Напоминание

Буллинг в детском коллективе. Специфика оказания психологической помощи всем участникам буллинга.


Автор: Погромская Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Буллинг в детском коллективе. Специфика оказания психологической помощи всем участникам буллинга.
Раздел: среднее образование





Назад




Буллинг в детском коллективе. Специфика оказания психологической

помощи всем участникам буллинга.

Погромская Е.А., педагог-психолог

МБОУ ДО «Центр Детского Творчества»

г. Ноябрьск

На сегодняшний день ТРАВЛЯ («БУЛЛИНГ») — одна из наиболее актуальных и

распространенных проблем в школах и в детских коллективах, которая порождает

многочисленные деструктивные явления и последствия: увеличивает риск суицида среди

подростков, приводит к распространению и усилению агрессии и насилия в группе и в

школе, снижению успеваемости, эмоциональным проблемам — повышению риска

тревожных и депрессивных расстройств.

БУЛЛИНГ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — это особый вид насилия, проявляющийся в виде

агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов

коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью

По данным ВОЗ за 2005 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в

мире, и этот показатель постоянно растет. Согласно данным ЮНИСЕФ, 150 миллионов

детей в мире свидетельствуют о том, что подвергались насилию со стороны сверстников в

школе или вокруг нее. В международном мониторинговом исследовании качества

школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS выявлено, что

отсутствие безопасности и частые случаи школьного насилия отрицательно влияют на

результаты обучения учеников. По итогам муниципальных результатов PISA в части

школьной среды 25% учащихся школ города Ноябрьска подвергались социальным видам

травли несколько раз в месяц или чаще; 5% - агрессивным.

Выделяют следующие виды буллинга: прямой и косвенный.

Прямой буллинг может проявляться в виде:

1) ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных

повреждений, щипание, запугивания, обзывательства, жестокие шутки, притеснения через

социальный статус, религию, расу, прикосновения сексуального характера).

2) ВЕРБАЛЬНОГО (СЛОВЕСНОГО) БУЛЛИНГА (издевательства или запугивания с

помощью жестоких слов: постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные

комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности и т.д.)

3) СОЦИАЛЬНОГО БУЛЛИНГА/ИЗОЛЯЦИИ (жертва умышленно изолируется,

выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом)

Гораздо сложнее выявить проявление косвенного буллинга, который, включает в себя

такое поведение, как распространение слухов и ложной информации о жертве.

С распространением интернет - технологий и массовой мобильной связи увеличилась

виртуальная активность детей в социальных сетях. Так появился новый вид буллинга с

использованием современных технологий общения — КИБЕРБУЛЛИНГ — совокупность

агрессивных действий в адрес конкретного человека через унижение с помощью

мобильных телефонов, сети Интернет и иных электронных устройств

По данным исследования Microsoft, проведенному в 2016 г., более 65% взрослых и

подростков сталкивались с кибербуллингом в повседневной жизни, При этом чаще всего

уязвимыми перед интернет - травлей оказываются подростки, нежели взрослое население.

В Европе около 12% детей в возрасте 9-16 лет становятся жертвами кибербуллинга.

В России проблеме кибербуллинга уделяют не так много внимания, как в Европе, хотя

российские школьники в среднем в 1,5-3 раза чаще своих сверстников из стран Северной

Америки и Европы сталкиваются с травлей в Интернете. Россия оказалась на первом

месте из 42 стран по кибербуллингу среди детей 11 лет: 11% девочек и 8% мальчиков

получали сообщения с оскорблениями не менее 2-3 раз в месяц (Данные Всемирной

организации здравоохранения, 2014 г.)

Есть три основные роли участников ситуации буллинга ― это жертва, преследователь

(агрессор, буллер), свидетель и наблюдатель(триада).

Факторы, повышающие риск распространения травли в школьной среде

(со стороны детей):

- заниженная самооценка и притупленное чувство самосохранения у ребенка;

- личностные характеристики учащегося (агрессивность, высокая импульсивность;

сложности контроля собственных эмоций и т.д.);

- неумение выстраивать контакты с другими детьми, основанные на дружбе и

сотрудничестве (бывает, что при помощи постоянного проявления силы некоторые дети

пытаются дружить с другими);

- желание доминировать над другими, добиться определенного статуса в группе и его

поддерживать;

- опыт пребывания в ситуациях, когда близкие люди жестко демонстрируют собственную

власть по отношению к тем, кто слабее их по каким-то признакам (например, когда отец в

семье жестко контролирует мать, которая от него зависит финансово, та, в свою очередь,

проявляет излишнюю жестокость в воспитании детей, кричит на них и т.д.);

- предшествующий опыт поведения школьников, включающий в себя проявления

собственной агрессивности;

• прогулы и слабая успеваемость в школе.

