Напоминание

Подготовка обучению грамоте: "Звуки вокруг нас"


Автор: Снигирева Наталья Александровна
Должность: МАДОУ
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием педагогических и информационных технологий по формированию речевых навыков дошкольников
Тема: Подготовка обучению грамоте: "Звуки вокруг нас"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД в подготовительной группе

"Звуки вокруг нас"

Используемые технологии: Экспериментальная и образовательная

деятельность в рамках программы «От рождения до школы»

Цель: Сформировать представление о звуке

Задачи:

1. Дать представление о звуке (характеристика, свойства);

2. Обогащать пассивный словарь: звук, звуковая волна, ультразвук, шумовой звук,

музыкальный звук;

3. Активизировать в словаре понятия: гласный и согласный звук; тихий - громкий;

высокий - низкий,; длинный - короткий;

4. Развивать доказательную речь;

5. Закреплять умение давать краткие и развернутые ответы, умение делать

выводы;

6. Развивать познавательную активность;

7. Воспитывать выдержку и умение слушать ответы товарищей.

Предполагаемый результат: Экспериментальная основа ОД станет основой для

творчества детей;

Прогноз возможных проблем: затруднения, испытываемые при поиске ответов на

творческие вопросы;

Ход НОД:

Вводная часть:

В: Мы живем в прекрасном мире. Нас окружает множество простых и

удивительных вещей. Чтобы общаться с этим миром, нам природой даны органы

чувств, которые помогают полноценно воспринимать картину мира с его красками,

звуками, образами.

В: Назовите эти органы чувств человека.

(краткие ответы детей: нос, уши, глаза, язык, кожа, рот)

В: Для чего нужны нам эти органы? Как они помогают нам в восприятии

окружающего мира? Что они делают?

(развернутые ответы детей: нос – для того, чтобы чувствовать запахи, нюхать,

дышать; глаза – для того, чтобы видеть, смотреть; уши – для того, чтобы слышать

звуки, речь, музыку; язык – для того, чтобы определять и чувствовать вкус; кожа – для

того, чтобы определять и чувствовать температуру окружающей среды, определять

качество предметов; рот – для того, чтобы высказывать свои чувства, говорить).

Основная часть:

- Итак, нас окружают образы и звуки. Сегодня мы с вами подробнее остановимся и

поговорим о звуке, как о явлении.

- Если мы с вами сейчас закроем глаза и помолчим, то услышим множество звуков

вокруг нас. Они будут громкими, или тихими, высокими, или низкими. А еще как

делятся звуки, расскажет стихотворение:

Все на свете дети знают, звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клекот, самолета громкий рокот,

Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка, легкий шелест ветерка.

Это – звуки шумовые, только есть еще другие:

Не шуршания не стуки – музыкальные есть звуки.

- Назовите шумовые звуки вокруг нас.

(предполагаемые ответы детей: звуки улицы, гул машин, работа бытовых

приборов, речь человека)

- Назовите музыкальные звуки.

(предполагаемые ответы детей: пение птиц, пение человека, звучание

музыкальных инструментов)

Дидактическая игра «Определи звук»

- перед детьми на столах лежат карточки с изображением скрипичного ключа и

кубика. Если дети слышат музыкальный звук, они должны поднять карточку со

скрипичным ключом, если они услышат шумовой звук, то поднимают карточку с

изображением кубика. После предполагаемого ответа детей, на экране появляется

правильный ответ.

- Шумовые звуки происходят из-за удара, падения, трения, соприкосновения

- Музыкальные звуки происходят из звукоизвлечения (игры) на музыкальных

инструментах, пения

- а скажите, игра на барабане – это музыкальный, или шумовой звук?

(предполагаемые ответы детей)

- Барабан – это ударный музыкальный инструмент. Удар (шум) – способ игры на

барабане, а создаваемый на нем ритм это музыкальное понятие.

- И человек может издавать как шумовые, так и музыкальные звуки.

У нас есть голос. Если мы кричим, плачем, громко разговариваем – это шум, а

если поем – это музыкальный звук. Голоса у всех разные. Сейчас мы проверим, какие

вы внимательные к своим товарищам, узнаете ли вы их по голосу.

Музыкально-дидактическая игра «Эхо в лесу»

(дети становятся в круг. Один ребенок присаживается в середине круга и

закрывает глаза. Дети идут по кругу и пропевают слова:

(Имя, ты сейчас в лесу, мы зовем тебя: «Ау!»

Глазки крепче закрывай, кто зовет тебя, узнай!

Воспитатель указывает на любого ребенка. Он должен позвать сидящего в центре

по имени, или «Ау!». Водящий ребенок должен назвать того, кто его позвал.

- Как вы считаете, звук можно увидеть?

(предполагаемые ответы детей)

- Ученые доказали, что звук – это волна, которая имеет длину и частоту (высоту) и

изобрели прибор, который помогает увидеть звук.

- Звуковая вибрация влияет на предметы.

Опыт № 1 с линейкой «Дрожалка» - демонстрация вибрации

Опыт № 2 с рупором «Усиление звука» - громкость звука, вибация

- В древние времена люди тоже общались друг с другом с помощью звуков,

позднее, звуки сложились в слова, которые стали нести в себе смысл. Слова стали

обозначать действия и предметы. Так стало легче общаться.

- Слова бывают добрыми злыми. Даже вода понимает, какое слово сказано. Вот

посмотрите, как она отреагировала на эти слова.

- знаете ли вы то, что человек на 70% состоит из воды и, каждое плохое слово

может сделать человека больным, а хорошее наоборот – здоровым и счастливым.

Поэтому будьте внимательными друг к другу, следите за сказанными вами словами, а

лучше подумайте, прежде, чем что то сказать.

- Музыка несет в себе добро, она способна улучшать настроение, повышать

жизненный тонус. Я желаю вам здоровья, добра и хочу, чтобы мы сейчас послушали

музыкальные произведения русского композитора П. И. Чайковского из цикла

«Времена года» - «Март. Песнь жаворонка» и «Апрель. Подснежник»

П. И. Чайковского

Заключительная часть. Вывод:

- Мы сегодня узнали много нового на занятии про звук и звуки. Давайте положим в

нашу «Копилочку» новые слова, которые вам запомнились.

«Копилочка»

Копилочка, копилочка – словечки про запас,

А где она находится? (пожимают плечами)

Да в голове у нас! (дотрагиваются до головы)

Я словечко повторю (новое слово из занятия по мнению детей)

И в копилку положу! (дотрагиваются до головы)

А завтра проверю! (грозят пальчиком)



В раздел образования