Автор: Смирнова Юлия Валерьевна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ "Зоркальцевская СОШ" Населённый пункт: с. Зоркальцево Наименование материала: методическая разработка Тема: Физическая эстафета Раздел: среднее образование
Цель внеклассного мероприятия:
Повторить и закрепить основные понятия и применить знания и способы действий по
теме «Тепловые явления».
Развить умения и навыки решать задачи на применение формул Q= cm(
t
2
-
t
1
) и
Q = qm, корректировать знания.
Формировать отношения взаимной ответственности и зависимости в группах, а также
деятельности по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
План занятия:
Этап
Время
, мин
Приёмы и методы
1.
Организационный
2
Приветствие учащихся, настрой учащихся на
урок.
2.
Подготовка к работе
на основном этапе
2
Сообщение темы и целей урока.
3.
Закрепление знаний
и способов действий
3
5
5
3
15
2
Разминка.
Для любителей кроссвордов.
«Попробуй объяснить».
«Лестница».
«Люблю задачи я!"
«Сказка»
«Реши ребус»
4.
Подведение итогов
урока
3
Сообщение учителя. Вручение грамот
Оборудование:
1.
Конверты с кроссвордами;
2.
Карточки с заданиями «Физической эстафеты»;
1
3.
Ромашка с вопросами;
4.
Конверты с задачами
5.
Конверты с чайнвордами
6.
Конверты с ребусами
7.
Компьютер
8.
Интерактивная доска
Ход мероприятия:
1. Организационный момент. Подготовка к работе на основном этапе
Без тепла нет жизни. Все тела, даже глыбы льда, излучают энергию, но слабо нагретые тела
излучают мало энергии, и это излучение не воспринимается человеческим глазом. Слишком
сильный холод и жара разрушают всё живое.
В восемнадцатом веке многие ученые считали, что теплота – это особое вещество «теплород»,
невесомая «жидкость», содержащаяся в телах. Сейчас мы знаем, что это не так. Сегодня мы
будем говорить о теплоте и тепловых явлениях.
Про теплоту начнем рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Задачу мы любую одолеем,
И другу мы помочь всегда сумеем,
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовётся ТЕПЛОТА!
2. План занятия
Игра состоит из шести конкурсов:
1.
Конкурс – «Разминка»
2.
Конкурс – «Для любителей кроссвордов»
3.
Конкурс – «Попробуй объяснить»
4.
Конкурс – «Лестница»
5.
Конкурс – «Люблю задачи я!»
6.
Конкурс – «Сказка» (пока сочиняют сказку – задание на формулы)
2
7.
Конкурс – «Реши ребус»
Правила игры: учащиеся делятся на три команды. За каждый правильный ответ команда
получает жетон (с указанным количеством баллов). Побеждает та команда, которая наберет
большее число баллов, самым активным игрокам в каждой команде за правильные ответы
выставляется оценка «5».
Соревнование выявит ваши знания, эрудицию, умения. И так начнем игру.
3. Закрепление знаний и способов действий
I
. «Разминка»
1.
Что такое теплопроводность? (Явление передачи внутренней энергии от одного тела к
другому или от одной его части к другой).
2.
Что такое излучение? (Вид теплопередачи, при котором энергия от нагретого тела
передается холодному с помощью лучей).
3.
Что такое внутренняя энергия. (Энергия движения и взаимодействия частиц, из
которых состоит тело).
4.
Что называется удельной теплотой сгорания топлива (Физическая величина,
показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива
массой 1 кг).
5.
Что называется плавлением? (Переход вещества из твердого состояния в жидкое).
6.
Что называется отвердеванием или кристаллизацией? (Переход вещества из жидкого
состояния в твердое).
3
II. «Для любителей кроссвордов»
Учащимся даются конверты с кроссвордами.
Учитель: вы получили кроссворд. Его предлагается отгадать. В результате в выделенной части
кроссворда получится ключевое слово, если задание выполнено правильно.
Кроссворд № 1.
т
е
р
м
о
м
е
т
р
к
о
н
в
е
к
ц
и
я
т
е
п
л
о
п
р
о
в
о
д
н
о
с
т
ь
д
ж
о
у
л
ь
к
а
л
о
р
и
я
т
о
п
л
и
в
о
4
г
а
л
и
л
е
й
т
е
р
м
о
с
ц
е
л
ь
с
и
й
в
о
з
д
у
х
в
а
к
у
у
м
и
з
л
у
ч
е
н
и
е
г
р
а
д
у
с
1.
Прибор для измерения температуры.
2.
Передача тепла струями жидкости или газа.
3.
Один из видов передачи тепла.
4.
Современная единица измерения количества теплоты.
5.
Старинная единица измерения количества теплоты.
6.
Вещество, сжигаемое для получения теплоты.
7.
Учёный, придумавший первый прибор, отмечавший изменение температуры воздуха.
8.
Бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой.
9.
Шведский учёный, усовершенствовавший термометр.
10. Газ, присутствие которого повышает теплоизоляционные свойства снега, ваты, меха и
т.п.
11. Самый плохой проводник тепла.
12. Способ, которым может передаваться тепло в безвоздушном пространстве.
13. Единица измерения температуры.
Какое слово получилось в выделенной части кроссворда? (Теплопередача)
5
III. «Попробуй объяснить!!!»
Проверяем умение решать различные качественные задачи. Члены команды поочерёдно
отвечают на вопрос.
Задача 1. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый? (Потому что
темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи и поэтому грязный снег тает
быстрее (излучение)).
Задача 2. За ночь поверхность воды в озере покрылась льдом. При замерзании воды теплота
отдавалась атмосферному воздуху или получалась от него? (При замерзании теплота
отдавалась воздуху).
Задача 3. Днём слой льда на поверхности озера растаял. При таянии льда теплота отдавалась
воздуху или получалась от него? (При таянии льда теплота получалась от воздуха).
Задача 4. Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или
подзолистые, имеющие более светлую окраску? (Солнечными лучами прогреваются лучше
черноземные почвы т.к. темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи. (излучение)).
Задача 5. Прежде чем налить в стакан кипяток, в него опускают чайную ложку. Объясните для
чего это делают? ( Если наливать в стакан кипяток без ложки, то стакан получая теплоту
может лопнуть, а если мы опустим в стакан сначала ложку, а затем нальём кипяток, то
часть теплоты получит ложка, а часть стакан и он не лопнет.)
Задача 6 . Почему в холодной комнате прежде всего мерзнут ноги? (В комнате самые
холодные слои воздуха внизу.)
6
IV. «Лестница»
Давайте вспомним с какими формулами мы познакомились в данной теме?
(1.Формула для расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания тела или
выделяемого им при охлаждении; 2. Формула для расчета количества теплоты
выделившегося при полном сгорании топлива.)
Проведем эстафету, которая посвящена основным формулам темы. Вы поочерёдно
записываете пропущенные величины в формулы, связанные в общую лестницу, оформленную
на листе. Первый ученик заполняет пропуск в первой формуле и эту же величину записывает
во вторую формулу, туда куда показывает стрелка; второй – повторяет эти действия и т.д.
Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.
7
V. «Люблю задачи я!»
Решаем количественные задачи:
Задача 1. Сколько энергии получит ваш организм, если вы выпьете один стакан чаю при 60ºС.
(Массу воды в стакане принять равной 200г., температуру тела человека принять равной 37ºС ,
удельная теплоёмкость воды равна 4200Дж/кг ºС)
Задача 2. При сжигании бензина выделилось 230
Дж теплоты. Определите массу
сгоревшего бензина. (Удельная теплота сгорания бензина 4,6
Дж/кг)
Задача 3. Для получения 900 Дж теплоты 100г. железа нагрели на 20ºС. Какова удельная
теплоёмкость железа?
Задача 4. При сжигании каменного угля выделилось
Дж энергии. Определите массу
сгоревшего угля. (Удельная теплота сгорания каменного угля 3,0
Дж/кг)
Задача 5. Для получения 1800 Дж теплоты 100г. алюминия нагрели на 20ºС. Какова удельная
теплоёмкость алюминия?
8
Задача 6. Объём каменного угля 0,12 м³. Какое количество теплоты выделится при полном
сгорании угля? ( Удельная теплота сгорания каменного угля 3
Дж/кг, а его плотность
1350кг/м³)
Решаем задачи и сдаем жюри.
VI. Творческий конкурс «Сказка…»
Капитаны выбирают себе трех помощников. Перед вами лежат листки с ключевыми словами, с
помощью которых вам нужно сочинить интересную и забавную сказку. Можете употреблять
чьи-то имена (# одноклассников).
Слова: энергия, температура, веселая работа, лед, струи воздуха (воды), солнечные лучи, тает,
холодильник, железо, сосулька, молекула, кристалл, объем, твердый, кипит, закопченный
чайник, горелка, топливо, роса, плавится.
Пока капитаны со своими помощниками сочиняют сказки, остальные участники команд
выполняют следующее задание: используя данные величины, участники должны написать как
можно больше формул
2; Q;
ϑ
2
; c;
E
k
; m; q; h; g;
∆ t
;
E
п
; λ.
VI. Реши ребус (пока разгадывают ребусы, жюри подводит итоги соревнования)
9
Ответы ребусов: 1. Скорость.
2. Наблюдение. 3. Сила. 4.
Анод. 5. Радар. 6. Осадка. 7.
Траектория. 8. Изобара. 9.
Спектр. 10. Экран. 11.
Протон. 12. Физика.
10