Со стороны взрослых:

- унижения ученика, который не успевает или преуспевает в учебе или уязвим в других

отношениях;

- неготовность преподавателей противостоять травле в школе и заниматься ее

профилактикой; в такой ситуации у учеников складывается представление о том, что, с

точки зрения взрослых, травля в школе — это нечто допустимое, потому что как минимум

они не могут с ней справиться, или же закрывают на нее глаза;

- внутрисемейные конфликты, гиперопека или равнодушие со стороны родителей;

- завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям

и возможностям ребенка;

- отсутствие контроля со стороны сотрудников школы за поведением учащихся на

перемене.

Технология реагирования на выявленные либо установленные факты буллинга

(по И.С. Бердышеву, М.Г.Нечаевой):

1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллинга

специалист (педагог, классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог и

др.), сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации (заместителю

директора по воспитательной работе).

2. Администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о

неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

Алгоритм сбора информации по факту буллинга

Сбор проводится по следующим направлениям:

— от самого пострадавшего;

— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации.

В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

— реальность самого буллинга;

— его длительность;

— его характер (физический, психологический, смешанный);

— основные проявления буллинга;

— участники (инициаторы и исполнители буллинга);

— их мотивации к буллингу;

— свидетели и их отношение к происходящему;

— поведение жертвы (пострадавшего);

— динамику всего происходящего;

— прочие важные для диагностики обстоятельства.

Непосредственная работа с жертвами и преследователями:

1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой и предложить

письменно описать все случившееся;

2) переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них

письменное изложение инцидента;

3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и

указать меру ответственности за содеянное;

4) собрать всю группу и предложить каждому её члену рассказать перед другими, о чем

говорили с ним в индивидуальной беседе;

5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь

сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»

6) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им

письменные объяснения ребят;

7) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и

принятыми мерами;

8) обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение

жертвы, методам психологической защиты;

9) потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими.

Важно помнить, что зачастую границы между детьми, которые стали свидетелями,

жертвами или совершающими насилие и дискриминацию в школе, размыты. Дети четко

не подпадают только под одну из трех категорий. Например, дети, которые стали

свидетелями насилия и дискриминации в школе, могут также быть жертвами такого

насилия и совершать насильственные действия и дискриминацию. Помимо этого, дети,

являющиеся жертвами насилия и дискриминации в школе, могут совершать насилие

иногда в качестве самообороны, пытаясь защитить себя от других детей, которые

причиняют им боль. У детей, которые переживают насилие в семье, склонность к

гневу (47,9%) и физической агрессии (39,5%) выше по сравнению с детьми, которые не

сообщили о проблемах насилия в своих семьях (24,8% и 27,5% соответственно). Это

показывает, что дети, растущие в семьях с насилием в семье – драками и руганью

родителей, или дети, подвергающиеся психологическому и физическому насилию, чаще

проявляют гнев и склонности к физической агрессии.

Направления и методы психологической работы с триадой:

-коррекция деструктивных личностных качеств и паттернов поведения (агрессор);

-коррекция психоэмоционального состояния и психосоматических расстройств (жертва);

-работа с чувством вины и стыда (наблюдатели);

-алгоритм составления индивидуального плана реабилитации ребенка;

-психологическая помощь родителям жертвы, агрессора и наблюдателей;

-работа с педагогическим коллективом школы;

-методы профилактики и предотвращения травли.

Особенности агрессора или инициатора буллинга:

-импульсивный и готовый применить насилие для самоутверждения;

-демонстрирует агрессию, грубость и отсутствие сострадания к жертве;

-с трудом соблюдает правила и контролирует свое поведение;

-могут представляться одиночками с дефицитом социальных навыков;

-имеют среди них высокий социальный статус и группу сообщников;

-обладают высоким эмоциональным интеллектом;

-хорошо распознают чужие эмоции и психические состояния и успешно манипулируют

другими.

