Напоминание

Тема "Готовим ребенка к школе"


Автор: Карелова Елена Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №190"
Населённый пункт: г. Барнаул, Научный городок ,д.11, кв.46
Наименование материала: Консультация
Тема: Тема "Готовим ребенка к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 28»

Консультация для родителей

подготовительной группы

на тему: «Готовим ребёнка к школе».

Воспитатель

Филева С.В.

г.Михайловск – январь 2018г.

Цель:

Повысить родительскую компетенцию в вопросе подготовки детей к школе.

«Готовим ребёнка к школе».

А. Барто

Мама или Я.

Непонятно, кто из нас

Поступает в первый класс:

Мама или Я –

Новиков Илья?

Наш букет уже готов.

Кто не спит из-за цветов?

Кто глядит чуть свет:

- Не завял букет?

Мама, а не Я –

Новиков Илья.

Рассказа всем чужим:

- Скоро в школу побежим! –

Мама, а не Я –

Новиков Илья.

Перед первым сентября

Мама сбилась с ног:

- Ну-ка, книжки соберём!

Что на завтрак мы берём?

Не проспи, сынок!

Непонятно, кто из нас

Поступает в первый класс:

Мама или Я –

Новиков Илья.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его

родителей.

Подготовить ребёнка к учебной деятельности таким образом, чтобы он был уверен в себе, не

испытывал внутреннее напряжение в процессе обучения, был способен сконцентрировать внимание

и длительно сохранять быстрый темп работы – сложная и ответственная задача.

Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители – первые и самые важные его

воспитатели. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного

времени. Оно многократно окупится. Дети переступят порог школы уверенными в своих силах,

учение будет для них не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований

расстраиваться по поводу его успеваемости.

Одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей

готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него

интереса к школьно-учебной деятельности, т. е. сформированность школьной мотивации. Она

включает в себя:

Наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач,

выполнение других интеллектуальных заданий);

Понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;

Минимальное

стремление

к

игровым

и

прочим

развлекательно-занимательным

(дошкольным) элементам деятельности;

Эмоционально благополучное отношение к школе.

Сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как

заставить, а о том, как заинтересовать.

1.

Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, не

спешите преподносить ему знания в готовом виде.

2.

Старайтесь показывать необходимость каждого занятия, приводите примеры.

3.

Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.

4.

Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком лёгким. Оно должно быть

посильным.

5.

Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.

6.

Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение,

старание.

7.

Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь не

сравнивать его с другими детьми, только – с самим собой.

Ещё до начала обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание.

Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие

произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает

тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного. Хороший

уровень сформированности внимания у ребёнка свидетельствует и о развитии у него

самоконтроля.

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников.

Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть

внимательным, так как инструкция произносится только один раз: Будь внимательным,

заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребёнок

спрашивает, что делать дальше, ответьте, что пусть он делает так, как понял.

Если ребёнок справился с заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и

постепенно усложняя условия.

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо различают цвет и форму предмета. Узнав

названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя

их в знакомых вещах: «Дверь – это прямоугольник и т. д.». По силуэту или незначительным

деталям ребёнок определяет предмет и различает его величину, форму, удалённость и пр.

Ребёнок

использует

многообразные

обозначения

пространственных

отношений:

«Надо

спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую

сторону». Дети ориентируются во времени суток, в оценке разных промежутков времени

(неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды).

Упражнение на развитие точности восприятия:

«Дорисуй фигуры».

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические

фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребёнка дорисовать их.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т. д., то есть всё то,

чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как

обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных

связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребёнок может понять

главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе

общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Упражнение на развитие словесно-логического мышления: «Определи понятие».

Ребёнку предлагаются следующие наборы слов:

1.

Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

2.

Самолёт, гвоздь газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3.

Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4.

Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5.

Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять,

шершавый.

Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих

слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово,

например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?» Помогайте ребёнку давать

определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему

возможность ответить самому.

В основе способностей ребёнка, являясь условием обучения, приобретения знаний и умений

является память. Важно ориентироваться в большей степени на смысловую память и показать

ребёнку различные примеры, которые помогают лучше запомнить.

Игра на развитие памяти: «Я – фотоаппарат».

Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать

любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например ,ребёнок в течение нескольких секунд

внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем

закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Неоценима роль воображения в творчестве ребёнка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и

т. д. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению

ребёнком окружающего мира, к поиску в нём собственного пути.

Упражнение на развитие словесного воображения.

Предложите ребёнку игру: «Попробуй представить, что будет, если…Например, представь

себе, что открыли школу для кошек! Или люди научились летать. Или собаки стали

разговаривать на человеческом языке и т. д.».

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребёнка: надо вовремя

встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на

своём месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о

чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется,

чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и

выполнять все его указания. Писать можно только то и только там, где указал учитель.

И каждое такое правило, каждое «надо» требуют, чтобы ребенок подчинял им свои действия,

мысли, желания, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. На эту сторону

психического

развития

следует

обратить

особое

внимание,

если

ребенок

отличается

повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян.

Сформированность

произвольной

сферы

дошкольника

поможет

ему

быстрее

и

легче

адаптироваться к школе.

Упражнение: «Найди такой же предмет»

Покажите ребёнку нарисованный предмет и 6 его копий. Из этих шести копий только одна

является точной копией предмета-образца. Его-то ребёнок и должен отыскать. Остальные

пять имеют малозаметные отличия.

Фиксируется время обдумывания ребёнком задачи и число ошибок. Если скорость ответа 10

секунд и менее, то это высокая импульсивность. Если при этом ответ правильный, то это

свидетельствует о быстроте и гибкости мышления у ребёнка. Большая скорость ответов при

их неточности свидетельствует об общей склонности ребёнка действовать необдуманно,

подчиняясь эмоциональному порыву.

Средством повышения интеллекта ребёнка, его развития речи и подготовки к письму является

тренировка пальцев рук.

В первую очередь, развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим

развитием. Поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия

физкультурой. Далее, постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не

требуют никаких усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными

должны быть простые и цветные карандаши.

Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина

и глины, рисование и раскраска, составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание

пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких

деталей.

Для успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, ещё до начала обучения у ребенка

должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки.

Полноценное владение речевыми звуками (правильное их произношение, умение

различать на слух, а также определять присутствие и примерное место звука в слове);

Достаточность словарного запаса;

Сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически

правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие;

Владение связной речью;

Сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о

форме, величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к

другу). Их Сформированность необходима для чёткого усвоения ребёнком зрительных

образов букв (как печатных, так и письменных);

Иметь представление о числе и цифре.

Чтобы ребёнок избежал трудностей, связанных с изучением математики, решением

арифметических задач, необходимо позаботиться о расширении его общего кругозора,

умении ориентироваться в пространственно-временных связях.

Ребёнок должен уметь ответить на следующие вопросы:

В каком городе ты живёшь?

Назови свой адрес. На каком этаже ты живёшь?

Сколько этажей в доме?

Сколько этажей над вашей квартирой?

Сколько этажей под вашей квартирой?

Какие улицы (проспекты) находятся рядом с домом? Какой транспорт проходит вблизи

дома? Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?

Как называются остановки транспорта?

Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?

Сколько тебе лет?

Назови имя отчество родителей и их профессии. Где они работают?

Назови столицу нашей Родины.

Как называется наша страна?

Назови водоёмы, какие находятся на территории нашего города.

Назови 5 городов России. И т. п.

Итак, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребёнка!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники