Автор: Дегтярева Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №33"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская облась
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование в средней группе".
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план работы на сентябрь 2021.
1-2. Тема недели «Диагностика»
Цель:
уточнение и закрепление представлений у детей об изменениях,
происходящих в окружающем мире в сентябре; формирование навыков двигательной
активности,
развитие
самостоятельности,
чувства
коллективизма,
инициативы,
расширение представлений о правилах безопасного поведения, об обязанностях в группе
детского сада и дома; воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; развитие
творческих и познавательных способностей.
3.Тема недели «Детский сад. Игрушки.»
Цель: расширение, углубление и систематизация знаний детей об игрушках,
детском саде, знакомство с профессиями работников дошкольного учреждения,
воспитание бережного отношения к игрушкам и уважение к труду взрослых.
4.Тема недели: «Фрукты. Ягоды.»
Цель:
расширение
и
обогащение
представлений,
словаря
по
теме,
совершенствование знаний и умений детей о труде в саду (сбор фруктов и ягод, полив,
рыхление почвы, уход за растениями и т.д.)
Физическое развитие
Утренняя гимнастика (по плану инструктора физической культуры)
Гимнастика пробуждения в постели
«Веселые ребята»
(с элементами дыхательной гимнастики)
1.«Проснулись». И. п. — лежа на спине. Потянуться в постели всем телом, руки
над головой тянутся вверх, носочки — вниз. Потянуться — вдох, расслабиться — выдох.
Повторить пять раз; темп медленный.
2.«Красные ушки». И. п. — лежа на спине. Растирать уши до покраснения,
ощущения тепла (30—60 с). Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
3.«Смешной живот». И. п. — лежа на спине, руки на животе. Вдох — напрячь
брюшную стенку, выпятить живот. Выдох — втянуть живот. Вернуться в и. п.
Повторить пять—семь раз; темп медленный. Указание: вдох через нос, выдох через рот.
4.«Растягиваем позвоночник». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.
Колени подтянуть к животу, обхватить их руками. Лбом тянуться к коленям на счёт до
десяти. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
5.«Ох уж эти пальчики». Растирать пальцы рук покраснения и ощущения тепла.
Мальчики на начинают выполнять задание с левой руки, девочки с правой.
6.«Давай подышим». И. п. — лежа на спине, руки на груд. клетке. Вдох носом —
грудная клетка расширяет Выдох — шумно, через нос. Повторить пять—семь раз темп
умеренный.
7.«Играем». И. п. — сидя на кровати. Взять в руки прав стопу. Кулачком левой
руки растереть стопу до покраснения и ощущения тепла. Вернуться в и. п. То же продела
с левой стопой. Каждый ребенок выполняет упражнение индивидуальном темпе.
Закаливающие процедуры после сна
1.«Босохождение» в помещении по «Дорожкам Здоровья»
(авторы Коваленка В.С., Похис К.А.)
Динамический час
1 неделя
Игровые упражнения: «Найди свое место» (с обручами, кубиками); п/и «Мой
веселый, звонкий мяч»; и.м.п. «Тишина у пруда».
2 неделя
1
Игровые упражнения: «Добеги до предмета»; п\и «Зайцы и волк»; и.м.п. «Угадай,
где спрятано»
3 неделя
Игровые упражнения: «По ровненькой дорожке» (ходьба и бег по дорожке шир.20
см.); «Кто быстрее» (прыжки между предметами); п/и «Самолеты»
4 неделя
Игровое упражнение: «Прокати и догони» (прокатывание мяча); п/и. «Мы – веселые
ребята»; «Карусель».
Подвижные игры на прогулке
1.
«Догадайся, кто я» -развивать умение подражать движениям животных,
птиц и насекомым, умение ориентироваться в пространстве.
2.
«Мышеловка-учить двигаться по кругу, развивать ловкость и внимание.
3.
«Ворона и воробей»- упражнять в умении двигаться по сигналу, развивать
внимание.
4.
«Хитрая лиса»- учить двигаться по кругу, развивать ловкость и внимание.
5.
«Воробышки и кот»- упражнять в умении двигаться по сигналу, развивать
внимание.
6.
«У медведя во бору»-развивать внимание и навыки бега.
7.
«Зайцы и охотник»
Цель: развитие у детей умения бегать, не наталкиваясь друг на друга, развитие
ловкости и координации движений.
Ход: из числа играющих выбирается охотник, остальное дети – зайцы. На одной
стороне зала (площадки) отводится место для охотника, на другой – дом зайцев.
Охотник ходит по залу(площадке), делая вид, что ищет следы зайцев, а затем
возвращается к себе в дом. Зайцы выпрыгивают из-за кустов и прыгают (на 2-х ногах, на
правой или левой – кто как хочет) в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» -
зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мячи (в руках у него 2-3 мягких мяча).
Зайцы, в которых он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.
После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но выбирается не из числа пойманных.
8.
«Мы пожарные» - развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
9.
«Светофор» - упражнять в умении двигаться по сигналу, развивать
внимание.
10.
«Ловишки»
-развивать
умение
двигаться
по
сигналу,
умение
ориентироваться в пространстве.
11.
«Кого назвали, тот и ловит» - развивать ловкость, внимание, бег в разных
направлениях.
12.
«Делай, как я» -развивать умение выполнять движения по образцу.
13.
«День - ночь» - развивать навыки бега, умение ориентироваться в
пространстве.
Игровые и спортивные упражнения на прогулке.
«Кто дальше бросит?» - развивать ловкость, смекалку.
«Лучший стрелок» -упражнять в метании вдаль различными способами.
«Самым смелым и ловким окажись» - развивать внимание, наблюдательность,
дружеские взаимоотношения.
«Стань первым» - развивать ориентировку в пространстве, навыки бега и ходьбы.
«Пробеги-
не
задень»
-
развивать
ловкость,
умение
ориентироваться
в
пространстве.
«Кто дальше?» - упражнять в прыжках в длину.
«Прыгни - повернись!» -упражнять в прыжках с поворотом.
«Добеги до дерева», «Кто быстрее всех»
-
развивать навыки бега, умение
ориентироваться в пространстве.
2
Игры малой подвижности.
«Как живешь?» - развивать умение договариваться при помощи мимики.
«Найди пару» - развивать внимание.
«Летает - не летает» - развивать координацию, внимание, умение работать в
коллективе.
«Круг-кружочек» - развивать фонематический слух.
«Каравай» -
развивать умение выполнять движения по тексту, развивать
координацию движений.
«Водяной» - развивать умение выполнять движения по тексту, развивать
координацию движений.
«Мы не скажем, а покажем» - развивать творчество, выдумку, умение играть в
коллективе.
«Холодно - горячо» - добиваться выполнения правильной техники в освоенных
ранее видах ходьбы
«Карусели» - развивать внимание, умение двигаться по кругу, коммуникативные
способности.
«Ровным кругом» - развивать умение выполнять движения по образцу, двигаться
по кругу.
Воспитание КГН.
Закреплять навыки умывания: намыливать руки до образования пены; тщательно
смывать; мыть лицо; насухо вытирать своим полотенцем; вешать его на место.
1.
Воспитывать умение следить за своими вещами: выворачивать и аккуратно
складывать вещи в свой шкафчик.
2.
Формировать умение следить за своим внешним видом, исправлять
неисправности, следить за внешним видом своих друзей и исправлять их.
3.
Воспитывать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не
шуметь; не толкаться, аккуратно пользоваться дозаторами с мылом, не разбрызгивать
воду, закреплять умение пользоваться столовыми приборами.
Беседы о здоровом образе жизни
1.
«Полезные и вредные советы» - формирование умений отличать вредные и
полезные привычки
2.
«Путешествие в страну настроения» - формировать умение видеть и
сопереживать настроению окружающих его людей.
3.
«Наши вредные друзья» - разъяснить что человек способен уберечь,
сохранить и укрепить свой организм, соблюдая режим дня и правила гигиены.
4.
«Урок здоровья: почему нельзя употреблять немытые фрукты?»
5.
Ситуативный разговор «Польза фруктовых соков и ягодных морсов для
детского организма».
6.
«Береги себя» - закрепить правила пользования опасными, колющими,
режущими предметами.
7.
«Мыло
–
помощник»
-
формирование
основ
культуры
здоровья
дошкольников посредством расширения их представлений о мыле в процессе
экспериментальной и исследовательской деятельности, воспитание осознанного
отношения к гигиеническим нормам, потребности выполнять их.
8.
«Белоснежная улыбка» - формирование основ бережного отношения к
ротовой полости и гигиене.
Индивидуальная работа по развитию ОВД
1.Метание на дальность (мячи. шишки)
2.Подпрыгивать на месте, подпрыгивать на одной ноге.
3.С мячом: прокатывание, ловля мяча, бросание друг другу, отбивание.
4.Развивать умение бросать мяч о землю и ловить его двумя руками.
3
5.Ходьба и бег «змейкой».
6.Подскоки вверх на месте.
7.Подлезание: с мячом в руках, не касаясь руками пола.
8.Ходьба и бег с одного края площадки на другой.
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Игровая деятельность:
Игровая деятельность:
Сюжетно- ролевая игра.
Цель: обогащение содержания сюжетных игр на основе полученного опыта о
жизни, труде людей. Развитие умений обмениваться ролями в совместной деятельности
и объединять игры в один сюжет. Развитие самостоятельности в организации игр,
эмоций, творчества в использовании имеющихся знаний. «Детский сад», «Больница для
игрушек», «Семья, «Фруктовый магазин», «Безопасность движения».
Театрализованные игры (разнообразные виды театров)
Настольный
театр
«Теремок»–
упражнять
в
диалогической
речи,
совершенствовать умения передавать характерные особенности героев.
«Три медведя» - закреплять знания о знакомых сказках.
Развивающая
игра
«Сочиняем
сказку».»
–
развивать
интонационную
выразительность речи, упражнять в монологической речи, развивать связную речь.
«Зеркало –развивать монологическую речь.
«Расскажи стихи руками» - побуждать детей к импровизации.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту
Игры на развитие выразительности и воображения
Цель: обучение детей умениям владеть своим телом, свободно и непринуждённо
пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-
выразительные умения: «Вкусные конфеты», «Новая кукла».
Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: развитие умения использовать выразительную мимику для создания яркого
образа.
«Соленый чай. Ем лимон. Сердитый дедушка. Лампочка потухла, зажглась.
Грязная бумажка. Тепло -холодно. Рассердились на драчуна. Встретили хорошего
знакомого.
Обиделись.
Удивились.
Испугались
забияку.
Умеем
лукавить
(подмигивание). Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака). Мне грустно.
Получить подарок. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую. Не
сердись!»
Дидактические игры.
«Так бывает или нет» -формирование эмоционально – экспрессивной лексики,
употребление ее в правильной форме.
«Ласковое имя» - учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого
ребенка.
«Кто пришёл к нам в гости?» - способствовать развитию самоуважения детей;
активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
«Передай мяч» - учить взаимодействовать со сверстниками.
«Ласковый ребенок» - продолжить учить детей подражать эмоционально-
тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Беседы, игры.
Беседы:
Цель: формирование умений выделять существенные сходства и различия между
представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их
труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
4
1 «На кого я похож»
2
«Дом добрых дел»
3
«Давайте говорить друг другу комплименты»
4.«Сила – не право»
6. «Наши добрые слова»
7. «Наш детский сад»
8. «Как поступить?»
Игры:
1.«Опиши словесно портрет девочки (мальчика)»- находить отличия во внешнем
облике мальчиков и девочек.
2.«Волшебный цветок» - воспитывать дружеские отношения между мальчиками и
девочками.
3.«Наши
прически»
-формировать
представлений
о
прическах,
развивать
воображение и фантазию.
4.«Благородный поступок» - овладение способами мужского и женского
поведения в семье.
5.«Мальчики - юные мастера» -воспитывать желание помогать близким.
Приобщение
к
элементарным
общепринятым
нормам
и
правилам
поведения:
Беседы
«Правила этикета за столом» - формирование опрятности и аккуратности.
«Правила поведения в транспорте» - формирование культуры поведения в
общественном транспорте.
«Соблюдай правила поведения в группе» - закреплять умения соблюдать
культуру поведения со сверстниками и взрослыми, воспитывать умение поддерживать
порядок в группе, нельзя брать чужие игрушки, нельзя драться, ломать игрушки, если
кого-то обидел, нужно попросить прощения. Дети должны слушаться взрослых).
«Культура поведения в общественных местах» - формировать знания детей о
правилах и нормах поведения в разных социальных ситуациях, развивать навыки
вежливого общения.
«Правила поведения детей в труде» - закрепить и обобщить знания о правилах
поведения в труде: убирать за собой игрушки, уважительно относиться к чужому труду,
помогать друг другу советами в труде.
«Обычаи
и
занятия
наших
предков»
-
расширять
и
систематизировать
представления детей об обычаях наших предков, традициях родного края. Помочь
понять смысл различных традиций прошлого. Воспитывать чувство гордости за богатое
наследие наших предков.
«Умей видеть тех, кому нужна помощь» - объяснить детям, что все люди
нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить
человека, которому нужна помощь, и помочь ему.
Ситуативный разговор «Быть полезным окружающим»- воспитание умения
проявлять заботу об окружающих.
Безопасность
Беседы (ПДД, ПБ, поведение один дома, на природе, при Ч.С.)
1.«Детские шалости с огнем» - обучить мерам пожарной безопасности.
2.«Можно ли подбирать птичьи перышки?», «Как птицы защищаются?», «Почему
нельзя гладить чужую собаку?» - закреплять знания о безопасном поведении с
животными, воспитывать любовь к животным.
3.«Правила поведения в зоопарке».
4.Беседа о правилах дорожного движения – закреплять правила поведения на
улице и во дворе.
5
Игровая ситуация «Приключения на улице» (ПДД), «Если ты оказался в лесу»,
«Огонь-друг, огонь -враг».
Трудовая деятельность.
Самообслуживание.
Одевание (раздевание - совершенствовать умение самостоятельно одеваться
(раздеваться); аккуратно складывать одежду и вещи.
Следить за внешним видом - учить самостоятельно или при помощи взрослого
приводить в порядок вешний вид.
Закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой.
Закреплять умение мыть руки с мылом после прогулки и пользовании туалетом.
Дежурство
Дежурство по столовой – закреплять умение правильно раскладывать столовые
приборы, класть ложку и вилку справа от тарелки, ставить чашку ручкой вправо
Дежурство по группе – совершенствовать умение самостоятельно поддерживать
порядок в группе.
Хозяйственно – бытовой труд.
Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий – формировать
положительное отношение к труду.
Протирание пыли на полках с конструктором – учить отжимать тряпочку, быть
аккуратным, не разливать воду.
Уход за игрушками и их мытье – формировать умение распределять работу с
помощью воспитателя.
Помощь сотрудникам детского сада: протереть стульчики, столы – формирование
положительного отношения к взрослым и сверстникам.
Труд в природе.
Уборка засохших растений и семян в цветнике. Испытывать радость от участия в
труде, оказания помощи взрослым.
Сбор красивых листьев для гербария.
Сгребание сухих опавших листьев к корням деревьев.
Очистка участка от веток, остатков листьев.
Помощь дворнику в уборке опавшей листвы.
Сбор семян, шишек для ручного труда.
Конструирование
1.«Город из песка» -развитие конструктивных и познавательных способностей,
самостоятельность, творчество.
2.«Детский сад» - развивать творчество, фантазию.
3.«Игрушки» - учить делать игрушку-забаву, упражнять в приемах работы с
бумагой
4.«Фруктовый сад» - развитие конструктивных способностей, умение выполнять
постройку по схеме-чертежу.
5
«Мебель
для
игрушек»
-
развитие
конструктивных
способностей
и
воображения.
Беседы о труде, профессиях.
Обогащать представления детей о профессиях.
«Я выполняю поручение» - оценка выполненного действия.
«Кто нас встречает в детском саду?» -о труде воспитателя.
«Кто нам помогает? -о труде младшего воспитателя.
«Садовник. Овощевод». - показать значимость труда; воспитывать желание
помогать взрослым.
Наблюдение за работой дворника осенью. Воспитывать желание принимать
участие в уборке участка группы.
Игры.
6
«Профессии» - расширять знания о профессиях воспитателя, повара, садовника и
продавца.
«Вредно- полезно» - знакомить с молочными и мясными продуктами.
«Как поступить?» - развивать логическое мышление, внимание, память.
«Для кого что нужно» - систематизация и уточнение представлений о профессиях.
Игровые ситуации «Если, то»
Рассказы детей на тему:
«Профессии моей семьи»
«Кем я хочу стать»
«Профессии будущего»
«Кем работали мои бабушка и дедушка»
Формирование гендерной принадлежности
Беседы
«Кем я буду, каким я стану?» - формирование знаний о профессия
«Моя родословная» - формирование представлений о семье, семейных и
родственных отношениях.
Рассказы детей на тему:
«Я и мое имя» - ознакомление с историей возникновения некоторых имен,
отчеств и фамилий.
«Традиции родного края» - закрепление знаний детей о традиционных играх и
праздниках.
«Моя страна» - формирование представлений о стране, ее истории и традициях.
«Мой город во время ВОВ»
«Город трудовой доблести»
«Мой детский сад»
Индивидуальная работа по СКР
Беседы, проблемные ситуации: «Если б не было друзей...», «Почему так
произошло?»
Дидактические игры «Правильно ли поступил?», «Правила поведения со
сверстниками и взрослыми»
Ситуативный разговор «Поможем найти друзей», «Мой друг, кто он?»
Словесные игры: «Без маски», «Про кого я говорю?», «Опиши друга», «Что
изменилось?»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
«Чтение художественной литературы»
А.Пантелеев «Честное слово», С.Маршак «Урок вежливости», А.Пластов «Костер
в поле». Сказки: «Пых», «Вершки и корешки» .Рассказ«Два товарища» Л.Толстой
«Косточка». О.Осеева «До первого дождя». Разучивание стихов – мирилок. И .Крылов
«Мартышка и очки».К.Ушинский «История одной яблоньки»,И.Павлова «Последние
ягоды», В.Сутеев «Мешок яблок», С.Кутанин «Сад», А. Фадеев «Земляничка»
«Война
грибов с ягодами», обр. В. Даля, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр.А.
Н.Толстого
Стихотворения для заучивания
«Детский сад»
Раз, два, три, четыре, пять
В детский сад иду опять,
Ждут меня мои подружки
И любимые игрушки.
Вкусный завтрак и обед,
Жаль, что только нет конфет,
Пару часиков покой,
А потом опять домой!
«Полдник»
Ничто так не прибавит детям сил,
Как сок фруктовый или апельсин,
А яблоко румяное и грушу
Весьма полезно после сна
покушать.
Приходит полдник, словно день
7
рожденья,
Жаль только нет торта и нет
варенья,
Зато есть фрукты и любимый сок,
Скорей бежим, нас полдник ждет,
дружок!
«Помоги Андрюшке»
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Еж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
(В. Волина)
Загадки
Мишки, кубики, машинки
И конструкторы большие,
И мячи, и безделушки —
Это всё мои… (Игрушки)
В нем много деталей,
Их ты собираешь,
Сложить вертолет из него
мечтаешь.
Но пока лишь забор получается,
Как игра эта называется?
(Конструктор)
Столько игр настольных есть,
Что, наверное, не счесть!
