Напоминание

Обучение грамоте дошкольников с ОВЗ


Автор: Мецлер Татьяна Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: Обучение грамоте дошкольников с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




социально-педагогический

творческий проект

для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)

г.Новокузнецк

2019 г

У современных детей, благодаря

информационному прогрессу, развитию

компьютерных технологий, снизился

интерес к живому общению, чтению

книг, потребность к играм –

драматизациям, что приводит к

отставанию в речевом,

интеллектуальном и психическом

развитии. Количество детей, имеющих

речевые трудности, особенности

развития, неуклонно растёт. Многие

родители из-за экономического

неблагополучия и социальной

нестабильности все меньше уделяют

внимания развитию и воспитанию своих

детей, а также подготовки их к школе,

переложив всю ответственность на

педагогов детского сада. В связи с этим

возникла идея создания совместного

детско-взрослого творческого проекта,

участниками которого будут не только

дети и педагоги , но и родители.

1

Взаимодействие семьи и детского сада в

подготовке детей с ОВЗ к школе.

Формирование, закрепление первоначальных

навыков письма и чтения, а также развития

познавательных и творческих способностей

детей средствами совместного творческого

взаимодействия с родителями и педагогами.

Срок реализации проекта

сентябрь-февраль

Участники проекта

Организатор, руководитель,

координатор проекта:

учитель-логопед Мецлер Т.В.

Участники:

Дети подготовительной группы для

детей с тяжелыми нарушениями речи

(далее ТНР)

Родители детей подготовительной

Воспитатели группы:

Машковская В.В., Кузякина И.В.

2

Повысить эффективность коррекционной работы

учителя-логопеда по подготовке детей с ОВЗ(ТНР)

к школе через сотрудничество с родителями.

Повышать заинтересованность родителей в

результатах коррекционно - воспитательной

работы с детьми с ОВЗ(ТНР).

Активизировать педагогический потенциал

родителей.

Развивать психические процессы у детей:

восприятие, память, мышление.

Развивать у детей фонематическое восприятие,

закреплять навыки правильного

звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

Закрепить знания о буквах, навыки составления и

чтения слогов, слов, профилактика дисграфии.

Активизировать и обогащать словарный запас

дошкольников с ОВЗ (ТНР), развивать связную

речь.

Развивать коммуникативные способности детей,

формировать эмоциональный контакт педагогов,

родителей с детьми через совместную

деятельность.

Развивать творческие способности у детей с ОВЗ

(ТНР) приемами театрализованной деятельности и

сказкотерапии.

3

Информационной достаточности

Обогащение родителей, детей знаниями, конкретными

приёмами и методами, которые могут применить в

процессе работы.

Принцип взаимодействия.

Предполагается партнёрское взаимодействие между

всеми участниками проекта.

Принцип поэтапности, системного

подхода.

Деятельность участников организуется поэтапно,

реализуя на каждом этапе конкретные задачи.

Принцип деятельностного подхода.

Обучение ребенка, приобретение знаний и навыков при

подготовки к школьному обучению осуществляется

через ведущий вид деятельности – игру.

Принцип личностно-ориентированного

подхода при взаимодействии с участниками процесса.

Принцип открытости.

Открытость для инициативы и творчества каждого

участника.

Принцип гибкости, свободы выбора.

Деятельность участников не ограничивается заданными

рамками, может раздвигаться и дополняться по воле

участников.

Принцип природосообразности.

Предусматривает ориентировку на внутренний мир

ребёнка, создание условий для самовыражения,

реализация личностных качеств, развитие творческих

способностей.

4

Повышение заинтересованности, активности,

творческого участия родителей в жизни своих

детей, сотрудничестве детского сада и семьи

при подготовке детей с ОВЗ к школе.

Психологическая готовность родителей в

понимании своего ребенка, видение его

талантов, возможностей, трудностей.

Повышение педагогической компетентности

родителей в вопросе подготовки детей к

школьному обучению.

Повышение коммуникативных, творческих

способностей детей с ТНР.

Расширение, активизация словарного запаса,

развитие грамматического строя и связной речи

у детей с ТНР.

Закрепление детьми знаний о буквах,

приобретение устойчивых навыков чтения и

письма.

Отсутствие нарушений письменной речи

(дисграфии) в дальнейшем школьном обучении

детей.

5

Этапы

реализации

проекта

1

Подготовительны

й

2

Организа

ционный

4

Обобщающий

3

Практический

Постанов-ка цели

и задачи проекта

Прогнози-рование

ожидаем. положи-

тельных

результа-тов

Мотивация

участ-ов

создание

благоприятного

микрокли-мата

Распреде-ление

функцио-нальных

обязанностей

между

участниками

Реализа-ция

системы

мероприятотслеж

ивание

результатов.

Обработка

данных, соотнош-

е. результа-тов с

поставленной

целью

.

Презента-ция

проекта, видео- и

фотомате-

риалов.

6

7

э

т

а

п

Содержание.

ответствен

ный

срок

1

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

1 Постановка целей, задач.

Прогнозирование результатов.

2 Создание наглядно-дидактического

материала (конспекты логосказок,

различные виды театров –буквенный,

прищепочный, атрибуты и ширмы для

показа сказок, оформление фойе

объемными буквами «Азбука в

профессиях»)

Учитель-

логопед

Мецлер Т.В.

сентябрь

2

О

Р

Г

А

Н

И

З

А

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й

1 Выступление на родительском

собрании:

Знакомство родителей с задачами

обучения детей подготовительной

группы, результатами диагностики

речевого уровня детей на начало

учебного года.

Презентация авторского пособия –

театра «Забавные буквы»,стенда в фойе

ДОУ «Азбука в профессиях»

Мотивация родителей к совместной

деятельности с детьми по изготовлению

букв для театра, участие в конкурсах

«Сделай букву сам», «Сказки о буквах».

Распределение функциональных

обязанностей между участниками

проекта.

Учитель-

логопед

Мецлер Т.В.

сентябрь

8

3

П

Р

А

К

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й

1 Проведение логопедических

занятий для детей с показом

логосказок:

«Сказка о гласных буквах»,

«Живые звуки», «Как буквы в гости

ходили», «Сказка о Весёлом

Язычке».

2 Изготовление ширм для родителей:

«Учим буквы через сказку»,

книжки-передвижки

«Сделай букву сам»

3 Изготовление напольной

театральной ширмы

4 Изготовление детьми букв из

различных материалов:

с воспитателями в детском

саду(на занятиях и в свободное

время)

с родителями дома

5 Выставка «Сделай букву сам»

6 Интегрированное логопедическое

занятие «День рождение буквы»

7 Придумывание сказок для театра с

участием изготовленных детьми

букв. Конкурс «Придумай сказку

о буквах»

8 Оформление книжек-малышек с

придуманными сказками.

9 Показ театра «Сказки о буквах»

(для детей, для родителей)

10 Награждение победителей

конкурсов

учитель-

логопед

Мецлер Т.В.

учитель-

логопед

Мецлер Т.В.

Воспитател

и

родител

и

дети,

педагоги,

Родители

учитель-

логопед

,

воспитатель

дети,

педагоги,

родители

педагоги

дети,

родители

октябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

январь

февраль

4

О

б

о

б

щ

ю

ю

щ

И

й

1 Подготовка видеоотчёта

(фотоотчёта)

2 Презентация проекта (педсовет,

фестиваль, родительское

собрание)

учитель-

логопед

,

воспитатели

март-

апрель

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники