Автор: Седова Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУЗ ВО "Муромский дом ребенка специализированный" Населённый пункт: город Муром, Владимирской области Наименование материала: Конспект Тема: "Сенсорное развитие детей первого года жизни" Раздел: дошкольное образование
первого года жизни.
Основная задача сенсорного воспитания – помочь малышу накопить
представления
о
цвете,
форме,
величине,
фактуре
и
других
свойствах
предметов и явлений.
Сенсорное
развитие
на
первом
году
жизни
служит
основой
для
формирования
всех
линий
развития
малыша,
поэтому
сенсорному
воспитанию нужно уделять большое внимание. Воспитывать детей с первых
дней жизни! В нашей стране эту мысль неоднократно подчёркивали учёные
Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина. Их исследователи разработали методику
сенсорного воспитания детей младенческого возраста и доказали, что у детей
прошедших
специальное
сенсорное
обучение,
наблюдалось
более
раннее
появление всех умений – развитие эмоций, зрения, слуха, понимания речи
взрослого,
развитие
действий
с
предметами,
движений,
т.е.
обучение
в
первые дни и недели жизни повлияло на весь ход дальнейшего нервно-
психического развития в течении первого года жизни.
Ребёнок приходит в мир с очень большим потенциалом сенсорных
способностей. Задача взрослого – выявить их и своевременно способствовать
их дальнейшему развитию.
В
младенческом
возрасте
важно
своевременно
обогатить
малыша
зрительными, слуховыми, осязательными впечатлениями, чему прежде всего
с п о с о б с т ву е т
н а с ы щ е н и е
о к р у ж а ю щ е й
с р е д ы
п р е д м е т а м и ,
соответствующими особенностям сенсорного развития младенца, в том числе
– дидактическими материалами; непосредственным общением взрослого и
ребёнка; проведение специальных игр – занятий по сенсорному воспитанию.
Первый
год
жизни
условно
делится
на
следующие
периоды
(возрастные):
от
0
до
3
месяцев
(в
этом
периоде
есть
период
новорождённости, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев, от 9 месяцев до года.
Каждый из периодов характеризуется развитием тех или иных умений.
Эти умения названы ведущими – это то, что получило наибольшее развитие
на
данном
возрастном
этапе
и
является
необходимым
для
дальнейшего
развития
ребёнка.
Именно
на
ведущие
линии
развития
направлено
воспитательное воздействие взрослого.
В
период
новорождённости
ещё
трудно
выделить
ведущие
линии
развития, но можно определить основные задачи воспитания – одна из них
формирование первых зрительных и слуховых реакций, т.е. формируются
умения, которые не могут появиться у младенца без специального обучения.
У
грудных
детей,
как
утверждают
исследователи,
существует
врождённый механизм опознания человеческого лица (уже в 5-7 дней от
рождения
он
видит
лицо),
поэтому
первым
пособием,
которое
можно
использовать
для
развития
зрительного
восприятия
будет
изображение
человеческого лица (его надо повесить над кроваткой, на расстоянии 25 см от
глаз) – большее удаление даёт рассеянное изображение.
1
Новорожденный различает свет и темноту, установлено, что уже в
двенадцатидневном возрасте малыш различает цвета, как резко различные
(красный и зелёный), так и их оттенки – оранжевый и светло – зелёный.
Игра – занятие: «Различение предметов разного цвета»
(с 20-го дня
жизни).
Дидактическая задача: обогащение малыша цветовыми впечатлениями,
развитие способности различать цвета.
Материал: несколько игрушек разного цвета, игрушки должны быть
одинаковыми по величине и по форме, достаточно насыщенного цвета.
Ход занятия: над ребёнком лежащим на спине, помещают зелёную
игрушку; с этой целью высоко над постоянным местом бодрствования на
ленте привязывают игрушку и опускают её вниз, чтобы она находилась на
расстоянии
60-70
см
от
груди
малыша.
Привлекая
внимания
малыша
к
игрушке, взрослый приводит её в движение, вращает, потряхивает. С того
момента, как малыш начинает рассматривать игрушку, можно зафиксировать
время,
продолжительность
рассматривания,
если
ребёнок
рассматривает
игрушку
более
5
лучше
отвлечь
его
от
этого
занятия,
чтобы
избежать
переутомления.
С
каждым
последующим
показом,
малыш
всё
меньше
и
меньше
времени смотрит на игрушку. Показ проводить два раза в день. Примерно
через 3-4 дня после того, как малыш перестанет обращать внимания на
зелёную
игрушку,
её
заменяют
красной.
Взрослый,
сконцентрировав
внимание малыша на игрушке нового цвета, фиксирует продолжительность
её
рассматривания.
Разница
продолжительности
рассматривания
зелёной
игрушки
на
4-ый
день
и
красной
при
её
первом
предъявлении
свидетельствует о различении малышом этих цветовых тонов.
Игрушка красного цвета висит над ребёнком три дня. Специальный
показ её проводится, так же как и с прежней игрушкой, 2 раза в день, в
течении 3-5 мин. Каждый раз.
Через каждые 3-4 дня можно вводить новые игрушки, меняем их цвета
(жёлтый, оранжевый, синий, фиолетовый). Также в период новорождённости
нужно
вызывать
у
малыша
ступенчатое
слежение
глазами
за
медленно
движущейся игрушкой (с 10-15дней).
Игра – занятие: «Сначала влево, затем вправо».
Дидактическая
задача:
учит
младенца
удерживать
в
поле
зрения
движущийся предмет (ступенчатое слежение).
Материал: погремушка с шаром.
Ход занятия: игрушку держат на расстоянии 40-50 см. над грудью
ребёнка лежащего на спине и медленно перемещают 2-3 раза вправо и влево
(до 30см.). Если ребёнок не смотрит на игрушку, привлекают к ней внимание,
вызывая
звук
погремушки,
потряхивая
ею
2-3
раза.
Малыш
фиксирует
взглядом игрушку до 10 см., движение глаз скачкообразные. Может следить
2
за игрушкой в одну сторону. Интенсивно развивается слух младенца. Если,
находясь ещё в утробе матери, он при громких звуках затихал, а потом
вздрагивал, то после рождения, в 2-3 недели, он активно прислушивается к
звукам, человеческой речи, к пению тихой мелодичной песенки, к звукам
погремушки, колокольчика.
Уровень развития обоняния новорожденного также достаточно высок:
он замедляет дыхание, морщится при резких, неприятных запахах. Хорошо
развиты и вкусовые анализаторы: младенец различает не только горькое и
сладкое, кислое и солёное, он отличает материнское молоко от коровьего, по-
разному
реагирует
на
разную
пищу,
выплёвывает
непонравившуюся
еду,
отворачивается; при настойчивом стремлении взрослого накормить ребёнка –
сжимает губы.
У новорожденного ребёнка общение поначалу отсутствует. Младенец
плачет сигнализирует о своём неблагополучии, при этом он не обращается к
конкретному человеку, не ищет его, он кричит «в пространство». После
устранения причины дискомфорта малыш успокаивается и никаких действий,
направленных на продолжение взаимодействия со взрослым, не совершает.
Однако постепенно, со 2-ой – 3-ей недели жизни, ребёнок начинает
фиксировать взглядом лицо взрослого, его глаза. Взгляд в глаза – первый
признак
зарождающегося
общения.
Установлено,
если
взрослый
не
разговаривает с ребёнком с первых дней жизни, мало уделяет ему внимания,
то
и
появление
взгляда
глаза
в
глаза
отмечается
гораздо
позднее.
Это
происходит потому, что на этапе новорождённости малыш фактически ещё не
является партнёром по общению и взрослый должен выполнять роль обоих
партнёров.
Адресуя
младенцу
любовь,
выраженную
в
нежных
словах,
взрослый погружает малыша в «поток общения». Так появляется потребность
в эмоциональном общении.
При правильном воспитании малыш к концу первого месяца в ответ на
общение взрослого не только замирает, глядя ему в глаза, но и улыбается.
Такая улыбка – очень важный момент в психическом развитии ребёнка – эта
улыбка
называется
«социальной».
Так
совершается
переход
от
взаимодействия ребёнка с взрослым к общению с ним.
Ведущим в развитии малышей от 1 до 3-х месяцев является развитие
зрительных
и
слуховых
ориентировочных
реакций,
плюс
развитие
эмоционально
–
положительных
реакций.
Скачкообразное,
ступенчатое
движение
глаз
к
началу
второго
месяца
жизни
сменяется
плавным
слежением. Из предлагаемых игрушек малыш отдаёт предпочтение медленно
движущимся и мелодично звучащим красочным фигуркам детской карусели
(мобиль) – это яркий пример взаимодействия зрительной и слуховой реакции.
В 1,5 – 2 месяца младенец разбирает форму предметов: прямоугольник,
квадрат, круг, овал, треугольник; объёмные и плоскостные предметы - это
круг, шар, треугольную призму и плоский треугольник, прямоугольник и
цилиндр.
3
Развивающиеся
координационные
движения
глаз
позволяют
ему
останавливать свой взор и на собственном отображении в зеркале, и на
неподвижных предметах, игрушках. Находясь в вертикальном положении на
руках взрослого, ребёнок учиться рассматривать предметы в новом ракурсе.
Игры – занятия, развивающие зрительное восприятие.
1. Где мама? (тётя?)
Привлечь внимание малыша к своему лицу, можно высунуть язык,
надувать щёки, округлять губы, фыркать. Возьмите руку ребёнка, обхватив её
за локоть, и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до губ, щёк, носа и
подбородка. Нужно разговаривать с малышом и ласкать его, убедившись, что
малыш смотрит на вас, наклоняйте голову вправо и влево, напевая песенку.
Ой, мой, маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
Эта игра научит ребёнка длительно следить за лицом взрослого.
2. Показ двух одинаковых игрушек с изменением расстояния между
ними (с 2-х месяцев).
Дидактическая задача: упражнять детей в активном прослеживании
движений предметов.
Материал:
используются
две
одинаковые
игрушки,
например
пара
медвежат.
Ход занятия: перед лежащим на живот ребёнком в центре на расстоянии
1
метра,
взрослый
ставит
рядом
2
игрушки,
сконцентрировав
на
них
внимание
ребёнка,
начинает
отодвигать
одну
игрушку
от
другой,
приговаривая:
«идёт
мишка,
топ-топ».
