Автор: Дегтярева Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №33"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская облась
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе ".
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план работы на октябрь 2021.
1. Тема недели
«
Овощи. Сад - огород».
Цель:
уточнение и закрепление представлений у детей об изменениях,
происходящих в окружающем мире в октябре; расширение знаний об овощных
культурах, воспитание уважения к труду взрослых.
2.Тема недели «Осень»
Цель: расширение, углубление и систематизация знаний детей об осени,
о
приметах осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи;
листопад; иней на почве), обрезке кустарников, рассказать, для чего это делают.
Привлечение к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки. Обучение
умению
собирать
природный
материал
(семена,
шишки,
желуди,
листья)
для
изготовления поделок.
3.Тема недели: «Лес. Деревья. Грибы»
Цель:
расширение
и
обогащение
представлений,
словаря
по
теме,
совершенствование знаний и умений детей о деревьях, кустарниках, травянистых
растениях; растениях луга, сада, леса, закрепление представлений о съедобных и
несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные —
мухомор, ложный опенок).
4. Тема недели «Перелётные птицы»
Цель:
расширение
и
обогащение
представлений,
словаря
по
теме,
совершенствование знаний и умений детей о перелетных птицах,
особенностях их
приспособления к окружающей среде.
5. Тема недели «Домашние птицы»
Цель: формирование у детей представлений об особенностях жизни домашних
птиц, расширение представлений детей о домашних птицах, их внешнем виде и
особенностях жизни, развитие диалогической речи, памяти, слухового внимания,
целостного восприятия; воспитание бережного отношения к миру природы; привитие
любознательности и желания заботиться о домашних птицах.
Физическое развитие
Утренняя гимнастика (по плану инструктора физической культуры)
Гимнастика пробуждения в постели
- Упражнение «Потягивание»
Начальная поза — лёжа на спине. Прижимаем подбородок к груди. Носки
подтягиваем на себя. Вытягиваемся, стараясь пятки максимально вытянуть вперед.
Повторяем 2 раза.
Просыпаемся, ребята,
Хватит спать, пора вставать.
Открываем наши глазки.
Все проснулись, потянулись.
И друг другу улыбнулись.
Прогоню остатки сна,
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна,
Помогает здорово!
- Упражнение «Змейка»
Исходное положение — лёжа на спине. Перекатываемся с бока на бок, прижав
руки к туловищу. Повторяем 3–4 раза.
Змейке тоже не лежится,
Змейка любит шевелиться.
- Упражнение «Великаны-карлики»
1
Исходная поза — лёжа на спине. Сгибаем ноги в коленях, задерживаем это
положение на счёт до 5. Вытягиваем ноги.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом великанами вдруг стали.
- Упражнение «Велосипед»
Лёжа на спине, поднимаем ноги. Сгибаем их в коленях. Делаем круговые
движения, как будто крутим педали велосипеда. Выполняем в течение 1 минуты.
Ноги мы подняли,
На педали встали,
И поехали наши ножки
По ровненькой дорожке.
- Упражнение «Лодочка»
Исходное положение — лёжа на животе. Прогибаем спинку. Возвращаемся в
начальную позу. Повторяем на счёт до 5.
На живот все повернулись,
Спину сильно изогнули.
Прогибаемся сильней,
Чтобы были здоровей.
- Упражнение «Кошечка»
Исходное положение — опираемся на коленки и локти. Выгибаем спинку дугой,
голову опускаем вниз. Прогибаем спинку вниз, голову поднимаем вверх.
Ходьба по «следам» и массажным коврикам.
Закаливающие процедуры после сна
1.«Босохождение» в помещении по «Дорожкам Здоровья» (авторы Коваленка
В.С., Похис К.А.)
Динамический час
1 неделя
Развивать качества выносливости, повышать работоспособность организма.
Закреплять навыки бега, ходьбы, прыжков.
1. Ходьба, бег по кругу.
2. Игровое упражнение «Кому флажок».
З. П/и «Мы веселые ребята».
Ходьба, бег. Прыжки.
Бег.
4-5 флажков.
2 неделя
Способствовать более прочному закреплению двигательных навыков и развитию
физических качеств. Учит бросать мяч вверх и мягко ловить двумя руками. Упражнять в
ходьбе на носках и пятках.
1 Ходьба, ходьба на носках, пятках «Циркачи».
2. Игровое упражнение «Великаны и гномы».
З. Игра - эстафета «Мяч водящему».
Ходьба.
Приседание.
Бросание и ловля мяча.
Мячи.
3 неделя
Прививать детям умение преодолевать трудности. Обучать детей двигательным
навыкам. Воспитывать желание заниматься физкультурой.
1 Ходьба по шнуру.
2. Игровое упражнение «Пингвины».
2
3 Спортивная игра «Ловишки парами».
Равновесие.
Прыжки.
Бег.
Мячи.
4 неделя
Обеспечить индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья.
Обучать детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты,
ловкости.
1 Ходьба, медленный бег.
2. Игровое упражнение «Фигуры».
3.Хороводная игра «Карусель».
Бег.
Ходьба, бег, Равновесие. Ходьба и бег по кругу.
Подвижные игры на прогулке
«Догадайся, кто я» - развивать умение подражать движениям животных, птиц и
насекомым, умение ориентироваться в пространстве.
«Мышеловка» - учить двигаться по кругу, развивать ловкость и внимание.
«Салки - обнималки» - игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя
салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 сек.
«Гуси-лебеди» - совершенствование техники бега, добиваясь естественности,
легкости и точности выполнения задания.
«Хитрая лиса» - учить двигаться по кругу, развивать ловкость и внимание.
«Зайцы и охотник» - развивать ориентировку в пространстве, навыки бега
«Мы пожарные» - развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
«Светофор» - упражнять в умении двигаться по сигналу, развивать внимание.
«Ловишки с мячом» - развивать умение двигаться по сигналу, умение
ориентироваться в пространстве.
«Не промочи ноги» - продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на
друга.
«Делай, как я» - развивать умение выполнять движения по образцу.
«День - ночь»
-
развивать навыки бега, умение ориентироваться в пространстве.
«Наседка и цыплята»
Участники игры: «наседка» – воспитатель;«кошка» – один из воспитанников
группы;«цыплята» – остальные дети.
С одной стороны часть помещения или детской площадки огорожена веревкой,
натянутой на высоте 50 сантиметров. Это «курятник». «Курица» и «цыплята» находятся
за ограждением. На другой стороне помещения или площадки сидит «кошка».
«Курица» и «цыплята» выходят из «курятника», пробираясь под веревкой.
Воспитатель: «Вышла курочка-хохлатка,
А за нею все цыплятки.
Квохчет курочка «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Дети и воспитатель приближаются к «кошке». Воспитатель (продолжает):
«На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет».
Дети убегают от «кошки» в «курятник». Если «кошка» ловит какого-нибудь
ребенка, тот пропускает один раз в игре.
Игра повторяется 4-5 раз.
3
«Лягушки и цапли»- развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость.
Упражнять в прыжках с продвижением вперёд.
Определить с детьми границы болота, в углу которого располагается гнездо
«цапли». По сигналу воспитателя «лягушки» начинают двигаться в направлении
«болота», передвигаясь только прыжками на обеих ногах. Как только «лягушки»
пересекут границу «болота» и попадут на его территорию, «цапля» может начинать их
ловить. Поймав «лягушку», «цапля» уводит её в гнездо. Важно выполнять условие игры:
лягушки передвигаются только прыжками!
Игровые и спортивные упражнения на прогулке.
«Кто дальше бросит?» - развивать ловкость, смекалку.
«Лучший стрелок»,
«Попади в цель» - упражнять в метании вдаль различными
способами.
«Самым смелым и ловким окажись» - развивать внимание, наблюдательность,
дружеские взаимоотношения.
«Змейка» - развивать ориентировку в пространстве, навыки бега и ходьбы.
«Пробеги - не задень» - развивать ловкость, умение ориентироваться в
пространстве.
«Перепрыгни через предмет» - упражнять в прыжках в высоту.
Спортивная игра «Футбол», «Бадминтон».
«Добеги до дерева», «Кто быстрее соберет грибы»
-
развивать навыки бега,
умение ориентироваться в пространстве.
«Прыгни дальше» - упражнять в прыжках в длину с места.
«Сосчитай ногами» - развивать глазомер.
Игры малой подвижности.
«Как живешь?» - развивать умение договариваться при помощи мимики.
«Найди пару» - развивать внимание.
«В лесу» - развивать фонематический слух.
«Каравай» -
развивать умение выполнять движения по тексту, развивать
координацию движений.
«Водяной» - развивать умение выполнять движения по тексту, развивать
координацию движений.
«Мы не скажем, а покажем» - развивать творчество, выдумку, умение играть в
коллективе.
«Холодно - горячо» - добиваться выполнения правильной техники в освоенных
ранее видах ходьбы
«Стоп. Иди!» -
развивать внимание.
«Ровным кругом» - развивать умение выполнять движения по образцу, двигаться
по кругу.
«Давайте вместе с нами!»
Дети стоят врассыпную. Воспитатель вместе с детьми произносит текст и
показывает движения. Давайте вместе с нами (поднимают руки в стороны) Потопаем
ногами (топают ногами, стоя на месте), Похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши).
Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх – в стороны.)
«Овощи и фрукты»
Дети стоят шеренгой или врассыпную по залу. Педагог называет различные
овощи (дети должны быстро присесть) и фрукты (поднять руки). Те, кто ошибся, делают
шаг вперед. Побеждают дети, сделавшие меньше ошибок.
«Пропавшие ручки»
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)
Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)
Раз, два, три, четыре, пять,
4
Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)
У меня пропали ножки. (Присаживаются.)
Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.)
Воспитание КГН.
Закреплять навыки умывания: намыливать руки до образования пены; тщательно
смывать; мыть лицо; насухо вытирать своим полотенцем; вешать его на место.
Воспитывать умение следить за своими вещами: выворачивать и аккуратно
складывать вещи в свой шкафчик.
Формировать
умение
следить
за
своим
внешним
видом,
исправлять
неисправности, следить за внешним видом своих друзей и исправлять их.
Воспитывать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь; не
толкаться, аккуратно пользоваться дозаторами с мылом, не разбрызгивать воду,
закреплять умение пользоваться столовыми приборами.
Беседы о здоровом образе жизни
«Полезные и вредные советы» - формирование умений отличать вредные и
полезные привычки
«Путешествие
в
страну
настроения»
-
формировать
умение
видеть
и
сопереживать настроению окружающих его людей.
«Беседа о здоровье» - разъяснить, что человек способен уберечь, сохранить и
укрепить свой организм, соблюдая режим дня и правила гигиены.
«Урок здоровья: почему нельзя употреблять немытые овощи?»
Ситуативный разговор «Польза овощных салатов и блюд для детского
организма»,
«Режим дня» - продолжать знакомить воспитанников с режимом дня, учить
правильно распределять свое время;
«Разговор о правильном питании» - формирование у детей элементарных
представлений о здоровой пище.
