразительности.
3. Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-
сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не
только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
4. Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями
оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и
«зрительного
зала»,
отбирать,
творчески
использовать
предметы-
заместители, самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов,
изготавливать афиши, приглашения и пр.
5. Пятая группа умений предполагает использование позитивных
приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу
(переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе
результатов театрализованной постановки.
Таблица 1
Формы работы с детьми по использованию театрализованной игры в
развитии словаря детей старшего дошкольного возраста
Общеразвивающие игры и упражнения
Инсценирование (театр марионеток)
Театральные упражнения и этюды
Кукольный театр
Игры на развитие движений
Театр на фланелеграфе
Упражнения на дыхание
Театр шапочек
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковый театр
Творческие игры со словом
Теневой театр с силуэтами
Плоскостной настольный театр
Театр из бумаги
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития
(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
На занятиях с использованием элементов театральной деятельности
дети
знакомятся
с
новыми
словами,
учатся
понимать,
различать
и
употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки
действий, тем самым обогащая и пополняя свой словарный
запас.
Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий
предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в
короткие фразы, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний,
новых слов и уточняет их лексические, грамматические и фонетические
оттенки.
Развитие словаря
у дошкольников расширяет и обогащает круг
контактов, в который входит все больше сверстников ребенка, более старших
детей и взрослых. Благодаря этому общению речевые возможности малыша
постоянно
расширяются,
увеличивая
уровень
словарного
запаса,
а
следовательно и умственного развития, расширяя фантазию и воображение,
обогащая новыми знаниями, умениями и навыками.
Одной из важнейших задач для детей старшего дошкольного возраста
является формирование умения выбирать наиболее точные слова при
формулировании мысли и правильно их употреблять в любом контексте. У
детей формируется умение выбрать из синонимического рада наиболее
подходящее слово.
Театральная
деятельность
имеет
большое
познавательное,
воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности.
Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как используются
наглядные опоры. Материал, которым оснащаются занятия, используется на
разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его
применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной
группы.
Таким образом, театральная деятельность - одна из основополагающих
сторон развития речи дошкольника. На занятиях решаются специальные
коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь,
совершенствуется разговорная речь.
Использование в работе
педагога театрализованной деятельности
обогащает и актуализирует словарный запас детей, развивает навыки
грамматического структурирования и связного оформления собственного
высказывания, нормализует произносительную сторону речи и, конечно,
является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу
дошкольника.