Автор: Погромская Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Буллинг в детском коллективе. Специфика оказания психологической помощи всем участникам буллинга.
Раздел: среднее образование
Буллинг в детском коллективе. Специфика оказания психологической
помощи всем участникам буллинга.
Погромская Е.А., педагог-психолог
МБОУ ДО «Центр Детского Творчества»
г. Ноябрьск
На сегодняшний день ТРАВЛЯ («БУЛЛИНГ») — одна из наиболее актуальных и
распространенных проблем в школах и в детских коллективах, которая порождает
многочисленные деструктивные явления и последствия: увеличивает риск суицида среди
подростков, приводит к распространению и усилению агрессии и насилия в группе и в
школе, снижению успеваемости, эмоциональным проблемам — повышению риска
тревожных и депрессивных расстройств.
БУЛЛИНГ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — это особый вид насилия, проявляющийся в виде
агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов
коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью
По данным ВОЗ за 2005 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в
мире, и этот показатель постоянно растет. Согласно данным ЮНИСЕФ, 150 миллионов
детей в мире свидетельствуют о том, что подвергались насилию со стороны сверстников в
школе или вокруг нее. В международном мониторинговом исследовании качества
школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS выявлено, что
отсутствие безопасности и частые случаи школьного насилия отрицательно влияют на
результаты обучения учеников. По итогам муниципальных результатов PISA в части
школьной среды 25% учащихся школ города Ноябрьска подвергались социальным видам
травли несколько раз в месяц или чаще; 5% - агрессивным.
Выделяют следующие виды буллинга: прямой и косвенный.
Прямой буллинг может проявляться в виде:
1) ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных
повреждений, щипание, запугивания, обзывательства, жестокие шутки, притеснения через
социальный статус, религию, расу, прикосновения сексуального характера).
2) ВЕРБАЛЬНОГО (СЛОВЕСНОГО) БУЛЛИНГА (издевательства или запугивания с
помощью жестоких слов: постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные
комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности и т.д.)
3) СОЦИАЛЬНОГО БУЛЛИНГА/ИЗОЛЯЦИИ (жертва умышленно изолируется,
выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом)
Гораздо сложнее выявить проявление косвенного буллинга, который, включает в себя
такое поведение, как распространение слухов и ложной информации о жертве.
С распространением интернет - технологий и массовой мобильной связи увеличилась
виртуальная активность детей в социальных сетях. Так появился новый вид буллинга с
использованием современных технологий общения — КИБЕРБУЛЛИНГ — совокупность
агрессивных действий в адрес конкретного человека через унижение с помощью
мобильных телефонов, сети Интернет и иных электронных устройств
По данным исследования Microsoft, проведенному в 2016 г., более 65% взрослых и
подростков сталкивались с кибербуллингом в повседневной жизни, При этом чаще всего
уязвимыми перед интернет - травлей оказываются подростки, нежели взрослое население.
В Европе около 12% детей в возрасте 9-16 лет становятся жертвами кибербуллинга.
В России проблеме кибербуллинга уделяют не так много внимания, как в Европе, хотя
российские школьники в среднем в 1,5-3 раза чаще своих сверстников из стран Северной
Америки и Европы сталкиваются с травлей в Интернете. Россия оказалась на первом
месте из 42 стран по кибербуллингу среди детей 11 лет: 11% девочек и 8% мальчиков
получали сообщения с оскорблениями не менее 2-3 раз в месяц (Данные Всемирной
организации здравоохранения, 2014 г.)
Есть три основные роли участников ситуации буллинга ― это жертва, преследователь
(агрессор, буллер), свидетель и наблюдатель(триада).
Факторы, повышающие риск распространения травли в школьной среде
(со стороны детей):
- заниженная самооценка и притупленное чувство самосохранения у ребенка;
- личностные характеристики учащегося (агрессивность, высокая импульсивность;
сложности контроля собственных эмоций и т.д.);
- неумение выстраивать контакты с другими детьми, основанные на дружбе и
сотрудничестве (бывает, что при помощи постоянного проявления силы некоторые дети
пытаются дружить с другими);
- желание доминировать над другими, добиться определенного статуса в группе и его
поддерживать;
- опыт пребывания в ситуациях, когда близкие люди жестко демонстрируют собственную
власть по отношению к тем, кто слабее их по каким-то признакам (например, когда отец в
семье жестко контролирует мать, которая от него зависит финансово, та, в свою очередь,
проявляет излишнюю жестокость в воспитании детей, кричит на них и т.д.);
- предшествующий опыт поведения школьников, включающий в себя проявления
собственной агрессивности;
• прогулы и слабая успеваемость в школе.
Со стороны взрослых:
- унижения ученика, который не успевает или преуспевает в учебе или уязвим в других
отношениях;
- неготовность преподавателей противостоять травле в школе и заниматься ее
профилактикой; в такой ситуации у учеников складывается представление о том, что, с
точки зрения взрослых, травля в школе — это нечто допустимое, потому что как минимум
они не могут с ней справиться, или же закрывают на нее глаза;
- внутрисемейные конфликты, гиперопека или равнодушие со стороны родителей;
- завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям
и возможностям ребенка;
- отсутствие контроля со стороны сотрудников школы за поведением учащихся на
перемене.
Технология реагирования на выявленные либо установленные факты буллинга
(по И.С. Бердышеву, М.Г.Нечаевой):
1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллинга
специалист (педагог, классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог и
др.), сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации (заместителю
директора по воспитательной работе).
2. Администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о
неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
Алгоритм сбора информации по факту буллинга
Сбор проводится по следующим направлениям:
— от самого пострадавшего;
— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.
Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации.
В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:
— реальность самого буллинга;
— его длительность;
— его характер (физический, психологический, смешанный);
— основные проявления буллинга;
— участники (инициаторы и исполнители буллинга);
— их мотивации к буллингу;
— свидетели и их отношение к происходящему;
— поведение жертвы (пострадавшего);
— динамику всего происходящего;
— прочие важные для диагностики обстоятельства.
Непосредственная работа с жертвами и преследователями:
1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой и предложить
письменно описать все случившееся;
2) переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них
письменное изложение инцидента;
3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и
указать меру ответственности за содеянное;
4) собрать всю группу и предложить каждому её члену рассказать перед другими, о чем
говорили с ним в индивидуальной беседе;
5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь
сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»
6) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им
письменные объяснения ребят;
7) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и
принятыми мерами;
8) обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение
жертвы, методам психологической защиты;
9) потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими.
Важно помнить, что зачастую границы между детьми, которые стали свидетелями,
жертвами или совершающими насилие и дискриминацию в школе, размыты. Дети четко
не подпадают только под одну из трех категорий. Например, дети, которые стали
свидетелями насилия и дискриминации в школе, могут также быть жертвами такого
насилия и совершать насильственные действия и дискриминацию. Помимо этого, дети,
являющиеся жертвами насилия и дискриминации в школе, могут совершать насилие
иногда в качестве самообороны, пытаясь защитить себя от других детей, которые
причиняют им боль. У детей, которые переживают насилие в семье, склонность к
гневу (47,9%) и физической агрессии (39,5%) выше по сравнению с детьми, которые не
сообщили о проблемах насилия в своих семьях (24,8% и 27,5% соответственно). Это
показывает, что дети, растущие в семьях с насилием в семье – драками и руганью
родителей, или дети, подвергающиеся психологическому и физическому насилию, чаще
проявляют гнев и склонности к физической агрессии.
Направления и методы психологической работы с триадой:
-коррекция деструктивных личностных качеств и паттернов поведения (агрессор);
-коррекция психоэмоционального состояния и психосоматических расстройств (жертва);
-работа с чувством вины и стыда (наблюдатели);
-алгоритм составления индивидуального плана реабилитации ребенка;
-психологическая помощь родителям жертвы, агрессора и наблюдателей;
-работа с педагогическим коллективом школы;
-методы профилактики и предотвращения травли.
Особенности агрессора или инициатора буллинга:
-импульсивный и готовый применить насилие для самоутверждения;
-демонстрирует агрессию, грубость и отсутствие сострадания к жертве;
-с трудом соблюдает правила и контролирует свое поведение;
-могут представляться одиночками с дефицитом социальных навыков;
-имеют среди них высокий социальный статус и группу сообщников;
-обладают высоким эмоциональным интеллектом;
-хорошо распознают чужие эмоции и психические состояния и успешно манипулируют
другими.
В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум,
позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону
развития. При работе с агрессивными подростками возможно использование следующих
диагностических методик:
Проективные методики «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное»,
«Рисунок семьи»;
Методика Рене Жиля;
Рисуночный тест Сильвера;
Нервно-психическое состояние Макса Люшера;
Опросник Басса-Дарки (агрессивность);
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;
«Шкала враждебности» Кука-Медлей;
Тест Ассингера (оценка агрессивности в отношениях);
Экспресс-диагностика эмоциональной возбудимости В.В.Бойко;
Стиль поведения в конфликтной ситуации (К.Томаса)
Личностный опросник Г. Шмишека. Акцентуации характера;
Шкала депрессии Бека;
Оценка уровня общительности (тест В.Ф.Ряховского);
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла;
Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн);
Исследование межличностных отношений (Т.Лири);
САН и другие.
Коррекционная работа с агрессорами строится по следующим направлениям:
1.
Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с
использованием разнообразных методов, приемов, психотехник с целью
Обучения детей контролю над своими эмоциями и способам выражения
негативных чувств без вреда для окружающих людей.
2.
Проведение социально-психологических тренингов на сплочение классных
коллективов, эффективного взаимодействия, развития коммуникативных навыков.
3.
Проведение занятий по разрешению и выходу из конфликтных ситуаций.
4.
Проведение тренингов и занятий по управлению гневом. Цель таких занятий:
обучить ребенка приемлемым методам для выражения подавляемого гнева.
5.
Проведение занятий и тренингов по обучению способам саморегуляции.
Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно работе со взрослыми, его
окружающими, - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в
работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:
изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
изменение стиля взаимодействия с детьми;
расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их
коммуникативных умений.
Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы
образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры
агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это
главное условие предотвращения агрессивности. Лучшим гарантом хорошего самообладания
и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.
Особенности жертвы или объекта буллинга:
-тревожный, социально незащищенный, молчаливый и сдержанный ребенок;
-пуглив, чувствителен, замкнут и застенчив;
-не уверен в себе, несчастен;
-склонен к депрессии и суицидальным мыслям;
-одинок, плохо находит общий язык со сверстниками и легче общаются со взрослыми;
-может быть физически слабее своих ровесников;
Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием: нервный тик,
энурез; проблемы с аппетитом; печальный вид; участившиеся случаи простудных и
других заболеваний; беспокойство, тревожность, нарушения сна; длительно
сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению,
нежелание общаться; излишняя уступчивость или осторожность; плохая успеваемость
Жертвами травли в школе чаще всего становятся:
- двоечники;
- круглые отличники;
- любимчики учителей;
- физически слабые дети;
- дети, гиперопекаемые родителями;
- ябеды;
- дети учителей;
- страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
- не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них,
недоступные другим детям;
- вундеркинды;
- дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые
вороны»);
- дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;
- представители национальных меньшинств
Есть случаи, когда жертвами травли становились учителя.
Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и
подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою
«слабость» (страх, обиду или злость). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров,
рождая искомое ощущение превосходства.
Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьной травли. Методы травли
отличаются в зависимости от пола жертвы: мальчиков чаще бьют, а про девочек
одноклассницы, как правило, распускают порочащие слухи.
По мнению педагога-психолога Людмилы Петрановской, «это иллюзия, что для роли
жертвы надо быть каким-то особо ненормальным. В общем и целом причина травли — не
в особенностях жертвы, а в особенностях группы. Один и тот же ребёнок может быть
изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за
короткий срок, скажем, после смены классного руководителя»
Направления коррекционной работы с жертвами буллинга:
1. Диагностика эмоциональной сферы и личностных особенностей (пакет
диагностических методик).
2. Работа с родителями по формированию поддерживающего поведения и коррекцию
детско-родительских отношений.
3. Работа с классным руководителем по созданию благоприятного климата в детском
коллективе.
4. Проведение индивидуальных коррекционных занятий с использованием разнообразных
методов, приемов, психотехник с целью отреагирования негативных эмоций; повышению
самооценки; обучению способам саморегуляции и навыков уверенного поведения.
5. Проведение социально-психологических тренингов на сплочение классных
коллективов, эффективного взаимодействия, развития коммуникативных навыков.
Следующая группа участников буллинга: свидетели и наблюдатели. Свидетели -
поддерживающие — дети, которые одобряют сторону нападающих, подбадривают их;
наблюдатели — дети, которые просто собираются вокруг и смотрят или избегают
ситуаций травли, не занимая ничью сторону; сочувствующие — которые хотят
заступиться за жертву травли, но боятся, поскольку обидчик сильный или лидер. Бывают
защитники - дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно
противодействуют нападающим и предпринимают действия для прекращения
издевательств, либо успокаивают и поддерживают жертву. Существует
экспериментальное исследование, показывающее позитивную роль в разрешении
ситуации школьной травли защитников: при наличии защитников буллинг заканчивается,
не успев начаться. Если же никто не вступается за жертву, то это «становится хорошей
почвой для дальнейшей травли — дает обидчикам все основания покрасоваться, унижая
другого ребенка.
Направления коррекционной, профилактической работы с наблюдателями и
свидетелями:
1. Проведение индивидуальных коррекционных занятий с использованием разнообразных
методов, приемов, психотехник с целью отреагирования негативных эмоций; чувства
вины и стыда; повышению самооценки; обучению способам саморегуляции и навыков
уверенного поведения.
2. Проведение социально-психологических тренингов на сплочение классных
коллективов, эффективного взаимодействия, развития коммуникативных навыков.
3. Проведение занятий по разрешению и выходу из конфликтных ситуаций.
4.Проведение антибуллинговых программ с целью создания в классном коллективе
системы ценностей, норм и правил, нетерпимых к проявлениям буллинга и других форм
насилия.
Негативные последствия травли, как отмечают психологи, возникают у всех трёх
групп участников травли. Самые тяжёлые последствия травли проявляются у жертвы.
Чаще всего травля приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это
явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также
психосоматическим заболеваниям, и может выступить причиной самоубийства или
организованного нападения на место, в котором училась жертва. Страдают свидетели,
получая опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не
решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой.
Опыт насилия деструктивен и для личности агрессора. Этот опыт приводит к огрублению
чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге — к
деструктивным, асоциальным чертам личности. У него разрушаются механизмы
формирования близости с другими людьми, ему труднее создать доверительные и теплые
отношения с партнёрами и родственниками, в том числе собственными детьми. В
отдельных случаях доведённая до отчаяния жертва может попытаться отомстить обидчику
путём нанесения тяжких травм.
Для предотвращения буллинга усилия должны предпринимать все – родители,
преподаватели, администрация школы, психологи и сами ученики.
В мировой практике предприняты значительные усилия по противодействию буллингу и
созданию здоровой психологической среды в школах. Важным направлением
деятельности многих развитых стран является предупреждение школьного насилия.
Одной из первых антибуллинговых мер стала программа Д. Олвеуса (Olweus Anti-bullying
Program), которая стартовала в 1983 году в Норвегии. Программа предусматривает
выполнение четырех целей: достижение единого понимания данного феномена, активное
вовлечение родителей и учителей в программу, разработка четких правил, направленных
против школьного насилия, а также поддержка и защита жертв буллинга. Действия
направлены на три уровня: школы, класса и каждого ученика индивидуально. Программа
считается одной из наиболее эффективных и широко распространена также в Австрии,
Швеции, Финляндии, Германии, Исландии и др. В Португалии и Великобритании развита
похожая программа – «Безопасные школы» (Safe Schools Program), в Швеции – «Фарста»
(Farsta Program). В рамках «Фарста» в каждой школе есть команда из 2–4 учителей,
которая в случае буллинга незамедлительно вмешивается в ситуацию для ее решения.
Примечательно, что в рамках данных программ предусматривается уровень оценки их
эффективности, что позволяет усовершенствовать деятельность школ в борьбе со
школьной агрессией.
В Нидерландах одной из программ по созданию безопасной школьной среды является
программа для учеников начальных классов «Мирная школа» (Peaceful School),
направленная на развитие социальных компетенций и демократических ценностей.
В программу активно включены родители учеников, и даже проводятся сеансы
медитации. Также в стране действует программа «Rebounds», суть которой состоит в
предоставлении отдельного временного здания ученикам с проблемным поведением, на
которых не подействовали школьные меры. Цель программы – вернуть этих учеников в
обычную школу после работы над их поведенческими и социальными навыками.
Важным направлением деятельности многих развитых стран является предупреждение
школьного насилия. К примеру, в школах Дании проводится так называемый
«парламентский день», когда дети могут, открыто говорить о существующих проблемах в
школе и предлагать методы их решения.
В США существует такое сообщество, как
«полиция по борьбе с буллингом», в которую входят все, кто заинтересован в
эффективном решении этой проблемы.
