Напоминание

"Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и сознательно прbменять их в целях укрепления здоровья."


Автор: Антонова Маргарита Александровна
Должность: учитель физической культыры
Учебное заведение: МБОО "Лицей села Верхний Мамон"
Населённый пункт: Верхний Мамон
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и сознательно прbменять их в целях укрепления здоровья."
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься

физическими упражнениями и сознательно применять их в целях

укрепления здоровья

Я считаю, что здоровье – совокупность физических и духовных качеств

человека, которые являются основой его долголетия и необходимым

условием осуществления творческих планов.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа

формирования личности.

Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении

здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызывает то

обстоятельство, что болезни стали широко распространяться среди

школьников. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней

взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-

25% ослабленных детей, то сейчас число "физиологически незрелых"

новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного

возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10 % детей

приходят в школу абсолютно здоровыми.

Основы физического воспитания закладываются с раннего возраста. Оно

является неотъемлемой частью формирования будущего поколения граждан

нашего государства. Цель физического воспитания в школе -

совершенствование физического развития учащихся и привлечение к

занятиям спортом, пропаганда здорового образа жизни, улучшение здоровья.

Снижение двигательной активности младшего и среднего школьного

возраста приводит к заболеваниям опорно-двигательной системы и

ожирению детей. Не секрет, что и в школе, и дома дети большую часть

времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, за

компьютером и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные

группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и

работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение

осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного

развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости,

гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.

Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное

отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по

данным большинства исследований, 30-40 % наших детей имеют

избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше

1

заболеваемость ОРВИ. Таким образом, интенсивность физического

развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.

Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить

данные проблемы.

1. Цели и задачи деятельности учителя по физической культуре

• содействие всестороннему развитию личности;

• воспитание активно развитой личности.

Основными задачами в школе по физическому воспитанию являются:

1. Охрана и укрепление здоровья детей;

2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков

ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие

физических качеств;

3. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься

физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха;

4. Тренировки и укрепления здоровья;

5. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры.

6. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию

психических процессов и свойств личности.

Одна из важнейших условий повышения объема двигательной

активности школьников, улучшения их физической подготовленности и

укрепления здоровья. С помощью них во многом может быть решена

проблема воспитания привычки и потребности систематически заниматься

физическими упражнениями, ориентирующих школьника на

целенаправленное укрепление здоровья, углубленное развитие физических

качеств и способностей, оптимизацию работоспособности, предупреждение

заболеваемости, формирование элементарных знаний о личной гигиене,

системе закаливающих процедур и режиме дня.

Дополнительное образование детей как физкультурно - оздоровительное

направление, представлено в общеобразовательных учреждениях столицы

организованными занятиями в секциях по видам спорта во внеучебное время

и является логическим продолжением учебной работы. Целенаправленный

процесс воспитания и обучения посредством внедрения дополнительных

образовательных программ, во взаимосвязи с общим обязательным

образованием, включает не только мощную интеллектуальную

составляющую, которая создает основу для формирования положительной

мотивации к познанию и творчеству, но и помогает сохранять и укреплять

2

здоровье школьников, формируя у них целостное представление о

физической культуре.

Установлены возрастные этапы начала занятий различными видами

спорта на время начальной, учебно-тренировочной подготовки и в период

спортивного совершенствования. На всех этапах занятий детей в секциях по

видам спорта во внеучебное время сохраняется преобладающее значение

разносторонней, общей физической подготовки, направленной на сохранение

и укрепление здоровья школьников.

Спортивно-массовые мероприятия в общеобразовательных учреждениях

представлены смотрами-конкурсами, соревнованиями, спортивными

праздниками, Днями здоровья и спорта. Смотры-конкурсы для обучающихся

1 - 4 классов «Знаю и умею», «Мой друг мяч», «Футбол класс» разработаны

с учетом учебной программы по физической культуре. Они позволяют

определить уровень компетенции обучающихся младшего школьного

возраста по знаниям, формированию умений и воспитанию физических

качеств по учебному предмету «Физическая культура.

Очень важно осуществлять реализацию гуманистического подхода на

уроках физкультуры.

Мотивация физкультурно-спортивных занятий

Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом

является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения

проблемы. Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-

спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни,

так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность детей

обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями

привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им

удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких

занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого

процесса физкультурной активности.

Ученые и психологи сходятся во мнении, что большое значение на

формирование у школьников положительного отношения к занятиям

физическими упражнениями, имеет работа учителя физической культуры.

Указывается также, что работе по формированию у школьников потребности

в физическом совершенствовании должна быть подчинена вся система

учебно-воспитательной работы школы.

3

Формы и методы работы на уроках физической культуры

Использование игрового и соревновательного методов для повышения

двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками

физической культуры.

Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся

взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны

строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения

определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а

дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся.

Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна

является одним из основных средств и методов воспитания. Понятие

игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности

игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо

общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или

элементарными подвижными играми В большинстве игр воссоздаются

довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие

отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также

типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно

направленные стремления.

Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает

глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере

двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует

созданию положительного эмоционального фона на занятиях и

возникновению чувства удовлетворенности , что в свою очередь создает

положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать

положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям

физическими упражнениями так же, как игровой метод. Соревновательный

метод в процессе физического воспитания используется как в относительно

элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет

о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия, во втором - о

самостоятельной относительной форме организации занятий. Основная

определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в

условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или

возможно высокое достижение. Фактор соперничества в процессе

состязаний, а также условия организации и проведения создают особый

4

эмоциональный и физиологический фон, которые усиливает воздействие

физических упражнений и может способствовать максимальному

проявлению функциональных возможностей организма. Соревновательный

метод также характеризуется наличием правил ведения состязаний, что

помогает избежать отрицательных эмоций при подведении итога. В силу

вышеназванных особенностей при правильной организации

соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и

дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности

занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.

Игра и соревнование, в силу присущих им психологических

особенностей, вызывают сильный эмоциональный отклик у учащихся.

Для повышения активности школьников на уроках физической культуры

проводится достаточное количество внутри школьных мероприятий, многие

из которых стали для нас традиционными.

Творческий подход к применению игрового и соревновательного

методов упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет

создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствует

появлению удовлетворенности школьников уроками физическое культуры.

Заключение

• Удовлетворенность - это необходимый компонент отношения

школьников к урокам физической культуры

• На уроках ученик должен, прежде всего, получать удовлетворение от

того, что он делает. Поэтому педагогу, чтобы учебный процесс был более

эффективным, необходимо знать о наличии у учащихся удовлетворенности

уроками, а при её отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.

• Для повышения двигательной активности и достижения

удовлетворенностью уроками физической культуры педагогу необходимо

использовать игровые и соревновательные методы.

5



В раздел образования