Ребёнок,
наблюдая
з а
перемещающейся игрушкой, поворачивает голову, а затем и весь корпус в том
же направлении. Отведя, таким образом, медвежонка на расстояние 80-100см
от центра, взрослый переключает внимание малыша на вторую игрушку,
находящуюся в центре, и точно так же начинает её отодвигать в другую
сторону. Таким образом, ребёнок поворачивает голову, а затем и весь корпус
вслед за перемещающимися игрушками, то в одну сторону, то в другую
сторону. Далее взрослый передвигает поочерёдно обоих медвежат к центру,
вызывая у ребёнка активные движения головы, туловища, прослеживания
взглядом.
Задание
выполняется
2-3
раза
подряд,
по
2-3
раза
в
день,
продолжительно игры 2-3 минуты.
Столь же стремительно развивается и слуховое восприятие. Ребёнок
первого
месяца
жизни
реагирует
на
разнообразное
звучание
игрушек,
мелодий, в 1,5 месяца различает звуки, отличающиеся по высоте всего на
полтона, и все же явное предпочтение отдаёт речи и пению взрослого.
Игры, развивающие слуховое восприятие.
4
1. «Бубенчики».
Расположить
малыша
у
себя
на
коленях.
Звеня
бубенцами,
напеть
песенку:
Бубенчики висят,
Качаются, звенят,
Повторим мы их звон:
Динь – динь, дан – дан, дон – дон!
М.Долинова
Позвените бубенцами справа или слева от ребёнка на расстоянии 60-
70см.
так,
чтобы
малыш
мог
их
ещё
и
видеть.
Дайте
звуку
затихнуть,
посмотрите
на
ребёнка
–
прислушивается
ли
он
к
звучанию
бубенцов,
затормозив свои движения. Позвените ещё раз и после того, как малыш
затихает, а звук угаснет, покажите бубенцы ребёнку. Добейтесь, чтобы он
следил взглядом за звенящими бубенцами. Игру повторить 2-3 раза.
Игра проводиться в течение 3-4 дней, затем можно использовать другие
игрушки в результате малыш начнёт прислушиваться к звучанию различных
игр и предметов.
2. Музыкальный инструмент.
Напевать и играть на музыкальном инструменте, стоя в стороне, около
манежа – вызывать прислушивание и отыскивание источника звука.
Главное достижение взрослого и младенца – «комплекс оживления»,
который малыш демонстрирует по собственной инициативе в 2,5 – 3 месяца.
В
ответ
на
обращение
взрослого
ребёнок
оживляется,
начинает
усилено
двигать ногами, вскидывать руки навстречу взрослому, радостно улыбается
ему,
издавая
звуки.
Формирование
«комплекса
оживления»
-
значимая
стартовая площадка для новых достижений.
Когда во время «комплексного оживления», во время бодрствования,
ребёнок выпрямляет руки, разбрасывает их в стороны, игрушки подвешивают
ниже на высоте, слегка вытянутой руки ребёнка; игрушки должны быть более
мелкими,
удобными
для
захватывания
(погремушки
в
виде
колец
с
шариками); сначала по одной над правой и левой рукой ребёнка, а затем одну
над грудью ребёнка на высоте поднятых рук.
Игры – занятия (на развитие движения рук).
1. Игра с кремом.
Выдавить детский крем себе на ладонь, возьмите кулачок или ладошку
ребёнка и в ритм потешки круговыми движениями размазывайте крем ручкой
малыша по своей ладони:
Вот какие малыши!
Наши пальчики уж очень хороши!
Ля-ля-ля-ля-ля!
5
Эти ритмичные движения позволяют расслабить мышцы пальцев у
детей с повышенным тонусом и стимулировать тонус мышц у вялых детей.
Повторите те же игровые действия с другой рукой малыша, а затем обхватите
его ладошку своей рукой так, чтобы четыре пальчика «спрятались» в кулачок,
а большой пальчик был сверху.
Спрячем пальчики вот так
И вот так,
Поместились наши пальчики в кулак.
Вот так, вот так!
Повторяйте игровые действия несколько раз. В конце игры погладьте и
разотрите пальчики ребёнка от кончиков к ладони.
2.Потрогайигрушку.
Положив
ребёнка
в
манеж,
под
низко
висящие
игрушки,
прикасаться
игрушкой к рукам ребёнка с ладонной и тыльной стороны кисти, побуждая
наталкиваться руками на игрушки (с 2месяцев).
3. Мамин (тётин) пальчик.
Погладьте руки малыша, добиваясь, чтобы он развёл пальцы. Вложите
свои большие пальцы в ладони ребёнка, стимулируя хватательный рефлекс.
Малышу будет веселее, если вы почитаете потешку:
Гуля, гуля – голубок,
Гуля сизенький
Сизокрыленький
Всем миленький.
4. Ленты, шнурки и верёвочки.
Можно приготовить ленты, верёвочки различного плетения, шнурки с
узелками, предметы, обшитые различной тканью.
Погладьте руки ребёнка. Обхватите их в локтевом суставе и потрясите –
у него расслабиться предплечья. Затем зафиксируйте руки в лучезапястном
суставе, потрясите их, у ребёнка расслабятся кисти и пальчики. Похлопайте
его кулачком по своей ладони, добиваясь разведения пальчиков. Вложить в
раскрытую ладонь малыша ленточку, верёвочку или шнурок. Обхватите своей
рукой кулачок малыша с игрушкой, предоставляя ему возможность ощупать
её. Все действия сопровождайте эмоциональной насыщенной речью.
Во всём мире учёные единодушно отличают, что у детей лишённых
родительской
ласки
и
внимания,
остаются
недоразвитыми
важнейшие
области мозга. Тифани Филд, директор института тактильных исследований
при Майамском университете, считает, что тактильная терапия помогает при
коликах,
расстройства
сна,
повышенной
возбудимости.
Более
того,
это
прекрасный способ вести диалог с младенцем без слов. По мнению доктора
Филд, прикосновения и поглаживания имеют не только психологический
эффект, но и стимулируют ЦНС.
Педиатр
Нина
Моди
из
Лондонского
Хаммерсмитского
госпиталя
отмечает,
что
в
области
тактильной
терапии
пока
ещё
много
неисследованного. Учёные находятся на самой начальной стадии базовых
6
исследований
в
этой
области,
и
всё
же
тактильная
терапия
всё
чаще
применяется в детских больницах, домах ребёнка и приобретает всё большую
популярность у родителей. Так, что ребёнка нудно тормошить, прижимать,
ласкать,
целовать.
Эмоциональное
общение
влияет
на
развитие
познавательной
активности
ребёнка
в
отношении
предметного
мира.
В
процессе общения с взрослыми развиваются зрительные действия (фиксация,
слежение, рассматривание), слух, движения рук, необходимые для познания
предметов.
При дефиците общения развитие познавательной активности у ребёнка
заторможено,
он
вял,
апатичен,
не
проявляет
интереса
к
окружающим
предметам.
Как обогатить исследовательский опыт младенца от 0 до 3 месяцев.
1.
В
периоды
бодрствования
подвешивайте
в
кроватку
или
манеж
игрушки, музыкальные модули, ставьте большие игрушки рядом с ребёнком.
2. Меняйте игрушки по мере угасания интереса ребёнка к ним.
3. Играя с ребёнком, показывайте ему разнообразные игрушки (яркие,
большие, красочные), привлекайте предметы (зеркало, бусы). Прикасайтесь
игрушкой к руке ребёнка, вкладывайте её в ладонь, помогайте удерживать.
4. Носите малыша по группе (по комнате), привлекайте его внимание к
предметам интерьера, чутко реагируйте на его интерес к чему-либо.
5. Разговаривайте с малышом, целуйте его, ласкайте, прижимайте.
6.
Поддерживайте
положительные
эмоции
ребёнка;
пытайтесь
встретиться с ним взглядом, обменивайтесь улыбками.
Ведущим достижением в возрасте от 3 месяцев до 6 месяцев является
дальнейшее совершенствование зрительных и слуховых ориентировочных
реакций
(ориентировка
в
окружающем,
на
основе
которой
формируется
понимание речи сенсорного развития, движений, формируется более сложное
поведение, формируется движение руки).
Продолжают развиваться зрение и слух. К 3 месяцу заканчивается
созревание
зрительного
анализатора,
а
к
4
–
слухового.
Теперь
уже
зрительные и слуховые ориентировочные реакции, тесно взаимодействуя,
выступают
в
роли
ведущих.
У
ребёнка
формируется
способность
устанавливать
зрительно-слуховые
и
зрительно-двигательные
связи.
С
четвертого
месяца
жизни
малыш
сосредоточенно
смотрит
на
предмет,
вслушивается в его звучание, может длительно следить за его медленным
перемещением, находясь в любом положении: на руках взрослого, лёжа на
спине или на животе. Ценность этих умений заключается в том, что на их
основе формируется способность малыша наблюдать. А взрослые должны
помогать совершенствовать это умение медленно передвигать яркую игрушку
перед
лицом
малыша
в
разных
направлениях.
Эффект
усилится,
если
игрушка ещё и зазвучит. Активность зрительной реакции подкрепляется ещё
и слуховой. Не желая терять из вида предмет, ребёнок начинает поворачивать
7
голову,
таким
образом,
под
воздействием
зрительных
и
слухового
сосредоточения появляются первые координационные движения мышц шеи.
Новое
умение
–
поворот
головы
в
сторону
–
способствует
расширению
кругозора малыша, а главное формированию устойчивого поля зрения, без
которого невозможны координация глаза и руки (при хватании), развития
чувства равновесия (для успешного ползания и ходьбы).
Игра – занятия «А кто у нас умный?» (развитие зрительного
восприятия).
Положите малыша на живот на пеленальном столе, так, чтобы его
голова свешивалась (другой взрослый страхует малыша). Присядьте перед
ребёнком так, чтобы он видел ваше лицо. Позовите его сначала справа, а
затем слева, спойте песенку, добиваясь поворотов головы в вашу сторону:
А кто у нас умный?
Кто у нас разумный?
Ваня у нас умный,
Он у нас разумный!
Игра – занятие «Бубен с лентами» (развитие слухового
восприятия).
Приготовьте
бубен
с
цветными
лентами.
Ребёнок
лежит
на
спине,
позвоните бубном с одной стороны от него, внимательно наблюдайте за
малышом, если он только прислушивается к звуку бубна, но не пытается его
найти, поверните его голову. Предоставьте ребёнку возможность увидеть
бубен и ещё раз услышать его звук. Повторите игру 2 – 3 раза. Через 3 – 4 дня
заменить
игрушку.
После
нескольких
игр
–
занятий
ребёнок
научится
поворачивать голову в сторону источника звука.
Появление «комплекса оживления» способствует развитию движений
руки, они-то появляются перед его глазами, то неожиданно исчезают, малышу
хочется
рассмотреть
их,
задержать
перед
глазами,
попытка
свести
руки
вместе, ухватить одной другую – на первых порах задача не из лёгких.
Помогите малышу. Он быстро освоит эти умения, и с удовольствием будет
играть
своими
руками:
сводить
и
разводить
их,
ощупывать,
перебирать
пальцы, засовывать в рот.
Не оставляйте малыша надолго без присмотра. У него ещё весьма
ограничен набор самостоятельных действий.
Раз засунул пальцы в рот, второй, и вот уже лежит тихо, мирно, сосёт
их. Взгляд отсутствующий, угасли все реакции, кроме сосания. Если его
потревожить,
он
плачем
выразит
недовольство.
Вредные
привычки
возникают легко отучать от них трудно. Ребёнка нужно занять.
Подвешенные высоко игрушки уже не интересны ребёнку и даже могут
тормозить дальнейшее его развитие. Опустить игрушки нужно на такую
8
высоту, чтобы малыш мог достать их. В «комплексе оживления» ребёнок
начинает
тянуть
руки,
рефлекторно
размахивать
ими.
Теперь
малыш
случайно натолкнувшись на низко висящую погремушку, замирает, услышав
её звучание, поворачивает голову в её сторону и начинает следить за её
раскачиванием,
аналогичная
ситуация
повторяется
и
вскоре
малыш,
используя зрительный контроль, направляет руки в сторону погремушки,
случайные действия становятся целенаправленными, формируется зрительно
– моторная координация рук.
Ребёнок
4-х
месяцев
не
только
ударяет,
но
и
пытается
захватить
игрушку,
удержать
её
в
руках,
стремится,
как
можно
больше
узнать
о
предмете: ощупывает, тянет в рот, теряет и опять приноравливается, чтобы
схватить. Рука начинает выступать как ведущее средство познания. Рот, как и
руки, можно считать также частью исследовательского аппарата малыша. И
то и другое несёт богатую информацию о предметах ближайшего окружения.
Низко-висящие игрушки (колечки, погремушки, небольшие шарики)
должны быть лёгкими, удобными для захватывания, яркими и звучащими.
Тактильные
ощущения
малыша
обогащаются
за
счёт
ощупывания
скользящей,
гладкой,
ребристой
поверхностей.
Игрушки
могут
быть
резиновыми, пластмассовыми, деревянные, матерчатые. Ребёнок знакомится
с их разнообразной формой, цветом, величиной, звучанием, фактурой.
Таким
образом, в
этом
возвратном
периоде
закладываются
основы
развития
сенсорной
сферы.
Чтобы
поддержать
интерес
ребёнка
к
таким
действиям, нужно обновлять игрушки через каждые 2-3 дня.
Игра – занятие «Ощупываем лицо» (на развитие движения рук).
Возьмите руку ребёнка за локоть, поднимите её до уровня головы, следя
за тем, чтобы ладонь коснулась головы. Проведите рукой по лицу малыша.
Кулачок раскроется, и ребёнок будет ощупывать своё лицо. Проводя его
рукой по лицу, не забывайте называть то, до чего он должен дотрагиваться.
Во 2-ой части игры проведите ладошками ребёнка по своему лицу:
погладьте веки, щёки, дотроньтесь до носа и рта. Убедитесь, что малышу это
нравиться!
Как
только
вы
заметили,
что
ребёнок
выполняет
целенаправленно
движения
–
тянется
к
висящим
игрушкам
и
пытается
захватить
их,
предлагайте
ему
брать
игрушку
из
ваших
рук.
Взять
игрушку
из
рук
взрослого
–
сложный
процесс
взаимодействия
системы
«глаза
–
рука».
Ребёнку необходимо соотнести движение руки с тем, что фиксирует глаз:
направление движения в сторону объекта, его величину, расстояние до него,
необходимо не только захватить, но и удержать предмет, иначе придётся
вновь ждать помощи со стороны. На первых порах глаз и рука действуют
порознь. Глаз видит погремушку, а рука остаётся неподвижной. Подключите
к
работе
слуховой
и
тактильный
раздражители:
погремите
игрушкой,
проведите ею по тыльной стороне ладони. Как только ладонь раскроется (не
9
раньше) – вложите в неё игрушку, ребёнок будет смотреть на неё. Рука
действует под контролем зрения. Если предложить малышу другую игрушку,
он переведёт на неё взгляд и тут же выпустит из рук первую. Ребёнок учиться
брать предлагаемую игрушку и прямо, и сбоку и достигает в этом успеха.
В 4-6 месяцев развиваются основные функции руки: умение брать,
держать,
действовать.
К
пяти
месяцам
появляются
хватательные
умения,
которые
следует
считать
началом
формирования
первых
предметных
действий.
Любимое занятие малыша к концу этого возрастного периода – лёжа на
животе, заниматься игрушками: ощупывать их, рассматривать, грызть. Со
временем
обогащается
опыт
действия
с
разнообразными
игрушками,
появляется разное к ним отношение. Нелегко удержать в руке мяч, он то и
дело укатывается. Малыш быстро теряет к нему интерес, а вот неваляшка не
разочаровывает: весело тренькает, покачивается из стороны в сторону.
Нужно
путешествовать
с
ребёнком
по
комнате
(группе),
малыш
замечает много интересного.
Большинство учёных утверждают, если вы предлагаете ребёнку только
игрушки, вы лишаете его возможности изучать мир. Детям важна смена
впечатлений, калейдоскоп новых ощущений.
Никакие игрушки не заменят малышу общения с взрослым. В тесном
игровом общении он осваивает познавательные действия, а взрослый обучает
им,
радуется
успехам.
Эмоциональное
общение
остаётся
ведущим
на
протяжении всех шести месяцев первого года жизни ребёнка.
Во
втором
полугодии
ведущим
достижением
является
развитие
движений, и прежде всего ползанья, развития активной речи и понимания
речи взрослого, развитие действий с предметами (сенсорное развитие).
Достигнув
возраста
«хватайки»
(6
мес.)
ребёнок
всеми
способами
пытается
захватить
любой
предмет,
находящийся
поблизости.
Цепко
удерживает игрушку, он пока ещё тянет её в рот (но это вскоре исчезнет),
рассматривает, ощупывает, размахивает ею. Предоставляйте малышу свободу
в выборе игрушек и поз, не усаживайте за стол, не удерживайте на руках.
Уже в 7-8 месяцев у ребёнка появляются координация, точность и
ловкость
движений.
В
работу
включаются
все
пальцы
рук,
каждый
раз
приспосабливаясь
к
конфигурации
игрушек.
Позже
ребёнок
научится
управляться иначе – брать мелкие предметы «щипком», действуя большим и
указательным
пальцами.
Действуя
пальцами,
он
упражняет
их,
ощущает
упругость
собственных
мышц.
Включение
в
работу
пальцев
следует
рассматривать
как
начальный,
самый
первый
этап
подготовки
руки
к
рисованию, а затем и письму. Помня об этом, нужно упражнять пальцы
малыша,
перебирайте
их,
массируйте,
играйте
в
«Сороку-белобоку»,
«Ладушки» и другие игры – забавы.
Действия
с
игрушками
–
это
подготовительный
этап
к
игре.
Для
формирования
некоторых
игровых
действий
достаточно
предоставить
10
малышу
игрушки,
которые
сами
подсказывают
способ
действия:
погремушки, резиновые пищалки, маленькие мячи.
В
6-7
месяцев
ребёнок
действует
со
всеми
игрушками
одинаково
(рассматривает,
постукивает,
нажимает,
бросает,
размахивает
и
пр.),
но
получая
случайный
результат,
старается
закрепить
его
повторными
действиями.
Восьмой
месяц
жизни
–
важная
пора
в
развитии
ребёнка:
в
коре
головного
мозга
начинает
полностью
функционировать
отд е л,
регистрирующий
и
хранящий
воспоминания.
С
этого
момента
малыш
способен запоминать специфику действий с предметами. Теперь он ударяет в
бубен, чтобы вызвать звучание, мнёт лист, чтобы изменить его форму и т.п.
Для ребёнка это не просто забава, удовольствие, радость, что само по себе
немаловажно, это формирование и закрепление новых умений, навыков и
выполнение
результативных
действий.
Следует
подчеркнуть,
что
эти
действия направлены на воспроизведение чувственного впечатления, отсюда
и многочисленные повторения желаемого результата.
В игре развивается внимание, память, мышление малыша; более того,
он
приобретает
самостоятельность
и
независимость.
Умению
играть,
необходимо учить – учить деликатно, увлекательно, интересно. При этом
важен эмоциональный контакт с малышом, постоянное восхищение им. если
он что – то сделал не так, не акцентируйте на этом ни его внимания, ни своё,
хвалите малыша искренно и часто. В 8 месяцев ребёнок способен подражать
действиям
окружающих.
Внимательно
наблюдая
за
так
называемыми
соотносящими действиями взрослого, он учиться новым для себя способами
игры. Вынимать, открывать, снимать для малыша не составляет особого
труда, а противоположные действия – вкладывать, закрывать, нанизывать –
он
будет
осваивать
постепенно
и
лишь
с
помощью
взрослого.
В
таких
ситуациях возникают совместные действия: вы опускаете шар в ведёрко –
малыш вынимает, вы нанизываете кольцо на стержень – малыш снимает и т.д.
Не спеша покажите действия и объясните его, затем деликатно действуйте
рукой
ребёнка,
представляя,
ему
возможность
почувствовать,
понять,
запомнить характер действия, его специфику. Спустя какое – то время малыш
может самостоятельно повторить его. Положительный результат вдохновляет
ребёнка на новые подвиги, поддерживайте его настойчивость и активность:
неудачи вызывают чувство разочарованности, ощущение не уверенности.
Поэтому,
на
первых
парах
предлагайте
не
пирамидку,
а
стержень
и
2-3
сравнительно больших кольца одинаковый величины и цвета, чтобы ребёнок
не отвлекался от основной цели. Стимулом – для повторов может служить
сюрприз:
открыл
шкатулку
–
услышал
мелодию
или
увидел
маленькую
собачку.
Ваши
восторги
и
похвалы
ценны
вдвойне.
Они
–
очередное
подтверждение
любви
к
малышу.
Теперь
взрослый
выступает
в
новом
качестве – как партнёр, как источник новых идей. У малыша появляется
интерес к такому содержательному сотрудничеству. В 7 мес. жесты малыша
порывисты, движения размашисты. Держа ложку в руке, он случайно ударяет
11
ею по столу, вздрагивает от неожиданности, но быстро осваивается. Чем
больше шума, тем интереснее, тем разнообразнее ощущения.
Постепенно ощущения становятся мягче. Теперь мы сможем научить
ребёнка новому. Проведите его рукой по поверхности стола, зеркала, щётки –
он заинтересуется новыми ощущениями, примется сам гладить шубу, волосы
и т.п.
Приглядитесь,
ребёнок
сжимает
и
разжимает
кулаки.
Если
вы
попросите игрушку, он протянет её, а вот выпустить из рук не сможет.
Коснитесь
снизу
ладонью
кулака
ребёнка
–
пальцы
тут
же
разожмутся,
игрушка выпадет из рук. Ребёнок тот час осознал смысл происходящего,
теперь малыш будет бросать вниз всё, что попадёт под руку. Сначала он
удивится исчезновению игрушки, а затем внимательно, следя за её падением,
откроет для себя, что предметы ведут себя по – разному: одни с грохотом
ударяются
об
пол,
другие
отскакивают
или
откатываются,
третьи
распадаются на части. Это увлекательное зрелище буквально завораживает
любопытное существо.
Некоторые исследователи считают, что бросание – это не временное
увлечение
малыша,
а
средство
привлечения
к
себе
внимания
при
его
дефиците или же один из способов игрового общения с взрослым, может
быть, в э том есть доля правды, но, всё же, бросая вещи, ребёнок тем самым
удовлетворяет собственное любопытство, познаёт действительность.
Обогащая игровой опыт ребёнок, наряду с традиционными игрушками
нужно предлагать ему действовать с бытовыми предметами. Чем шире будет
их
набор,
тем
быстрее
и
эффективнее
малыш
постигнет
ближайшее
окружение,
а
значит
будет
успешно
развиваться.
Пусть
ребёнок
катает
шарики, мячи, и небольшие пластмассовые бутылочки с холодной и тёплой
водой, разной ёмкости и цвета, заполняет коробку пёстрыми шарфиками,
перебирает яркие лоскуты разной фактуры (шёлк, вельвет, мех, кожа, шерсть,
ситец);
мелкие
предметы
(флакон
из
под
духов,
баночка
из
под
крема);
нанизанные
на
тесьму
крупные
пуговицы.
Малыш
с
удовольствием,
с
увлечением занимается с бумажными салфетками, листом ватмана, шариками
разнообразной фактуры и упругости.
С таким обилием материала обогащаются сенсорная сфера малыша, его
зрение, слух, обоняние и осязание.
Игра – занятие «Разноцветные гирлянды» (развитие зрительного
восприятия).
Нужно смастерить гирлянду из разноцветных пластиковых кубиков;
проделать
в
кубиках
два
отверстия
и
чередуя
их
по
цвету
и
величине
нанизывать на тесьму.
Посадить
малыша
за
стол,
если
ребёнок
ещё
не
умеет
сидеть,
то
положить его на живот, положив под грудь валик, так, чтобы ребёнок мог
легко
действовать
руками.
Разместите
гирлянду
недалеко
от
малыша
и
12
побуждайте его притянуть её к себе за свободный конец тесьмы, потрогать
все кубики. Когда малыш ощупывает кубики, называйте его цвет и величину.
Чтобы
разнообразить
игру,
сделайте
гирлянду
из
шаров,
брусочков,
треугольных призм.
Игра – занятие: «Петушок» (развитие зрительного восприятия).
Нужен игрушечный петушок и плотный платок (для ширмы). Положить
малыша на живот в манеже, (в кроватке), взрослому спрятаться за ширмой.
Пусть каждый раз петушок появляется и прячется на одном конце ширмы,
показывая петушка, пойте песенку:
- Кто проснулся рано? – петушок.
Поднял к верху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто ещё лежит там на боку?»
С. Прокофьева
Игра – занятие: «Вышел зайчик погулять»
(развитие зрительного
восприятия).
Для игры нужен игрушечный зайчик, и ширма. Посадите или положите
малыша на живот. Спрячьтесь за ширмой. Начинайте читать стишок:
«Раз, два, три, четыре, пять…», покажите зайчика с одного конца ширмы,
продолжая
Вышел зайчик погулять,
Что нам делать?
Как нам быть?
Нужно зайчика ловить!
Ай!
При
последних
словах,
спрячьте
зайчика.
Повторите
стишок,
но
теперь
покажите и спрячьте зайчика на противоположном конце ширмы. Играйте в
эту игру, и малыш начнёт ожидать появления игрушки то на одном, то на
другом конце ширмы.
Игра – занятие: «Шляпа»
(развитие зрительного восприятия).
Нужна шляпа с широкими полями. Положите малыша на живот или
посадите
его
перед
зеркалом.
Привлекайте
внимание
ребёнка
к
его
отражению,
спросив:
«Кто
там?»
Прикрыв
голову
малыша
шляпой,
удивитесь: «Ку-ку нет детки (имя ребёнка), спряталась!» уберите шляпу,
покажите малышу его отражение, весело воскликнув «Вот детка (имя)!»
играйте снова и снова и ваш малыш начнёт смеяться, узнавать себя в зеркале.
13
Подобные
игры
с
зеркалом
учат
ребёнка
воспринимать
своё
отражение,
способствуют запоминанию своего имени.
Игра – занятие с бубном
(развитие слухового восприятия).
Ударьте в бубен несколько раз, затем подставьте его под руку малыша,
ожидая, что тот повторит ваши действия. Если малыш не пытается повторять,
возьмите его локоть и легонько похлопайте его ладошкой по бубну:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Ты, ладошечка!
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп,
Моя крошечка.
Повторить
игру,
подставит
бубен
под
другую
руку
малыша.
Со
временем, играя в эту игру, ребёнок научится сам ударять в бубен, и отличать
его звучание от звучания других предметов и игрушек.
Игра – занятие: «Музыкальная игрушка»
(развитие слухового
восприятия).
Нужна музыкальная игрушка и прозрачный платок. Включить музыкальную
игрушку, пусть малыш послушает музыку. Когда мелодия отзвучит, спрятать
её
на
глазах
ребёнка,
накрыть
её
платком
и
вновь
включить
мелодию.
Побуждайте малыша подползти к игрушке и снять с неё платок. Через 3 – 4
игры можно заменить платок любой картонной коробкой.
Играя в эту игру, малыш научится находить невидимый источник звука
и устранять препятствия.
Игра – занятие: «Погремушка играй»
Приготовьте две звонкие погремушки. Сядьте напротив малыша. Одну
погремушку
дайте
малышу,
а
другой
играйте
сами.
Напивая
песенку,
попеременно встряхивайте игрушку и прячьте её за спину (действовать в
соответствии с текстом песенки):
Динь-динь, динь-динь-дон
Всюду слышен перезвон.
Погремушка, играй,
Нашу детку забавляй!
Ну, ну, не звени,
Тише, тише – отдохни.
Погремушка не играй,
Не играй и отдыхай!
Динь-динь, динь-динь-дон,
14
Светит солнце ярко,
Погремушка играй,
Нашу детку забавляй!
Нет, нет, не звенит,
Где-то спряталась, молчит,
Погремушка, не шути.
Где же нам тебя найти.
Каждый
раз
побуждайте
малыша
действовать
вместе
с
вами.
При
последних словах достаньте погремушку из-за спины, встряхнув её, скажите:
«Вот погремушка!». Эта игра учит малыша новым действиям с погремушкой
и знакомит с её звучанием.
Игры – занятия стимулирующие подражание и действия с предметами.
«Рученьки – крошки».
Посадите
ребёнка
рядом
с
собой.
Хлопайте
в
ладоши,
добиваясь
подражания. Напивая песенку:
Ладушки, ладушки,
Маленькие ладушки.
Ручки – крошки
Хлопают в ладошки.
Т. Мираджи
Спросите
у
малыша
«Где
ручки?»
обхватите
руки
ребёнка
в
запястьях,
поднимите их, радостно воскликните: «Вот они ручки! Давай поиграем –
похлопаем ими. Вот какие ручки!»
«Ладушки».
Малыша
посадите
спиной
к
себе,
обхватив
его
руки
в
запястьях,
напивайте песенку:
Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки
Хлопали в ладошки.
Отдохнём немножко.
«Открываем коробочки».
Подберите несколько коробочек, которые открываются по-разному –
крышки могут откидываться, отодвигаться, подниматься. В каждую из них
положите
какой-нибудь
предмет:
колокольчик,
лоскуток
ткани
и
т.д.
Доставайте коробочки по одной, показывайте, как их открывать, радуйтесь
найденному «сюрпризу». Так малыш освоит разные способы открывания
коробок.
«Сними колечко с пирамидки».
15
Понадобиться
пирамидка
из
2-3
колец
с
большими
отверстиями.
Покажите малышу пирамидку, медленно снимите первое колечко, предлагая
ребёнку снять следующие. Колечко можно снимать вместе с малышом. Не
забывайте побуждать его словами: «Сними колечко! Вот так! Сними! Так-так!
Молодец!»
Чтобы
поддержать
интерес
к
игре
и
научить
малыша
снимать
со
стержня разные кольца, к 4-5 игре поменяйте их. Кольца можно менять
разные по фактуре (тряпичные, деревянные и т.п.).
«Высыпаем из пакета».
В чистые картонные пакеты положить различные игрушки и предметы:
погремушки,
шарики,
кубики
и
т.п.
(предметы
должны
быть
средних
размеров, чистыми и безопасными для малыша). Положите малыша на живот
или
посадите.
Возьмите
один
из
пакетов
и
высыпьте
его
содержимое,
радостно
восклицая:
«Бах!
Упали,
покатились!
Вот
так!».
Предложите
малышу самому высыпать содержимое другого пакета.
Играя
в
эту
игру,
ребёнок
научиться
переворачивать
ёмкости
и
высыпать из них содержимое, подражая вам.
«Вынимаем из ведра».
Вам
понадобиться
пластмассовое
ведёрко,
заполненное
кубиками
(шарами, погремушками, другими предметами). По одному вынимайте из
ведёрка
кубики,
затем
соберите
их
и
предложите
то
же
самое
сделать
малышу.
Как
только
ребёнок
научиться
вынимать
предметы
по
одному,
можно начинать учить его собирать эти предметы.
«Маленький фокусник».
Вам понадобиться пластмассовая банка с крышкой и лоскут материи
(лента).
Проделайте
отверстия
в
крышке
банки
(края
не
должны
быть
острыми). Спрячьте лоскут в банке, оставив его уголок снаружи, в отверстии
крышки.
Покажите
малышу,
как
можно
достать
лоскут,
потянув
его
за
кончик. Поиграйте лоскутом: накройте им себя, а потом малыша и вновь
положите в баночку. Предложите малышу достать платок пальчиками.
16