Напоминание

Рабочая программа по истории Древнего мира


Автор: Быкова Елена Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ ООШ пос.Пионерский
Населённый пункт: Самарская область, Шигонский район, пос.Пионерский
Наименование материала: методическая разработка по проектированию рабочей программы в условиях реализации ФГОС
Тема: Рабочая программа по истории Древнего мира
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка по проектированию рабочей программы в условиях реализации ФГОС
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс

Раздел I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предполагает изучение курса истории Древнего мира в 5 классе основной общеобразовательной школы. Предмет «История Древнего мира. 5 класс» относится к инвариантной (обязательной) части учебного плана предметной области «Общественно – научные предметы». История Древнего мира включает в себя следующие разделы и темы: I. Жизнь первобытных людей. Тема 1.Первобытные собиратели и охотники. Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. Тема 3. Счёт лет в истории. II.
Древний Восток.
Тема 4. Древний Египет. Тема 5. Западная Азия в древности. Тема 6. Индия и Китай в древности. III.Древняя Греция. Тема 7. Древнейшая Греция Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. IV.Древний Рим. Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. Тема 13. Гражданские войны в Риме. Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. Тема 15.Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
Данная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера «История древнего мира» (М.: Просвещение, 2011 г.). Изменения, внесённые в авторскую программу А.А. Вигасина, Г.И. Годера. По положению ФГОС в авторскую программу внесены 30% изменений. 1. Темы «Введение» и «Счет лет в истории» объединены в одну, на изучение которых выделено 2 часа. 2. В раздел «Жизнь первобытных людей» введена тема «Территория Самарского края в период первобытности» (1ч.) и практическое занятие (1ч.). 3. В разделе «Древний Восток» объединены темы: «Как жили земледельцы и ремесленники» и «Жизнь египетского вельможи», «Военные походы фараонов» и

«Религия древнего Египта». Следовательно, на тему « Древний Египет» отведено 5 часов. Введены практикумы (2ч.) Также объединены темы «Древнееврейское царство» и «Библейские сказания». На проектную деятельность выделено 2 часа и на контрольную работу 1 час. 4. В разделе «Древняя Греция» объединены темы «Поэмы Гомера», «Победа греков над персами в Марафонской битве» и «Нашествие персидских войск на Элладу», «В городе богини Афины» и «В гаванях афинского порта Пирей». На практическое занятие выделено 1час, на конференцию – 2часа, на контрольную работу – 1 час. 5. В разделе «Древний Рим» объединены темы: «Устройство Римской республики» и «Завоевание Римом Италии», «Рабство в Древнем Риме» и «Восстание Спартака», «Расцвет Римской империи» и «В Риме при императоре Нероне». На практическое занятие выделено 1час, на конференцию – 2часа. На итоговую контрольную работу по курсу история Древнего мира отведён 1 час. В рабочую программу введены уроки – исследования, уроки – презентации, уроки – путешествия. В содержании изменения подчёркнуты. Для реализации данной программы используется следующий УМК:
1.
История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М . : Просвещение, 2012г.
2.
История Древнего мира. 5 класс: электронное приложение к учебнику / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2008г. - 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).

3.
История Древнего мира. 5 класс : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. - М. : Просвещение, 2015г.
4.
История Древнего мира. 5 класс : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим / Г. И. Годер. - М . : Просвещение, 2015г.
5.
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса. М.: Дрофа, ДИК, 2014г. При изучении истории Древнего мира устанавливаются межпредметные связи с географией, литературой, МХК.
Описание места учебного предмета в учебном плане школы.
Курс «История Древнего мира» изучается в 5 классе. На реализацию данного курса отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, в т.ч. 3 часа на контрольные работы, 5 часов на практикумы, 4 часа на конференции, 2 часа на проектную деятельность.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Цели
изучения курса «История Древнего мира»:
1.
Создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом при изучении истории Древнего мира.
2.
Формирование УУД учащихся в ходе изучения истории Древнего мира.
Задачи
изучения предмета «История древнего мира»: 1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя. 2.Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре. 3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства).
4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения. 5. Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
Раздел II. Результаты освоения предмета
1. Личностные. 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирования уважительного отношения к труду; 3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; 5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 2. Метапредметные. Регулятивные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Коммуникативные: 1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Познавательные: 1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) смысловое чтение; 4) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
3. Предметные. 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном мире; 4) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Планируемые результаты
Ученик научится:
1.

Знание хронологии, работа с хронологией:
 Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории древнего мира;  Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.

Знание исторических фактов, работа с фактами:
 Характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;  Группировать факты по различным признакам и основаниям.
3.

Работа с историческими источниками:
 Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
 Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;  Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания. Ученик получит возможность научиться:
1. Описание (реконструкция):
 Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;  Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;  На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, ИКТ- ресурсов составлять описание исторических объектов, памятников.
2. Анализ, объяснение:
 Выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;  Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
3. Работа с версиями, оценками:
 Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
4.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
 Использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;  Способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Формы контроля:
тестирование, контрольные и практические работы, собеседования, исторические диктанты, защита мини - сообщений, мини – проектов , презентаций, эссе. Самоконтроль, взаимоконтроль. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы.

Раздел III. Содержание
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение (2ч.)
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Измерение времени по годам.
Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени. Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ч.) Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3ч.) Представление о понятии «первобытные люди».
Древнейшие люди.
Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей.
Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии.
Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч.)

Возникновение земледелия и скотоводства.
Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное зем- леделие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати.
Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Тема 3. Территория Самарского края в период первобытности (1ч.)

Практикум (1ч.)
Важные события эпохи первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности). РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20ч.)
Тема 4. Древний Египет (5ч.)

Государство на берегах Нила.
Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы, ремесленники, вельможи.
Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Фараон – повелитель Египта.
Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направ- ления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса I I I . Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска. Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Урок – исследование.
Искусство древних египтян.
Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян.
Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской пись- менности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Практикум (2ч.)
Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Достижения древних египтян
(ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук.) Представление презентаций, мини-сообщений.
Тема 5. Западная Азия в древности (6ч.)

Древнее Двуречье.
Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оро- сительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий
жрецов. Жрецы- ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах, законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик. Урок – исследование.
Финикийские мореплаватели.
География, природа и зап и ш и населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Древнееврейское

царство.
Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях. Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейс к и х племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу. Урок – путешествие.
Ассирийская держава.
Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство —одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей».
Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности (4ч.)
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди Древней Индии.
Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты.
Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая.
Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение тер- ритории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Проектная деятельность. (2ч.)
Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. Представление мини – проектов.
Контрольная работа по теме «Древний Восток» (1ч.)
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ(21ч.)
Тема 7. Древнейшая Греция (4ч.)
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне.
Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены

и Троя.
В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Средиземного моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской поймы. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Миф о Троянской войне и поэмы "Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков.
Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. Урок – презентация.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (6ч.)
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы

Аттики

теряют

землю

и

свободу.
География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах.
Демос восстаёт прошв знати. Демократические реформы Солона. Отмена долго- вого рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя

Спарта.
География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и
правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.
Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности.
Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве.
Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата». Урок – исследование.
Практикум (1ч.)
«Полисы Греции и их борьба с персами».
Тема 9. Возвышение Афин в V

B

.

Д О

Н

.

Э

.

и расцвет демократии (4ч.)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демо - кратии.
Города Греции: Афины и Пирей.
Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора
— главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В афинских школах и гимнасиях.
Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса.
Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле.
Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности и Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IVв.

до

н.э.(3ч.)
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа под- чинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток.
Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход вИндию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В

Александрии

Египетской.
Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская— крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Урок мини-проектов.
Конференция по теме

«Вклад древних эллинов в мировую культуру»

(2ч.)
Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе.
Контрольная работа по разделу «Древняя Греция» (1ч.)
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17ч.)
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (2ч.)
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим.
Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи хол- мах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и рим - ский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Устройство Римской республики.
Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. Урок – исследование.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3ч.)
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые побе- ды Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
В

ТОРАЯ

ВОЙНА

Р

ИМА

С

К

АРФАГЕНОМ

.
Поход Ганнибала через смежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.
Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сириии Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме.
Завоевательные походы Рима— главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры— любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах. Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Урок – исследование.
Тема 13. Гражданские войны в Риме (3ч.)
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов.
Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Единовластие Цезаря.
Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват
Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление

империи.
Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Практикум по теме «Древний Рим: от его возникновения до установления империи» (1ч).

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (4ч.)
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи.
Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Первые христиане и их учение.
Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Рим при императорах Нероне и Траяне.
Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи. Урок – исследование.

«Вечный город» и его жители.
Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Коли- зей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. Урок – путешествие.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2ч.)

Римская империя при Константине.
Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами.
Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
Конференция (2ч.)
Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Мини – сообщения.
Итоговая контрольная работа по курсу история Древнего мира (1ч.)


Раздел IV.Тематическое планирование
№ п/ п Наименование разделов, тем Количе ство часов Дата Планируемые результаты (УУД) Формы контроля личностные метапредметные предметные Введение 2ч. 2-6.09 Осознавать мотивацию учения
Познавательные УУД:
находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы,
Регулятивные УУД:
определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность;
Коммуникативные

УУД:
излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, под- тверждая фактами. Определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников; вести счет лет в истории; устанавливать последовательность счета на ленте времени Самооценка. Взаимооцен ка.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ 7ч.
Тема 1. Первобытные

собиратели и

охотники

3ч.
9-17.09 Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Познавательные УУД:
анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
Регулятивные УУД:
определять цель, проблему в учебной деятельности; находить и исправлять ошибки;
Коммуникативные

УУД:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, под- тверждая фактами; Использовать историческую карту как источник информации о расселении древнейшего человека, рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей. Описывать условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей. Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Самооценка. Взаимооцен ка.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 2ч. 18- 24.09 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
Познавательные УУД:
анализировать и делать выводы; строить логически обосно- ванные рассуждения — на простом уровне.
Регулятивные УУД:
планировать учебную деятельность; находить и исправлять ошибки; оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Коммуникативные

УУД:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, под- тверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества. Объяснять причины появления неравенства и знати, причины выделения знати. Самооценка. Взаимооцен ка. Тема 3. Территория Самарского края в период первобытности 1ч. 25- 27.09 Формирование основ гражданской идентичности личности
Познавательные УУД:
анализировать и делать выводы.
Регулятивные УУД:
удерживают цель деятельности до полу- чения ее результата;
Коммуникативные

УУД:
сотрудничают с Последовательно строить рассказ (устно или письменно) о жизни первобытных людей на территории нашего края. Самооценка. Взаимооцен ка.
товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты. Практикум. Важные события эпохи первобытности. 1ч. 30-2.10 Вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Познавательные УУД:
р ешать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа ресурсов.
Регулятивные УУД:
логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
Коммуникативные

УУД:
сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты. Последовательно строить рассказ (устно или письменно) о жизни первобытных людей. Самооценка. Взаимооцен ка. РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК 20ч. Тема 4. Древний Египет 5ч. 3-18.10 Осознают соци- ально-нравственный опыт предше- ствующих поколений; оценивают
Познавательные УУД:
выявляют особенности и признаки появления древнейших государств, самостоятельно Определять исторические термины; рассказывать о важ- нейших исторических событиях и их Самооценка. Взаимооцен ка.
собственную учебную деятельность, выражают поло- жительное отношение к процессу познания. выделяют цели; ана- лизируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации.
Коммуникативные

УУД:
оформляют диалогические выска- зывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные УУД:
удерживают цель деятельности до полу- чения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исто- рических событий.
Практикум. Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии. Достижения древних египтян. 2ч. 21- 25.10 Оценивают собственную учебную деятельность, выражают поло- жительное отношение к процессу познания.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделяют цели; ана- лизируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации.
Коммуникативные

УУД:
сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты.
Регулятивные УУД:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Определять общие черты и особенности, выделять признаки для сравнения, решать исторические кроссворды. Самооценка. Взаимооцен ка. Тема 5. Западная Азия в древности 6ч. 28- 15.11 Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положи- тельное отношение к процессу познания.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделяют и формули- руют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные

УУД:
участвуют в коллективном обсу- ждении проблем; обмениваются мнениями, понимают Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье. Анализировать фрагменты исторических материалов, читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным Самооценка. Взаимооцен ка.
позицию партнера.
Регулятивные УУД:
принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделя- ют и формулируют цель; составляют план последовательности действий событиям. Тема 6. Индия и Китай в древности 4ч. 18- 29.11 Сохраняют моти- вацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; приме- няют правила де- лового сотрудни- чества
Познавательные УУД:
выявляютособенности и признаки кли- матических условий и проживания людей в Индии и Китае, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные

УУД:
планируют цели и способы взаи- модействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем;
Регулятивные УУД:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Показывать на карте территорию Древней Индии, Древнего Китая; характеризовать условия жизни и занятия населения, анализировать документы Самооценка. Взаимооцен ка.
Проектная деятельность. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. Представление мини – проектов. Контрольная работа по теме «Древний Восток» 2ч. 1ч. 2-6.12 9-11.12 Выражают поло- жительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделяют цели; ана- лизируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации.
Коммуникативные

УУД:
сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты.
Регулятивные УУД:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Анализировать вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. Самооценка. Взаимооцен ка. РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ 21ч. Тема 7. Древнейшая Греция 4ч. 11- 25.12 Оценивают собст- венную учебную деятельность, свои достижения; ана- лизируют и харак- теризуют эмоцио- нальное состояние и чувства окружающих, строят свои
Познавательные

УУД:
самостоятельно выделяют и форму- лируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Ком м у н и кат и в н ы е

У УД :
участвуют в Анализировать мифы, описывать облик города – крепости. Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. Самооценка. Взаимооцен ка.
взаимоотношения с их учетом коллективном обсу- ждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Р е г ул я т и в н ы е

У УД :
принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Т Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Практикум «Полисы Греции и их борьба с персами» 6ч. 1ч. 13- 31.01 Оценивают собст- венную учебную деятельность, свои достижения; ана- лизируют и харак- теризуют эмоцио- нальное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом
П о з н а в а т е л ь н ы е

У УД :
выявляют основные причины исторических событий; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Ком м у н и кат и в н ы е

У УД :
участвуют в диалоге, работают с книгой.
Р е г ул я т и в н ы е

У УД :
оценивают свою работу на уроке; ана- лизируют Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям. Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты. Самооценка. Взаимооцен ка.
эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. Т Тема 9. Возвышение Афин вV B . Д О Н . Э . и расцвет демократии 4ч. 3-14.02 Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учеб- ному процессу.
Познавательные УУД:
выявляют особенности и признаки объектов;
:
воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Коммуникативные

УУД:
планируют цели и способы взаи- модействия; обмениваются мнениями, согласовы- вают действия с партнером.
Регулятивные УУД:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, раскрывать характерные черты афинской демократии, давать оценку деятельности историческим личностям. Самооценка. Взаимооцен ка.
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н . э . 3 ч . 17- 25.02 Проявляют заин- тересованность не только в личном успехе, но и в раз- витии успешной деятельности своего класса.
Познавательные УУД:
сопоставляют иллюстрации и тексто- вую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы.
Коммуникативные

УУД:
сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации.
Регулятивные УУД:
оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Раскрыть значение понятия эллинизм, читать историческую карту с опорой на легенду, составлять исторический портрет героев событий. Самооценка. Взаимооцен ка. Конференция по теме «Вклад древних эллинов в мировую культуру» Условия складывания и своеобразие эллинистической куль- туры. Управление обществом в странах 2ч. 26-7.03 Проявляют заинте- ресованность не только в личном успехе, но и в ре- шении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания
Познавательные УУД:
устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные

УУД:
принимают другое мнение и по- зицию, допускают существование Анализировать вклад древних эллинов в мировую историю и культуру. Самооценка. Взаимооцен ка.
Древнего Востока и в Афинском полисе. Контрольная работа по разделу «Древняя Греция» 1ч. различных точек зрения.
Регулятивные УУД:
планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ 17ч. Те Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 2ч. 10- 14.03 Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учеб- ному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные УУД:
воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные

УУД
допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных Читать историческую карту, проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, раскрывать значение понятий. Самооценка. Взаимооцен ка.
коммуникативных задач.
Регулятивные УУД:
планируют решение учебной задачи; корректируют деятель- ность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья 3ч. 17- 25.03 Проявляют заинте- ресованность не только в личном успехе, но и в ре- шении проблемных заданий всей группе.
Познавательные УУД:
выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные

УУД:
взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии.
Регулятивные УУД:
прогнозируют результаты уровня ус- воения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Использовать историческую карту как источник информации, анализировать причины и итоги войн Рима. Давать оценку происходящим событиям. Самооценка. Взаимооцен ка.
Тема 13. Гражданские войны в Риме Практикум «Древний Рим: от его возникновения до установления империи» 3ч. 1ч. 26-8.04 Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учеб- ному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделяют и формули- руют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой инфор- мации для выполнения задания.
Коммуникативные

УУД:
вступают в речевое общение, участвуют в диалоге.
Регулятивные УУД:
оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Раскрывать значение понятий, осуществлять поиск информации в отрывках исторических текстов, давать оценку происходящим событиям. Самооценка. Взаимооцен ка. Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры 4ч. 9-22.04 Осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений
Познавательные УУД:
самостоятельно выделяют и формули- руют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные

УУД:
вступают в речевое общение; планируют цели и Описывать события прошлого на основе фактов и с помощью исторических понятий, выявлять существенные признаки исторических событий. Самооценка. Взаимооцен ка.
способы взаимодействия.
Регулятивные УУД:
осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Т Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 2ч. 23- 29.04 Оценивают собст- венную учебную деятельность, свои достижения.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделяют и формулируют цели; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.
Коммуникативные

УУД:
планируют цели и способы взаи- модействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Регулятивные:
удерживают цель деятельности до полу- чения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Показывать на карте границы Западной и Восточной Римской империи после её разделения. Выявить причины гибели Западной Римской империи. Самооценка. Взаимооцен ка.
Конференция. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Мини – сообщения. 2ч. 30-6.05 Осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделяют и форму- лируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные

УУД:
участвуют в коллективном обсу- ждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные УУД:
принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделя- ют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Давать оценку происходящим событиям, объяснять смысл основных понятий и терминов, описывать памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории. Самооценка. Взаимооцен ка. Итоговая контрольная работа по курсу история Древнего мира 1ч. 7-9.05 Оценивают собст- венную учебную деятельность, свои достижения.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделяют и формули- руют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные

УУД:
планируют цели и способы взаимодействия. Определять термины, изученные в разделе «Древний Рим»; уметь называть главные события римской истории, главные достижения Римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории Самооценка. Взаимооцен ка.

Регулятивные УУД:
осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Даты примерны и проставлены без учёта каникул.

Раздел V. Материально - техническое обеспечение
Учебно-методический комплект Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. УМК по истории Древнего мира составляют:  Раздел рабочей программы «История Древнего мира».  Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2012.  Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2015.  Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.  Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.  Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учрежде- ний/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2008». Настенные исторические карты  Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).  Древняя Греция (до середины V B . Д О Н . Э . ) .  Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.  Древняя Италия.  Рост Римского государства в период республики и империи.  Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.

№ п/п

Наименование МТО

В наличии
1 Аудиоколонки 2 Видеопроектор 3 Персональный компьютер 4 Принтер 5 Экран 6 5 класс D «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» 2005 информационный источник сложной структуры СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г 7 Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение. 8 История Древнего мира. Загадки сфинкса. Медиа Хауз. 9 Атлас истории Древнего мира. 10 Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.


В раздел образования