«В гостях у доктора Айболита» - знакомить с правилами поведения в кабинете
врача.
Индивидуальная работа по развитию ОВД
1.Метание мешочков (шишек, мячей) на дальность.
2.Подпрыгивать на месте: Прыжки на месте на правой и левой ноге. Прыжки с
ноги на ногу.
3.С мячом: прокатывание мяча между предметами, друг другу
4.Развивать умение бросать мяч о землю и ловить его двумя руками.
5.Ходьба и бег по узкой дорожке.
6.Подскоки вверх на месте
7.Подлезание: с мячом в руках, не касаясь руками пола.
8. Ходьба в колонне со сменой ведущего, темпа
9.Ходьба в разных направлениях
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Игровая деятельность:
Сюжетно - ролевая игра.
Цель: обогащение содержания сюжетных игр на основе полученного опыта о
жизни, труде людей. Развитие умений обмениваться ролями в совместной деятельности
и объединять игры в один сюжет. Развитие самостоятельности в организации игр,
эмоций, творчества в использовании имеющихся знаний. «Овощной магазин», «В лесу»,
«Семья», «Пожарные», «Безопасность движения».
Театрализованные игры (разнообразные виды театров)
5
Настольный
театр
«Репка»
–
упражнять
в
диалогической
речи,
совершенствовать умения передавать характерные особенности героев.
«Был у зайца огород»
Цель: развитие пантомимических навыков, развивать мимику и пластические
способности детей; развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.
Развивающая игра «Сочиняем сказку» – развивать интонационную выразительность
речи, упражнять в монологической речи, развивать связную речь.
«Зеркало» – развивать монологическую речь.
«Расскажи стихи руками» - побуждать детей к импровизации.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту
«Пожелание»
Цель: воспитание интереса к партнёру по общению.
Описание игры: дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или
др.),
высказывают
друг
другу
пожелания.
Например:
«Желаю
тебе
хорошего
настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас» и т.д.
Игры на развитие выразительности и воображения
Цель: обучение детей умениям владеть своим телом, свободно и непринуждённо
пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-
выразительные умения:
«Вкусные конфеты»,
«Новая кукла».
Игры на развитие выразительной мимики.
«Загадки без слов»
Цель: развитие выразительности мимики и жестов.
«Давайте хохотать»
Цель: развитие навыков импровизации и монологической речи.
Воспитатель предлагает детям вспомнить любую полюбившуюся песню. Спеть
ее, а затем мелодию песни без слов прохохотать. Сначала играет воспитатель: он
«хохочет» песню, а дети отгадывают, что это за песня. Затем каждый из детей «хохочет»
мелодию своей песни, все остальные отгадывают.
Дидактические игры.
«Так бывает или нет» - формирование эмоционально – экспрессивной лексики,
употребление ее в правильной форме.
«Ласковое имя» - учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого
ребенка.
«Кто пришёл к нам в гости?» - способствовать развитию самоуважения детей;
активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
«Передай мяч» - учить взаимодействовать со сверстниками.
«Ласковый ребенок» - продолжить учить детей подражать эмоционально-
тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Беседы, игры.
Беседы:
Цель: формирование умений выделять существенные сходства и различия между
представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их
труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
1
«Рыцари и принцессы»
2.«Дружная семья всем нужна»
3.«Давайте никогда не ссорится».
4.«Дружбой дорожить умейте»
5. «Как мы обращаемся с просьбами к взрослым и друзьям»
6. «Наши добрые слова»
7. «Как поступить»
Игры:
«Кто что носит?» - находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
6
«Надень и попляши» - воспитывать дружеские отношения между мальчиками и
девочками.
«Наши
прически»
-формировать
представлений
о
прическах,
развивать
воображение и фантазию.
«Красивый мужской и женский поступок» - овладение способами мужского и
женского поведения в семье.
«Я - помощник»- воспитывать желание помогать близким.
Трудовая деятельность.
Самообслуживание.
Одевание (раздевание - совершенствовать умение самостоятельно одеваться
(раздеваться); аккуратно складывать одежду и вещи).
Следить за внешним видом - учить самостоятельно или при помощи взрослого
приводить в порядок вешний вид.
Закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой.
Закреплять умение мыть руки с мылом после прогулки и пользования туалетом.
Дежурство
Дежурство по столовой – закреплять умение правильно раскладывать столовые
приборы, класть ложку и вилку справа от тарелки, ставить чашку ручкой вправо
Дежурство по группе – совершенствовать умение самостоятельно поддерживать
порядок в группе.
Хозяйственно – бытовой труд.
Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий – формировать
положительное отношение к труду.
Протирание пыли на полках с конструктором – учить отжимать тряпочку, быть
аккуратным, не разливать воду.
Уход за игрушками и их мытье – формировать умение распределять работу с
помощью воспитателя.
Помощь сотрудникам детского сада: протереть стульчики, столы – формирование
положительного отношения к взрослым и сверстникам.
Труд в природе.
Уборка засохших растений и семян в цветнике. Испытывать радость от участия в
труде, оказания помощи взрослым.
Оказывать помощь в рыхлении песка.
Сбор красивых листьев для гербария.
Сгребание сухих опавших листьев к корням деревьев.
Очистка участка от веток, остатков листьев.
Помощь дворнику в уборке опавшей листвы.
Сбор семян, шишек для ручного труда.
Кормление птиц на участке – проявление заботы о «братьях» наших меньших.
Конструирование
«Портрет Осени» - формирование у детей стремление создавать свой образ,
используя в работе природный материал; развивать воображение и творческую
фантазию посредством создания ярких образов.
«Бусы для Осени» – формирование умения аккуратно работать с иглой, выучить
правила пользования иглой, учить детей выполнять поделку из природного материала.
«Овощи и фрукты, полезные продукты» (аппликация из ткани) – формирование
умения детей делать аппликацию из ткани – подбирать цвет, фактуру в зависимости от
создаваемого образа, обводить мелом трафарет, аккуратно его вырезать, собирать
картинку из нескольких частей.
«Гриб» - повышение интереса детей к изготовлению поделок в технике оригами;
закрепление умения следовать инструкциям педагога.
7
«Хлеб - всему голова» - формирование умения работать с соленым тестом,
развитие ручной умелости, воображения, творческих навыков.
«Птица» – развитие навыков конструирования из бумаги .Учить украшать
поделку, «оживлять её с помощью рисования или аппликации. Развивать интерес к
искусству оригами.
Беседы о труде, профессиях.
Обогащать представления детей о профессиях.
Расширять представления о сферах человеческой деятельности (наука, искусство,
производство, сельское хозяйство).
«Я выполняю поручение» - оценка выполненного действия.
«Лесник. Что это за профессия?» - о труде учителя.
«Кто нам помогает? - о труде младшего воспитателя.
«Садовник. Овощевод»
- показать значимость труда; воспитывать желание
помогать взрослым.
Наблюдение за работой дворника осенью. Воспитывать желание принимать
участие в уборке участка группы.
Игры.
«Профессии» - расширять знания о профессиях учителя, повара, врача, садовника
и продавца.
«Вредно - полезно» - знакомить с различными фруктами, а также с ядовитыми и
съедобными грибами.
«Как поступить?» - развивать логическое мышление, внимание, память.
«Для кого что нужно» - систематизация и уточнение представлений о профессиях.
Игровые ситуации «Если, то что?»
Беседы (ПДД, ПБ, поведение один дома, на природе, при Ч.С.)
1. «Детские шалости с огнем» - обучать мерам пожарной безопасности.
2. «Азбука безопасности на природе» - закреплять знания о безопасном поведении
в природе, воспитывать любовь к природе.
3. «Будь осторожен дома!»- закреплять представления об опасных для жизни
предметах и ситуаций в доме
4. Беседа о правилах дорожного движения – закреплять правила поведения на
улице и во дворе.
Игровая ситуация «Помоги Незнайке» (ПДД), «Если ты оказался в лесу»,
«Пожар»
Формирование гендерной принадлежности
Беседы:
«Кем я буду, каким я стану?» - формирование знаний о профессиях.
«Моя родословная» - формирование представлений о семье, семейных и
родственных отношениях.
Рассказы детей на тему:
«Я и мое имя» - ознакомление с историей возникновения некоторых имен,
отчеств и фамилий.
«Традиции родного края» - закрепление знаний детей о традиционных играх и
праздниках.
«Моя страна» - формирование представлений о стране, ее истории и традициях.
«Мой город во время ВОВ».
«Город трудовой доблести».
«Моя семья».
Индивидуальная работа по СКР
Беседы, проблемные ситуации: «Если б не было друзей...», «Почему так
произошло?»
8
Дидактические игры «Правильно ли поступил?», «Правила поведения со
сверстниками и взрослыми».
Ситуативный разговор «Поможем найти друзей», «Мой друг, кто он?»
Словесные игры: «Без маски», «Про кого я говорю?», «Опиши друга», «Что
изменилось?»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
«Чтение художественной литературы»
Н.Носов «Огурцы», Л. Толстой «Старик и яблони», р.н.с «Мужик и медведь»,
А.Н Майков «Осень», В.А. Сухомлинский «Кого ждала рябина» , «Улетают лебеди», «
Осенний наряд», « Как начинается осень», «Осенние дожди», М. Садовский «Осень»,
«Листопад», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», М.Пришвин «Лисичкин хлеб»,
«Как из зернышка вырос колосок», В.А.Сухомлинский «Хлеб – это труд», Д. Мамин -
Сибиряк «Серая шейка», В.Бианки «Прощальная песенка», «Сова», «Чей нос лучше»,
«Лесные домишки», К. Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания», «Рассказы и
сказки Осень», Е. Трутнева «Грибы», Р. н. с. «Гуси-лебеди», Г. Х. Андерсен «Гадкий
утёнок», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
Стихотворения для заучивания
Чудо-огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от иас уходит лето.
А вторая — куст малины
В нитях белых паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река —
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут
белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь —
Значит, наступила ОСЕНЬ.
Т.Шорыгина
Улетают, улетели...
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Е. Благинина.
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
9
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.
Е. Головин.
Загадки
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … !
(Капуста)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … .
(Картошка)
Кругла да гладка,
Откусишь – сладка.
Засела крепко
На грядке … .
(Репка)
Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке … .
(Кабачок)
Кто в земле укрылся ловко?
Это рыжая … .
(Морковка)
Вот зеленый молодец.
Он зовется … .
(Огурец)
Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный, спелый … .
(Помидор)
В огороде вырастала,
Под дождями мокла,
Созревала-созревала
И созрела … .
(Свёкла)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … .
(Лук)
Не ворона, не синица —
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось
в
лесу
«ку-ку».
(Кукушка)
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит.
(Грач)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали…
Кто скажите? … (Журавли)
Считалки.
Разноцветный листопад
Позовёт с собой ребят!
Листик раз, листик два,
Начинается игра!
Листик клёна и осины,
И берёзы, и рябины,
Листик липы, листик дуба,
Будем мы играть друг с другом!
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдет,
Тот из круга вон пойдет.
«Прятки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты пойди-ка, поводи!
