Напоминание

Современные формы работы с родителями в ДОУ


Автор: Попова Юлия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 403
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Современные формы работы с родителями в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей по работе с родителями

«Современные формы работы с родителями в ДОУ»

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,

прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги»

А. С. Макаренко

Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие

тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он

учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает

первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших

составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и

является одним из основных принципов дошкольного образования,

указанных в федеральном государственном образовательном стандарте:

- сотрудничество Организации с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

и государства.

Проблема, с которой я сталкиваюсь в работе с родителями – это видимое

отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским

садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая

компетентность родителей. Родители, не владея в достаточной мере знанием

возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой

осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не

приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются

первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем

возрасте».

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на

ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием

ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за

детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем

большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только

накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать,

размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать

родителей участниками воспитательного процесса?

Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного

образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки

семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в

вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Повышение педагогической культуры родителей, их педагогическое

просвещение, способствует совершенствованию семейного воспитания,

влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия

родителей, а также повышает уровень положительного отношения и доверия

к педагогам. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая

педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс

педагогического творчества.

Взаимодействие детского сада и семьи – это взаимосвязь педагогов,

воспитанников и родителей в процессе их совместной деятельности и

общения. В результате его развиваются все стороны. Следовательно,

взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - источник и важный

механизм развития всех участников данного процесса. Важно найти такую

форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание,

взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции

развития детей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ я веду

по четырём направлениям:

1. Информационно-аналитическое.

2. Познавательное.

3. Наглядно-информационное

4. Досуговое.

1. Информационно-аналитическое направление включает в себя:

-Анкетирование

- Консультации

- Составления социального паспорта семей

- Изучение специальной литературы: книг, статьей, материал в интернете.

2. Познавательное направление включает в себя:

- Общие и групповые родительские собрания:«Как вызвать

любознательность у детей? », «Воспитание у детей любви к родному краю в

условиях семьи ДОУ», «Семейные традиции и праздники»» и т. д.

- Семинары «Что такое ФГОС дошкольного образования? »

- Анкетирование: «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Какой

ты родитель? » и др.

- День открытых дверей

- Беседы с родителями: «Режим - главное условие здоровья для малышей»,

«Гигиена одежды вашего ребёнка», «Поговорим о здоровье! », «Что такое

подготовка к школе», «Питание ребенка летом» и др.

- Консультации: «10 заповедей воспитания», «Нужно ли учить ребенка

общению», «Роль игры в жизни ребёнка», «Роль семьи в осуществлении

здоровье сбережения дошкольников», «Что должны знать родители о ФГОС»

- Мастер-классы: «Учимся делать прически», «Сделаем подарок малышу»

- Совместное создание предметно-развивающей среды группы и участка.

Родителями был изготовлен дидактический материал: массажные дорожки и

варежки, пополнены спортивные уголки нетрадиционным оборудованием,

оформлена стенгазета: «Мы выбираем здоровье», пополнен зелёный уголок

комнатными растениями, был оформлен уголок книги «Волшебный мир

книг». В течении года родители принимали активное участие в работе

детского сада и благоустройстве территории.

1. Наглядно - информационное направление включает в себя:

- Уголки для родителей

- Папки-передвижки: «Первый раз в детский сад», «Времена года»,

«Витамины для детей», «Азбука пешеходов», «Как рассказать детям о войне»

-Презентации: «Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения».

- Тематические выставки рисунков: «Защитники Отечества», «Мама –

солнышко моё», «Мой край родной», «К 70-летию Победы» и др.

- Выставки конкурсных работ: «Дары осени», «Новогодняя игрушка»,

«Зимняя кормушка», «Лучшая поделка».

- Фотовыставки и фотоколлажи: «Мы выбираем здоровье», «Военная

техника», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наши праздники»

2. Досуговое направление, это:

Праздники: «Праздник Осени», спортивный праздник к «Дню матери»,

«Новый год», «День защитника Отечества», «День бантика» к 8 Марта,

выступление детей в ДК с музыкально-литературной композицией к 9 мая

«Герои давно отшумевшей войны», конкурсная программа «Наша семья».

