Напоминание

"Звени, звени златая Русь"


Автор: Строгина Елизавета Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с №50 "Непоседа"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Звени, звени златая Русь"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Звени, звени, златая Русь»

Цель:
ознакомить детей с предметами русской старины, формировать представления о колокольных звонах .
Задачи:

Образовательные:
• познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением; • познакомить с основными колокольными звонами; • уточнить знания о строении колокола.
Развивающие:
 развивать интерес к историческому и культурному прошлому народа, России;  развивать интерес к имитированию звуков колоколов.
Воспитательные:


воспитывать уважение к народным традициям; • расширить духовный мир детей.
Речевые:
 учить определять родственные слова: колокол – колокольня, колокольный; звон – звонарь, звонница, звонить, звонкий, Звенигород, звонкоголосый;  учить определять состав слова: “Благовест” - благая весть;  активизировать в речи детей слова: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык».
Методические приемы:
Словесные: рассказ, объяснение, разбор слов (состав слова, родственные слова). Наглядно-слуховой: слушание колокольных звонов, песни «Москва златоглавая» Наглядно-зрительные: рассматривание иллюстраций колоколов, игра «Составь колокол». 1
Художественно-практические: динамическая пауза «Храм», воспроизведение ритмических рисунков колокольных звонов, музыкально- логоритмическая минутка, украшение колокольчиков узорами.
Предварительная работа:
 чтение стихотворений о колоколах;  рассматривание иллюстраций с храмами, где изображены колокольни;  лепка колокольчиков из соленого теста.
Индивидуальная работа:
 помощь затрудняющимся в сборе колокола из частей.
Материалы и оборудование:
 колокольчики для всех детей;  картинки с изображением било, колокола, колоколов с различным орнаментом;  деревянная доска, деревянная колотушка, металлическая доска, металлическая колотушка;  металлофон;  разрезные картинки колокола для всех детей;  разрезная картинка колокола для показа детям;  фонограмма колокольных звонов (Благовест, Набат, Красный), песни «Москва златоглавая»;  ноутбук;  мольберт;  гелевые краски, кисти, подставки под кисти, клеенки, палитра, тряпочки, баночки для воды;  сундучок.
Ход:
Дети находят волшебный сундучок. Воспитатель: ребята, посмотрите какой красивый сундучок. Интересно, что в нем находится, как вы думаете? Ответы детей…………… Воспитатель: А я вам немного подскажу. Там находятся музыкальные инструменты, а какие, вы сами догадаетесь, когда послушаете музыку (включает фонограмму колокольного звона) Воспитатель: откроем сундучок и проверим. Что это? Ответы: колокольчики. 2
Воспитатель: что могут делать колокольчики? Дети: Звонить, звенеть. Воспитатель: Видно, вправду скоро сбудется То, чего душа ждала: Мне весь день сегодня чудится, Что звонят колокола. Воспитатель: давайте позвоним. (Дети звонят в колокольчики) Воспитатель: а вы знаете, как появились колокола? Ответы детей: нет Воспитатель: хотите узнать? Дети: да. Воспитатель: тогда слушайте, вам будет удобнее слушать сидя на стульчиках.
Рассказ воспитателя:
Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой. Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой (демонстрация картинки). Селяне слышали звук било и собирались возле церкви. Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой (демонстрация картинки). В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон клепало был слышен на большом расстоянии (показ способа действия - воспитатель ударяет молоточком по деревянной дощечке) Воспитатель: вот и мы услышали звук било и идем узнать, что за сообщение нас ждет.
Динамическая пауза «Храм».
В синем небе облака (поднять руки вверх и опустить через стороны) Под горой бежит река («нарисовать» руками волны) Рано утром с мамой мы шагаем к храму (шагать на месте) С утра природа вся проснулась (потереть глазки, подтянуться) В небе солнце улыбнулось (расставить руки в стороны и улыбнуться) И уже со всех сторон слышен птичий перезвон (помахать «крылышками», покружиться) Воспитатель. Существует легенда, что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь- дан-дон! (сыграть на металлофоне). Проснувшись, Епископ велел создать 3
поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола. Воспитатель. Как вы думаете, из каких частей состоит колокол? (ответы детей). Хотите рассмотреть колокол и узнать, из каких частей он состоит? (демонстрация картинки).
Рассказ воспитателя:
Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом.
Игра «Составь колокол»
(детям раздаются на каждого разрезные картинки, их составляющие: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык». Воспитатель еще раз показывает на магнитной доске, как составить колокол с проговариванием названий его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей целое). В небе музыка поет, Колокол зайти зовет. (Тихо звучит колокол…) Воспитатель. И, наверное, вам не трудно будет догадаться, как называется человек, который так искусно владел колоколами? Ответы детей: звонарь Воспитатель. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать? (“Звон”, “звонить”, “звонарь”, “звонница”, “звонкий”, “Звенигород”, “звонкоголосый”…- Предложить объяснить смысл каждого слова). Да, молодцы ребята, Звонарь – от слова звонить. Казалось бы, как просто: стой и дергай за веревочки, но не все так легко как нам кажется. Искусству колокольного звона нужно учиться. (Дети выходят в круг)
Игра «Звонарь».
Дили-дили-дили-дон! Дили-дили-дили-дон! Слышится со всех сторон. Весело играем мы - Звонче колокол звени. Раздается перезвон - Колокольчиков трезвон. Ты играй, не отставай, Точно ритм передавай. Воспитатель: Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звонит так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания). Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит; 4
Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! Воспитатель: Вы послушали и воспроизвели колокольный звон. Какой он? (Ответы детей. Он торжественный, веселый, праздничный.) Воспитатель: Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол (звучит в записи Набат, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания). Гудит набат, гудит набат- И это не в последний раз. Вставай солдат, иди солдат, Твой прогудел последний час. Воспитатель: А какое чувство вызывает у вас этот колокольный звон??? (Ответы детей. Тревога, скорбь, горечь, горе.) Воспитатель: И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола (звучит в записи Красный звон, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания). «Красный звон на семь восьмых» - Прямо в сердце, прямо – в душу! В переливах золотых И в полёте только слушать. Божья льётся благодать, Разливается повсюду… Не осилить, не понять! Вечно, вечно помнить буду. Воспитатель: Вы послушали и воспроизвели красный звон. Какое настроение он вам навевает? (Ответы детей: веселое, радостное, праздничное.) Воспитатель: хотите поиграть с колокольчиками? В колокол мы поиграли Очень громко постучали. Бом, бом, бом, бом Раздаётся всюду звон. Колокольчик в руки взяли И за мною побежали. Динь, динь-дон, Динь, динь-дон, Колокольчиков трезвон 5
(дети бегут по кругу) Воспитатель: Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами (демонстрация и рассматривание картинок, звучит фонограмма колокольного звона. После рассматривания картинок воспитатель звонит в колокольчик и собирает детей к себе). Воспитатель: Пора пришла украсить колокольчики необыкновенным узором – каким только душа пожелает. Предлагаю взять волшебные краски (гелевые) и приступить к работе. (Роспись на колокольчиках на фоне исполнения русской народной песни “Москва златоглавая”). Воспитатель: ребята, что вам сегодня особенно запомнилось? О чем могут сообщать людям колокола? Что вы можете рассказать своим родителям? Каким звоном колокольчик передавал радостное настроение, праздник? Я вижу, что и у вас хорошее настроение. Желаю вам, чтобы для вас всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести. «Слышу вас, колокола, над землею, Против горя. Против зла вы со мною Сколько веры и тепла! Сколько силы! До чего же вам мила Мать — Россия!» Е. Шкловский 6


В раздел образования