Ну а я и братик Сашка
Целый день играем в… (Шашки)
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)
У него пластинки
Звонкие как льдинки,
Из металла сделан он,
Звать его… (Металлофон)
Он
большой,
как
мяч
футбольный,
Если спелый — все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за мяч?
(Арбуз)
Пригрев на солнышке бока,
Висит на дереве пока,
Душистым соком налилось,
И видно семечки насквозь.
(Яблоко)
Растет букетиком-кусточком,
Блестит зелененьким листочком,
И все таежные поляны
От этой ягоды багряны.
(Брусника)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет…
(Банан)
Красна ягода горька,
Но в ней сила велика,
Солнце ягоду калило,
В ней здоровье заключило.
(Калина)
Он похож на апельсин,
Ну точь-в-точь, один в один.
Только больше и кислее,
И немного зеленее.
Как же этот фрукт зовут?
Догадались вы?
(Грейпфрут)
В золотистой шкурке бок,
А под шкуркой сладкий сок.
В каждой дольке по глоточку
И для сына, и для дочки.
(Апельсин)
Считалки.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
8
Разбегайтесь кто-куда
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдет,
Тот из круга вон пойдет.
«Прятки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты пойди-ка, поводи!
«В понедельник»
В понедельник я купался,
(Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал.
(Изображаем рисование.)
В среду долго умывался,
(Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег
на
месте.)
В пятницу я прыгал, бегал,
(Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся
на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки
в ладоши.)
Целый день я отдыхал.
(Дети садятся на корточки, руки
под щеку — засыпают.)
9
Словесные игры
1.«Опиши, я угадаю - развитие слухового внимания и памяти, активизация словаря
по лексическим темам.
2.«Один-три-пять» - согласование существительных с числительными «один»,
«два», «пять»
3.«Подбери признак» - согласование существительного с прилагательным в и.п.
4.«Какой, какая, какое» - образование относительных прилагательных.
5.«Объясни, как ты понимаешь» - толкование пословиц и поговорок.
6.«Назови ласково» - закрепление умения образовывать существительные при
помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
7.«Вопрос - ответ» - развитие умения отвечать на вопрос простым предложением.
8.«Скажи иначе» - подбор развитие слухового внимания и памяти, активизация
словаря.
9.«Что за чем?» - упражнение детей в употреблении предлога «За»
Пословицы
Пословицы
Теплая осень — к долгой зиме.
Осенью серенько утро, так жди красного денька.
Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.
В сентябре синица просит осень в гости.
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
Кто не ленится, тот садом гордится.
ЛОГОРИТМИКА
Динамическое упражнение «Мы идем та-та-та…»
Хором.
Мы идем: та-та-та.
Обычная ходьба.
Мы поем: ля-ля-ля.
Ходьба на носках.
Мы едем: ту-ту-ту.
Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях
(Мы кричим: ау-ау. Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.
«паровоз»).
«Яблоки»
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
«Компот»
Будем мы варить компот,
Левая рука – «ковшик», правая имитирует
помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого.
10
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ. Развести руки в стороны.
«Сливы»
Кисти сжаты в кулак.
Большой пальчик сливы трясёт. Разгибаем большой палец.
Второй их собирает. Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец.
Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный.
Самый маленький – «шалун» Разгибаем мизинец.
Всё, всё съедает.
«По ягоды»
Мы шли-шли-шли,
Маршируют, руки на поясе.
Землянику нашли.
Наклонились, правой рукой коснулись
носка левой ноги, не сгибая колен.
Раз, два, три, четыре, пять,
Маршируют.
Мы идем искать опять.
Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.
Физкультурная минутка.
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими
при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
«Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за
голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
«Детский сад»
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад.
(хлопки на каждое слово)
Буду в садике играть
(показ жеста «ку-ку» - спрятаться)
И конструктор собирать,
(пальцы кистей соприкасаются)
И игрушки за собой убирать.
11
(руки движутся вправо-влево)
Буду бойко танцевать
(приседание)
И лепить, и рисовать,
(имитировать лепку, рисование)
Буду песни каждый день напевать.
(руки сложить "замком" перед собой)
«Ягоды и фрукты»
(наклониться вниз, достать до пола руками (огород)
выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))
вкусные продукты.
(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
в огороде
(наклоны вниз, достать руками до пола (собираем урожай на грядках)
и в саду
(выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду)
для еды я их найду
(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
«Фруктовая ладошка».
Этот пальчик — апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик — ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.
«Ягоды».
Ягоды — это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
Указательным пальцем одной руки пересчитывают,
сгибая, пальцы на другой руке.
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит? Приподнимают плечи, удивляются.
Я - молодец! Большой палец вытягивают вперед.
Индивидуальная работа
1.
«Найди ошибку» - учить отчетливо произносить многосложные слова
громко, развивать слуховое внимание.
2.
«Доскажи слово - учить отчетливо произносить многосложные слова
громко, развивать слуховое внимание.
3.
«Какое время года» - учить соотносить описание природы в стихах или
прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту
мышления.
4.
«Какая, какой, какое?» - учить подбирать определения, соответствующие
данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
12
5.
«Прятки» - учить находить предмет по описанию, закрепить умение
использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать
слуховое внимание.
6.
«Кто больше назовет действий?» - учить подбирать глаголы, обозначающие
действия, развивать память, внимание.
7.
Составление и загадывание загадок об игрушках, фруктах и ягодах.
8.
«Угадай по описанию»
Дыхательная гимнастика
«Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
И.п: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться
на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе
произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
«Поединок»
Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик – «мяч». Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч",
пытаясь «забить гол»- вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись,
можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
«Вода в лужах»
На вдохе плавно покачивать руками внизу вправо – влево; на выдохе произносить
«Буль – буль – буль!» Повторить 3 – 4 раза
«В лесу»
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе
произнесите
«ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо
Творческий час - активизация имеющихся у детей знаний и представлений об
окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений;
активизация словаря, развитие воссоздающего и творческого воображения
Придумывание стихов, загадок, сказок по теме: «Что было интересного летом?»,
«Наступила осень», «Мои любимые игрушки», «Детский сад», «Фрукты и ягоды».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Дидактические игры
«Где кто живет?» - закреплять знания детей о среде обитания животных.
«На что похоже» -
развитие ассоциативности мышления, обучение детей
сравнениям разнообразных систем.
«Где что растет?» - учить понимать происходящие в природе процессы; дать
представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от
состояния растительного покрова; развивать речь.
«Какое время года?» - учить соотносить описание природы в стихах или прозе с
определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
«Бывает — не бывает» (с мячом) - развивать память, внимание, мышление,
быстроту реакции.
«Блоки Дьенеша», «Палочки Куюзенера» - развивать умение задавать вопросы и
развивать умение выделять свойства.
«Какая, какой, какое?» - учить подбирать определения, соответствующие данному
примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
«Чудесный мешочек» - упражнять в умении определять предмет на ощупь.
«Земля-воздух-вода» - закрепить знания о животных, птицах, развивать внимание,
память.
«Узнай по описанию» -развивать память, внимание.
«Головоломки» - развивать логическое мышление.
13
«Кто быстрее найдет дерево» - закреплять знания детей о деревьях нашего участка.
«Дорожная азбука» - закрепить правила дорожного движения.
«Где что можно делать?» - активизация в речи глаголов, употребляющихся в
определенной ситуации.
«В гостях у Витаминки» - уточнить знания о пользе фруктов и ягод, развивать
внимание, память.
«Подбери пару» - закрепить знания об окружающем мире, упражнять в
классификации явлений и объектов.
«Собери игрушку» - закреплять умение составлять изображение из частей.
«Чудесные превращения» - развивать умение называть предметы и ситуации на основе
наглядных моделей.
«Что с начало, а что потом?» -закрепить и уточнить знания о частях суток, дней
недели, времен года, режима дня.
Наблюдения на прогулке
1. За солнцем.
Задачи: дать детям представление о состоянии погоды осенью. Закрепить название
сезонной одежды.
2. За изменениями в природе.
Задачи: продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить
народные приметы и пословицы:
Сентябрь без плодов не бывает.
В сентябре прохладно, да сытно.
С сентября и лист на дереве не держится.
Сентябрь – золотой месяц грибников.
Осень студит воду.
3.Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями
термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в
августе в среднем на 5 градусов.
Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
4.Наблюдение: за проходящим транспортом.
Задачи: учить детей различать легковой и грузовой транспорт, развивать
наблюдательность, умение правильно излагать свои мысли.
5. Наблюдение за рябиной.
Задачи: продолжать знакомить детей с рябиной.
Как выглядит рябина? Где она растет? Какие звери любят ягоды рябины?
Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? Что дает рябина людям?
Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными
золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и
садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит
гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси,
дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на
землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки.
6. За легковыми автомобилями.
Задачи: учить различать автомобили по их назначению;
14
формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые
действия.
7. Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман.
Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает,
хлещет, шумит, стучит по крыше).
Стихотворение С.Егорова «Осень»:
Все тучи, тучи. Дождик.
Холодный, словно лед,
Колючий, словно ёжик,
По осени бредет.
9. За небом и облаками.
Задачи: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.
Развивать наблюдательность, внимание, умение отвечать на вопросы грамматически
правильными предложениями.
10.Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений
(большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие
капли воды в воздухе.
Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:
Кто–то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
Загадка:
Спрятал луга,
Спрятал стога
В синий карман,
Синий… (туман)
11.Наблюдение за ветром. Дети самостоятельно дают характеристику ветру:
сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера
определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или
оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
Загадка:
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (ветер)
Дидактическая
игра
«Ветер,
ветер,
ты
какой?»
(упражнять
в
подборе
прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый,
резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый,
влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний,
осенний
12.Наблюдение за тополем.
Ход наблюдения:
Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него
сильные, крепкие ветки, с острыми, клейкими листочками, почками). Когда распускаются
листочки, то кажется, что тополь надел зеленую шапку, летом летит с тополя пух, а
весной у тополя появляются сережки. Как называются ветки вместе с листьями у древа?
(крона дерева). Тополь хорошо очищает воздух, корни дерева достают влагу из земли, он
15
дает много тепла. Древесина тополя мягкая, легкая, из нее изготовляют бумагу, спички,
игрушки, делают фанеру: строительный материал.
Художественное слово: мальчик топал, топал, топал и увидел тополь, тополь.
13.Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев
березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника,
рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить
назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
14.Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим
листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в
листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно
испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и
перестанут шуршать).
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях
осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно
собирать, шелестят, шуршат).
15.Наблюдение за трудом взрослых
Наблюдение за работой дворника.
Задачи: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к
труду.
Ход наблюдения
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие орудия труда нужны дворнику для работы?
Какую работу выполняет дворник осенью?
Для чего нужна работа дворника?
Как мы можем помочь дворнику?
16.Наблюдение за сверканием молнии во время грозы.
Задачи: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой
природе. Разобрать понятия «молния», «гроза».
17.Наблюдение за насекомыми. Усиленно питаются и прячутся от холодов;
некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный
цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы
забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине
муравейника и закрывают в него вход.
Загадки:
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравейник)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Муха).
18 Наблюдение за воробьем осенью.
Задачи: продолжать закрепление знаний о воробье; учить видеть изменения в
поведении птиц с приходом осени; активизировать внимание и память.
Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая птичка.)
Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не
серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными
полосами.)
16
А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые,
украшенные рыжеватой каймой.)
Опытническая деятельность.
Опыт 1. «Песчаный конус».
Цель: определение свойства песка - сыпучести.
Материал: песок.
Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так, чтобы он
падал в одно место.
Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий
все большую площадь у
основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом, возникают
сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: свойство песка - сыпучесть
Опыт 2 «Воздух невидим».
Цель: знакомство со свойствами воздуха – не имеет определенной формы,
распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать
познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-
следственную зависимость, делать выводы.
Ход:
воспитатель
предлагает
взять
(последовательно)
ароматизированные
салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в
помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
Опыт 3 «Полет семян»: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход: дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему».
Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук
(например: фасоль и семена клена).
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает
семенам перемещаться.
Опыт-4 «Где сейчас солнце?» (обратить внимание на положение солнца утром,
днем и вечером)
Беседы
«Как мы играем с игрушками», «История возникновения игрушки», «Дымковская и
филимоновская игрушки».
«Какие ягоды растут в лесу?», «Нет трудов, нет плодов»
Рассматривание фотографий, иллюстраций, сюжетных картинок о детском саде,
предметах(игрушки), натуральных фруктах и ягод, муляжей фруктов и ягод.
Рассказывание о личных впечатлениях по теме «Детский сад. Игрушки» и
«Фрукты. Ягоды».
Экскурсия по детскому саду, в медицинский кабинет.
Работа с макетами
«Улицы города»- закреплять знания правил поведения водителя, пассажира и
пешехода, учить моделировать и находить правильное решение проблемной ситуации;
«Русская изба» - закреплять представления о быте и жизнедеятельности людей в
старину, обыгрывание различных бытовых ситуаций.
Индивидуальная работа по познавательному развитию
Д/и «Сбор фруктов» - развивать глазомер при выборе по образцу предметов
определённой величины.
Д/и «Какой игрушки не стало?»-закрепить умение ориентироваться в пространстве,
счет до 5 (10)
Д /и «Сколько?»-упражнять в счете (на ощупь); развивать внимание.
Д/и «Чудесный мешочек»-закрепить количественные отношения между числами.
Д/и «У кого столько же»-закрепить навыки счета в пределах 5.
17
Д/и «Сложи фигуру»-продолжать учить различать и называть геометрические
фигуры.
Д/и «Что изменилось»- правильно называть геометрические фигуры и их
пространственное расположение; развивать зрительную память; логическое мышление;
внимание.
Д/и
«Каждую
фигуру
на
свое
место»-дать
представление
об
изменении
геометрических фигур;
Д/и
«Скажи,
где?»-закрепить
умение
различать
геометрические
фигуры;
определять положение предметов на листе бумаги.
Д/и «Дни недели»-упражнять в названии последовательности дней недели;
развивать внимание; формировать навыки самоконтроля.
«Делай по порядку»-развивать умение детей чётко выполнять основные движения,
память, внимание.
«Угадай, что загадали»-упражнять в умении двигаться в заданном направлении и
определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.
«Путешествие по карте леса» - формировать умение детей соотносить внешний вид
животного со средой обитания.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Знакомство с художниками -иллюстраторами (по рассказам и сказкам о животных
и птицах):
Евгением Рачёвым, Владимиром Сутеевым,
Евгением Чарушиным.
Рассматривание осенних пейзажей и натюрмортов русских живописцев: И. В.
Поленов. «Золотая осень»,
И. Шишкин. Осень. 1892.
Беседа «Знакомство с творчеством художников» - развитие устойчивого интереса к
книге, к её оформлению, иллюстрациям.
«Художественный музей»
Цель:
ознакомление
дошкольников
с
книжно-иллюстративной
выставкой
художника-иллюстратора.
Дидактическая игра «Найди иллюстрацию нужного художника».
Цель: развитие памяти и мышления, эстетического вкуса.
Рисование
Цель: закрепление умений изображать простейшие окружающие предметы и
явления, упражнение в правильном владении изобразительными материалами (мелом,
восковыми мелками, цветными карандашами рисовании кистью).
«Лето красное пропело», «Правила поведения в лесу», «Что мы видели на
празднике», «Любимая игрушка», «Нарисуй по образцу», «Фрукты и ягоды», «Дорисуй»,
«Наш детский сад».
Конкурс рисунков, нарисованных нетрадиционными способами «Здравствуй,
детский сад!».
Индивидуальная работа по рисованию
«Чудесные превращения кляксы», «Портрет животного», «Что тебе нравится
рисовать», рисование по трафаретам и шаблонам, «Дорисуй фигуру», «Проведи линию»,
«Поможем художнику», «Круг-кружочек»,
«Заштрихуй силуэт».
Аппликация
Цель: упражнение в приемах вырезания предметов круглой и овальной формы,
закрепление умений аккуратно приклеивать готовые детали:
«Деревья вокруг детского сада»
«Игрушки» - учить вырезать округлые линии.
«Натюрморт» - учить использовать знакомые приемы работы с бумагой и клеем.
«Блюдо с фруктами»- учить составлять композицию, закреплять приемы работы с
ножницами.
18
Коллективное изготовление стенгазеты «Как мы провели лето».
Индивидуальная работа по аппликации
«Придумай сам», «Составь игрушку из геометрических фигур», «Кто быстрее
приклеит», «Собери декоративный узор», «Разрезные картинки».
Лепка.
Цель: упражнение в приемах лепки, развитие творческого воображения и мелкой
моторики.
«Прощай, лето!» - закреплять приемы лепки.
раскатывание, оттягивание, сплющивание.
«Наши игрушки» - учить приемам лепки конструктивным способом.
«Ягодное лукошко» - учить приемам скатывания и соединения деталей между
собой.
«Фруктовая корзинка» - учить приемам раскатывания.
Индивидуальная работа по лепке
«Несуществующее
животное»,
пластилиновая
живопись
«Наши
игрушки»,
«Пластические этюды», «Скатай-слепи», Дидактическая игра «Формы», «Придумай узор».
Музыкальная деятельность
Слушание «Звуки природы», П. Чайковский «Детский альбом», А. Лядов
«Куколки»
Пение песен о детском саде, дружбе, об осени.
Музыкальное путешествие «Здравствуй осень!».
Танцевальные игры: «Делай так», «Мы делили апельсин».
Сочинение сказки «Путешествие веселой нотки».
Импровизация - игра на детских музыкальных инструментах.
Слушание русских народных мелодий, классической музыки.
Танцевальная импровизация.
Дидактический игры «Угадай, на чем играю», «Оркестр», «Что звучит?».
Досуговая деятельность Развлечения
1.«День знаний»
2.«День безопасности»
3.«Праздниквежливости»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Ширма – раскладушка по теме: «Осень. Сентябрь».
Проведение организационного родительского собрания «Новый учебный год»
Беседа с родителями «Режим дня в средней группе», «Одеваемся по погоде».
Ширма – раскладушка: «Возрастные особенности детей среднего дошкольного
возраста».
Фотовыставка: «Как я провел лето».
Информационные листы:
«Рекомендации для родителей по ПДД и ПБ».
«Опасные растения и грибы»
«Правила безопасности в лесу»
Оформление наглядной информации для родителей «Профилактика кишечных
заболеваний».
Привлечение родителей к оформлению участка группы и изготовлению атрибутов
для совместных игр с детьми.
Оформление стенда «Наша группа», «1 сентября – День Знаний»
Консультация «Один дома. Как обучать ребенка безопасному поведению дома»
Пополнение библиотеки для родителей «Развитие речи», «Почемучки».
Развивающая предметно – пространственная среда
Иллюстрации, фотографии: «Осень», «Детский сад. Игрушки», «Фрукты. Ягоды»
19
Энциклопедии, журналы по лексическим темам, выставка игрушек, фруктов.
С/р
игры:
«Семья.
Детский
сад»,
«Больница»,
«Фруктовый
магазин»,
«Безопасность движения» (изготовление атрибутов к играм).
План расположения детского сада и окружающих домов и дворов.
Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо?» - о хороших и «плохих» правилах
поведения в природе и в окружающей жизни, «Узнай по запаху, на вкус»
Материалы и оборудование для опытнической деятельности с песком и почвой,
водой.
Выставить библиотеку потешек, пословиц, стихов, сказок об осенних природных
явлениях, игрушках, фруктах и ягодах.
20