В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум,

позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону

развития. При работе с агрессивными подростками возможно использование следующих

диагностических методик:

Проективные методики «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное»,

«Рисунок семьи»;

Методика Рене Жиля;

Рисуночный тест Сильвера;

Нервно-психическое состояние Макса Люшера;

Опросник Басса-Дарки (агрессивность);

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;

«Шкала враждебности» Кука-Медлей;

Тест Ассингера (оценка агрессивности в отношениях);

Экспресс-диагностика эмоциональной возбудимости В.В.Бойко;

Стиль поведения в конфликтной ситуации (К.Томаса)

Личностный опросник Г. Шмишека. Акцентуации характера;

Шкала депрессии Бека;

Оценка уровня общительности (тест В.Ф.Ряховского);

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла;

Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн);

Исследование межличностных отношений (Т.Лири);

САН и другие.

Коррекционная работа с агрессорами строится по следующим направлениям:

1.

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с

использованием разнообразных методов, приемов, психотехник с целью

Обучения детей контролю над своими эмоциями и способам выражения

негативных чувств без вреда для окружающих людей.

2.

Проведение социально-психологических тренингов на сплочение классных

коллективов, эффективного взаимодействия, развития коммуникативных навыков.

3.

Проведение занятий по разрешению и выходу из конфликтных ситуаций.

4.

Проведение тренингов и занятий по управлению гневом. Цель таких занятий:

обучить ребенка приемлемым методам для выражения подавляемого гнева.

5.

Проведение занятий и тренингов по обучению способам саморегуляции.

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно работе со взрослыми, его

окружающими, - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в

работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

изменение стиля взаимодействия с детьми;

расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их

коммуникативных умений.

Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы

образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры

агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это

главное условие предотвращения агрессивности. Лучшим гарантом хорошего самообладания

и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

Особенности жертвы или объекта буллинга:

-тревожный, социально незащищенный, молчаливый и сдержанный ребенок;

-пуглив, чувствителен, замкнут и застенчив;

-не уверен в себе, несчастен;

-склонен к депрессии и суицидальным мыслям;

-одинок, плохо находит общий язык со сверстниками и легче общаются со взрослыми;

-может быть физически слабее своих ровесников;

Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием: нервный тик,

энурез; проблемы с аппетитом; печальный вид; участившиеся случаи простудных и

других заболеваний; беспокойство, тревожность, нарушения сна; длительно

сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению,

нежелание общаться; излишняя уступчивость или осторожность; плохая успеваемость

Жертвами травли в школе чаще всего становятся:

- двоечники;

- круглые отличники;

- любимчики учителей;

- физически слабые дети;

- дети, гиперопекаемые родителями;

- ябеды;

- дети учителей;

- страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;

- не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них,

недоступные другим детям;

- вундеркинды;

- дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые

вороны»);

- дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;

- представители национальных меньшинств

Есть случаи, когда жертвами травли становились учителя.

Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и

подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою

«слабость» (страх, обиду или злость). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров,

рождая искомое ощущение превосходства.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьной травли. Методы травли

отличаются в зависимости от пола жертвы: мальчиков чаще бьют, а про девочек

одноклассницы, как правило, распускают порочащие слухи.

По мнению педагога-психолога Людмилы Петрановской, «это иллюзия, что для роли

жертвы надо быть каким-то особо ненормальным. В общем и целом причина травли — не

в особенностях жертвы, а в особенностях группы. Один и тот же ребёнок может быть

изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за

короткий срок, скажем, после смены классного руководителя»

Направления коррекционной работы с жертвами буллинга:

1. Диагностика эмоциональной сферы и личностных особенностей (пакет

диагностических методик).

2. Работа с родителями по формированию поддерживающего поведения и коррекцию

детско-родительских отношений.

3. Работа с классным руководителем по созданию благоприятного климата в детском

коллективе.

4. Проведение индивидуальных коррекционных занятий с использованием разнообразных

методов, приемов, психотехник с целью отреагирования негативных эмоций; повышению

самооценки; обучению способам саморегуляции и навыков уверенного поведения.

5. Проведение социально-психологических тренингов на сплочение классных

коллективов, эффективного взаимодействия, развития коммуникативных навыков.

Следующая группа участников буллинга: свидетели и наблюдатели. Свидетели -

поддерживающие — дети, которые одобряют сторону нападающих, подбадривают их;

наблюдатели — дети, которые просто собираются вокруг и смотрят или избегают

ситуаций травли, не занимая ничью сторону; сочувствующие — которые хотят

заступиться за жертву травли, но боятся, поскольку обидчик сильный или лидер. Бывают

защитники - дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно

противодействуют нападающим и предпринимают действия для прекращения

издевательств, либо успокаивают и поддерживают жертву. Существует

экспериментальное исследование, показывающее позитивную роль в разрешении

ситуации школьной травли защитников: при наличии защитников буллинг заканчивается,

не успев начаться. Если же никто не вступается за жертву, то это «становится хорошей

почвой для дальнейшей травли — дает обидчикам все основания покрасоваться, унижая

другого ребенка.

Направления коррекционной, профилактической работы с наблюдателями и

свидетелями:

1. Проведение индивидуальных коррекционных занятий с использованием разнообразных

методов, приемов, психотехник с целью отреагирования негативных эмоций; чувства

вины и стыда; повышению самооценки; обучению способам саморегуляции и навыков

уверенного поведения.

2. Проведение социально-психологических тренингов на сплочение классных

коллективов, эффективного взаимодействия, развития коммуникативных навыков.

3. Проведение занятий по разрешению и выходу из конфликтных ситуаций.

4.Проведение антибуллинговых программ с целью создания в классном коллективе

системы ценностей, норм и правил, нетерпимых к проявлениям буллинга и других форм

насилия.

Негативные последствия травли, как отмечают психологи, возникают у всех трёх

групп участников травли. Самые тяжёлые последствия травли проявляются у жертвы.

Чаще всего травля приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это

явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также

психосоматическим заболеваниям, и может выступить причиной самоубийства или

организованного нападения на место, в котором училась жертва. Страдают свидетели,

получая опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не

решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой.

Опыт насилия деструктивен и для личности агрессора. Этот опыт приводит к огрублению

чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге — к

деструктивным, асоциальным чертам личности. У него разрушаются механизмы

формирования близости с другими людьми, ему труднее создать доверительные и теплые

отношения с партнёрами и родственниками, в том числе собственными детьми. В

отдельных случаях доведённая до отчаяния жертва может попытаться отомстить обидчику

путём нанесения тяжких травм.

Для предотвращения буллинга усилия должны предпринимать все – родители,

преподаватели, администрация школы, психологи и сами ученики.

В мировой практике предприняты значительные усилия по противодействию буллингу и

созданию здоровой психологической среды в школах. Важным направлением

деятельности многих развитых стран является предупреждение школьного насилия.

Одной из первых антибуллинговых мер стала программа Д. Олвеуса (Olweus Anti-bullying

Program), которая стартовала в 1983 году в Норвегии. Программа предусматривает

выполнение четырех целей: достижение единого понимания данного феномена, активное

вовлечение родителей и учителей в программу, разработка четких правил, направленных

против школьного насилия, а также поддержка и защита жертв буллинга. Действия

направлены на три уровня: школы, класса и каждого ученика индивидуально. Программа

считается одной из наиболее эффективных и широко распространена также в Австрии,

Швеции, Финляндии, Германии, Исландии и др. В Португалии и Великобритании развита

похожая программа – «Безопасные школы» (Safe Schools Program), в Швеции – «Фарста»

(Farsta Program). В рамках «Фарста» в каждой школе есть команда из 2–4 учителей,

которая в случае буллинга незамедлительно вмешивается в ситуацию для ее решения.

Примечательно, что в рамках данных программ предусматривается уровень оценки их

эффективности, что позволяет усовершенствовать деятельность школ в борьбе со

школьной агрессией.

В Нидерландах одной из программ по созданию безопасной школьной среды является

программа для учеников начальных классов «Мирная школа» (Peaceful School),

направленная на развитие социальных компетенций и демократических ценностей.

В программу активно включены родители учеников, и даже проводятся сеансы

медитации. Также в стране действует программа «Rebounds», суть которой состоит в

предоставлении отдельного временного здания ученикам с проблемным поведением, на

которых не подействовали школьные меры. Цель программы – вернуть этих учеников в

обычную школу после работы над их поведенческими и социальными навыками.

Важным направлением деятельности многих развитых стран является предупреждение

школьного насилия. К примеру, в школах Дании проводится так называемый

«парламентский день», когда дети могут, открыто говорить о существующих проблемах в

школе и предлагать методы их решения.

В США существует такое сообщество, как

«полиция по борьбе с буллингом», в которую входят все, кто заинтересован в

эффективном решении этой проблемы.

