Автор: Антонова Маргарита Александровна
Должность: учитель физической культыры
Учебное заведение: МБОО "Лицей села Верхний Мамон"
Населённый пункт: Верхний Мамон
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и сознательно прbменять их в целях укрепления здоровья."
Раздел: среднее образование
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься
физическими упражнениями и сознательно применять их в целях
укрепления здоровья
Я считаю, что здоровье – совокупность физических и духовных качеств
человека, которые являются основой его долголетия и необходимым
условием осуществления творческих планов.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа
формирования личности.
Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении
здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызывает то
обстоятельство, что болезни стали широко распространяться среди
школьников. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней
взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-
25% ослабленных детей, то сейчас число "физиологически незрелых"
новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного
возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10 % детей
приходят в школу абсолютно здоровыми.
Основы физического воспитания закладываются с раннего возраста. Оно
является неотъемлемой частью формирования будущего поколения граждан
нашего государства. Цель физического воспитания в школе -
совершенствование физического развития учащихся и привлечение к
занятиям спортом, пропаганда здорового образа жизни, улучшение здоровья.
Снижение двигательной активности младшего и среднего школьного
возраста приводит к заболеваниям опорно-двигательной системы и
ожирению детей. Не секрет, что и в школе, и дома дети большую часть
времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, за
компьютером и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные
группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и
работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение
осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного
развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости,
гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.
Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное
отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по
данным большинства исследований, 30-40 % наших детей имеют
избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше
1
заболеваемость ОРВИ. Таким образом, интенсивность физического
развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.
Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить
данные проблемы.
1. Цели и задачи деятельности учителя по физической культуре
• содействие всестороннему развитию личности;
• воспитание активно развитой личности.
Основными задачами в школе по физическому воспитанию являются:
1. Охрана и укрепление здоровья детей;
2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков
ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие
физических качеств;
3. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься
физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха;
4. Тренировки и укрепления здоровья;
5. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры.
6. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию
психических процессов и свойств личности.
Одна из важнейших условий повышения объема двигательной
активности школьников, улучшения их физической подготовленности и
укрепления здоровья. С помощью них во многом может быть решена
проблема воспитания привычки и потребности систематически заниматься
физическими упражнениями, ориентирующих школьника на
целенаправленное укрепление здоровья, углубленное развитие физических
качеств и способностей, оптимизацию работоспособности, предупреждение
заболеваемости, формирование элементарных знаний о личной гигиене,
системе закаливающих процедур и режиме дня.
Дополнительное образование детей как физкультурно - оздоровительное
направление, представлено в общеобразовательных учреждениях столицы
организованными занятиями в секциях по видам спорта во внеучебное время
и является логическим продолжением учебной работы. Целенаправленный
процесс воспитания и обучения посредством внедрения дополнительных
образовательных программ, во взаимосвязи с общим обязательным
образованием, включает не только мощную интеллектуальную
составляющую, которая создает основу для формирования положительной
мотивации к познанию и творчеству, но и помогает сохранять и укреплять
2
здоровье школьников, формируя у них целостное представление о
физической культуре.
Установлены возрастные этапы начала занятий различными видами
спорта на время начальной, учебно-тренировочной подготовки и в период
спортивного совершенствования. На всех этапах занятий детей в секциях по
видам спорта во внеучебное время сохраняется преобладающее значение
разносторонней, общей физической подготовки, направленной на сохранение
и укрепление здоровья школьников.
Спортивно-массовые мероприятия в общеобразовательных учреждениях
представлены смотрами-конкурсами, соревнованиями, спортивными
праздниками, Днями здоровья и спорта. Смотры-конкурсы для обучающихся
1 - 4 классов «Знаю и умею», «Мой друг мяч», «Футбол класс» разработаны
с учетом учебной программы по физической культуре. Они позволяют
определить уровень компетенции обучающихся младшего школьного
возраста по знаниям, формированию умений и воспитанию физических
качеств по учебному предмету «Физическая культура.
Очень важно осуществлять реализацию гуманистического подхода на
уроках физкультуры.
Мотивация физкультурно-спортивных занятий
Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом
является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения
проблемы. Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-
спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни,
так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность детей
обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями
привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им
удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких
занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого
процесса физкультурной активности.
Ученые и психологи сходятся во мнении, что большое значение на
формирование у школьников положительного отношения к занятиям
физическими упражнениями, имеет работа учителя физической культуры.
Указывается также, что работе по формированию у школьников потребности
в физическом совершенствовании должна быть подчинена вся система
учебно-воспитательной работы школы.
3
Формы и методы работы на уроках физической культуры
Использование игрового и соревновательного методов для повышения
двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками
физической культуры.
Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся
взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны
строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения
определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а
дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся.
Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна
является одним из основных средств и методов воспитания. Понятие
игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности
игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо
общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или
элементарными подвижными играми В большинстве игр воссоздаются
довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие
отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также
типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно
направленные стремления.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает
глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере
двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует
созданию положительного эмоционального фона на занятиях и
возникновению чувства удовлетворенности , что в свою очередь создает
положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать
положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям
физическими упражнениями так же, как игровой метод. Соревновательный
метод в процессе физического воспитания используется как в относительно
элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет
о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия, во втором - о
самостоятельной относительной форме организации занятий. Основная
определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в
условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или
возможно высокое достижение. Фактор соперничества в процессе
состязаний, а также условия организации и проведения создают особый
4
эмоциональный и физиологический фон, которые усиливает воздействие
физических упражнений и может способствовать максимальному
проявлению функциональных возможностей организма. Соревновательный
метод также характеризуется наличием правил ведения состязаний, что
помогает избежать отрицательных эмоций при подведении итога. В силу
вышеназванных особенностей при правильной организации
соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и
дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности
занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.
Игра и соревнование, в силу присущих им психологических
особенностей, вызывают сильный эмоциональный отклик у учащихся.
Для повышения активности школьников на уроках физической культуры
проводится достаточное количество внутри школьных мероприятий, многие
из которых стали для нас традиционными.
Творческий подход к применению игрового и соревновательного
методов упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет
создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствует
появлению удовлетворенности школьников уроками физическое культуры.
Заключение
• Удовлетворенность - это необходимый компонент отношения
школьников к урокам физической культуры
• На уроках ученик должен, прежде всего, получать удовлетворение от
того, что он делает. Поэтому педагогу, чтобы учебный процесс был более
эффективным, необходимо знать о наличии у учащихся удовлетворенности
уроками, а при её отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.
• Для повышения двигательной активности и достижения
удовлетворенностью уроками физической культуры педагогу необходимо
использовать игровые и соревновательные методы.
5