Развлечения: День знаний - «Как здорово, что все мы здесь сегодня

собрались», «ЗУЛ», «Широкая Масленица», «День прилета птиц», «1 апреля

– день смеха», «Папа, мама, я – дружная семья» ко Дню Семьи.

Дни здоровья: совместный с родителями спортивный досуг «Азбука города»,

Театрализованные постановки: «Витаминная семейка», «Сказка о

непослушном огурчике»

В заключении хотелось – бы еще раз подчеркнуть, что семья и детский сад -

это два важных социальных института социализации ребенка. Семья –

уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение

психологической защищенности, эмоционального «тыла». Семья – это еще и

источник общественного опыта. Здесь ребенок находит примеры для

подражания, здесь происходит его социальное рождение. Мы должны

вырастить нравственно здоровое поколение и должны решать эту проблему

все вместе: детский сад – семья, общественность. Без родительского участия

процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере неполноценен. Опыт

работы с родителями показывает, что в результате применения современных

форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они

становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в

жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют говорить об

эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Вывод: в результате проведенной работы, использования нетрадиционных

форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого-

педагогической грамотности родителей, возрос уровень культуры

межличностного общения родителей.

Работа воспитателей в тесном взаимодействии с родителями дала

позитивные результаты. Использование разнообразных форм работы

помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными

участниками образовательного и воспитательного процесса.

Заключение.

Семья – принята как первое и главное действующее лицо в воспитании и

образовании ребёнка. В своей педагогической деятельности продолжаю

искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель -

воспитать будущих созидателей жизни.

Какой человек, такой и мир, который создаёт вокруг себя.

Консультация для воспитателей на тему:

«Общение педагога с родителями в ДОУ».

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие

педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает

обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на

повышение педагогической культуры родителей. Повышение педагогической

культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между

воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть

взаимодействия – общение педагога с родителями.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все

вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит

родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует

второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об

особенностях развития ребёнка, задачах воспитания, методах, организации

предметно-развивающей среды, подготовке его к обучению в школе и др.

Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином

случае?»

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка

они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов

– профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно

ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто

читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно

грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители,

приобретающие педагогическую литературу или выписывающие

периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую

информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной

литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно «как

воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям

ребёнка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения

родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических

возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье:

проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт

закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о педагогической

несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Главное донести до родителей знания. Существуют традиционные и

нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть

которых обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы

подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-

информационные. К коллективным формам относятся родительские

собрания, конференции, «Круглые столы» и др. К индивидуальным формам

относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее

доступных форм установления связи с семьёй. Беседа может быть как

самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими,

например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель

педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу, её

особенность - активное участие воспитателя и родителей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы,

интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям

воспитания детей. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик

(конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее

спланировать полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами

и переадресовать вопрос.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они

знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами

воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о

роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним

относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты

организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий,

фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки –передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей

пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены

по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на

установление неформальных контактов с родителями, привлечение их

внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка,

поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с

педагогами.

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации

родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому

материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно

участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие

активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым

материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям

для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примера из

литературных источников. Например, на родительском собрании можно

использовать методы в их совокупности, например, беседу, анализ

педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

В настоящее время разработаны и другие методы активизации родителей,

например, игровые. К игровым методам активизации относится просмотр

видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно

это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут

посещать открытые занятия. К игровым методам активизации относятся

проведение игр для взрослых: «Откуда эти строки?» (назвать произведения

детских авторов). Родителям можно предложить творческое задание:

придумать небольшой рассказ об одной из игрушек; дать рекламу игрушки

по аналогии с телевизионной (оценивается юмор, точная и полная

характеристика игрушки) и др.

Следующий метод, более сложный, - решение педагогических задач,

требующих самостоятельного ответа на вопрос: « Как поступить?» Родители

могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка

знаний возникает потребность в их пополнении. Этот метод способствует

формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать пути их

преодоления. Следует предложить проанализировать свои действия как

педагогов; доказать правоту или ошибочность. В ходе решения задач

родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи личного

опыта.

Применение описанных методов приведёт родителей к пониманию того, что

невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие

педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться

применительно к индивидуальности ребёнка. Самонаблюдение поможет

родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании,

изменить тактику их собственного поведения.

« Технология организации контакта педагогов с родителями в

новых социальных условиях»

Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика

превращения воспитания из семейного в общественное.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного

учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность

родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнить

их воспитательную деятельность. Такое признание семейного воспитания

требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения.

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», т.е

общение на равных и «взаимодействия», т.е. организации совместной

деятельности.

Накопление согласия. Задача первого этапа – нейтрализация

настороженности партнёра, разведывательный поиск общих тем для

разговора. Например: нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы

подозреваете, что он неприятен родителю. Нужно расположить к себе

собеседника, для этого следует подвести его к согласию, хотя бы не в

главном вопросе разговора. О положительных результатах можно судить по

сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его

некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями.

Теперь можно переходить к следующей стадии.

Поиск совпадающих интересов. На этой стадии важно выяснить всё, что

указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам,

показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.

Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов. К

этому этапу общение приобретает эмоциональную окраску и можно искать

более прочную основу для углубления отношений. Здесь воспитателю

необходимо показать, что, независимо от фактического состояния дел он

безоговорочно принимает те принципы воспитания, стили взаимоотношения

в семье, которые предлагает родитель. Важно подвести собеседника к мысли,

что их связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.

Выявление качеств, опасных для взаимодействия. Благодаря пройденным

стадиям настороженность собеседника снимается настолько, что он может

поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных

качеств. У родителя появляется потребность полностью раскрыться педагогу.

Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации На

этой стадии уже можно приступать к реализации исходной цели, которую

ставил педагог как инициатор общения. Теперь он может открыто говорить о

том, что его волнует в вопросах воспитания ребёнка.

Согласованное взаимодействие. Вот теперь можно вести принципиальные

споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом

взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализованы, доверие

установлены, родитель начинает прислушиваться к доводам педагога без

недоверия и психологических барьеров.

Следующий аспект педагогической техники – это приёмы и средства

самореализации, включающие овладение своим организмом (саморегуляция),

мимической и пантомимической выразительностью, управление эмоциями,

настроением (снятие психического напряжения, создание определённого

эмоционального фона взаимодействия), улучшение техники речи.

Техника взаимодействия определяется наличием и отточенностью

специальных умений, таких как умение мобилизовать другого человека на

интенсивное взаимодействие. Умение общаться, налаживать обратную связь,

владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями. Мастерство

воспитателя заключается в том, чтобы внутреннее содержание

взаимодействия верно выразить через внешние средства.

Одним из важных требований к воспитателю является эстетическая

выразительность его внешнего вида. Внешний вид – это не только

опрятность и вкус в одежде, это весь внешний облик человека. Который

воспринимается окружающими. Внешний облик человека придаёт его

внутреннее содержание.

Поза в момент взаимодействия должна свидетельствовать об уважении к

собеседнику, обращенности именно к нему, отключенности от других

побочных факторов.

Ещё более информационным содержанием обладает мимика – искусство

выражать свои мысли, чувства, настроение, отношение при помощи

движений мускулов лица. Нередко именно выражение лица оказывает более

сильное воздействие, чем слова, повышает эмоциональную значимость

контакта. Мимика несёт информацию большую, чем речевое сообщение.

Таким образом, осуществляя реализацию контакта и взаимодействия с

родителями в условиях ДОУ, педагог должен стремиться использовать все

педагогические технологии и постоянно совершенствовать своё

педагогическое мастерство. Ведь добиться правильных взаимоотношений с

родителями можно только при условии, если целеноправленно строить

общение, каждодневно решая каждый раз определённую коммуникативную

задачу.

Консультация для педагогов по работе с родителями

«Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в

условиях ФГОС ДО»

Формы общения педагога с родителями

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное -

донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы

общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их

педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются наколлективные,

индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные формы.

К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и

действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное

ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного

возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т.

е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей, иметь четко

обозначенный практический характер.

