Напоминание

Дидактическая игра как метод активного развития речи у младших дошкольников


Автор: Терентиенко Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Сказка" г. Игарки
Населённый пункт: Город Игарка, Красноярский край
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Дидактическая игра как метод активного развития речи у младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки

Методическое пособие

«Дидактическая игра как метод

активного развития речи

у младших дошкольников»

Автор-составитель: воспитатель Терентиенко И. Н.

Г. Игарка

2021г

2

Аннотация

В данном пособии представлен опыт воспитательно-образовательной

работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через

дидактические и речевые игры.

Пособие включает в себя примеры дидактических, речевых игр и

упражнений, направленных на развитие всех компонентов устной связной

речи детей 3-4 лет. На данном этапе развития речь ребёнка становится более

насыщенной,

активизируется

словарный

запас,

происходит

овладение

правильным звукопроизношением. В этот период очень важно вовремя

исправлять недостатки речи, так как с возрастом это сделать гораздо труднее.

Невмешательство приводит к отставанию в речевом развитии.

Представленная работа с детьми основана на практических заданиях по

развитию речи, способствующих выработке у детей навыков правильного

звукопроизношения, закрепления знаний о лексическом значении разных

слов, навыков связной речи.

Методическое пособие «Дидактическая игра как метод активного

развития речи у младших дошкольников» предназначено для педагогов,

работающих с детьми младшего дошкольного возраста для активизации и

становления их речи.

.

.

Содержание

3

Введение ……………………………………………………………..……..……4

1. Основная часть………………………..……………………..………..……..…6

1.1.Теоретическая часть…………………………………………………………..6

1.2. Практическая часть……………………..……………………..……………8

1.2.2 Речевые игры и упражнения для детей 3-4 лет ………………………...8

1.2.3 Методический материал для работы с детьми 3-4 лет по развитию

речи ………………………………………………………………………………13

Заключение……………………………………………..………………………..14

Список используемых источников…………………………………………….15

Введение

4

Актуальность

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

усиливается с каждым годом. Это подтверждают результаты ежегодной

педагогической диагностики, которую проводят педагоги ДОУ с детьми

разных возрастных групп.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, по результатам

педагогической диагностики, проводимой в группе в начале учебного года,

мною так же были выявлены ряд проблем, связанных с речевым развитием

детей:

1. Невнятное произношение или произносят слова отдельным слогом.

2. Сложность в грамматически правильном построении предложения.

3. Неумение составлять описательный рассказ по сюжетной картинке.

4. Дети не могут составлять простые предложения.

5. Высказывания детей состоят из отдельных слов, логически не

связанных между собой.

6. Родители не уделяют должного внимания речевому развитию своих

детей: мало общаются с ними, если и читают произведения художественной

литературы, то не регулярно. Большая часть родителей не компетентны в

вопросах развития связной речи у детей.

В сложившейся ситуации развитие речи стало одной из самых

актуальных проблем моих воспитанников на данном возрастном этапе.

Формирование

речи

дошкольников

накладывает

огромную

ответственность

на

воспитателей,

занимающихся

развитием

коммуникативных навыков

дошкольников, а также на привлечение

внимания родителей к данной проблеме.

Изучение передового педагогического опыта работы позволяет

утверждать, что только в игре может успешно накапливаться опыт речевой

деятельности

детей.

Можно

использовать

любые

речевые

ситуации,

моделировать их по желанию детей или педагога.

Речевые и дидактические игры являются не только игровым методом

развития детей, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством

всестороннего

развития

ребёнка.

Они

способствуют

интенсивному

совершенствованию речевой деятельности детей.

В

процессе игры

пополняется

и активизируется

словарь

детей,

формируется

умение

правильно

выражать

свои

мысли,

правильное

звукопроизношение, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и

трудолюбие; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и

не брать во внимание второстепенное.

Цель: формирование активной речи детей младшего дошкольного

возраста.

