Напоминание

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе педагога-психолога ДОУ»


Автор: Погорелова Ирина Викторовна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ № 5
Населённый пункт: Город Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе педагога-психолога ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

"Образовательная деятельность с

дошкольниками"

Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в

работе педагога-психолога ДОУ»

Подготовила: Погорелова Ирина Викторовна,

педагог-психолог

Г. Кемерово, 2020

Введение

В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность

должна строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в

сотрудничестве детей и взрослых, обеспечивать условия для поддержки

инициативы, полноценного развития ребёнка в различных видах деятельности,

Утвержденные основные принципы работы с детьми в ФГОС ДО, полностью

соответствуют принципам педагогики Фрёбеля, реализация их способствует

решению поставленных перед образовательными организациями задач.

В настоящее время так же остается актуально использование игрового

набора «Дары Фребеля».

Для работы педагога - психолога такой набор

является уникальным комплексом обучающих материалов, созданный для

развития личности ребенка.

Цель:

Представление опыта работы педагога - психолога по использованию игрового

набора «Дары Фрёбеля» в познавательной деятельности с дошкольниками.

Содержание:

1. Идеи и принципы Ф. Фрёбеля в контексте современных психолого-

педагогических знаний.

2. Практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля».

Приложение 1. Биография Фридриха Фребеля

Приложение 2. Содержимое набора «Дары Фребеля».

Идеи и принципы Ф. Фрёбеля в контексте современных психолого-

педагогических знаний.

Ф. Фребель чувствовал интуитивно то, что подтверждено на сегодняшний день

психолого-педагогическими

исследованиями:

развитие

тех

или

иных

способностей, видов деятельности детей зависит от времени обучения

(сенситивный период).

Сенситивный период – период онтогенетического

развития,

в

течении

которого

организм

обладает

повышенной

чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и

оказывается, как физиологически, так и психологически готов к усвоению

новых форм поведения и знаний. Сенситивные периоды определяют границы

оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и

тем самым определяют оптимальные сроки эффективного обучения.

В

системе воспитания Фребеля исходным являлось представление о деятельной

природе

ребенка

его

подвижности,

непосредственности,

постоянным

развитием физических и умственных сил, общительности и любознательности.

Фребель подчеркивал важность эмоционального взаимодействия с ребенком с

самого рождения, приобщения к его родной культуре. Для этого он использовал

музыку, особенно пение и танцы. Игры, экспериментирование, проектирование,

наблюдение и изучение природы сопровождали стихотворные тексты.

Педагогическая прозорливость и научное предвидение Ф. Фрёбеля позволили

ему выстроить определенную систему, созданную с учетом психического

развития детей.

Принципы педагогики Ф. Фрёбеля:

• Признание уникальности каждого ребёнка;

• Признание целостности детства во всех его проявлениях;

• Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание

условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);

• Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка.

• Признание ребёнка как части семьи и общества;

• Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;

• Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе

ребёнка, его внутренним законам.

Фридрих Фребель первый, кто рассмотрел ИГРУ как важное средство в

воспитании и обучении ребенка. Это открытие Фребелем, стало составной

частью

последующей

педагогики.

Такие

известные

зарубежные

и

отечественные педагоги – практики как, Монтессори, Штейнер, Никитины,

Эльконин, Давыдов использовали идеи Фребеля в своих научных работах.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали педагоги еще

прошлых веков. Педагогический принципы Ф. Фребеля лежат в основе его

подхода к выбору предметов - посредников, приобщающих ребенка к познанию

окружающего мира. Фребель создал свой собственный набор учебных

материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Его «дары»

являются символическими элементами Вселенной, составленных из основных

геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Всего Фребель разработал шесть

«даров». Последователи идей Фребеля развивали и продолжают развивать

систему элементов его «даров».

Практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» педагогом-

психологом в работе с дошкольниками.

Педагогу - психологу это пособие помогает

проводить диагностику

познавательной сферы у детей дошкольного возраста. В ходе диагностики

выявляются дети, которые имеют низкий показатель развития. И опять же дары

Фребеля приходят на помощь в коррекционно-развивающих занятиях,

в

индивидуальной, так и в подгрупповой работе с такими детьми. Так же игры с

наборами «Дары Фребеля» могут быть полезными и в сказкотерапии.

Например дети могут из наборов построить декорации и обыграть сказку по

ролям, что в свою очередь влияет на развитие речи и социально –

коммуникативное развитие.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» в работе педагога –психолога может быть

использован для:

-

проведения диагностики: познавательной сферы детей, межличностных

отношений

в

семье.

Например:

создания

картины

«Моя

семья»,

пространственных представлений, слухового восприятия и т.

- развития восприятия, мышления, речи, внимания, памяти, воображения,

мышления, мелкой моторики;

- развития социальных и коммуникативных умений;

- развития сенсорных навыков;

- развития мелкой моторики;

- развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)

деятельности;

- развития логических способностей;

- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;

-для организации психолого-педагогической работы по освоению детьми

образовательных областей;

- развития ориентировки в пространстве;

- развития эмоциональной сферы детей.

Игр 1 «Настроение»

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка,

взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного

развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным

благополучием ребенка.

У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и

описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние

социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри

детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы,

которые

вытекают

в

тревожность,

гиперактивность,

застенчивость,

агрессивность, замкнутость и т.д.

Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников

является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами

установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного

возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному,

физическому, эмоциональному развитию ребенка.

В наборе «Дары Фребеля» в разделе «Социально-коммуникативное развитие»

есть игра под названием «Настроение».

Перед тем как проводить игру,

педагог-психолог может провести предварительную работу на занятиях по

сенсорному

воспитанию,

на

которых

дети

смогут

изучить

разные

эмоциональные состояния.

Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, формирование первичных представлений о себе и других людях,

эмоциональных состояний, настроения. Развитие внимание и паямяти.

Возраст участников: от 5 лет

Количество участников: 2 и более

Материалы и оборудование:

«Дары Фребёля» (наборы № 7, 8, 9, 10).

Картинки с разными эмоциональными состояниями либо фото детей самих

детей участников игры, ноутбук, интерактивная доска (в том случае, если игра

будет сопровождаться картинками в презентации на интерактивной доске),

плакат с изображением разных эмоций.

Необходимо подготовить детали наборов для игры, предварительно выложив

коробки на стол для общего доступа.

Организационный момент.

Упражнение «Клубочек настроения»

Психолог: У меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему сосуду

слева, но сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает, клубочек,

пока он не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, нужно сказать о том ,

на что похоже ваше настроение. Когда клубочек дойдет до конца, нужно его

передавать обратно, называя то, что говорил сосед про свое настроение,

которому передаешь.

Стихотворение «Эмоции»

Педагог-психолог читает стихотворение и на интерактивной доске показывает

картинки, соответствующие стихотворению. Либо показывает картинки в

распечатанном виде.

-То грустный,

То веселый

То хмурый то смешливый.

Бывает и ребенок и взрослый человек.

Мы можем огорчаться:

- Какой денек дождливый!

Мы можем восторгаться: - Какой красивый снег!

Когда приходят гости

Мы хлопаем в ладоши,

А улетают птицы: вздыхаем мы с тобой.

Вот через лужу мостик – Доволен им прохожий!

Кто строил, то по праву гордится сам собой.

Как здорово, что все мы умеем восхищаться,

Как строят паутинку на ветках пауки.

(О. Чернорицкая)

Далее идет беседа с детьми о прочитанном стихотворении.

Педагог –психолог: Ребята, далеко-далеко есть необычная страна, в которой

есть города, где все жители всегда, что бы ни случилось, или веселые

(улыбаются, радуются), или печальные (грустят), или испуганные (дрожат от

страха, или сердитые (хмурятся и злятся) или заинтересованные (ко всему

проявляют интерес), либо удивленные ( всему удивляются). Педагог отбирает

группу детей и по секрету сообщает им жителями какого города они сейчас

будут.

Психолог перечисляет события, которые происходят в этом городе. Например:

привезли мороженое и всем раздали; сломалась карусель; началась гроза;

запретили

играть;

исчезли

все

игрушки;

животные

стали

говорить

человеческим языком; рыбка ловит рыбака. Можно добавить события из

реальной жизни. Группа должна прореагировать на сообщение соответственно

своему «городу» (говорит при этом не разрешается). Остальные дети

угадывают, в каком городе живет эта группа детей. Когда дети угадали,

психолог проясняет, по каким признакам им это удалось.

Выделенные общие признаки фиксируются с помощью конструирования из

наборов. Детям предлагается выложить из наборов рожицы – эмблемы либо

смайлики, либо пиктограммы различных эмоциональных состояний.

Так же можно предложить детям изобразить город настроения с помощью

наборов.

На этом фото видно как дети, свободно, могут выбирать нужный

материал для воплощения своих идей.

Ребят можно поделить на команды. Каждая команда может построить свой

город. Чтобы ребята быстрее смогли определиться какой город им строить,

один ребенок из каждой команды может выбрать жребий в виде карточки, на

обратной стороне которой будет обозначен один из городов : город радости,

город грусти. город удивления и т.д.

Город «Удивления»

Ребята изобразили город удивления, рассказав о том, что в этом городе есть

завод, на котором производят все, что пожелает каждый посетитель. Все гости

этого города удивляются такому необычному производству.

Город «Радости»

Дале дети рассказывают и описывают, то что они изобразили.

В конце игры проводится рефлексия, на которой дети могут поделиться

впечатлениями о том, что им больше всего понравилось на этой игре.

2. Игра «Бусы пожеланий».

Материалы: набор №11 «Цветные тела»

Цель: формирование сплоченности детей в группе, развитие мелкой моторики.

Дети сидят в кругу на стульчиках, либо на ковре. Каждый участник выбирает

фигуру из набора. Далее дети по очереди дарят «пожелание» в виде фигуры,

нанизывая ее на шнурок. Таким образом формируются «Бусы пожеланий».

3. Упражнение «Ягодки».

Материалы: набор № 1 «Шерстяные мячики»

Цель: развитие связной речи, развитие тактильных ощущений, зрительного

восприятия, развитие воображения.

Смысл игры в том, что каждый мячик напоминает какую - либо ягоду. С

ребятами обговаривается какой шарик на какую ягодку похож. Далее каждый

участник выбирает себе «Ягодку» и от первого лица рассказывает о ней. Где

она растет, как за ней ухаживают, что она любит и т.д.

4. Диагностика взаимоотношений ребенка с членами семьи «Моя семья».

Материалы: набор №7, №8, №9 ,№10

Цель: изучение взаимоотношений внутри семьи ребенка.

Всем известная проективная методика «Моя семья» позволяет диагностировать

есть ли проблемы у ребенка во взаимоотношениях с родными и близкими

людьми. Это методика проводится с помощью рисунка. Но с помощью наборов

«Дары Фребеля» этот рисунок можно выложить из материалов, которые

имеются в наборах.

5. Игра « Солнечная полянка».

Материалы: набор №7, №8, №9 ,№10

Цель: Развитие пространственных представлений, развитие мелкой моторики.

Ребенку дается задание изобразить картину на планшете с помощью

материалов «Дары Фребеля» под руководством педагога. Инструкция: В

середине планшета изобрази елочку, слева под елочкой растет гриб, в правом

верхнем углу светит солнышко, в нижнем правом углу растет цветок с пятью

лепестками, в верхнем левом углу плывет облако.

Список используемой литературы

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т3. Проблемы развития психики/

Под ред. А.М. Матюшкина. М: Педагогиика, 1983.368с.

История педагогики: Учеб. Пособие для дошкольных педучилищ/ Под. ред.

М.Ф. Шабаевой. М., 1961. 380с.

Психология развития: Словарь/ Под общ. Ред А.В Петровского; Ред.-сост. Л.А.

Карпенко; Под ред. М.Ю. Кондратьева. М.: ПЕР СЭ, 2005.

Фребель Ф. Будем жить для наших детей/Пер. с нем., сост. и предиспл. Л.М.

Волобуевой. Екатеринбург: У – Фактория, 2005. 248с.

«Цветик-семицветик».

Программа

психолого-педагогических

занятий

для

дошкольников 5-6 лет / Н.Ю. Куражева; под ред. Н.Ю. Куражевой. –СП.; М.:

Речь, 2019.- 160с.

Приложение №1. Краткая биография Фридрика Фребеля

Родился в деревне Обервейсбах на юге Германии, в семье пастора. В Йенском

университете

изучает

математику,

архитектуру

и

топографию,

затем

возвращается к отцу. Получение наследства после смерти дяди позволяет

Фрёбелю стать обеспеченным человеком и искать дело по душе (архитектура).

Но в 1806 во Франкфурте-на-Майне благодаря влиянию директора местной

школы Готлиба Грюнера, меняет архитектуру на педагогику. В 1816 г

открывается

первая

школа

Фрёбеля.

В

1826

пишет

свою

первую,

незавершенную работу «Воспитание человека». За 40 лет педагогической

деятельности создал разнообразные учебные заведения, и все они содержали

отделения для маленьких детей. 1836-1837 – разрабатывает план элементарной

школы при сиротском доме в Бургдорфе, в нем изложена в сжатом виде

педагогическая

система

воспитания.

В

1840

находит

название

своему

дошкольному учреждению – «детский сад» (что имело двоякий смысл: 1.

настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять

неотъемлемую принадлежность заведения; 2. дети, подобно растениям,

нуждаются в умелом уходе). В этом же году 28 июля открывается первый

детский сад в г. Бад-Бланкенбурге – «Генеральный немецкий детский сад». А

22 сентября 1851 года по идеологическим мотивам все детские сады в

Германии были закрыты. 21 июня 1852 года скончался в г. Мариентале.

Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его друзья, ученики, соратники

продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в XIX веке

появились в Швейцарии, Англии, России, других европейских странах, а также

в США. Детские сады были вновь открыты в Германии, когда в 1860 году был

снят на них запрет.

Приложение №2. Содержимое набора «Дары Фрёбеля».

Игрушки Фрёбеля – это самый обыденный материал, который можно найти в

любой ситуации. Он исходил из того, что свобода детского творчества во

многом

обусловливается

игрушкой.

Если

во

время

педагогической

деятельности Фрёбеля в практике детских садов использовались всего шесть

«даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет

систему из 14 модулей.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального

материала (дерева и хлопка) и сопровождается комплектом методических

пособий с комплектами карточек –игр. В составе набора 14 модулей и комплект

методических пособий (6 книг), 80 карточек.

Модули состоят из плоских и объёмных геометрических фигур разного цвета и

размера

(кубов,

шаров,

цилиндров,

полуцилиндров,

призм,

квадратов,

треугольников, прямоугольников, кругов и др., конструктивного материала

(кубиков,

брусков,

кирпичиков,

столбиков

и

др.,

шерстяных

мячиков,

деревянных палочек пяти разных длин и шести цветов, колец и полуколец трёх

размеров,

цветных

плоских

фишек,

мозаики,

шнуровок,

башенок,

криволинейных фигур и кубиков с цифрами. Все эти предметы используются

детьми для самостоятельных и коллективных игр, конструирования, творческой

деятельности, двигательной активности.

Модуль 1 «Шерстяные мячики»

Включает 8 разноцветных мячиков (красный, желтый, голубой, зеленый, белый,

фиолетовый, оранжевый, черный) диаметром 6 см. Мячики связаны из

натурального волокна, к каждому прикреплен шнурок длинной 30 см того же

цвета.

Модуль 2 «Основные тела»

Включает 2 куба (один со сквозными сверлениями и крючками для подвеса),

цилиндр и шар (каждый с крючком для подвеса), две опоры, основание и

перекладину.

Модуль 3 «Куб из кубиков»

Включает куб, составленный из 8 кубиков 3х3х3см каждый.

Модуль 4 «Куб из брусков»

8 прямоугольников-«кирпичиков» 6х3х1,5 см каждый, из которых состаляет

куб.

Модуль 5 «Кубики и призмы»

Включает 18 кубиков, 6 треугольных призм (полукубов)

и 12 малых

треугольников призм (четвертькубов).

Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

Включает 18 кирпичиков (продолговатые блоки), 12 полукирпичиков (плоские,

квадратные блоки –крышки) и 6 узких столбцов (полукирпичики, разделенные

вдоль).

Модуль 7 «Цветные фигуры»

Включает

цветные

круги,

полукруги,

треугольники

(равносторонние,

прямоугольные

равнобедренные,

тупоугольные

равнобедренные,

прямоугольные разносторонние) и квадратики.

Модуль 8 «Палочки»

Включает деревянные палочки пяти разных длин (3,6,9,12 и 15 см), шести

цветов и неокрашенные.

Модуль 9 «Кольца и полукольца»

Включает кольца и полукольца трех типоразмеров (малые, средние, большие),

шести

разных

цветов

(красный,

оранжевый,

желтый,

зеленый,

синий,

фиолетовый, белый, черный) и неокрашенные.

Модуль 10 «Фишки»

Включает фишки (деревянные кружки), обозначающие, по мысли Ф. Фребеля,

точки. Фишки 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий,

фиолетовый, белый, черный) и неокрашенные.

Модуль 11 (J1) «Цветные тела»

Включает цветные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма,

полуцилиндр), имеющие отверстия для нанизывания на шнурок.

Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

Включает мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке 8 цветов и

8 шнурков разного цвета.

Модуль 13 (5B) «Башенки»

Включает треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под

цилиндр.

Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

Включает криволинейные фигуры: 3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с

цифрами,

в

кубиках

имеются

отверстия.

Цилиндры

разделены

на

3

концентрических кольца и разрезаны на 4 части.

Комплект методических пособий состоит из 6 книг:

1. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании

в соответствии с ФГОС ДО;

2. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»;

3. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области

«Познавательное развитие»;

4. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области

«Речевое развитие»;

5. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»;

6. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области

«Физическое развитие».

Так же к набору идут карточки с играми. В них описывается: содержание игры,

описание игры, и материалы для использования.

Каждый раздел имеет свое цветовое обозначения. Например: карточки голубого

цвета относятся к разделу «Познавательное развитие».



В раздел образования