Напоминание

Несплошной текст на уроке русского языка


Автор: Шибаева Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Заречный Пензенской области
Наименование материала: Дидактические материалы для работы
Тема: Несплошной текст на уроке русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Несплошной текст на уроке

русского языка

Современному человеку, чтобы справиться с

потоками ежедневной информации, необходимо

иметь навыки работы с ней. Умение работать с

информацией

это

составная

часть

учебной

деятельности

в

условиях

реализации

ФГОС.

Данный вид умственной деятельности относится к

общеучебным

умениям,

носит

универсальный

характер,

что позволяет

обучающимся решать

различные познавательные и жизненные задачи.

В практике преподавания русского языка

традиционным

является

текстоориентированный

подход.

Все

тексты делятся на

сплошные

и

несплошные.

Разновидности

этих

текстов

выделяются

на

основе

различных

форм

представления информации. Сплошные тексты –

без визуальных изображений,

тексты-описания,

рассуждения, повествования. Чаще всего детям

предлагается именно такие тексты. Но в реальной

жизни

человек

часто

сталкивается

с

так

называемыми

несплошными

текстами.

Это

графики, диаграммы, таблицы, карты, чеки, афиши,

расписания, инфографика.

Работу со сплошными текстами следует

разнообразить заданиями по несплошным текстам,

учить

эффективно

извлекать

информацию

в

различных жизненных ситуациях.

Шибаева Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 226»

1.

1.

Что

такое

инфографика?

Для

ответа

на

вопрос

воспользуйтесь

дополнительными источниками информации.

2. Вы решили испечь большой пирог для гостей. Для начинки вам необходимо

взять полтора килограмма творога. Сколько молока вам понадобится для

приготовления полутора килограммов домашнего творога?

3. Сегодня понедельник. В субботу во второй половине дня к вам в гости

приедет бабушка. Вы хотите угостить её свежеприготовленным творогом. В

какой день и в какое примерно время Вам следует начать приготовление

домашнего творога?

4. Каким характеристикам должно отвечать молоко, которое вы будете

использовать для приготовления творога?

5. Как называется продукт, который образуется в результате скисания молока?

6. В процессе нагревания простоквашу необходимо перемешивать. Есть ли

какие-то особые требования к этому действию?

7. Твой двенадцатилетний двоюродный брат живёт в соседнем городе.

В ближайший выходной вместе с родителями он приедет к вам в гости.

Ты планируешь пригласить его на Праздник творчества и спорта и

спешишь рассказать ему об этом в телефонном разговоре, а заодно тебе

надо договориться о времени приезда родственников. Рассмотри

внимательно афишу и расскажи о празднике так, чтобы твой брат

заинтересовался. Какую информацию тебе нужно сообщить, что брат не

пропустил интересное мероприятие.

***

Рассмотрите внимательно афишу (смотри приложение). Отметьте

утверждения, не соответствующие информации, представленной в

данном несплошном тексте.

1.

Организаторы праздника обещают хорошее настроение всем

пришедшим на праздник.

2.

Праздник пройдёт в последний весенний день, начало праздника

– 10.00

3.

Вход на праздник платный.

4.

На празднике будет интересно только детям.

5.

Возраст участников праздника не ограничен.

6.

Праздник понравится не только любителям спорта, но и

любителям музыки.

7.

Праздник будет проходить в большом зале физкультурно-

оздоровительного комплекса «Лесной».

8.

Игрушки для акции «Обменяй игрушку» будут принимать в

городской администрации 31 мая с 9.00.

***

Рассмотрите внимательно афишу (смотри приложение). Решите

предложенные ситуации, используя информацию несплошного текста.

1.

Назовите место и дату проведения праздника.

2.

Вы планируете провести выходной всей семьёй. Подойдёт ли вам

праздник, на который приглашает афиша? Почему?

3.

Вы звоните другу и приглашаете его на праздник, но он

отказывается и говорит, что лучше покатается на велосипеде во

дворе. Какая информация на афише поможет вам убедить друга в

том, что ему на празднике будет интересно.

***

Рассмотрите внимательно афишу (смотри приложение). Решите

предложенные ситуации, используя информацию несплошного текста.

1.

Вы познакомились с афишей, вам понравилась акция «Обменяй

игрушку», но в день проведения праздника вы уезжаете в другой

город. Расскажите, можете ли вы принять участие в данной

акции.

2.

Рассмотрите рисунки на афише. Какие предметы, изображённые

в руках детей, пригодятся на празднике, а какие – нет?

Приложение:



В раздел образования