Напоминание

«Организация и проведение малоподвижных и подвижных игр. Запрещенные и ограниченные к применению упражнения в дошкольном образовательном учреждении»


Автор: Матвеева Мария Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ школа №246 Отделение дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Организация и проведение малоподвижных и подвижных игр. Запрещенные и ограниченные к применению упражнения в дошкольном образовательном учреждении»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №246

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Организация и проведение малоподвижных и подвижных игр.

Запрещенные и ограниченные к применению упражнения в дошкольном

образовательном учреждении»

Разработала

Инструктор по физической культуре

первой квалификационной категории

Матвеева Мария Сергеевна

Санкт-Петербург, 2021

Малоподвижные игры

Цель малоподвижных игр - снижение физической нагрузки, т.е.

постепенный переход от возбужденного состояния к спокойному.

К особенностям малоподвижных игр относятся следующие: способ

организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.), движения, которые

включаются в игру, методика: выбор игры и места ее проведения, подготовка

к игре, сбор детей, объяснение хода и правил игры, ее проведение,

завершение; темп (медленный), количество повторений движений (3-6 раз).

Эти

игры

не

требуют

подробного

объяснения

правил:

воспитатель

показывает движение сам или выбирает для этого кого-либо из детей. Игры

малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и

наблюдательности,

координации

движений

и

быстроты

реакции,

ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они

доставляют

детям

удовольствие,

создают

хорошее

настроение,

что

немаловажно. Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми

одновременно на физкультурном занятии, досугах и праздниках, дневной и

вечерней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных

пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей.

Малоподвижная игра «Летает-не летает» (4-7 лет)

Цель: Развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык

построения в полукруг.

Ход игры: Дети стоят полукругом, в центре — воспитатель. Он называет

одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают.

Называя предмет, воспитатель поднимает вверх руки. Например, воспитатель

говорит: «Синичка летает, стул летает, самолет летает» и т. д. дети должны

поднять руки вверх, если назван летающий предмет.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания,

поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы

своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий

предмет.

Малоподвижная игра «Затейники» (4-7 лет)

2

Цель: формировать умение идти ровным кругом, совершать игровые

действия в соответствии с текстом.

Ход игры: Выбирается водящий — затейник, который встает в центр круга,

образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево)

и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! дружно вместе

Сделаем вот так».

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь

движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим,

которого выбирает Затейник (3—4 раза).

В старшем возрасте можно усложнять игру. Допустим, перед игрой

воспитатель вместе с детьми просматривает карточки на тему «Зимние виды

спорта». Заранее отговаривается, что затейник показывает какое-нибудь

движение,

характерное для одного из зимних видов спорта, например,

имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар

клюшкой или действие вратаря в хоккее, а также любое другое движение.

Все дети должны повторить это движение за затейником и назвать вид

спорта. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения

спортсменов и не повторять уже показанных. Если ребенок не может

вспомнить вид спорта или движение, можно проводить игру, показывая

картинки «Зимние виды спорта».

Подвижные игры

3

Подвижные игры – средство разностороннего развития. Подвижные

игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным

комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных

задач.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются,

приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки,

обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические

качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки

пространственной ориентировки и др.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом

реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их

контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную

инициативу и самостоятельность.

Методика:

1.

Выбор игры. Подвижные игры следует подбирать такие, которые

воспитывают высокие моральные и волевые качества, укрепляют

здоровье,

содействуют

правильному

физическому

развитию

и

формированию жизненно важных двигательных привычек и умений.

2.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами.

В младшей группе можно позвонить в колокольчик, или взять в руки

красивую игрушку, привлекая внимание детей и тут же вовлечь их в

игру. С детьми старших групп следует заранее, договориться в какую

игру будут играть и по какому сигналу ее начнут. Воспитатель может

поручить своим помощникам - наиболее активным детям собрать всех

для игры при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех

зову я поиграть). После сбора детей на игру педагог сообщает название

игры. Затем объясняет правила игры.

3.

Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно

правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще

всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он

может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя

(стайкой). Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все. В

младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой

игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей,

рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог

сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще

до начала игры. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих

к объяснению. Успешное проведение игры во многом зависит от

4

удачного распределения ролей. В играх с детьми младшего возраста

воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например,

кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши

освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время

объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на

свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки.

Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя.

В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и

размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает

воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны,

звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми,

особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч

водящему», «Эстафета по кругу»). Разметить площадку для игры

можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих.

Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры,

иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу

игры.

4.

Распределение

ролей.

Существует

несколько

способов

выбора

водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой

выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); жеребьевки;

водящий

может

выбрать

себе

замену.

Все

названные

приемы

используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового

водящего

основным

критерием

является

качество

выполнения

движений и правил.

5.

Проведение игры и руководство ею.

Непосредственное участие

воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее

повторением, оценивает действия и поведение детей. Указания лучше

делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение,

поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу - все это

вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Педагог

подсказывает, как лучше выполнять движение, ловить и увертываться,

напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.

6.

Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель

заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам

деятельности

более

спокойного

характера.

В

старших

группах

подводятся итоги: отмечаются те, кто правильно выполнял движения,

проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал

правила, выручал товарищей. Воспитатель также называет и тех, кто

нарушал правила и мешал другим детям; анализирует, как удалось

5

добиться успеха в игре. Подведение итогов должно проходить в

интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в

следующий

раз

добиться

лучших

результатов.

К

обсуждению

проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к

анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к

выполнению правил игры и движений. Итог игры должен быть

оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно

похвалить.

Подвижная игра «Ловишки с ленточками»

Цель: обучать детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,

действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве,

умение менять направление.

Дети строятся в круг; у каждого имеется цветная ленточка, заправленная

сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз,

два, три — лови!» — дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за

играющими, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. По сигналу

воспитателя: «Раз, два, три в круг скорей беги!» все строятся в круг.

Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, т. е.

проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям, и игра

повторяется, с новым водящим.

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ

При проведении гимнастики в ДОУ нужно помнить, что некоторые

привычные,

казалось

бы,

упражнения,

являются

недопустимыми

к

использованию для дошкольников в силу их физиологических возрастных

особенностей.

6

Упражнение

Причины ограничения

Рекомендованная

замена

1. Круговые вращения

головой;

2.

Наклоны

головы

назад;

3. Стойка на голове;

4.

Чрезмерное

вытягивание шеи.

Нестабильность шейного

отдела

позвоночника,

плохо

сформированные

мышцы

шеи.

Возможность

смещения

шейных позвонков.

1.

Наклоны

вперед,

в

стороны,

повороты

влево-вправо;

2. Замена отсутствует;

3. Замена отсутствует;

4. Выполнять упражнения

с опусканием плеч назад-

вниз

Тренировка

верхнего

отдела

брюшного

пресса:

поднимать

туловище

из

положения

лежа

на

спине, руки согнуты

под голову

Чрезмерное

напряжение

мышц

шеи,

возможно

чересчур

сильное

надавливание руками на

шейный

отдел

позвоночника

Изменить положение рук

Тренировка

нижнего

отдела

брюшного

пресса:

поднимать

ноги

вместе

из

положения

лежа

на

спине

Фаза

натуживания

оказывает

влияние

на

сосуды шеи и головы,

возможно

увеличение

поясничного лордоза

Поднимать

и

опускать

ноги попеременно

Кувырок вперед

Нестабильность шейного

отдела

позвоночника,

плохо

сформированные

мышцы шеи

Замена отсутствует

7

Перекат

на

спине,

удерживая

руками

колени

Отсутствует

фиксация

шейного

отдела

позвоночника

Выполнять

упражнение

только

со

страховкой

педагога

Прогиб в поясничном

отделе из положения

лежа

на

животе

с

упором

на

выпрямленные руки

Возможно

увеличение

поясничного

лордоза,

защемление

поясничных

дисков

Выполнять

упражнение

на

согнутых

руках,

опираясь на локти

Сед на пятках

Вызывает

излишнее

растяжение сухожилий и

связок коленного сустава.

Сед по-турецки

Выполнение

дыхательных

упражнений

с

одновременным

поднятием рук вверх

Уменьшение поступления

кислорода

за

счет

сокращения

мышц

верхнего плечевого пояса

Изменить положение рук:

руки

поднимать

в

стороны или оставлять на

поясе

Висы более 5 сек

Слабость

и

перерастяжение связочно-

мышечного аппарата

Замена отсутствует

Прыжки босиком по

жесткому покрытию

Слабый

связочно-

мышечный

аппарат

стопы,

несформированность

костей плюсны

Прыжки

только

на

гимнастических матах

Бег босиком с опорой

на

переднюю

часть

стопы

Несформированность

костей плюсны

Бег в спортивной обуви

Ходьба на внутренней

и

внешней

стороне

Слабый

связочно-

мышечный

аппарат

Ходьба на носках и на

пятках

8

стопы

до

старшей

группы

стопы.

Провокация

деформации стопы.

Метание

набивного

мяча

из-за

головы

двумя руками до 5 лет

Несоответствие

массы

тела ребенка и веса мяча

Уменьшить вес мяча (с 5

лет по 0,5 кг)

9



В раздел образования