Словесные игры
1. «Кто самый внимательный?» - развитие слухового внимания и памяти,
активизация словаря по лексическим темам.
2. «Посчитай!» - согласование существительного с числительным.
3. «Подбери признак» - согласование существительного с прилагательным в и.п.
10
4. «Какой, какая, какое» - образование относительных прилагательных.
5. «Объясни, как ты понимаешь» - толкование пословиц и поговорок.
6. «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
7.«Вопрос - ответ» - развитие умения отвечать на вопрос простым предложением.
8.«Подбери современное слово» -
развитие слухового внимания и памяти,
активизация словаря.
9.
«Кто за кем летит?» - упражнение детей в употреблении предлога «За»
Пословицы
•Теплый октябрь – к морозной зиме.
•Листопад прошел быстро - зима будет суровой, а если листья остаются зелеными
и долго держатся на деревьях - зима будет короткая, с небольшими морозами.
•Посмотрите на березу в начале октября - если листья еще не опали, то снег ляжет
поздно.
•В октябре на одном часу и дождь, и снег.
•Плачет октябрь холодными слезами.
•После октября летом не пахнет.
•Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
ЛОГОРИТМИКА
«Дождик»
Дождик, дождик на дорожке
(стучат кулачками друг о друга).
Он намочит наши ножки
(наклоняются, хлопают ладонями по коленям).
Нужно ножки поднимать
(стоя на месте шагают, высоко поднимая ноги).
Через лужицы скакать
(указательный жест правой рукой вправо—вниз, один прыжок на месте).
Вот так, вот так
Через лужицы скакать
(прыжки из стороны в сторону).
Поспешим мы, поспешим,
От дождя мы убежим
(семенящий бег на месте).
Поспешим мы, поспешим,
От дождя мы убежим
(присесть — «спрятаться в домик»).
Ветер и листья
Ветер по лесу летал,
Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Ветер листики считал.
Вот дубовый,
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую
строку.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Опускают руки, приседают.
Ветер по лесу кружил,
11
Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками
Ветер с листьями дружил
Вот дубовый,
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую
строку
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.
Кружатся на носочках на месте.
К ночи ветер-ветерок
Приседают, опустив руки.
Рядом с листьями прилег,
Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую
строку.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ложатся на спину, расслабляются,
закрывают глаза
Тихо дремлет на тропинке. И. Нищева
Физкультурная минутка.
В огород пойдем,
(шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
(«таскают»)
И картошки накопаем.
(«копают»)
Срежем мы кочан капусты,
(«срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный,
(показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко
(«рвут»)
И вернемся по дорожке.
(шаги на месте)
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими
при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
12
«Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
Ты и я, ты и я, (указывают пальчиком друг на друга)
Мы с тобой одна семья. (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе читаем, (делают «очки»)
Вместе играем, (прыгают на одной ноге)
Всегда и во всем мы (хлопают в ладоши)
Друзьям помогаем.
«Перелетные птицы»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
«Огород»
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог —
разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки
к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,
(дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,
(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,
(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.
(дети разминают мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали.
(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой
(разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку.
(разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка,
(разгибают средние)
13
Подбежала Жучка,
(разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула.
(разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка!
(поднимают руки вместе)
«Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
«Грибники»
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы идем грибы искать (разгибаем пальчики обеих рук).
Этот пальчик в лес пошел, (загибаем пальчики, начиная с мизинца).
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик жарить стал,
Этот все на стол подал,
Этот сел, все съел,
От того и потолстел (большой палец не загибаем, показывая, что он толще всех).
Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать.
Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое
вправо (2-3 раза).
4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать
голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.
Индивидуальная работа по речевому развитию
1.
«Найди ошибку» - учить отчетливо произносить многосложные слова
громко, развивать слуховое внимание.
2.
«Доскажи слово - учить отчетливо произносить многосложные слова
громко, развивать слуховое внимание.
3.
«Какое время года» - учить соотносить описание природы в стихах или
прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту
мышления.
4.
«Какая, какой, какое?» - учить подбирать определения, соответствующие
данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
14
5.
«Прятки» - учить находить предмет по описанию, закрепить умение
использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать
слуховое внимание.
6.
«Кто
больше
назовет
действий?»
-
учить
подбирать
глаголы,
обозначающие действия, развивать память, внимание.
7.
Составление и загадывание загадок об осенних природных явлениях,
перелетных птицах, грибах и овощах
8.
«Угадай по описанию»
9.
«Расскажи об осени по плану» - формирование умений детей строить
монолог.
1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.
«Я начну, а ты закончи» - формирование умений детей заканчивать предложения,
подбирая слова, подходящие по смыслу
Дыхательная гимнастика
«Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
И.п: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться
на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе
произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
«Поединок»
Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч",
пытаясь
"забить
гол"
-
вата
должна
оказаться
между
кубиками.
Немного
поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу
игры в футбол.
«Вода в лужах»
На вдохе плавно покачивать руками внизу вправо – влево; на выдохе произносить
«Буль – буль – буль!» Повторить 3 – 4 раза
«В лесу»
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе
произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то
вправо.
Творческий час - активизация имеющихся у детей знаний и представлений об
окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений;
активизация словаря, развитие воссоздающего и творческого воображения
Придумывание стихов, загадок, сказок по теме: «В гостях у Осени», «Разговор
овощей», «Интересные места в городе», «Традиции нашей семьи», «Почему птицы
улетают на юг?», «Кто как кричит? Домашние птицы».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Дидактические игры
«Раньше –
позже»
-
развивать
логическое мышление,
умение замечать
непоследовательность в суждениях.
15
«Где живет?»
-
закреплять
знания детей о среде обитания
животных,
фантастических героев
«На что похоже» -
развитие ассоциативности мышления, обучение детей
сравнениям разнообразных систем.
«Где что растет?» - учить понимать происходящие в природе процессы; дать
представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от
состояния растительного покрова; развивать речь.
«Какое время года?» - учить соотносить описание природы в стихах или прозе с
определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
«С какой ветки детки» - развитие памяти, внимания, словаря прилагательных и
числительных; воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим
детям.
«Кто больше назовет блюд» - развитие быстроты реакции на вопрос, внимание;
воспитывать выдержку, терпеливость.
«Узнай овощи на вкус» – закрепление знаний об овощах, умение распознавать
овощи по вкусу.
«Собери урожай» - формировать умение знать способы хранения овощей и
фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам,
рассказывать об этом.
«От какого дерева лист?» - формировать умение знать особенности формы и
расцветки листьев деревьев осенью; уметь по сигналу быстро ориентироваться на
участке и находить нужное дерево; называть деревья, узнавая их по строению, коре,
остаткам семян, листьев; называть их цвета и оттенки.
«Кого выводят птицы?» или «У кого кто?» - формирование представлений детей
называть птенцов перелетных и домашних птиц.
«Кто больше назовет перелетных/домашних птиц?» - формирование умения
называть перелетных птиц
«Что бывает осенью?» - закрепление понятия об осенних явлениях, активизация
словаря по теме.
«Летает – не летает» - развитие представлений об объектах природного мира..
«Съедобное - несъедобное» - закрепление знания о съедобных грибах.
«Что, за чем» - закреплять знания осенних месяцев, признаков каждого осеннего
месяца.
«Блоки Дьенеша», «Палочки Куюзенера» - развивать умение задавать вопросы и
развивать умение выделять свойства.
«Какая, какой, какое?» - учить подбирать определения, соответствующие данному
примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
«Чудесный мешочек» - упражнять в умении определять предмет на ощупь.
«Земля-воздух-земля»
-
закрепить
знания
о
животных,
насекомых,
птицах, развивать внимание, память.
«Узнай по описанию» -развивать память, внимание.
«Головоломки» - развивать логическое мышление.
«Кто быстрее найдет березу, тополь, клен?» - закреплять знания детей о деревьях
нашего участка.
«Перекресток» - закрепить правила дорожного движения.
«Где что можно делать?» - активизация в речи глаголов, употребляющихся в
определенной ситуации.
«Собери из частей целое». – развивать внимание и наглядно-образное мышление.
«Чудесные превращения» - развивать умение называть предметы и ситуации на
основе наглядных моделей.
«Что с начало, а что потом?» -закрепить и уточнить знания о частях суток, дней
недели, времен года, режима дня.
16
Наблюдения на прогулке.
1. За солнцем.
Задачи:
дать
детям
представление
о
состоянии
погоды
осенью.
Учить
устанавливать причинно-следственные связи.
2. Наблюдение за погодой
Цель: обращать внимание на то, как изменилась природа; закрепление умений
сравнивать природные изменения; развитие наблюдательности.
Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на
вопросы.
Нахмурится, насупится, в слезы ударится
Ничего не останется. (Туча.)
Блестит под солнцем после стужи
На асфальте сером... (лужа).
В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
С. Маршак
Продолжать наблюдение за признаками осени (октябрь). Обсудить народные
приметы и пословицы:
•
Октябрь – грязник.
•
Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
•
Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет
ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.
•
Весна красна цветами, а осень – снопами.
•
В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет,
сверху льет, снизу метет.
Воспитатель предлагает ответить на вопросы.
• Какие произошли в природе изменения?
• Какое стало небо?
• Как часто светит солнце?
• Идет ли дождь?
3.Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями
термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в
августе в среднем на 5 градусов.
Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
4.Наблюдение: за проходящим транспортом.
Задачи: учить детей различать легковой и грузовой транспорт, развивать
наблюдательность, умение правильно излагать свои мысли.
5. Наблюдение за рябиной.
Задачи: продолжать знакомить детей с рябиной.
Как выглядит рябина? Где она растет? Какие звери любят ягоды рябины?
Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? Что дает рябина людям?
17
Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными
золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках
и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко
наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-
лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки.
Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки.
6. За легковыми автомобилями.
Задачи:
учить
различать
автомобили
по
их
назначению;
формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.
7. Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети
находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает,
хлещет, шумит, стучит по крыше).
Стихотворение С.Егорова «Осень»:
Все тучи, тучи. Дождик.
Холодный, словно лед,
Колючий, словно ёжик,
По осени бредет.
8. За небом и облаками.
Задачи: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.
Развивать наблюдательность, внимание, умение отвечать на вопросы грамматически
правильными предложениями.
9. Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений
(большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие
капли воды в воздухе.
Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:
Кто–то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
Загадка:
Спрятал луга,
Спрятал стога
В синий карман,
Синий… (туман)
10.Наблюдение за ветром. Дети самостоятельно дают характеристику ветру:
сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера
определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или
оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
Загадка:
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (ветер)
Дидактическая
игра
«Ветер,
ветер,
ты
какой?»
(упражнять
в
подборе
прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый,
резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый,
влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний,
осенний.
18
11.Наблюдение за тополем.
Ход наблюдения:
Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него
сильные,
крепкие
ветки,
с
острыми,
клейкими
листочками,
почками).
Когда
распускаются листочки, то кажется, что тополь надел зеленую шапку, летом летит с
тополя пух, а весной у тополя появляются сережки. Как называются ветки вместе с
листьями у древа? (крона дерева). Тополь хорошо очищает воздух, корни дерева достают
влагу из земли, он дает много тепла. Древесина тополя мягкая, легкая, из нее
изготовляют бумагу, спички, игрушки, делают фанеру: строительный материал.
Художественное слово: мальчик топал, топал, топал и увидел тополь, тополь.
12. Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев
березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника,
рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить
назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
13.
Наблюдение за листьями в сухую погоду.
Предложить походить по
опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая
вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно
испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и
перестанут шуршать).
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о
листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются,
замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).
14. Наблюдение за трудом взрослых
Наблюдение за работой дворника.
Задачи: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к
труду.
Ход наблюдения
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие орудия труда нужны дворнику для работы?
Какую работу выполняет дворник осенью?
Для чего нужна работа дворника?
Как мы можем помочь дворнику?
15. Наблюдение за перелетными птицами
Задачи: расширить представления о перелетных птицах;
воспитание познавательного интереса к птицам.
Ход наблюдения
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
М. Ивенсен
Беседа
•
Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц
становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои
силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)
•
Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью.
(Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью
птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)
19
•
Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится
все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения,
уменьшается количество плодов и семян.)
•
Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц
осенью?(Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают
насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды,
семена, зерно.)
•
Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают
улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)
•
Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно
носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)
•
Назовите
первый
признак
приближения
осеннего
перелета
птиц.
(Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)
16.
Наблюдение за почвой.
Задачи: углублять знания о неживой природе;
Ход наблюдения
Сравнить почву на участке и огороде.
Опыт 1: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.
Сколько слоев почвы? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний
плодородный слой почвы.)
Полить водой.
•
Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный слой почвы легко
пропускает воду, глина с песком — плохо, так как в глине нет воздуха.)
•
Какая растительность преобладает на участке и огороде?
Опыт 2: рассмотреть верхний плодородный слой почвы.
♦ Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие остатки растений, их
корни, останки животных.)
17. Наблюдение за воробьем осенью.
Задачи: продолжать закрепление знаний о воробье; учить видеть изменения в
поведении птиц с приходом осени; активизировать внимание и память.
Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая птичка.)
Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не
серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными
полосами.)
А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые,
украшенные рыжеватой каймой.)
Опытническая деятельность.
Опыт 1. «Дыхание листьев»
Цель: знакомство с «дыханием» листьев.
Оборудование: миска с водой, листья.
Этот эксперимент интересен по двум причинам. Во-первых, дети не всегда
думают о растениях и деревьев, как о «живых» существах. А, во-вторых, это способ
реально увидеть то, что обычно скрыто от глаз. Налейте в миску теплую воду. Лучше
чтобы миска была прозрачной. Сорвите с дерева листок (не подбирайте с земли!).
Поместите лист в миску и придавите его небольшим камнем, чтобы он был полностью
погружен под воду. Затем поместите миску на солнце. Теперь самое сложное -
подождать несколько часов. Поэтому начните его перед прогулкой, а завершите после
нее. Заглянув в миску через несколько часов, вы сможете увидеть небольшие пузырьки,
которые образуются вокруг листа и краев чаши. Внимание, вопрос детям: что
произойдет, если они нырнут под воду и начнут дышать там. Правильно – пойдут
20
пузыри! С листьями происходит нечто подобное. В процессе фотосинтеза лист выделяет
кислород, который можно увидеть в виде пузырьков в воде.
Опыт 2
«Воздух невидим».
Цель: знакомство со свойствами воздуха – не имеет определенной формы,
распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать
познавательный
интерес
детей
в
процессе
экспериментирования,
устанавливать
причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход:
воспитатель
предлагает
взять
(последовательно)
ароматизированные
салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в
помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
Опыт 3 «Осень на ощупь»
Сенсорные коробки и игры – актуальны в любом возрасте (ну, до школы точно), а
идей по их наполнению и не сосчитать. Соберите на прогулке желуди, сосновые шишки,
яблоки, разные листья, добавьте к ним домашние вещи, перемешайте и положите в
мешок.
Вариант для дошкольника: наденьте ребенку повязку на глаза и попросите его
угадать предмет на ощупь. Пусть сравнит потом свой вариант с оригиналом.
Опыт-4 «Где сейчас солнце?» (обратить внимание на положение солнца утром,
днем и вечером)
Беседы
«Какие грибы растут в лесу?»,
«Что нам осень принесла?», «Нет трудов, нет
плодов», «Перелетные птицы», «На птичьей ферме».
Рассматривание фотографий, иллюстраций, сюжетных картинок об осени,
деревья, грибах и овощах.
Рассказывание о личных впечатлениях по лексическим темам
Экскурсия по участку детского сада и огороду.
Индивидуальная работа по познавательному развитию
Д /и «Сколько?» - упражнять в счете (на ощупь); развивать внимание.
Д/и «Чудесный мешочек» - закрепить количественные отношения между
числами.
Д/и «У кого столько же» - закрепить навыки счета в пределах 5.
Д/и «Сложи фигуру» - продолжать учить различать и называть геометрические
фигуры.
Д/и «Что изменилось»- правильно называть геометрические фигуры и их
пространственное расположение; развивать зрительную память; логическое мышление;
внимание.
Д/и «Каждую фигуру на свое место» - дать представление об изменении
геометрических фигур.
Д/и «Скажи, где?» - закрепить умение различать геометрические фигуры;
определять положение предметов на листе бумаги.
Д/и «Неделька, стройся» - упражнять в названии последовательности дней
недели; развивать внимание; формировать навыки самоконтроля.
«Делай по порядку» - развивать умение детей чётко выполнять основные
движения, память, внимание.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Знакомство с художниками - иллюстраторами (по рассказам о природе): Николай
Устинов.
21
Рассматривание осенних пейзажей и натюрмортов русских живописцев: Валентин
Серов, Казимир Малевич, Иван Крамской, Илья Репин.
Беседа «Знакомство с творчеством художников» - развитие устойчивого интереса
к книге, к её оформлению, иллюстрациям.
«Художественный музей»
Цель:
ознакомление
дошкольников
с
книжно-иллюстративной
выставкой
художника-иллюстратора.
Дидактическая игра «Найди иллюстрацию нужного художника».
Цель: развитие памяти и мышления, эстетического вкуса.
Рисование
Цель: обучение умению изображать простейшие окружающие предметы и
явления, упражнение в правильном владении изобразительными материалами (мелом,
восковыми мелками, цветными карандашами, рисовании кистью).
«Осень золотая».
«Правила поведения в лесу».
«Портрет любимого дерева».
«Наш урожай» (сюжетное рисование)
«Нарисуй по образцу»
«Лебеди»
«Дорисуй узор» (декоративное).
«Осенний пейзаж».
Конкурс рисунков по пожарной безопасности.
Индивидуальная работа по рисованию
«Чудесные превращения кляксы», «Натюрморт», «Что тебе нравится рисовать»,
рисование по трафаретам и шаблонам, «Дорисуй по точкам», «Проведи линию»,
«Поможем художнику», «Дорисуй предмет»,
«Собери пейзаж».
Аппликация
Цель: упражнение в приемах вырезания предметов круглой и овальной формы, из
бумаги сложенной в несколько раз, закрепление умений аккуратно приклеивать готовые
детали.
«Осенний ковер»
«Овощная корзинка» - учить приклеивать предметы.
«Резные листья» - учить ритмично располагать декоративные элементы.
«Натюрморт» - учить использовать знакомые приемы работы с бумагой и клеем.
«Полет птиц» - учить составлять композицию, закреплять приемы работы с
ножницами.
Индивидуальная работа по аппликации
«Придумай сам», «Составь натюрморт», «Кто быстрее и больше», «Собери узор»,
«Разрезные картинки».
Лепка.
Цель: упражнение в приемах лепки, развитие творческого воображения и мелкой
моторики.
«Урожай» - закреплять приемы лепки.
раскатывание, оттягивание, сплющивание.
«Грибное лукошко» - учить приемам лепки конструктивным способом школьные
принадлежности.
«Гуси-лебеди» - учить приемам скатывания и соединения деталей между собой.
22
«Дары осени» - учить приемам раскатывания
Индивидуальная работа по лепке
«Реставратор», пластилиновая живопись «Птицы», «Пластические этюды»,
«Овощи и грибы», Дидактическая игра «Формы», «Придумай узор».
Музыкальная деятельность
Слушание «Звуки природы», П. Чайковский «Детский альбом», «Осенняя песня»
(из цикла «Времена года»). Портрет П. Чайковского.
Пение песен об осени, природе, труде взрослых.
Танцевальные игры: «Делай так», «Урожайная».
Сочинение сказки «Путешествие в осенний лес».
Импровизация - игра на детских музыкальных инструментах.
Слушание русских народных мелодий, классической музыки.
Детское творчество «Пропоем знакомое стихотворение».
Прослушивание рассказов о природе в аудиозаписи.
Танцевальная импровизация.
Дидактический игры «Угадай, что звучит», «Оркестр», «Повтори мелодию».
Досуговая деятельность. Развлечения.
1.«Осенние посиделки»
2.«День защиты животных», экологическое мероприятие.
3.«По дороге к сказке».
4. Спортивное развлечение «Соберем урожай».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Ширма – раскладушка по теме: «Осень. Октябрь».
Беседа с родителями «Режим дня и его значение в жизни ребёнка», «Одеваемся по
погоде».
Ширма – раскладушка: «Безопасность детей в автотранспорте».
Информационные листы:
«Рекомендации для родителей по ПДД и ПБ».
«Опасные растения и грибы»
«Правила безопасности в лесу»
Индивидуальные беседы:
«Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний
детей»,
«Формируем навыки самообслуживания у ребёнка».
Оформление наглядной информации для родителей «Профилактика кишечных
заболеваний».
Привлечение родителей к оформлению участка группы и изготовлению атрибутов
для совместных игр с детьми.
Оформление уголка по ПДД в группах совместно с
детьми.
Оформление стенда «Наша группа», «Море информации».
Консультация
«Подземный переход»,
«Один дома. Как обучать ребенка безопасному поведению дома»
Пополнение библиотеки для родителей «Развитие речи», «Почемучки».
23
Развивающая предметно – пространственная среда
Иллюстрации, фотографии: «Осень», «Деревья». «Овощи», «Перелетные птицы».
Энциклопедии, журналы по лексическим темам, выставка овощей, коллекция
листьев.
С/р игры: «Семья», «В лесу», «Овощной магазин», «Безопасность движения»
(изготовление атрибутов к играм).
План расположения детского сада и окружающих домов и дворов.
Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо?» - о хороших и «плохих»
правилах поведения в природе и в окружающей жизни, «Узнай по запаху, на вкус»,
гербарий растений родного края.
Материалы и оборудование для опытнической деятельности с песком и почвой,
водой и растениями.
Выставить библиотеку потешек, пословиц, стихов, сказок об осенних природных
явлениях, деревьях, перелетных птицах, овощах и грибах.
24