Повестка дня собрания должна быть разнообразной Можно включать выступления разных

специалистов, например, логопеда, психолога, медсестры, а также родителей. На собрании

нужно раскрыть проблему, затем охарактеризовать каждого ребенка, показать динамику

развития. Длительность собрания не должна превышать 40-50 минут.

Выбор темы определяется потребностью родителей, задачами годового плана.

Целесообразно подготовить краткие памятки. Подготовка к родительскому собранию

включает в себя выбор актуальной темы на основе опроса родителей (анкетирование,

беседы). Важно продумать месторасположение гостей.

Наряду с разработкой содержания материала следует подобрать методы активизации

родителей, которые предполагают возникновение интереса к теме, стимулируют желание

родителей активно участвовать в обсуждении, рождают ассоциации с их опытом

воспитания. К методам активизации относятся анализ педагогических ситуаций,

проигрывание проблемных задач, вопросы, приведение примеров, просмотр

видеороликов, использование шуток, игр, юмористических ситуаций.

Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция. Ее задача

– пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен

опытом родителей, например, по темам «Досуг в семье» или «Физическое развитие

ребенка в семье». Родители могут поделиться своим опытом. В ходе конференции

используется комплекс методов – наглядные материалы, презентации, выступления

специалистов.

Индивидуальные формы.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и

консультации.

Беседы – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с

семьей, систематического общения с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи.

Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение

единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи. Беседа предполагает

диалог, но ведущая роль принадлежит воспитателю. Материалом для бесед служат

наблюдения за ребенком. Например, педагога беспокоит агрессивность ребенка или его

непослушание, гиперреактивность, плохой аппетит.

Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей.

Консультации близки к беседам. Основная разница в проведении этих форм заключается в

том, что педагог стремится дать квалифицированный совет научить чему-либо. Их могут

проводить врач, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, логопед. На

консультации родителям сообщаются психолого-педагогические знания, формируются

умения, позиция родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос.

На консультации можно конкретизировать вопрос, который рассматривался на собрании.

Есть и консультации – практикумы, где родители приобретают практические знания и

умения, например, как провести новогодний праздник в семье, провести зарядку с

ребенком, подготовить руку к письму и др.

Наглядно-информационные

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей. Рассмотрим их

подробнее.

День открытых дверей. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей. Они

узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-игровой среды,

видами детской деятельности.

Папки-передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное

пользование. Они содержат конкретный материал о восприятии и образовании детей. В

папку-передвижку помещают конкретные рекомендации, памятки, вырезки из газет, фото,

брошюры, цитаты и др. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки»,

«Как уложить ребенка спать? ».

Нетрадиционные формы общения педагога с родителями

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но

они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм

предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы:

информационно-аналитические ( хотя по сути приближены к методам изучения семьи),

досуговые, познавательные, наглядно-информационные (они представлены в таблице).

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется

эта форма

Формы проведения

общения

Информационно-

аналитические

Выявление

интересов,потребностей,запросов

родителей, уровня их

педагогической грамотности

Проведение

социологических срезов,

опросов, «Почтовый

ящик»

Досуговые

Установление эмоционального

контакта между педагогами,

родителями, детьми

Совместные досуги,

праздники, участие

родителей и детей в

выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с

возрастными и

психологическими

особенностями детей

дошкольного возраста.

Формирование у родителей

практических навыков

воспитания детей

Семинары-практикумы,

педагогический брифинг,

педагогическая гостиная,

проведение собраний,

консультаций в

нетрадиционной форме,

игры с педагогическим

содержанием,

педагогическая

библиотека для родителей

Наглядно-

информационные:

информационно-

ознакомительные;

информационно-

просветительские

Ознакомление родителей с

работой дошкольного

учреждения, особенностями

воспитания детей.

Формирование у родителей

знаний о воспитании и развитии

детей

Информационные

проспекты для

родителей, организация

дней (недель) открытых

дверей, открытых

просмотров занятий и

других видов

деятельности детей.

Выпуск газет,

организация мини-

библиотек

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов

родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и

детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители

могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать

теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между

педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать

эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К

досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица»,

«Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто

быстрее соберет ребенка в детский сад? ».

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их

суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного

возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно

оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий,

презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги

могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов

в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

«Педагогическая лаборатория».

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие

родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский

сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются

прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы

педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями,

запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку

они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и

предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги

прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания,

предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед

собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме.

Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит

прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при

обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду.

Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти

высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в

игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает

понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему

так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами,

своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все

происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за

фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка

родительского опыта».

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог

и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение

проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и

ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты.

Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается

небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть

несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого

развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в

детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития

речи.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи

дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.).

Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже

узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка:

слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться

специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка.

Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить

моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с

леворукостью.

«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в

области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает

нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у

детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую

сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания

подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые

размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с

различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток –

шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет.

Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек

зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса

3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все

позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать,

сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со

специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие

методы активизации родителей

«Мозговой штурм».

Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг

друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос».

Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных

действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и

слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения,

направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений».

Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики

объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала

предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются

каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить

соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего

ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем

совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись».

Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована

проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения.

Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации,

заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и

группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой

штурм».

«Запись на листах».

При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок.

Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое

предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко.

Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель

пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы».

К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?).

Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно

вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый,

интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно

вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и

нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску

наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности

рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются

подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не

виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в

кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает

руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и

сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка,

который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить

ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского

поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте,

пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания.

Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к

нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо

"Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки

слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему

неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают

твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь

поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель

начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с

ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков,

психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей.

Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в

налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей

практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у

вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к

обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и

просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в

аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование,

лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует

приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты

своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное

поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Участие родителей в образовательной, в совместной досуговой деятельности безусловно

очень важно. И мы педагоги, должны вовлекать родителей как можно активнее в этот

процесс.

Можно предложить выбрать родителям тему из близкой им области знаний и подготовить

занятие вместе со своим ребенком, при этом объяснить, чтобы это был не рассказ, а

конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно поучаствовали бы другие дети. Роль

педагога часто бывает привлекательна для родителей, и они охотно включаются в

воспитательно-образовательный процесс.

Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание стихов,

песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов, подарков -такой

подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между

собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы.

Игры для проведения родительских собраний

Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка»

Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на

палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его радостной песенкой: «Я

очень рада, что Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на

палец и поет песню соседу справа.

Игра «Аплодисменты» или Упражнение «Салют».

Участники в кругу. Каждый участник по очереди выходит в круг, называет свое имя, если

есть участник с таким именем, то тоже выходит в круг. Все остальные приветствуют их

«салютом» аплодисментов.

«Комплименты».

Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-

то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Волшебные очки».

Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит

только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти

очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому участнику,

ведущий называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из

вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите

то, что раньше не замечали».

Упражнение «Настроение».

Участники по очереди выбирают пиктограмму с изображением своего настроения.

Рассказывают о нем.

Игра «Подарок по кругу»

По кругу передается корзинка с мелкими сувенирами, каждый участник должен

поприветствовать своего соседа справа, выразить свою радость от встречи с ним и

подарить подарок со своими пожеланиями.

«Волшебный стул».

Один участник садится на стул, остальные говорят ему комплименты.

Игра «Попадания».

С детьми заранее была проведена беседа, и ответы детей были записаны на магнитофон:

Что ты любишь делать? Твое любимое блюдо? Любимая сказка? и т. д. На собрании

родителям были предложены те же вопросы: Любимое блюдо вашего ребенка, любимая

игра. Родители письменно давали ответы, а затем сравнивали свои ответы с ответами

детей. Таким образом, родители сами делали вывод о том, как хорошо они знают своего

ребенка.

Если во время собрания необходимо дать родителям больше практического материала, то

это конечно будет семинар. На семинарах с родителями обыгрывается все, о чем

говорим. Если это тема игр, то коротко познакомить с различными видами игр и

предложить поиграть в эти игры: «Определи на вкус», «Чудесный мешочек», «Море

волнуется», «Узнай, что изменилось?», «Смешные названия».

