Напоминание

Инновационные технологии в коррекционной образовательной работе с дошкольниками ТНР


Автор: Алексеева Наталия Виталиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с
Населённый пункт: ХМАО-Югра Сургутский район город Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии в коррекционной образовательной работе с дошкольниками ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Одним из средств формирования грамотной речи детей дошкольного

возраста может выступать театрализованная деятельность. В процессе

театрализации у детей расширяется общий кругозор, а умело поставленные

взрослым задачи и вопросы к игре побуждают детей думать, анализировать

ситуации, делать выводы и обобщения. Всё это способствует умственному

развитию, что, в свою очередь, приводит к улучшению разговорной речи. В

процессе инсценировки, заучивания текстов персонажей, реплик, песен,

собственных высказываний у дошкольников активизируется и обогащается

словарь, улучшается диалогическая и монологическая речь, эмоциональный

строй, звуковая сторона речи .

Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает

устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические

навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к

созданию

новых

образов.

Театрализованная

деятельность

является

источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его

к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры

развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам.

Под театрализованными играми понимаются «игры в театр», сюжетами

которых служат как хорошо знакомые сказки или театральные представления

по

готовым

сценариям.

Театрализованная

деятельность,

являясь

разновидностью игры: это литературный текст и звучащее слово, пластика и

действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет,

цвет, музыка и пр.).

Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные

моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок,

прибауток,

колыбельных

песен.

Устное

народное

творчество,

преподнесенное в форме сценок, игр - драматизаций, создает атмосферу

тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально

положительного

отношения

малышей

к

окружающему

миру

и

их

познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми

становится более интересным и содержательным.

В

процессе

работы

над

выразительностью

реплик

персонажей,

собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка,

совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог

персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно

изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический

строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь,

тоже пополняется .

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

- игры – драматизации;

- режиссерские игры.

В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста»

самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и

невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

-

игры

имитации

образов

животных,

людей,

литературных

персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений; - постановки спектаклей по одному или

нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной

подготовки.

В

режиссерской

игре

«артистами»

являются

игрушки

или

их

заместители,

а

ребенок,

организуя

деятельность

как

«сценарист»

и

«режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя

сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды

режиссерских

игр

определяются

в

соответствии

с

разнообразием

используемых театров.

Для организации детской театрализованной деятельности нужны

пособия, атрибуты, куклы различных систем, формирующие у детей

определенные

умения

и

навыки,

стимулирующие

детское

творчество(песенное, танцевальное, игровое), побуждающее к импровизации.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и

потребностей

дошкольников

предметно-развивающая

среда

должна

обеспечивать право и свободу каждого ребенка на любимое занятие или

театрализацию любимого произведения.

Театральные

уголки

могут

быть

представлены

следующими

материалами:

В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым,

настольным театром.

-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе

и др.;

-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы

для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит,

декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши,

касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный

переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных

видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится

основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный,

литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших

дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую

для

себя

игру

«В

театр»,

предполагающую

сочетание

ролевой

и

театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью

людей, участвующих в постановке спектакля .

В ходе данной работы у детей развиваются специальные умения,

обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

1. Первая группа умений связана с совершенствованием позиции

зрителя «умного, доброго советчика».

2. Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие

способности

выражать

свое

отношение

к

идее

спектакля,

герою

и

самовыражаться

с

помощью

комплекса

средств

невербальной,

интонационной и языковой выразительности.

3. Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-

сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не

только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

4. Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями

оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и

«зрительного

зала»,

отбирать,

творчески

использовать

предметы-

заместители, самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов,

изготавливать афиши, приглашения и пр.

5. Пятая группа умений предполагает использование позитивных

приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу

(переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе

результатов театрализованной постановки.

Таблица 1

Формы работы с детьми по использованию театрализованной игры в

развитии словаря детей старшего дошкольного возраста

Общеразвивающие игры и упражнения

Инсценирование (театр марионеток)

Театральные упражнения и этюды

Кукольный театр

Игры на развитие движений

Театр на фланелеграфе

Упражнения на дыхание

Театр шапочек

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковый театр

Творческие игры со словом

Теневой театр с силуэтами

Плоскостной настольный театр

Театр из бумаги

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития

(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

На занятиях с использованием элементов театральной деятельности

дети

знакомятся

с

новыми

словами,

учатся

понимать,

различать

и

употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки

действий, тем самым обогащая и пополняя свой словарный

запас.

Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий

предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в

короткие фразы, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний,

новых слов и уточняет их лексические, грамматические и фонетические

оттенки.

Развитие словаря

у дошкольников расширяет и обогащает круг

контактов, в который входит все больше сверстников ребенка, более старших

детей и взрослых. Благодаря этому общению речевые возможности малыша

постоянно

расширяются,

увеличивая

уровень

словарного

запаса,

а

следовательно и умственного развития, расширяя фантазию и воображение,

обогащая новыми знаниями, умениями и навыками.

Одной из важнейших задач для детей старшего дошкольного возраста

является формирование умения выбирать наиболее точные слова при

формулировании мысли и правильно их употреблять в любом контексте. У

детей формируется умение выбрать из синонимического рада наиболее

подходящее слово.

Театральная

деятельность

имеет

большое

познавательное,

воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как используются

наглядные опоры. Материал, которым оснащаются занятия, используется на

разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его

применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной

группы.

Таким образом, театральная деятельность - одна из основополагающих

сторон развития речи дошкольника. На занятиях решаются специальные

коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь,

совершенствуется разговорная речь.

Использование в работе

педагога театрализованной деятельности

обогащает и актуализирует словарный запас детей, развивает навыки

грамматического структурирования и связного оформления собственного

высказывания, нормализует произносительную сторону речи и, конечно,

является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу

дошкольника.



В раздел образования