Эффективность и значимость антибуллинговых инициатив очень высоки. Доказано, что
программы предупреждения и профилактики школьного насилия снижают уровень
буллинга до 25%. Действенной мерой является комитет по предотвращению буллита,
созданный в школе. Это может помочь учителям, персоналу школы и родителям в
решении проблемы. Комитет по предотвращению буллинга может быть эффективным
средством в противостоянии насилию в школе. В Комитет по предотвращению буллинга
рекомендуется включать школьников всех возрастов и учителей. В обязанности комитета
входят: подготовка школьного собрания на тему буллинга; формирование специальных
групп для работы с новыми учащимися (рисуются плакаты, содержание которых
направленно против буллинга); проведение бесед с учащимися, которые сталкивались с
тем или иным видом насилия в школе; оказание помощи персоналу школы в решении
проблемы.
Основные методы работы с буллингом:
- технология «Круг сообщества»;
- технология «Работа под прикрытием»;
- технология «группа поддержки».
Технология «Круг сообщества».
Технология восстановительного подхода, направленная на решение конфликтных
ситуаций в коллективе, на профилактику конфликтов и поддержку членов коллектива
технология «Работа под прикрытием».
Технология нарративной практики, созданная Майклом Уайтом и основанная
на перераспределении репутации и трансформация отношения к травле в школьном
сообществе
Технология «Группа поддержки».
Метод фокусируется не на причинах, а на решении проблемы. Заключается в том, что для
«жертвы» организуется «Группа поддержки», с которой проводится основная работа
В школах должен быть нулевой уровень терпимости ко всем формам насилия. Когда
школьный персонал становится свидетелем или получает информацию о том, что
учащийся вовлечен в акты насилия в школе или за ее пределами, он должен немедленно
вмешаться и начать общение с ребенком, чтобы лучше разобраться в ситуации
Важно, чтобы все действия школьного персонала по профилактике и реагированию на
насилие регулировались специальными инструкциями нормативного характера и были
обязательными к исполнению.
Важно помнить, что нельзя закрывать глаза даже на малейшее проявление травли, ведь
разобраться с ситуацией можно только общими усилиями и только, если вовремя обратить
на нее внимание.
Советы педагогу по формированию и поддержанию положительного социально-
психологического климата в классе:
1. Формулируйте правила поведения и требования к ученикам в форме «как надо», а не
как «не надо» поступать.
2. Привлекайте учащихся к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою
сопричастность к решению общих задач.
3. Акцентируйте важность и ценность многообразия (культурного, национального,
религиозного и др.), а также различных способностей, предпочтений, физических и
интеллектуальных возможностей.
4. Не допускайте сами и пресекайте со стороны других любые насмешки в адрес
учащихся, имеющих особые образовательные потребности, мигрантов, детей с низким
социально-экономическим статусом и др.
5. Не противопоставляйте ученика коллективу ни в положительном, ни в отрицательном
ключе. В классе не должно быть «любимчиков» и тех, кого учитель явно недолюбливает.
6. Не обсуждайте и не оценивайте личностных качеств ученика перед всем классом.
Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.
7. Своим личным примером показывайте уважительное отношение ко всем членам
учебного коллектива.
8. Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный
характер. Давайте ученику характеристику его поступку и возможным последствиям, а не
его личности.
9. Не призывайте весь класс к коллективной ответственности за какой-либо проступок
отдельного ученика.
10. Не усиливайте изоляцию отвергаемых учеников, сажая их отдельно.
11. Не пренебрегайте жалобами учеников, даже если случай кажется незначительным.
Недопустимо говорить в ответ на сообщение о насилии или жалобу на притеснение:
«Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь».
Важно помнить, что нельзя закрывать глаза даже на малейшее проявление травли, ведь
разобраться с ситуацией можно только общими усилиями и только, если вовремя обратить
на нее внимание.
Список литературы
1.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. 336 с.
2. Ладыкова О.В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов,
работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. – М., 2004.
3.Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. –
СПб.: Речь, 2008. – 192с.
4.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство.
М., 1998. 592 с.
5.Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб.,
1999. 128 с.
6. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. – М., 1993.
7.Сучкова Н.О, Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь;
М.: Сфера, 2008. – 112с.
8. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для
педа- гогических работников. Бюро ЮНЕСКО в Москве
9.Паренс Г.Агрессия наших детей / Пер. с англ. М., 1997. 160 с.
10.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и
коррекционной работы психолога. М., 2001.
11.Соколова Е.В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы, условия преодоления.
Новосибирск, 2003. 288 с.
12.Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств
у детей. Новосибирск, 2003. 118 с.