Задачи:

5

- развивать у ребёнка рече-двигательные навыки, связную речь,

звукопроизношение, фонематический слух, слуховое внимание, навыки

рассказывания;

- развитие творческого воображения;

- развивать мышление: умение устанавливать причинно-следственные

связи, сходство и различие между предметами;

- развивать познавательный интерес.

Ожидаемый результат:

- достаточно хорошо владеет устной речью (соответственно возраста),

может выражать свои мысли, чувства и желания;

- может построить речевое высказывание в ситуации общения;

- проявляет любознательность, задаёт вопросы, пытается самостоятельно

придумывать объяснения действиям и явлениям;

- правильное произношение звуков.

Основная часть.

6

1. Теоретическая часть.

Работа по развитию речи у детей дошкольного возраста осуществляется

не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Обучение наиболее

продуктивно, если связаны практическая и игровая деятельность ребёнка.

Поэтому, планируя работу с детьми на день, необходимо включать утром и

вечером, на прогулке, во время свободной деятельности игры разной

направленности и разного содержания: настольно-печатные, дидактические,

сюжетно-дидактические, подвижные, пальчиковые, логические. Кроме того

игровую деятельность эффективно дополнить разнообразным речевым

материалом:

загадки,

считалки,

стихи,

головоломки,

скороговорки,

чистоговорки, небольшие рассказы, сказки.

Развитие речи должно происходить незаметно для детей, чтобы не

вызывать напряжения от сложно организованной деятельности, поэтому

занятия лучше преподносить на знакомом им материале, например, с

помощью игры, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей.

Игра особенно интересна детям, она развивает воображение, основана на

эмоциональном переживании ребенка. Дети сами не замечают, как в их

мысли проникают речевые понятия.

На данном возрастном этапе игра является главной в деятельности

ребёнка.

Это объясняется универсальностью игры, ее доступностью и

простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А также

тем, что дети дошкольного возраста очень любят играть.

Дидактические

игры

и

упражнения,

включенные

в

пособия,

рекомендуется проводить не реже 2-3 раза в неделю по 5-7 минут. Их можно

проводить как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Чем

активнее педагог будет использовать дидактические игры и упражнения, тем

легче

дети

будут

осваивать

разные

формы

родного

языка,

что

благоприятствует воспитанию общей культуры речи.

Развитие речи у младших дошкольников происходит особенно быстро:

пополняется словарный запас, улучшается звуковая культура речи, фразы

становятся более развернутыми. В этом возрасте появляется особый интерес

к звучащему слову и собственному словотворчеству. Младшие дошкольники

уже воспринимают слово как смысловую единицу речи. Со словом они

соотносят конкретный предмет, его качество или действие.

Однако дети этого возраста еще не могут определить, из каких звуков

состоит слово. Следует помнить, что процесс развития речи во многом

зависит от развития фонематического слуха, т.е. различать разные речевые

звуки (фонемы). Поэтому очень важно учить малышей четко и правильно

произносить звуки в словах, а так же различать и слышать звуки. При этом

дети ориентируются на образец речи воспитателя, а это значит, что педагог

должен интонационно, выразительно и четко выделять конкретный звук в

слове, чтобы малыши могли его определить и услышать.

7

Большое

значение

для

правильного

развития

произносительной

(звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое

обеспечивает нормальное звукоголосообразование. Правильное речевое

дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и

последующий выдох создают условия для плавного и непрерывного звучания

речи. Неправильное дыхание (например, короткий или слабый выдох) может

явиться причиной нарушения речи. Поэтому очень важно формировать у

детей младшего дошкольного возраста правильное дыхание.

Кроме того необходимо развивать у детей слуховое внимание, приучать

их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее,

точно выполнять словесные поручения, отвечать на вопросы, громко и тихо

воспроизводить слова и звукоподражания, различать на слух интонационно

разное звучание слов.

В ходе дидактических игр по развитию речи у детей закрепляются

знания о том, что слова могут звучать тихо и громко, быстро и медленно, что

они бывают разные и похожие по звучанию. Содержание речевых игр и

упражнений способствует обогащению и активизации словарного запаса

детей, развитию их мышления, памяти, воображения. Игры заставляют детей

находить ответы на вопросы, творчески размышлять, выполнять задания,

сопровождать свою игровую деятельность речью.

