Цель: ознакомить детей с предметами русской старины, формировать
представления о колокольных звонах
.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с историей возникновения колоколов и их
назначением;
• познакомить с основными колокольными звонами;
• уточнить знания о строении колокола.
Развивающие:
развивать интерес к историческому и культурному прошлому народа,
России;
развивать интерес к имитированию звуков колоколов.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к народным традициям;
• расширить духовный мир детей.
Речевые:
учить определять родственные слова:
колокол – колокольня, колокольный;
звон – звонарь, звонница, звонить, звонкий, Звенигород,
звонкоголосый;
учить определять состав слова: “Благовест” - благая весть;
активизировать в речи детей слова: «уши», «плечи», «верхний пояс с
орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык».
Методические приемы:
Словесные: рассказ, объяснение, разбор слов (состав слова, родственные
слова).
Наглядно-слуховой: слушание колокольных звонов, песни «Москва
златоглавая»
Наглядно-зрительные: рассматривание иллюстраций колоколов, игра
«Составь колокол».
1
Художественно-практические: динамическая пауза «Храм»,
воспроизведение ритмических рисунков колокольных звонов, музыкально-
логоритмическая минутка, украшение колокольчиков узорами.
Предварительная работа:
чтение стихотворений о колоколах;
рассматривание иллюстраций с храмами, где изображены колокольни;
лепка колокольчиков из соленого теста.
Индивидуальная работа:
помощь затрудняющимся в сборе колокола из частей.
Материалы и оборудование:
колокольчики для всех детей;
картинки с изображением било, колокола, колоколов с различным
орнаментом;
деревянная доска, деревянная колотушка, металлическая доска,
металлическая колотушка;
металлофон;
разрезные картинки колокола для всех детей;
разрезная картинка колокола для показа детям;
фонограмма колокольных звонов (Благовест, Набат, Красный), песни
«Москва златоглавая»;
ноутбук;
мольберт;
гелевые краски, кисти, подставки под кисти, клеенки, палитра,
тряпочки, баночки для воды;
сундучок.
Ход:
Дети находят волшебный сундучок.
Воспитатель: ребята, посмотрите какой красивый сундучок. Интересно, что
в нем находится, как вы думаете?
Ответы детей……………
Воспитатель: А я вам немного подскажу. Там находятся музыкальные
инструменты, а какие, вы сами догадаетесь, когда послушаете музыку
(включает фонограмму колокольного звона)
Воспитатель: откроем сундучок и проверим. Что это?
Ответы: колокольчики.
2
Воспитатель: что могут делать колокольчики?
Дети: Звонить, звенеть.
Воспитатель: Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.
Воспитатель: давайте позвоним.
(Дети звонят в колокольчики)
Воспитатель: а вы знаете, как появились колокола?
Ответы детей: нет
Воспитатель: хотите узнать?
Дети: да.
Воспитатель: тогда слушайте, вам будет удобнее слушать сидя на стульчиках.
Рассказ воспитателя: Колокола появились не сразу. В древние времена на
Руси не было радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались
разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно
было срочно созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди
собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные или
металлические
доски,
по
которым
ударяли
особой
колотушкой.
Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в
руках,
ходил
с
нею
по
селу
и
бил
по
ней
деревянной
колотушкой
(демонстрация картинки).
Селяне слышали звук било и собирались возле церкви. Затем придумали
клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на
столбах и так же били по ним колотушкой (демонстрация картинки).
В
российских
селениях,
где
дома
находились
далеко
друг
от
друга,
звон клепало был слышен на большом расстоянии (показ способа действия -
воспитатель ударяет молоточком по деревянной дощечке)
Воспитатель: вот и мы услышали звук било и идем узнать, что за сообщение
нас ждет.
Динамическая пауза «Храм».
В синем небе облака (поднять руки вверх и опустить через стороны)
Под горой бежит река («нарисовать» руками волны)
Рано утром с мамой мы шагаем к храму (шагать на месте)
С утра природа вся проснулась (потереть глазки, подтянуться)
В небе солнце улыбнулось (расставить руки в стороны и улыбнуться)
И уже со всех сторон слышен птичий перезвон (помахать «крылышками»,
покружиться)
Воспитатель.
Существует
легенда, что
давным-давно
одному
Епископу
приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От
дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-
дан-дон! (сыграть на металлофоне). Проснувшись, Епископ велел создать
3
поющий
цветок
из
металла
и
использовать
его
при
богослужении.
Так
появились колокола.
Воспитатель. Как вы думаете, из каких частей состоит колокол? (ответы
детей). Хотите рассмотреть колокол и узнать, из каких частей он состоит?
(демонстрация картинки).
Рассказ воспитателя: Строение колокола похоже на строение людей. У него
есть
«уши»,
«плечи»,
туловище,
которое
называют
«тулово»,
«язык»;
на
туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом.
Игра «Составь колокол» (детям раздаются на каждого разрезные картинки,
их составляющие: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний
пояс с орнаментом», «тулово», «язык».
Воспитатель еще раз показывает на магнитной доске, как составить колокол с
проговариванием
названий
его
частей.
Затем
предлагает
детям
самостоятельно выложить из составных частей целое).
В небе музыка поет,
Колокол зайти зовет. (Тихо звучит колокол…)
Воспитатель. И, наверное, вам не трудно будет догадаться, как называется
человек, который так искусно владел колоколами?
Ответы детей: звонарь
Воспитатель. Как
вы
считаете,
как
появилось
слово
“звонарь”?
Какие
родственные
слова
вы
можете
назвать?
(“Звон”,
“звонить”,
“звонарь”,
“звонница”,
“звонкий”,
“Звенигород”,
“звонкоголосый”…-
Предложить
объяснить смысл каждого слова). Да, молодцы ребята, Звонарь – от слова
звонить. Казалось бы, как просто: стой и дергай за веревочки, но не все так
легко как нам кажется. Искусству колокольного звона нужно учиться. (Дети
выходят в круг)
Игра «Звонарь».
Дили-дили-дили-дон!
Дили-дили-дили-дон!
Слышится со всех сторон.
Весело играем мы -
Звонче колокол звени.
Раздается перезвон -
Колокольчиков трезвон.
Ты играй, не отставай,
Точно ритм передавай.
Воспитатель: Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный
колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звонит так: сначала
производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют
мерные
удары
(звучит
в
записи
Благовест,
дети
колокольчиками
воспроизводят ритм звучания).
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит;
4
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Воспитатель: Вы послушали и воспроизвели колокольный звон. Какой он?
(Ответы детей. Он торжественный, веселый, праздничный.)
Воспитатель: Теперь
послушаем
Набат.
Этот
звон
является
символом
тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в
большой колокол (звучит в записи Набат, дети колокольчиками воспроизводят
ритм звучания).
Гудит набат, гудит набат-
И это не в последний раз.
Вставай солдат, иди солдат,
Твой прогудел последний час.
Воспитатель: А
какое чувство вызывает у вас этот колокольный звон???
(Ответы детей. Тревога, скорбь, горечь, горе.)
Воспитатель: И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу
радостных и торжественных событий и производится во все колокола (звучит
в записи Красный звон, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
«Красный звон на семь восьмых» -
Прямо в сердце, прямо – в душу!
В переливах золотых
И в полёте только слушать.
Божья льётся благодать,
Разливается повсюду…
Не осилить, не понять!
Вечно, вечно помнить буду.
Воспитатель: Вы послушали и воспроизвели красный звон. Какое настроение
он вам навевает? (Ответы детей: веселое, радостное, праздничное.)
Воспитатель: хотите поиграть с колокольчиками?
В колокол мы поиграли
Очень громко постучали.
Бом, бом, бом, бом
Раздаётся всюду звон.
Колокольчик в руки взяли
И за мною побежали.
Динь, динь-дон,
Динь, динь-дон,
Колокольчиков трезвон
5
(дети бегут по кругу)
Воспитатель: Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом
орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут
колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза,
деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями.
Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами
(демонстрация и рассматривание картинок, звучит фонограмма колокольного
звона. После рассматривания картинок воспитатель звонит в колокольчик и
собирает детей к себе).
Воспитатель: Пора пришла украсить колокольчики необыкновенным узором
– каким только душа пожелает. Предлагаю взять волшебные краски (гелевые)
и приступить к работе. (Роспись на колокольчиках на фоне исполнения
русской народной песни “Москва златоглавая”).
Воспитатель: ребята, что вам сегодня особенно запомнилось? О чем могут
сообщать людям колокола? Что вы можете рассказать своим родителям?
Каким звоном колокольчик передавал радостное настроение, праздник? Я
вижу, что и у вас хорошее настроение. Желаю вам, чтобы для вас всегда
звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о
доброй вести.
«Слышу вас, колокола, над землею,
Против горя. Против зла вы со мною
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать — Россия!»
Е. Шкловский
6