Эффективность и значимость антибуллинговых инициатив очень высоки. Доказано, что

программы предупреждения и профилактики школьного насилия снижают уровень

буллинга до 25%. Действенной мерой является комитет по предотвращению буллита,

созданный в школе. Это может помочь учителям, персоналу школы и родителям в

решении проблемы. Комитет по предотвращению буллинга может быть эффективным

средством в противостоянии насилию в школе. В Комитет по предотвращению буллинга

рекомендуется включать школьников всех возрастов и учителей. В обязанности комитета

входят: подготовка школьного собрания на тему буллинга; формирование специальных

групп для работы с новыми учащимися (рисуются плакаты, содержание которых

направленно против буллинга); проведение бесед с учащимися, которые сталкивались с

тем или иным видом насилия в школе; оказание помощи персоналу школы в решении

проблемы.

Основные методы работы с буллингом:

- технология «Круг сообщества»;

- технология «Работа под прикрытием»;

- технология «группа поддержки».

Технология «Круг сообщества».

Технология восстановительного подхода, направленная на решение конфликтных

ситуаций в коллективе, на профилактику конфликтов и поддержку членов коллектива

технология «Работа под прикрытием».

Технология нарративной практики, созданная Майклом Уайтом и основанная

на перераспределении репутации и трансформация отношения к травле в школьном

сообществе

Технология «Группа поддержки».

Метод фокусируется не на причинах, а на решении проблемы. Заключается в том, что для

«жертвы» организуется «Группа поддержки», с которой проводится основная работа

В школах должен быть нулевой уровень терпимости ко всем формам насилия. Когда

школьный персонал становится свидетелем или получает информацию о том, что

учащийся вовлечен в акты насилия в школе или за ее пределами, он должен немедленно

вмешаться и начать общение с ребенком, чтобы лучше разобраться в ситуации

Важно, чтобы все действия школьного персонала по профилактике и реагированию на

насилие регулировались специальными инструкциями нормативного характера и были

обязательными к исполнению.

Важно помнить, что нельзя закрывать глаза даже на малейшее проявление травли, ведь

разобраться с ситуацией можно только общими усилиями и только, если вовремя обратить

на нее внимание.

Советы педагогу по формированию и поддержанию положительного социально-

психологического климата в классе:

1. Формулируйте правила поведения и требования к ученикам в форме «как надо», а не

как «не надо» поступать.

2. Привлекайте учащихся к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою

сопричастность к решению общих задач.

3. Акцентируйте важность и ценность многообразия (культурного, национального,

религиозного и др.), а также различных способностей, предпочтений, физических и

интеллектуальных возможностей.

4. Не допускайте сами и пресекайте со стороны других любые насмешки в адрес

учащихся, имеющих особые образовательные потребности, мигрантов, детей с низким

социально-экономическим статусом и др.

5. Не противопоставляйте ученика коллективу ни в положительном, ни в отрицательном

ключе. В классе не должно быть «любимчиков» и тех, кого учитель явно недолюбливает.

6. Не обсуждайте и не оценивайте личностных качеств ученика перед всем классом.

Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.

7. Своим личным примером показывайте уважительное отношение ко всем членам

учебного коллектива.

8. Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный

характер. Давайте ученику характеристику его поступку и возможным последствиям, а не

его личности.

9. Не призывайте весь класс к коллективной ответственности за какой-либо проступок

отдельного ученика.

10. Не усиливайте изоляцию отвергаемых учеников, сажая их отдельно.

11. Не пренебрегайте жалобами учеников, даже если случай кажется незначительным.

Недопустимо говорить в ответ на сообщение о насилии или жалобу на притеснение:

«Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь».

Важно помнить, что нельзя закрывать глаза даже на малейшее проявление травли, ведь

разобраться с ситуацией можно только общими усилиями и только, если вовремя обратить

на нее внимание.

Список литературы

1.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. 336 с.

2. Ладыкова О.В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов,

работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. – М., 2004.

3.Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. –

СПб.: Речь, 2008. – 192с.

4.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство.

М., 1998. 592 с.

5.Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб.,

1999. 128 с.

6. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. – М., 1993.

7.Сучкова Н.О, Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь;

М.: Сфера, 2008. – 112с.

8. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для

педа- гогических работников. Бюро ЮНЕСКО в Москве

9.Паренс Г.Агрессия наших детей / Пер. с англ. М., 1997. 160 с.

10.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и

коррекционной работы психолога. М., 2001.

11.Соколова Е.В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы, условия преодоления.

Новосибирск, 2003. 288 с.

12.Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств

у детей. Новосибирск, 2003. 118 с.



В раздел образования