Если тема собрания - развитие моторики. Родители играют с пластилином, с крупами,

с тестом. Провести обучение родителей пальчиковой гимнастике предложить рисовалки,

обводилки и прочее.

Если тема связана с развитием речи .Предложить различные игры и упражнения на

развитие речи: «Скажи наоборот», «Кузовок», «Продолжи фразу», «Я Илюша беру с

собою грушу».

Для пополнения родительских знаний о психологическом здоровье, об эмоциональных

состояниях использую психологические игры, упражнения на саморегуляцию, на

снижение психо-эмоционального напряжения.

«Создание рисунка по кругу».

Участники рисуют на листе бумаги рисунок. По команде, рисование прекращается, а

рисунок передается соседу справа, который продолжает рисовать дальше. Так

продолжается, до тех пор, пока рисунки не обойдут круг.

«Я такой же, как ты»

В руках у ведущего мяч. Тот, кому он достанется, бросает его любому и, обратившись по

имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что …». Тот, кому

бросили мячик, выражает согласие или не согласие, и обращается к другому участнику.

Для установления позитивных взаимоотношений в семье, использую психологические

гостиные. Сама атмосфера гостиной настраивает на спокойный и позитивный лад. Темы,

которые предлагала родителям: «Воспитание уважения к старшим», «Семейные

традиции», «Дружная семья – крепкая Россия», «Воспитание добра и милосердия».

На таких мероприятиях, широко используем обмен опытом семейного воспитания. У

многих семей есть что-то хорошее, чем можно поделиться. И они с радостью передают

опыт. Психологические гостиные чаще всего проходят за чашкой чая. Использую на таких

мероприятиях и элементы тренинга. Например:

Упражнение «Удовольствие»

Участникам тренинга раздают листы бумаги и предлагают написать 10 видов

повседневной деятельности, которые приносят удовольствие. Затем предлагается

проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить участникам, что это и есть

ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

В середине каждого мероприятия используем разминки.

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и

коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Например:

Участники в кругу.

- Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу.

- Если вам у нас понравилось, то похлопайте в ладоши.

- Если вы часто сердитесь, закройте глаза.

- Если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;

- Если вы полагаете, что ваше настроение зависит от настроения окружающих,

подмигните;

- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь.

Пантомимическая разминка. Игра «Найди пару»

- Раздаём вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются

на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано

«слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой написано также «слон».

- Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы

надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару.

При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только

ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Другими словами

все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару,

останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары

будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.

Игра «Дотронься до …».

- Я буду говорить, до чего необходимо дотронуться, а вы будете выполнять.

- Дотроньтесь до того у кого светлые волосы, у кого голубые глаза, у кого есть серьги.

Дотроньтесь до того, у кого есть красный цвет на платье, у кого красивая прическа…

Игра «Светофор».

Все участники встают в колонну по одному, взявшись за туловище впереди стоящего,

руки сцеплены в замок. По команде ведущего все одновременно делают шаг или

маленький прыжок в соответствии с цветом:

Желтый – вправо,

Зеленый – вперед,

Красный – назад.

«Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если

они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны,

опускают руки и кричат «Нет!»

● Есть ли в поле светлячки?

● Есть ли в море рыбки?

● Есть ли крылья у теленка?

● Есть ли клюв у поросенка?

● Есть ли гребень у горы?

● Есть ли двери у норы?

● Есть ли хвост у петуха?

● Есть ли ключ у скрипки?

● Есть ли рифма у стиха?

● Есть ли в нем ошибки?

Разминка «Овощи»

1 .Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил....(лук)

2.Набирай скорее в миску краснощёкую....(редиску)

3. Отыскали наконец и зелёный....(огурец)

4.Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет....(картошка)

5.Завалился на бочок лежебока....(кабачок)

6.Разве в огороде пусто, если там растёт....(капуста)

7.Удивляет горожан темнокожий....(баклажан)

8 За ботву, как за верёвку, можно вытянуть....(морковку)

9.Кто, ребята, не знаком с белозубым....(чесноком)

10.Держится за землю крепко, вылезать не хочет....(репка.)



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники