Авторы: Александрова Ольга Сергеевна, Прошунина Светлана Сергеевна
Должность: воспитатели логопедической группы
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад
Населённый пункт: г.Игарки
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: дидактическая игра "Черепаха"
Раздел: дошкольное образование
Участники:
дети 5-6 лет, родители.
МКДОУ Детский сад «Сказка»
г. Игарки
Группа «Непоседы»
Авторы: Александрова О.С.
Прошунина С.С.
•
Актуальность:
Для детей дошкольного возраста игра
имеет исключительное значение: игра
для них – учёба, игра для них – труд,
игра для них серьёзная форма
воспитания. Игра для дошкольников –
способ познания окружающего мира.
Цель:
Формирование у детей
звуковой культуры речи.
Задачи:
Обучающие: совершенствовать умение правильно произносить все
звуки родного языка: изолированно, в словах, фразовой речи.
Закреплять умение различать на слух и отчетливо произносить
сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
Определять звук в слове.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, что немаловажно
для совершенствования речи и интеллекта, тактильных
ощущений, чувство цвета, эстетического восприятия. Развивать
интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать интерес к звуковой культуре речи,
умение логически мыслить, бережно относиться к игровому
материалу.
Теоретическая часть:
•
Дидактические игры – одно из средств воспитания и
обучения детей дошкольного возраста. Игра для
дошкольников - способ познания окружающего мира.
Играя, они изучают звуковую культуру речи.
•
В результате использования дидактических и
развивающих игр по изучению звуковой культуры
речи дети овладевают чистым, правильным
произношением звуков в словах, обогащают
словарный запас.
Практическая часть:
Дидактическая игра «Собери форму».
Цели и задачи: учиться собирать целое из частей,
развитие внимания, усидчивости, мышления.
Правила игры: воспитатель предлагает детям
собрать форму черепахи из деталей.
Практическая часть:
Дидактическая игра «Найди звук».
Цели и задачи: находить слова с заданным звуком.
Правила игры:
Ведущий выбирает деталь с буквой, уточняет какая буква изображена
на пазле (красные гласные, синие согласные) и находят слова с
звуком, который обозначает данная буква.
Дидактическая игра «Сосчитай и скажи».
Цели и задачи:
формирование умения согласовывать числительные с
существительными, развитие логического мышления и слухового
внимания.
Правила игры:
ведущий предлагает детям посчитать сколько всего деталей у
черепахи. Сколько гласных и согласных. Почему детали разного
цвета? Дети считают и составляют предложения: 1 гласная, 2 гласные
и т.д.У черепахи 35 деталей. Из них 10 красных, они обозначают
гласные буквы.
Практическая часть:
Дидактическая игра
«Составление рассказа».
Цели и задачи: развитие речевого творчества, умение
придумывать свой рассказ или сказку на заданную тему.
Правила игры: предлагается детям придумать рассказ или сказку про Черепаху.
Дидактическая игра
«Повтори по форме».
Цели и задачи: развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики.
Правила игры: ребёнок выбирает пазл с буквой, далее из фасоли или макарон
выкладывает такую же букву по форме.
Практическая часть:
Дидактическая игра
«Кто назовет больше слов с заданным звуком»
Цели и задачи: учить находить звук в названиях предметов
окружающей обстановке, определять место звука в слове. Формирование связной
речи.
Правила игры: ведущий выбирает любую букву, участники по очереди
называют слова с заданным звуком, кто больше назовет слов – тот победил.
Дидактическая игра
«Звери потеряли свои буквы»
Цели и задачи: упражнять детей соотносить звук и букву.
Правила игры: детям предлагается помочь зверятам найти свои буквы. На какой
звук начинается слово «Слон»? Правильно на «С», какой буквой он обозначается?
Дети находят букву С. далее так же со всеми зверятами.
Заключение
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое
явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой
обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством воспитания ребёнка. Ее
роль заключается в развитии не только умственных способностей детей, органов чувств,
внимания, логического мышления, самостоятельности и активности мышления, речи
детей, но и формированию положительных качеств личности. Следует учесть, что от
разнообразия игры, от ее содержания, эмоциональной и интеллектуальной
насыщенности зависят результаты жизни и развития индивидуальности и социализации
личности.
Используемая литература
1. Н.Н.Васильева Н.В.Новоторцева «Развивающие игры для дошкольников» 1997г.
2. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева по программе «От рождения до школы» «Комплексные
занятия», Мозаика – Синтез 2018г.
3. Е.О.Ульева «Сценарии игр с дошкольниками» Москва «ВАКОША», 2019г.
4. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи» Москва «ГНОМ и Д» 2001г.
5. А.А.Гуськова «Речевое развитие детей» Москва ТЦ Сфера 2016г.
6. У.М. Сидорова «Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР» Москва ТЦ
Сфера 2005г.