Из всего сказанного следует: для того, чтобы выработать у ребенка

хорошую дикцию, обеспечить чёткое произнесение им слов и звуков,

необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание,

совершенствовать фонематический слух и внимание, учить слушать речь,

различать и воспроизводить звуки в словах.

Усвоение детьми родной речи – сложный процесс. Его можно условно

разделить на несколько этапов:

- вслушивание в звучащее слово;

- различение и правильное произношение слов;

- активные действия со словами (словотворчество, звуковой анализ

слова, общение).

Вслушиваясь в звучащее слово, и активно играя с ним, дети

совершенствуют произносительную сторону собственной речи.

Представленные в пособие игры организуются в двух системах:

ребенок-взрослый и ребенок-ребенок.

Сначала взрослый дает детям речевой образец и пример игры, потом

дети проецируют его в своей собственной речевой деятельности в игре с

другими детьми.

2. Практическая часть.

8

2.1 Речевые игры и упражнения для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Что загадали?»

Цель:

Формировать умение выделять основные характерные признаки

предметов и явлений, сравнивать и сопоставлять их. Активизировать словарь

детей, расширять ознакомление ребёнка с миром вещей, явлений, их

свойствами, качествами.

Ход игры: Один из игроков загадывает, например, животное. Остальные по

очереди при помощи наводящих вопросов пытаются угадать, какое животное

было

загадано.

Если

ответ

положительный,

то

можно

продолжить

спрашивать. Если ответ «нет», то ход переходит следующему игроку.

- Это хищник?

- Да!

- Он из семейства кошачьих?

- Нет!

- У него серая шерсть?

- Да!

- Это волк!

- Точно!

Дидактическая игра «Найди предмет»

Цель: Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Содержание.

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном

геометрические формы, на одном – геометрические формы, на втором

предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к

кому подкатится обруч, тот подойдёт к столу и найдёт предмет такой же

формы, какую я покажу. Ребёнок, к которому подкатился обруч, выходит,

воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы.

Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети

хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребёнку и

предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не

подойдут, подобраны к образцам.

Дидактическая игра «Весёлые матрёшки»

Цель:

Учить различать и сравнивать предметы по разным качествам

величины.

Материал: 2 комплекта пятиместных матрёшек, 2 комплекта разных по

величине кружочков.

Содержание.

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором

стоит матрёшка. Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в

весёлых матрёшек, но вижу, что здесь всего одна матрёшка, а где же все

9

остальные? (смотрит вокруг, а потом берёт в руки матрёшку и покачивает

её). Что-то там в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает

верхнюю половину матрёшки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все

матрёшки выстраиваются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Воспитатель

называет имя каждой матрёшки, при этом наклоняя её: «Я – Матрёша, я –

Наташа, я – Даша, я – Маша, я – Дуняша. Каждый ребёнок выбирает себе

одну из матрёшек (одну матрёшку берёт себе воспитатель). Игра начинается.

Сначала

матрёшки

«гуляют»

по

столу.

Затем

измеряют

рост.

Они

выстраиваются друг за другом по очереди, начиная с самой маленькой, а

воспитатель уточнят, какая матрёшка самая маленькая (высокая). Потом

матрёшки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (5

тарелочек) разной величины, вызывает детей по очереди подобрать для своих

матрёшек тарелочки соответствующей величины.

Пообедав, матрёшки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на

стол второй комплект матрёшек, и дети подбирают своим матрёшкам

подружек такого же роста. Пары матрёшек передвигаются по столу. Потом

разбегаются и смешиваются. Незаметно для детей воспитатель убирает со

стола пару матрёшек одного роста.

Воспитатель:

«Пора

домой!

Становитесь

парами!».

Матрёшки

выстраиваются, и вдруг обнаруживается, что- какой- то пары матрёшек не

хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрёшек по имени (если

запомнили). Все хором просят её вернуться. Матрёшки появляются, малыши

ставят их на место и игрушки уходят домой.

Дидактическая игра «Длинное – короткое»

Цель: Развитие у детей чёткого дифференцированного восприятия новых

качеств величины.

Материал:

Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров,

картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Содержание.

Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах

комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки,

полоски).

Воспитатель достаёт две игрушки – плюшевого мишку и куклу. Он

говорит детям, что мишке и кукле хочется сегодня быть нарядными, а для

этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и просит их свернуть в

трубочку ленточки: одну короткую – поясок для куклы, другую длинную –

поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают

пояски игрушкам. Игрушки радуются и кланяются. Но затем игрушки хотят

поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их

игрушкам. Обнаруживается, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для

куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и

расстелить их рядом на столе, затем накладывает короткую ленточку на

длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т.е. даёт

10

название качества величины – длина. После этого воспитатель показывает

детям две картонные полоски – длинную и короткую, Показывает детям, как

можно сравнить полоски с ленточками путём накладывания и сказать какая

из них короткая, а какая – длинная.

Дидактическая игра «Справа как слева»

Цель: Освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

Содержание.

Матрёшки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно

дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети

рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая –

вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка – человечек тот –

девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот – мальчишка». Дети

рассматривают рисунок.

Дидактическое упражнение «Скажи как я»

Цель:

Развитие

слухового

внимания,

фонематического

слуха,

звукопроизношения.

Содержание.

Воспитатель предлагает детям внимательно слушать, как он произносит

слова и повторять их так же. Воспитатель говорит слова то тихо, то громко,

то шепотом. Ответы могут быть как групповые, так и индивидуальные. Для

данного упражнения рекомендуется подбирать слова в произношении

которых дети испытывают затруднения.

Дидактическое упражнение «Секрет»

Цель:

Развитие

слухового

внимания,

фонематического

слуха,

звукопроизношения.

Содержание.

Воспитатель шёпотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести

их так же: кошка- ножка, мошка-ложка, сушки-ушки, мушки-кружки, мишка-

мышка, шишка- книжка, замок-замок, пили-пили, кружки-кружки (разный

ударный слог).

Воспитатель добивается, чтобы все дети слушали внимательно, произносили

слова шепотом, отчетливо, в той последовательности, которую предлагает

педагог.

Дидактическое упражнение «Угадай, кто кричит

Цель: воспитание у детей умения сосредотачивать слуховое внимание.

Рече-двигательная игра «Солнце или дождик?»

Цель: учить детей выполнять действия согласно разному звучанию бубна.

Воспитывать у детей умение переключать внимание.

11

Дидактическое упражнение «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Дидактическое упражнение «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Дидактическое упражнение «Что происходит в природе?»

Цель:

закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в

предложении.

Дидактическое упражнение «Горячий – холодный»

Цель:

закрепление в определении и словаре ребёнка противоположных

признаков предметов или слов антонимов.

Дидактическое упражнение «Кто может совершать эти действия?»

Цель:

активизация глагольного словаря детей, развитие воображения,

памяти, ловкости.

Дидактическое упражнение «Кто кем был?»

Цель:

расширение словаря, развитие мышления, закрепление падежных

окончаний.

Дидактическое упражнение «Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Дидактическое упражнение «Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Дидактическое упражнение «Что бывает осенью?»

Цель: учить времена года, их последовательности и основным признакам.

Дидактическое упражнение «Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Рече-двигательная игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель:

закрепление умения детей выделять общий признак в словах,

развивать способность к обобщению.

Дидактическое упражнение «Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

12

Дидактическая игра «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление

навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Дидактическая игра «Что бывает круглым?»

Цель:

расширение

словаря

детей

за

счёт

прилагательных,

развитие

воображения, памяти, ловкости.

Дидактическое упражнение «Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Рече-двигательная игра «Угадай, кто идёт?»

Цель: учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Дидактическая игра «Эстафета»

Цель:

активизация глагольного словаря (подобрать слово - действие по

смыслу).

Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»

Цель: Расширение глагольного словаря по данной теме (Г. Сапгир).

Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Дидактическая игра «Кто больше знает?»

Цель: развивать память детей; обогащать их знания о предметах,

воспитывать такие качества личности, как находчивость.

Дидактическая игра «Скажи по-другому»

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Дидактическая игра «Найди различие»

Цель: развивать у детей наблюдательность.

Дидактическая игра «Кузовок»

Цель: развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление;

развивать сообразительность.

Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»

Цель: развивать внимание, мышление.

Дидактическая игра «Назови три предмета»

13

Цель: упражнять детей в классификации предметов (мебель: стол, стул,

кровать).

Дидактическая игра «Прятки»

Цель:

учить

понимать

правильно

использовать

в

речи

предлоги

с

пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Дидактическая игра «Один-много»

Цель: учить изменять слова по числам.

1.2.3 Методический материал для работы с детьми 3-4 лет по развитию

речи

Наглядно-дидактические пособия

«Кем быть?» А. Дорофеева;

«Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова;

«Хорошо или плохо» (серия «Зеркало»);

«Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко;

«Найди различие» («Забавы в картинках»);

«Азбука в загадках» В.Г. Дмитриева;

«Уроки грамоты» («Школа семи гномов»);

«Скороговорки»;

«Пословицы»;

«Развиваем речь» В.Г. Дмитриева;

«Учимся говорить» В. Зуева;

«Азбука за азбукой» И. Гурина;

«Логика мышления» («Школа семи гномов»);

«Я говорю! 3+» Е Молчанова;

«Говорим правильно!» (Альбом по развитию речи В.С. Володина);

«Звуки гласные и согласные» Артюшина А.Н.;

«Весёлые игры со словами» Артюшина А.Н.;

«Игры речи» Е. Молчанова;

«От слова к рассказу» Земцова О.Н.

Методическая литература

«Развитие звуковой культуры. Планирование и содержание игровых блоков и

занятий» И.А. Модина;

«Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова»;

«Игры с детьми 3-4 лет» (ж/л «Воспитатель ДОУ»);

«Умный ребёнок» Э. Заболотная;

«Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет» П.Н. Лосева;

«Развивающие игры для дошкольников» Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева;

14

«Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушина;

«Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. Пальчиковые

игры»;

«Игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко;

«Речевые игры и упражнения» (серия «Развитие речи и культуры общения»).

Заключение

В ходе использования методического пособия «Дидактическая игра как

метод активного развития речи у младших дошкольников» были сделаны

следующие выводы:

1. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей

дошкольного

возраста,

формой

обучения,

самостоятельной

игровой

деятельностью и эффективным средством развития речи детей. Следует

учесть, что от разнообразия игры, от ее содержания,

эмоциональной и

интеллектуальной насыщенности зависит качество освоения детьми родной

речи. Игра не только помогает детям осваивать фонетическую сторону речи,

но и учит понимать лексическое значение слов.

2. Дидактические, речевые игры и упражнения способствовали развитию

связной устной речи детей, которые стали шире использовать разные части

речи для общения в повседневной жизни (выражать свои мысли, чувства,

желания). Дети проявляют любознательность, задают много вопросов,

сопровождают речью свою деятельность, с удовольствием играют в

предложенные речевые игры не только с педагогом, но и самостоятельно.

3.

В

силу

возрастных

особенностей

у

многих

детей

еще

не

сформирована

четкая

произносительная

сторона

отдельных

звуков

(например, шипящих, свистящих, сонорных). В этом случае работа по

формированию у детей правильного звукопроизношения будет продолжена, а

методическое пособие будет дополнено новым речевым материалом.

Список используемых источников

15

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2007.

2. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева по программе «От

рождения до школы» «Комплексные занятия» 2012г.

3. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для

воспитателя дет. сада.-2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1983. -144с.,

ил.

4. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука

общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и

сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – СПб., 2007.

5. Интернет-ресурсы.



В раздел образования